армия и оружие

Невезучий партнер «шишиги» — ГАЗ-62

В 1939 году Горьковский автозавод начал разработку перспективного поколения грузовых автомобилей. Кроме гражданской версии хотели создать армейскую машину со стандартной базой, но укороченным вариантом под названием ГАЗ-62.

Стремительно начавшаяся война резко перечеркнула все планы, к этой идее создания малогабаритного грузовика вернулись только в 50-е годы прошлого века. Правда, многочисленные проблемы не позволили развернуть массовое производство ГАЗ-62.

Содержание

  • История появления первой модификации ГАЗ-62
  • Особенности прототипа первой модели
  • Конструкция
  • Модельный ряд
  • Первый образец
  • Второй образец
  • Третий образец
  • ГАЗ-62Б и П
  • Технические характеристики
  • Источники
  • История появления первой модификации ГАЗ-62

    Автомобиль ГАЗ-62 первой серии был выпущен в 1940 году в качестве опытного образца.

    Горьковский автозавод к тому времени уже почти полностью перепрофилировался на выпуск автотехники для нужд армии, так как начало войны оставалось лишь вопросом времени.

    В те годы сухопутные войска испытывали огромную потребность в легких высокопроходимых автомобилях, предназначенных для транспортировки личного состава и прочих нужд.

    В 1930-х годах завод старался освоить выпуск шестиколесных грузовых машин с рабочей формулой 6Х4, но все опытные экземпляры не обладали достаточной проходимостью и застревали с грузом даже на сильно разбитых грунтовых дорогах, поэтому все дальнейшие работы в этом направлении были свернуты, а многие конструкторы сурово наказаны, как враги народа.

    Попытки самостоятельной разработки полноприводных автомобилей ни к чему не привели, поэтому пришлось закупать не только американские вездеходы, но и специальное оборудование, предназначенное для изготовления шарниров угловых скоростей. Только после этого конструкторы смогли создать свою разработку, получившую индекс ГАЗ-62.

    Особенности прототипа первой модели

    Самой главной особенностью первого ГАЗ-62 стала оригинальная раздаточная коробка, работающая в следующих режимах:

    • Нейтральная, когда передача мощности колесам не работала;
    • Включение одного переднего моста;
    • Включение обоих мостов;
    • Включение двух мостов через демультипликатор, который имел передаточное отношение 1,82:1.

    Чтобы максимально повысить проходимость нового автомобиля, конструкторы оборудовали его самым мощным двигателем, который был в линейке ГАЗ на то время. Этот мотор имел мощность в 76 л.с, а его объем составлял 3,48 литра. В настоящее время подобная мощность выглядит просто смешно, но в 1940 году она представляла собой серьезную цифру.

    Чтобы довести проходимость машины до максимума, инженеры-конструкторы решили снабдить его новыми шинами 34х7 дюймов, с «зубастым» протектором системы «Граун-Прип». Уже по названию можно определить, что данные колеса были скопированы с американских грузовиков.

    А вот с установкой коробки передач конструкторы поторопились. Вместо того, чтобы разработать новый агрегат, было принято решение установить КПП от ГАЗ-ММ. Так как новый автомобиль должен был перевозить грузы до 2 тонн, это было явно не самое лучшее решение.

    Сделав несколько опытных образцов ГАЗ-62, инженеры начали масштабные испытания. Вот что они показали:

    • На асфальте полностью груженый автомобиль с легкостью набирал 85 км/ч. Кроме того, было несколько вариантов с модернизированным двигателем, имевшим алюминиевую голову блока. Этот двигатель развивал 85 л.с. и разгонялся до 88 км/ч;
    • Грузовики с легкостью преодолевали водные преграды и грязь глубиной до 400 мм;
    • Травянистые склоны с углом до 20 градусов тоже не представляли проблем для ГАЗ-62;
    • Автомобиль мог двигаться по снежной целине, для этого на задние колеса надевались специально разработанные цепи. С ними машина с легкостью ехала по снегу глубиной до 600 мм.

    Что касается расхода топлива, то в архивах завода нашлись совершенно невероятные цифры. На дорогах с хорошим покрытием, автомобиль расходовал около 16 литров бензина на 100 км пробега. Правда, при этом скорость не должна превышать 40 км/ч. Современные владельцы схожих автомобилей, таких как ГАЗ-66, только посмеются над таким расходом.

