ОАО «РПКБ» («Раменское приборостроительное конструкторское бюро») – один из ведущих в России разработчик и интегратор бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для самолетов «Ту», «Ил», «Су», «МиГ», вертолетов «Ми» и «Ка». Предприятие РПКБ расположено в г. Раменское Московской области. Оно входит в состав Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) – крупнейшей российской холдинговой компании, объединяющей разработчиков и производителей радиоэлектронной продукции военного и гражданского назначения.
ОАО «РПКБ» успешно провело модернизацию КБО тяжелого транспортного вертолета Ми-26Т2
Сегодня ОАО «РПКБ» представляет собой группу компаний, в состав которой входят ЗАО «Инерциальные Технологии «Технокомплекса» (ЗАО «ИТТ»), PC «АЛЬЯНС» — совместное предприятие с французской компанией Sagem Defence Security, ЗАО «Конструкторское бюро «Технотроник» и ряд других компаний.
В области создания комплексов бортового оборудования (КБО) для вертолетов предприятие работает уже не один десяток лет. Первым отечественным вертолётным навигационным комплексом стал комплекс К-252, разработанный специалистами РПКБ. Этот комплекс до настоящего времени работает на вертолетах ВМФ России.
Для российских и зарубежных заказчиков специалистами РПКБ разработан целый ряд комплексов бортового оборудования для вертолетов Ми-24, Ми-28, Ка-31, Ми-26Т и их модификаций, которые успешно решают задачи навигации, индикации, применения бортового вооружения, обеспечения групповых действий и обмена данными, а также подготовки, тренажа и контроля бортового оборудования. Создание современных комплексов осуществляется на основе открытой архитектуры, аппаратной и программной модульности, с использованием стандартных интерфейсов, унифицированных блоков и систем, которые имеют хороший модернизационный потенциал и технологическую независимость.
Сегодня совместно с предприятиями корпорации РПКБ активно ведется разработка комплексов бортового оборудования для модернизируемых и новых отечественных вертолетов, основной особенностью которых является всепогодное и круглосуточное применение, интеллектуальный борт, они успешно конкурируют с машинами мировых производителей, а зачастую превосходят их. Так, РПКБ успешно провело модернизацию КБО тяжелого транспортного вертолета Ми-26(Т2), интегрированный комплекс которого обеспечивает круглосуточное применение в простых и сложных метеоусловиях, автономную навигацию с программированием и коррекцией маршрута, повышенную выживаемость и еще целый ряд специальных задач. Это лучший в мире транспортный вертолет в своем классе!
Напряженная обстановка во многих регионах мира повышает актуальность применения вертолетов самого разного назначения: транспортных, медицинских, но в первую очередь военных – разведывательных и боевых вертолетов.
Разработка новых КБО вертолетов военного назначения в РПКБ осуществляется в соответствии с основными тенденциями развития военных вертолетов, в которых специалистами выделяются следующие приоритетные направления:
- интеграция комплексов в сетецентрическую систему управления боевыми действиями,
- интеллектуализация комплексов с целью снижения психофизической нагрузки на экипаж и времени реакции, повышения безопасности и эффективности полетов, обеспечения беспилотной опциональности борта,
- применение современных технологий комплексирования с целью повышения реконфигурируемости и отказоустойчивости комплекса, а также комплексной обработки сенсорной информации.
Работает предприятие и в области создания винтокрылых машин будущего – скоростных вертолетов, беспилотных и опционально пилотируемых вертолетов, многовариантного перспективного унифицированного вертолетного комплекса «интеллектуальный борт», КБО которых должно иметь аппаратную и программную модульность, масштабируемость, высокоскоростные интерфейсы передачи видеоинформации и цифровых данных, а также высокопроизводительную вычислительную систему. Однако специалисты РПКБ стараются работать на опережение. Решение таких задач, как повышение реконфигурируемости и отказоустойчивости КБО, возможность подключения к локальным сетям, наличие системы речевого взаимодействия, экспертно-советующих систем, системы улучшенного и синтезированного видения, режима высокоточного применения оружия при интенсивном маневрировании и ряд других специальных задач обеспечит высокую конкурентоспособность продукции РПКБ на мировом рынке. Свою концепцию вертолета будущего они представляют на одной из экспозиций корпорации КРЭТ.
Помимо интеграции «борта», компанией ОАО «РПКБ» разработан и разрабатывается широкий спектр продукции, которая используется практически на всех летательных аппаратах, выпускаемых в России.
Приоритетными направлениями деятельности РПКБ является разработка инерциальных навигационных систем, навигационных систем по физическим полям Земли, средств подготовки и анализа боевых полетных заданий, многофункциональных жидкокристаллических систем индикации, бортовых вычислительных комплексов, графических станций, магнитных компасов и цифровых магнитометров, технологий программного обеспечения всех этих задач. Ведутся проекты по созданию малогабаритных унифицированных комплексов оборудования для отечественных летательных аппаратов малой авиации общего назначения.
БРЭО ОАО «РПКБ» установлено на большинстве российских военных вертолетов.
Предприятие успешно развивает технологии микромеханики, разрабатывает и внедряет ряд уникальных технологий, таких как лазерная балансировка вращающихся элементов, диффузионная сварка разнородных материалов, конструкции и технологии рагидизации ЖК-модулей гражданского и военного назначения, индикаторов на лобовом стекле межвидового применения, ЖК-модулей для нового поколения индикаторов.
Авиаприборостроительная отрасль всегда была и остается одним из наиболее наукоемких и стратегически важных секторов оборонной промышленности России. От нее напрямую зависит независимость и безопасность государства, особенно в современных геополитических условиях.
Оценивая будущее авиационного приборостроения, Президент и Генеральный конструктор ОАО «РПКБ» Г.И. Джанджгава уверен, что оно за активным развитием инновационных технологий, технологий шестого уклада. Это – сетецентрические и беспилотные системы, высокоинтеллектуальный борт летательных аппаратов, быстродействующие вычислительные средства и другие технологии кибернетизации выполнения полетных заданий, точное картографирование и разведка, ориентация по физическим полям Земли, спутниковая навигация и многие другие задачи.
Вопросам перспективного развития высокотехнологичных инновационных продуктов, относящихся к сфере деятельности компании, которые найдут широкое применение не только в военной индустрии, но и в самых разных отраслях гражданской промышленности, РПКБ придает особое значение. Невозможно решить столь глобальные задачи в одиночку. Здесь нужна сильная кооперация, технопарки, которые должны стать связующим звеном между наукой и производством. В этом направлении сегодня работают специалисты и руководство РПКБ. Примером может служить сотрудничество с Safran Group в рамках проекта «Технопарк «Раменское» с участием Рособоронэкспорта.
РПКБ участвует во всех перспективных проектах холдинга «Вертолеты России», давно и успешно работает на внешнем рынке и зарекомендовало себя авторитетным и надежным партнером в выполнении долгосрочных программ военно-технического сотрудничества с иностранными государствами и обеспечении экспортных поставок бортового оборудования.
РПКБ надеется на дальнейшее конструктивное сотрудничество с отечественными и зарубежными предприятиями, связанными единой технологической кооперацией. Это принесет только взаимную выгоду и пользу.
Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия» по материалам журнала «Новости рынка оборонной техники». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.
Факт
По некоторым данным, в настоящее время на основе комплекса ХААРП создается система ПВО/ПРО на новых физических принципах. Основной целью создателей ХААРП является изучение так называемых авроральных эффектов, что, возможно, позволит создавать в верхних слоях атмосферы плазмоиды – своеобразные управляемые шаровые молнии, густая сеть которых явится непреодолимым препятствием для самолетов и для баллистических ракет.
Источник: