армия и оружие

О наращивании активности ОВВС НАТО в Балтийском регионе

Американские тактические истребители F-15C и шведские JAS-39 «Грипен» проходят послеполетное обслуживание на авиабазе Зокняй (Литва).

 

В последние годы под видом реа­гирования на «угрозу с Востока» увеличилось количество меропри­ятий оперативной и боевой подготовки (ОБП) объединенных военно-воздуш­ных сил (ОВВС) НАТО в Балтийском регионе.

На границах Союзного государства Белоруссии и РФ продолжается модер­низация и совершенствование под стан­дарты альянса местной инфраструктуры (аэродромов, портов, дорог). Активно осваивается возможный театр военных действий, для чего с февраля 2012 года Совет НАТО продлил операцию ОВВС НАТО «Балтик эр полисинг».

В соответствии с решением Совета НАТО 11 марта 2014 года приступили к выполнению регулярных полетов в воздушном пространстве Румынии са­молеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией (ДРЛО и У) Е-3А «Авакс» с целью кон­троля воздушного пространства Укра­ины, а также передвижения наземных сил и средств. Вылеты осуществляются с авиабаз Уоддингтон (Великобритания) и Гейленкирхен (ФРГ).

6 марта 2014 года для усиления сил и средств, задействованных в операции НАТО «Балтик эр полисинг», на литов­скую АвБ Зокняй прибыли шесть так­тических истребителей F-15C, а также два транспортно-заправочных самолета (ТЗС) КС-135 «Стратотанкер» ВВС США. Таким образом, до 1 мая 2014 года дежурство будут нести 10 экипа­жей тактических истребителей F-15C.

С середины марта на польскую АвБ Ласк (32-я база тактической авиации) для участия в учениях прибыла группа из 12 истребителей F-16 «Файтинг Фалкон» ВВС США из состава 555 тиаэ, дислоцированной на итальянской АвБ Авиано. Помимо ВВТ прибыло около 300 военнослужащих. В середине июня с. г. планируется увеличить количество самолетов до 18 единиц.

На АвБ Ласк с конца 2012 года в рам­ках польско-американского соглашения (2011) проводятся учения на ротацион­ной основе. Выступая недавно на слу­шаниях в конгрессе, министр обороны США Чак Хейгел объявил, что он «от­дал распоряжение о расширении про­граммы совместной подготовки на базе американского авиаподразделения в Польше».

Эта программа, осуществляемая с кон­ца 2012 года, предполагает проведение тренировок американских и польских летчиков на тактических истребителях F-16 и военно-транспортных самолетах С-130. Направленная на отработку вза­имодействия союзников по НАТО она впервые обеспечила продолжительное присутствие воинского подразделения США на польской территории.

Франция предложила использовать для патрулирования воздушного про­странства Польши и стран Балтии четы­ре тактических истребителя «Рафаль» и «Мираж-2000». Кроме того, в случае получения соответствующего запроса, Париж может предоставить самолеты ДРЛО и У E-3F для осуществления кон­троля воздушного пространства этих стран и интенсивностью один-два раза в неделю.

Со своей стороны Великобритания заявила о планах направить к границам Украины самолет ДРЛО E-3D. «Самолет будет совершать полеты в воздушном пространстве Польши и Румынии», — уточнили в военном ведомстве. Кроме того, для участия в операции НАТО «Балтик эр полисинг» с 1 мая 2014 года намечено задействовать четыре такти­ческих истребителя «Тайфун».

Руководство ФРГ усилит авиагруппи­ровку португальских ВВС (четыре так­тических истребителя F-16) участвую­щих в операции ОВВС НАТО «Балтик эр полисинг» в период их планового де­журства (сентябрь-декабрь 2014 года) шестью тактическими истребителями «Тайфун».

В период с 1 по 2 апреля 2014 года в воздушном пространстве Литвы (АвБ Зокняй) было организовано учение ВВС стран — членов НАТО и их пар­тнеров BRTE XVII (17th Baltic Region Training Event). К участию в меропри­ятии привлекались: оперативная груп­па штабов ОВВС НАТО (Рамштейн, ФРГ) и ВВС Латвии, Литвы и Эстонии; органы управления, силы и средства объединенной системы системы ПВО НАТО «Аккс»; самолет ДРЛО и У Е-ЗА «Авакс-НАТО»; тактическая авиация от ВВС США, Литвы и Швеции — всего до 20 самолетов боевой и вспомогательной авиации.

По заявлению литовского военного ве­домства, в ходе учения были отработаны следующие задачи: взлет дежурных сил ПВО по тревоге, наведение, перехват и сопровождение воздушной цели; поря­док действий в экстренных ситуациях и при проведении поисково-спасатель­ных операций, а также взаимодействие органов управления военно-воздушных сил с диспетчерскими службами граж­данской авиации. При этом в качестве запасных аэродромов задействовались аэропорты Вильнюс (международный) и Паланга.

Самолет ДРЛО и управления авиацией Е-ЗА «Авакс-НАТО» в сопровождении тактических истребителей F-16 ВВС США.

