армия и оружие

Неудачливый младший брат Т-34 – танк Т-50

Легкий танк Т-50 был создан преемником боевых машин Т-26, которые не могли противостоять огню противотанковой артиллерии. Новый танк получил корпус с наклонными броневыми листами, дизельным двигателем и торсионной подвеской.

Но, даже не смотря на высокие оценки, которые дало командование РККА по результатам боевого применения, крупномасштабное производство танков Т-50 так и не началось. Поэтому Красная Армия в начале Великой Отечественной войны использовала устаревшие машине Т-26 и легкие танки Т-70, которые уступали Т-50 по всем параметрам.

Создавался с учетом опыта боевого применения танка Т-26 в финской войне и результатов испытаний в СССР немецкого танка Pz. III, у которого был позаимствован ряд конструктивных решений (трехместная башня, командирская башенка и т. д.).

Принят танк на вооружение в феврале 1941 года. Производился на заводе № 174 имени К. Е. Ворошилова. С июля 1941 до февраля 1942 года изготовлено 65 единиц.

Содержание

  • История создания
  • Описание конструкции танка Т-50
  • Технические характеристики танка Т-50
  • Модификации
  • Боевое применение Т-50
  • Источники
  • История создания

    В начале 30-х годов прошлого века на вооружение РККА поступил легкий танк Т-26, который массово выпускался в нескольких модификациях. Но уже в середине десятилетия технологический и технический прогресс в танкостроении привели к постепенному устареванию машины, которое к 1940 году обещало стать катастрофическим. Первой попыткой создания преемника стал опытный танк Т-111, проходивший испытания весной 1938 года, но не получивший дальнейшего развития.

    Война с Финляндией лишний раз подчеркнула слабое бронирование Т-26, что привело к появлению предложений увеличить толщину листов до 30-40 мм вместо 15 мм. Одновременно завод №174 получает задание на разработку принципиально новой машины с противоснарядной защитой и рядным дизельным двигателем, созданным на основе В-2. К этому времени существовали наработки конструкторов завода №185, которые предлагали вариант модернизации Т-26 с заменой ходовой части.

    После объединения конструкторских групп разработки получили обозначения 126-2 и 126-1 соответственно. Первым был изготовлен вариант 126-1, который вышел на испытания в 1940 году. Военные забраковали машину, которая базировалась на старом корпусе Т-26, не допускавшем установки мощного дизеля с увеличенными габаритами. Одновременно заказчики отвергли проект 126-2, поскольку хотели получить легкую машину, максимально унифицированную с перспективным в то время средним танком А-32 (впоследствии ставшим Т-34).

    Новые разработки привели к созданию 2-х прототипов 126(СП), которые отличались толщиной защиты и вооружением.

    Но в тот момент в распоряжение руководства ГБТУ попали результаты испытаний немецких танков Pz.Kpfw.III, которые привели к изменениям концепции применения танковых частей. Теперь РККА требовались скоростные машины, имевшие защиту от огня 37 мм противотанковой артиллерии. Наиболее соответствующими требованиям стали Т-126(СП) и Т-34, которые имели один общий недостаток – высокую стоимость.

    Доработанные прототипы легких танков предоставили конструкторские бюро Кировского завода и предприятие №174. В начале 1941 года были проведены сравнительные испытания, где техника показала близкие результаты, но военные отдали предпочтение разработке завода №174. Уже в феврале 1941 года, т.е. до окончания испытаний, машину приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-50.

    Официальное одобрение серийного выпуска последовало 12 апреля того же года, причем производство стартовало на заводе №174 по обходным технологиям. Полноценный выпуск планировалось развернуть не ранее 4 квартала, а выйти на запланированные объемы в следующем году. Но начавшая война спутала все планы, завод уже в июле был частично разрушен налетами германской авиации. Всего до момента эвакуации в Ленинграде собрали 50 машин. После эвакуации в город Чкалов завод изготовил из задела деталей еще 25 машин, плюс восстановил некоторое количество разбитых в боях танков.

    На момент своего появления танк Т-50 являлся уникальной машиной, поскольку броня обеспечивала защиту от огня орудий калибром до 45 мм на дистанциях более 600 м.

    Ни один иностранный легкий танк не обеспечивал такой защиты экипажу. Но к концу 1941 года броня толщиной 37 мм перестала удовлетворять требованиям. Специалисты Ленинградского завода №174 предложили установку дополнительных экранов из 15 мм листа на лобовой части корпуса и бортах башни.

    Подобная доработка коснулась части построенных танков Т-50, встречалась только на машинах Северо-Западного и Ленинградского фронтов. Для фиксации использовались болты, конструкция крепления была идентичной примененной на машинах Т-26 и КВ, которые модернизировались на заводе №174.

    Комитет Обороны СССР прилагал усилия по дальнейшему развертыванию производства танков Т-50 на производственных мощностях за Уралом. Но проблемы с выпуском силовых агрегатов и нараставший дефицит танков Т-34 привели летом 1942 года к временной приостановке работ по Т-50. К этому времени была подготовлена документация на упрощенный корпус, который планировалось сваривать полуавтоматами.

    Новая башня литой конструкции должна была иметь толщину 50 мм. Но эти наработки так и не пошли в серию, хотя в ходе войны предпринимались безуспешные попытки возродить производство Т-50.

    Описание конструкции танка Т-50

    Танк Т-50 имел обычную для советских машин компоновку — с отделением управления в носовой части, с боевым отделением в средней и МТО — в корме. Отделение управления занимал водитель, рабочее место которого незначительно сдвинуто от центра. Еще трое танкистов занимали боевое отделение. Заряжающий и наводчик по обе стороны орудия, и командир рядом с задней стенкой. По-над головой командира установлен командирский купол, который обеспечивал обзор в 180 градусов.

    Командирский купол и функциональное разделение обязанностей, было применено впервые в истории советского танкостроения. Командир танка Т-50 мог вести наблюдение не отвлекаясь на ведение огня.

    При сборке корпуса танка Т-50 применялись бронелисты 37, 30, 25, 15, 12 мм. Верхние, скуловые и лобовые листы стыковали под большими углами. По замыслу, это должно было гарантировать защиту от обстрела 37-40 мм БС.  В верхнем лобовом листе прорезан люк механика-водителя, крышка которого оборудована прибором наблюдения. Также имелся запасной наблюдательный «глаз» — смотровой прибор в виде броневого шара. Машины позднего выпуска взамен «глаза» оборудованы амбразурой с броневой пробкой. Эвакуационный люк находился сзади сидения водителя.

    Бронелисты крыши МТО крепили болтами, в самой крыше прорезаны воздухозабоники прямоугольной формы оборудованные сетками и жалюзи. Выброс горячего воздуха, как и выхлопных газов, происходил через щели в бортах кормовой части обустроенные над гусеницами.  Данная конструкция гарантировала довольно активное охлаждение двигателя и трансмиссии. В середине крыши над мотором танка Т-50 наличествовал люк прямоугольной формы. В передней детали крыши МТО, имелись, сделаны лючки для доступа к топливным бакам и заправочным горловинам радиатора.  Посередине кормового листа, был прямоугольный люк довольно больших размеров, для обслуживания трансмиссии. Люк закрывала крышка.

    Для изготовления башни использовали катанные бронелисты толщиной 37-мм (маска, борта и корма) и 15 (крыша) мм. Бортовые листы стояли под углом наклона 20 (правый и левый) и 15 (кормовой) градусов. Лобовая амбразура башни прикрывалась полукруглой броневой маской. В крыше башни танка Т-50 наличествовали два входных люка, которые закрывали крышки на петлях, отверстия для перископического прицела, а также вытяжного вентилятора с броневым колпаком.

    В неподвижной командирской башенке, которая изготавливалась штамповкой, имелось восемь смотровых щелей (на опытных образцах — семь) с приборами «Триплекс», закрывавшихся броневыми щитками. В крыше башенки был сделан сигнальный лючок.  В заднем листе, для демонтажа орудия, прорезан специальный люк, закрывавшийся крышкой. Через этот же люк загружали боекомплект и выбрасывали гильзы. Для стрельбы на самооборону оба борта башни имели амбразуры, а также приборы наблюдения. Аналогичная амбразура располагалась и в кормовом люке башни.

    Вооружение Т-50 заключалось в 45-мм ТП образца 1934 года и двумя спаренными с ней 7,62-мм пулеметами ДТ. Для наведения оружия использовали телескопический прицел ТОС и перископический ПТ -1. Начальная скорость БС весом 1,42 кг- 760 м/с, а 2,13 кг осколочного — 335 м/с. Дистанция прямой наводкой — 3600 м, наибольшая — 4800 м.  Наведения орудия- посредством ручных приводов. Боекомплект заключался в 150 выстрелах к орудию и 4032 патрона (набитых в 64 диска) к пулеметам ДТ. Наличествовали укладки на 24 гранаты Ф-1и 7,62-мм ПП ППД с б/к в 750 патронов.

    В двигательном отделении вдоль оси стоял дизель В-4 (300 л.с.) жидкостного охлаждения. Пуск дизеля посредством инерционного стартера — от электродвигателя либо вручную. Помимо этого, наличествовала система пневматического пуска. Совокупная вместимость 2-ух баков топлива, поставленных по сторонам дизеля, была 350 л. Запас хода по шоссе составлял 344 км. Для фильтрации воздуха применялся очиститель воздуха инерционно-масляного типа. С левой стороны двигателя имелись масляный бак в 30 литров, масляный фильтры, топливный фильтр, воздухоочиститель, водомасляный радиатор.