    Сопоставив данные двигателя ГАЗ-62, удалось вывести эксплуатационный расход автомобиля. На дорогах с твердым покрытием он мог достигать 25 литров, в грязи – до 60 литров на 100 км.

    Конструкция

    Автомобиль ГАЗ-62 оснащались рамным шасси, на котором монтировался 80-сильный бензиновый двигатель с форкамерно-факельным принципом воспламенения смеси. Низкая степень сжатия позволяла использовать в качестве топлива бензин сорта А-66, запас хранился в 105-литровом баке.

    Мотор сохранил нижнеклапанную схему газораспределения, для охлаждения использовалась принудительная циркуляция воды. В головке имелся дополнительный впускной клапан, подававший обогащенную рабочую смесь в предкамеру.

    Задняя поперечина рамы ГАЗ-62 оборудовалась буксировочной проушиной с резиновым демпфером, позволявшей буксировать прицепы весом до 1200 кг.

    Двигатель соединялся при помощи однодискового сцепления с 4-скоротной коробкой передач, частично оборудованной синхронизаторами. На картере коробки автомобиля монтировался компрессор для подкачки камер колес. Снижение давления в шинах предполагалось перед преодолением участков со слабым грунтом.

    Крутящий момент от коробки ГАЗ-62 передавался на 2-ступенчатый редуктор с понижающей скоростью, а от него – на ведущие мосты. Раздаточная коробка позволяла отключить привод на передние колеса. Картер крепился на равном расстоянии от мостов, что потребовало введения дополнительного карданного вала, соединявшего коробку скоростей и раздаточный механизм.

    Балки мостов автомобиля устанавливались на листовых рессорах с заделкой концов в резиновые подушки. На каждой оси монтировалось по 2 амортизатора.

    Конструкция мостов аналогична примененной на ГАЗ-66, но колея несколько уменьшена. В ступицах передних колес введены зубчатые муфты, позволявшие разобщить колеса с приводными валами. Тормозная система гидравлического типа без усилителя, барабанные механизмы расположены на ступицах колес.

    Для разворота использовался червячный рулевой механизм, частично позаимствованный от ЗиЛ-164, не оснащенный усилителем.

    Кабина, рассчитанная на водителя и пассажира, оснащена 2-секционным ветровым стеклом, расположенным в откидной раме. Крыша и задняя стенка выполнены из брезента. Сложенные элементы позволяли вписать грузовик в отсеки транспортных самолетов десантной авиации. Для перевозки десанта применялись откидные лавки, размещенные вдоль бортов.

    Под лавками расположили контейнеры, в которых находились элементы конструкции (батарея и ламповый подогреватель двигателя) и принадлежности к автомобилю. Конструкция платформы позволяла разместить носилки.

    Модельный ряд

    С учетом истории создания, модельный ряд ГАЗ-62 представлен тремя основными образцами, в определенной степени независимыми друг от друга. Каждая машина имеет конструктивные и технические отличия. Хотя основной моделью принято считать именно последний образец, получивший серийное производство.

    Первый образец

    Первая опытная модель ГАЗ-62 собрана в 1940 году. Для новой машины использовался шестицилиндровый мотор от ГАЗ-11 объемом 3,48 литра и мощностью в 76 л. с.

    Рычаг раздаточной коробки имел четыре позиции:

    • задний ход;
    • жесткое включение обоих мостов;
    • нейтральное положение;
    • активация мостов с передаточным соотношением 1,82:1.

    Кабина машины была сделана на основе ГАЗ-ММ. Отличие — увеличенный размер капота, поскольку был задействован другой двигатель. Решетка радиатора оригинальная. Позже данную версию модернизировали, заменив чугунные головки цилиндров на алюминиевые. Это увеличило мощность до 85 л. с.

    С полной загрузкой данная модель развивала скорость в 88 км/ч. Для движения по снегу имелись грунтозацепы и браслетные цепи. Грузовик мог преодолевать сугробы высотой до 60 см.

    Второй образец

    Вторая модель автомобиля ГАЗ-62 появилась в 1952 году. Был сохранен мотор от первого образца. Скорость машины сохранилась на аналогичном уровне — до 85 км/ч. Грузоподъемность составила 1,2 тонны или 11 человек.

    Среди инноваций выделяют следующие решения:

    • резиновые подушки в заделках рессор;
    • применение задних рессор переменной жесткости для плавности хода;
    • в кабине появилось отопительное оборудование.

    В ходе армейских испытаний были выявлены недостатки, которые планировалось устранить в ближайших модернизациях. В итоге конструкция дополнилась герметичными барабанными тормозами, препятствующими воздействию грязи и влаги на механизмы.

    Однако позже от данного решения пришлось отказаться: длительная эксплуатация показала сложность полевого обслуживания и ремонта тормозной системы. Одновременно с этим скапливающаяся внутри пыль сильно изнашивала механизмы, приводя к скорым поломкам.

    Третий образец

    Третья модель грузовика ГАЗ-62 получила грузоподъемность в 1,1 тонну или 12 человек. Хотя образец и проектировался с нуля, многие решения перешли от предыдущих моделей. К примеру, сохранился двигатель.

    Была задействована четырехступенчатая коробка передач. Раздаточный механизм собран с нуля и имел двухступенчатый редуктор с двумя передачами — высшей и низшей. Отсутствие в трансмиссии межосевого дифференциала снизило нагрузку на нее.

    Крепление раздаточного механизма и коробки передач к поперечинам обеспечивалось коротким карданным валом. Еще два вала передавали крутящий момент на ведущие мосты.

    Рулевой механизм сконструирован из глобоидального червяка и двойного ролика. Сохранилась кинематика рулевой трапеции. Поперечная тяга располагалась позади передней оси.

    Электрооборудование машины обеспечивало мощность в 12 Вт. Для предотвращения сложностей запуска в мороз имелся ламповый термосифонный подогреватель. При необходимости можно было использовать самовытягивающую лебедку, подключенную к коробке отбора мощности.

    ГАЗ-62Б и П

    Модификации ГАЗ-62Б и П разрабатывались на базе второй модели в 1956 году. Отличительная особенность — колесная формула 8х8. Четырехскоростная трансмиссия оставалась стандартной, оснащалась одним раздаточным механизмом. Основные передачи второго и третьего моста имели одинарные конические пары.

    Другая особенность ГАЗ-62Б — авторегулировка давления в шинах. Таковая применялась впервые в советском машиностроении. Для грузовика использовали мотор мощностью в 94,5 л. с. При полной загрузке в 4,2 тонны грузовик развивал скорость до 80 км/ч.

    Несмотря на определенные преимущества, машина так и не получила серийного производства. Формула 8х8 оказалась неэффективной: грузовик уже на первых тестах не показал никаких преимуществ, делающих его производство выгодным и востребованным.

    Технические характеристики

    В ГАЗ 62 технические характеристики рассматривают на основе третьей модели, получившей серийное производство.

    Среди ее показателей выделяют:

    • грузоподъемность — 1100 кг;
    • допустимая масса прицепа — 1200 кг;
    • полный вес без лебедки — 3670 кг;
    • длина — 4,85 м;
    • ширина — 2,1 м;
    • высота без нагрузки — 2,25 м;
    • колесная база — 2,7 м;
    • дорожный просвет (клиренс) — 0,285 м;
    • мощность двигателя при 3 тыс. оборотах — 80 л. с.;
    • привод — задний или полный;
    • шины специальные с бортовым кольцом, 11,00-16;
    • емкость бака — 105 л;
    • расход топлива при скорости в 40 км/ч — 16 л на 100 км;
    • топливо — А-66.

    Двигатель шестицилиндровый, четырехтактный, работает на жидкостном охлаждении. Коробка передач четырехступенчатая, с синхронизаторами на 3-й и 4-й передаче. Раздаточная коробка с понижающей передачей и отключаемым передним мостом.

    Источники

    • https://gun-35.ru/znaki-otlichiya/gaz-62-gruzovoj-avtomobil-tehnicheskie-harakteristiki-tth-istoriya-sozdaniya-konstruktsiya-primenenie.html
    • https://warbook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/gaz-62/
    • https://warways.ru/gruzovye-mashiny/gaz-62.html
    • https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/gaz-62/

    Машины Автор статьиВиктор ГеннадьевичОтставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.Написано статей482

    Источник: army-today.ru

    LEAVE A RESPONSE