 

В соответствии со сценарием уче­ния, наземные службы теряют связь с военно-транспортным самолетом C-27J «Спартан», выполняющим полет в воздушном пространстве над аквато­рией Балтийского моря в направлении Финляндии. По тревоге из состава де­журных сил ПВО с аэродромов Шве­ции поднимаются экипажи тактиче­ских истребителей JAS-39 «Грипен». В Финляндию направляется запрос на разрешение войти в ее воздушное про­странство летящему без связи самолету. Для его дальнейшего сопровождения на смену шведским истребителям прихо­дят американские F-15C «Игл».

Высокую оценку этим учениям дал литовский министр обороны Юозас Олякас. Он сказал: «Сегодня, когда по­близости от стран Балтии имеют место волнения, наши союзники укрепили миссию ПВО и прислали дополнитель­ные истребители, чтобы обеспечить нашу безопасность. И в частности, эта тренировка ВВС НАТО — не только очевидное доказательство солидарности и выполнения альянсом обязательств, но и возможность для литовских военных обновить свои знания и навыки взаимо­действия с союзниками и партнерами».

С 1 по 11 апреля на АвБ Лиерварден (Нидерланды) согласно планам ОБП проводились учения ОВВС НАТО «Фризиан флэг-2014». В них приняли участие около 60 самолетов из восьми государств альянса. «В ходе учений от­рабатывались задачи, сходные с решав­шимися в военных кампаниях НАТО в Сербии, Афганистане и Ливии», — сообщило Минобороны Нидерландов.

Полеты выполнялись над акваторией Северного моря с участием экипажей тактических истребителей F-16 (ВВС Бельгии, Нидерландов, Норвегии, Да­нии и Португалии), «Тайфун» (Герма­нии и Испании) и F-18 (Финляндии). При этом было организовано взаимо­действие с французскими самолетами ДРЛО и управления E-3F, а также с бри­танскими специальными самолетами DA-20 (РЭБ) и DA-42M-NG. Эти уче­ния проводились на едином оператив­ном фоне и сроки с учением EART-2014 (European Air-to-Air Refuelling Training), что позволило пилотам отработать тех­нику пилотирования при выполнении дозаправки топливом в воздухе.

Европейские учения по дозаправке самолетов в воздухе EART-2014 прохо­дили в период с 31 марта по 11 апреля на АвБ Эйндховен (Нидерланды). В них приняли участие экипажи самолетов ВВС Германии, Италии и Нидерландов. Основной их задачей являлась отработ­ка действий при дозаправке самолетов топливом в воздухе. В ходе EART-2014 сложность выполняемых летчиками бо­евых задач постоянно увеличивалась: от выполнения одиночной дозаправки в воздухе до участия в объединенных воз­душных операциях в рамках «Фризиан флэг-2014».

Сценарий учений был разработан европейским оборонным агентством (EDA — European Defence Agency) со­вместно с европейским командова­нием транспортной авиации (ЕАТС — European Air Transport Command) и ВС Нидерландов.

Тренировки по дозаправке в воздухе являются очень важными и наиболее сложными. Однако, по мнению запад­ных специалистов, экипажи ВВС ев­ропейских стран еще недостаточно подготовлены к решению этой задачи, в частности, из-за нехватки транспортно-заправочных самолетов.

В 2011 году EDA было поручено выра­ботать предложения, направленные на повышение уровня натренированности летного состава ОВВС НАТО в выпол­нении операций по дозаправке топли­вом в воздухе. В подготовленных пред­ложениях предполагалось повысить уровень взаимодействия при выполне­нии этой задачи, оптимизировать при­менение имеющихся ТЗС, увеличить возможности ВВС европейских стран по дозаправке топливом в воздухе, в том числе с учетом принятия на вооружение ТЗС А.400М, а также развивать сотруд­ничество в рамках программы MRTT (MultiRole Tanker Transport).

Таким образом, фактическое увеличение численности личного состава и техники, задействованных в операции ОВВС НАТО «Балтик эр полисинг», с одного звена тактических истребителей до трех и активного привлечения при этом экипажей самолетов ДРЛО и У «Авакс-НАТО», использование мо­дернизированной инфраструктуры стран Балтии, а также масштабность проводимых мероприятий ОБП ОВС НАТО свидетельствуют о решимости руководства Североатлантического союза продемонстрировать готовность к применению военной силы против РФ в случае угрозы безопасности госу­дарств — членов блока, связанной с эскалацией кризиса на Украине.

(Полковник А.Романов, «ЗВО»)

Факт

Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., известной как операция «Буря в пустыне», группировка союзников в среднем ежедневно потребляла: 57 млн. л пресной воды, 95 тонн льда, 687 тыс. л бензина, 456 тыс. л дизтоплива, 198 тыс. л авиационного керосина. Количество вывозимых отходов составляло 145 тонн в день. Все это потребовало беспрецедентных усилий от 22-го командования армии США, занимавшегося тыловым снабжением группировки многонациональных сил…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE