США, Россия и Китай продолжают гонку космических вооружений, однако страны не проявляют заинтересованности в создании договора, регламентирующего поведение держав с космическими возможностями.
Космическая гонка времен «холодной войны» между США и Советским Союзом была начата в 1957 году, когда в октябре этого года Советы запустили первый искусственный спутник Земли. В нашем веке конкурентов за «захват высоты» в космосе три: присоединился Китай. Сейчас страны сфокусированы на тонкой настройке боевого функционала и возможностей противоспутникового оружия.
В конце далеких пятидесятых XX века Соединенные Штаты и СССР мирно конкурировали в развитии космических программ. Несмотря на то, что открытого конфликта не было, страны инициировали усиленный двусторонний шпионаж. Между державами шло откровенное соперничество, которое получало широкую огласку и среди граждан государств, и среди руководителей других стран.
Ситуацию изменило атмосферное ядерное испытание, проведенное США в 1962 году в Тихом океане, которое вывело из строя ряд искусственных спутников Земли. Джон Кеннеди, президент США того времени, объединился с Советским союзом при создании резолюции Декларации ООН (резолюция 1962 XVIII). Это был первый документ, регулирующий деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства. Вскоре в связи с Карибским кризисом, было введено новое правило: соглашение о запрете испытаний в атмосфере. А в 1967 году Брежнев и Джонсон подписали договор о космосе.
Космическая гонка вооружений началась с новой силой в 1970-х годах, когда СССР и США активно проводили испытания противоспутникового оружия. В конце 70-х страны начали переговоры по ограничению стратегических вооружений в рамках программ противоспутникового оружия, но тогда сверхдержавы не смогли договориться даже об определении «космическое оружие». А в 1983 году при Рональде Рейгане США запустили Стратегическую оборонную инициативу. Но в 1987 году прошла советская-американская встреча, на которой лидеры стран Горбачев и Рейган составили договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Гонка окончательно угасла с распадом СССР.
Раунд космического соперничества XXI века начался в 2001 году. США вышли из договора ПРО, который, по мнению их администрации, устарел, так как технологии, описанные в договоре, стали широко доступны. В начале 10-х годов XII века ведущие космические державы: США, Россия и Китай, — усилили государственную поддержку космической деятельности. Упомянутый Китай в 2007 году провел испытания противоспутникового оружия на территории своей страны. Продемонстрированная система ASAT позволяет поражать цели, находящие на орбите нашей планеты, с земли.
За последние 10 лет космические достижения шагнули еще дальше: сейчас США и Россия используют мини-версию космического челнока, которая управляется дистанционно и не предусматривает наличия пилота. Такой беспилотник, сближаясь с искусственными спутниками на малых скоростях, может менять их орбиту.
В связи со скачкообразным развитием отрасли, несмотря на мирные и крайне тесные в финансовом секторе отношения между Китаем, Россией и США, космическая гонка может привести к конфликту между странами. Невзирая на существующую Декларацию ООН, регулирующую поведение в космосе, и поддержку Россией и Китаем договора о предотвращении милитаризации космоса, остается еще очень много разногласий, начиная с понятия «космического оружия».
Большая часть космических технологий, необходимых современному государству и используемых сейчас в мирных направлениях, может применяться и в военных целях.
Поэтому важно договориться не об отсутствии тех или иных технологий у различных стран, а сформировать пул правил поведения в космосе.
Сегодня международные документы ограничивают размещение оружия в космосе, но не влияют на развитие наземных программ типа ASAT. Аналитик Генри Стимсон инициировал документ регулирования космической политики, а позднее и Евросоюз разработал свою версию регламента, которая могла бы стать основой для поправок в Декларацию ООН. Однако многие развивающиеся страны, а также Россия и Китай против ряда описанных предложений. Державы выступают сторонниками ограничения действия кодекса поведения в космосе гражданской и коммерческой сферами. Но военные космические программы являются основной подоплекой к созданию подобных кодексов. А на арену космической гонки выходят все новые игроки. Новые технологии становятся доступными все большему количеству стран, и некоторые из них не настроены на мирное использование своего космического потенциала.
Регламентировать поведение государств в космосе может новая резолюция ООН, которая учтет все особенности нового времени, темпы развития технологий и политический аспект. А сверхдержавы должны проявлять больше доверия и с большей ответственностью подходить к поведению в космическом пространстве.
Источник: militaryarms.ru