    Трансмиссия танка Т-50 включала КПП обеспечивавшую четыре передачи переднего и одну заднего хода, двухдисковый главный фрикцион сухого трения, два многодисковых бортовых фрикциона и два двухрядных бортовых редуктора. Для поворота танка использовались бортовые фрикционы. Подвеска — торсионная, состояла из шести двойных опорных катков с внутренней амортизацией, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы, трех поддерживающих катков и ведущего колеса заднего расположения. Гусеница танка Т-50 — мелкозвенчатая из 73 траков, литая, шириной 360 мм. Противопожарное оборудование состояло из ручного тетрахлорного огнетушителя.

    Опытные танки Т-50 снабжались р/с КРСТБ с антенной, на башне. Серийные машины радиостанций не имели. В качестве внутреннего переговорного устройства использовалось ТПУ-3 на три абонента. Для коммуникации командира с водителем имелась возможность связи с использованием светосигнального устройства (цветные лампочки).

    Технические характеристики танка Т-50

    Общая информация

    • Тип – легкий танк;
    • Боевая масса – 13,8 т;
    • Компоновочная схема  – классическая;
    • Экипаж – 4 человека;
    • Количество выпущенных – 75 штук.

    Размеры

    • Длина корпуса – 5200 мм;
    • Ширина корпуса – 2470 мм;
    • Высота – 2165 мм;
    • Клиренс – 350 мм.

    Бронирование

    • Тип брони  – стальная цементованная, высокой твердости;
    • Лоб корпуса (верх) – 37/50° мм/град;
    • Лоб корпуса (низ) – 45/225° мм/град;
    • Борт корпуса (верх) – 37/40° мм/град;
    • Борт корпуса (низ) – 37/90° мм/град;
    • Корма корпуса (верх) – 25/63° мм/град;
    • Корма корпуса (низ) – 37/10° мм/град;
    • Днище – 12-15 мм;
    • Крыша корпуса – 15 мм;
    • Лоб башни – 37/65-85° мм/град;
    • Маска орудия – 37 мм;
    • Борт башни – 37/20° мм/град;
    • Корма башни – 15/15° мм/град.

    Вооружение

    • Калибр и марка пушки  – 45-мм 20-К;
    • Длина ствола – 46 калибров;
    • Боекомплект пушки  – 150;
    • Прицелы – ТОС и ПТ-1;
    • Пулеметы  – 2 × 7,62-мм ДТ.

    Подвижность

    • Тип двигателя – дизельный;
    • Мощность двигателя – 300 л.с.;
    • Скорость по шоссе – 60 км/ч;
    • Скорость по пересеченной местности – 40 км/ч;
    • Запас хода по шоссе – 344 км;
    • Запас хода по пересеченной местности – 280 км;
    • Удельная мощность – 21,7 л.с./т;
    • Тип подвески – торсионная;
    • Удельное давление на грунт – 0,56 , кг/см²;
    • Преодолеваемый подъем – 40°;
    • Преодолеваемая стенка – 0,7 м;
    • Преодолеваемый ров – 2,2 м;
    • Преодолеваемый брод – 1,1 м.

    Модификации

    Официально Т-50 выпускали в одной серийной модификации, но ее можно разделить на два типа:

    • Базовый Т-50;
    • Упрощенная модель. Она имела 40-мм гомогенную броню, литую башню, а у некоторых танков этого типа не было командирской башенки.

    Также есть информация о том, что в ходе войны Т-50 прямо в полевых условиях оборудовали броневыми экранами.

    На базе Т-50 не выпускалось никаких других боевых машин, но было несколько проектов:

    • Т-127, с зауженным корпусом и более тонкой катаной броней, что уменьшало его массу;
    • Т-52 или Т-50-2, с более мощными пушками или даже 25-мм зенитной автоматической пушкой;
    • СУ-Т-50 – САУ на основе Т-50 с 76-мм пушкой.

    Все проекты из-за начала войны пришлось закрыть.

    Боевое применение Т-50

    О боевой карьере T-50 известно очень мало — к началу войны танк только начал поступать в части и изготовлено было не так много единиц (в советских, конечно, масштабах сравнения), большая часть которых оказалась на ленинградском направлении.

    С началом войны их производство свернули. Была попытка вновь наладить  выпуск Т-50 только в более упрощенном виде (начало 1942 г.), однако, выпустив 69 машин от этой идеи отказались. На этом карьера этого во всех смыслах замечательного и недооцененного танка завершилась.

    Всего было произведено 245 Т-50.

    Источники

    • https://warbook.club/voennaya-tehnika/tanki/t-50/
    • http://ww2tanki.ru/tanki-vtoroj-mirovoj/sovetskie-tanki-vtoroj-mirovoj-vojny/legkie-tanki-sssr/tank-t-50
    • https://tanki-tut.ru/ussr-russia/t-50/
    • http://armedman.ru/tanki/1937-1945-bronetehnika/legkiy-tank-t-50-sssr.html
    • https://all-wartechnique.ru/2018/11/spravka-tank-t50.html

    Танки Автор статьиВиктор ГеннадьевичОтставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.Написано статей482

    Источник: army-today.ru

    LEAVE A RESPONSE