армия и оружие

Обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Азиатско-Тихоокеанский регион

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) включает в себя обширное пространство, объединяющее 58 государств, расположенных по периметру Тихого океана, а также на островах в нем. Среди них крупнейшими и наиболее мощными в экономическом и военном отношении являются США, Россия, КНР и Япония. АТР имеет важнейшее экономическое и стратегическое значение в мире. Его важность еще более возросла с началом процесса переноса промышленных производств (в том числе высоких технологий) из Европы и США в страны Азии. Поэтому сохранение и усиление своего присутствия (в том числе и военного) в данном регионе является ключевой задачей всех крупных держав АТР.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе укрупнено выделяют четыре надрайона: Океанский, Азиатский (в том числе Дальневосточный регион РФ, страны Юго-Восточной Азии), Североамериканский и Южноамериканский.

 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН РФ

Дальневосточный регион (ДР) организационно представ­лен Дальневосточным федеральным округом (ДФО), который включает «каскад» приморских субъектов РФ: Республику Саха (Якутия), Приморский и Хабаровс­кий края, области Амурскую, Камчатскую, Магаданскую, Сахалинс­кую, Чукотский АО.

Особенности Дальневосточного региона – важное для России географическое положение, наличие разнообразных природных ресурсов, но обособленность в транспортной сфере от большей части субъектов РФ.  Однако исто­рически сложились жизненные устойчивые морские коммуникации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В связи с этим, каботажные перевозки и промысловая деятель­ность нуждаются в надежном круглогодичном обеспечении со стороны национальных силовых структур, в т.ч. ТОФ ВМФ РФ.

Так или иначе, а транспортные проблемы ДР составляют основу стратегии развития региона, его российских экономических и внешних экономических связей. Без всестороннего развития Дальнего Востока Россия может потерять его. Центральное место в эконо­мике Дальнего Востока занимает Федеральная целевая программа развития Дальнего Востока и Забайкалья. В ФЦП важные позиции отводятся ОПК, предпри­ятия которого создаются на базе высокотехнологичных производств, таких как подводное судо­строение, и авиационные заводы.

Какой бы из семи дальневосточных субъектов РФ ни рассматривался в плане ресурсов, социально-эконо­мических и географических аспектов, эксперты выделяют разнооб­разие природно-сырьевых бо­гатств.

Местные региональные ресур­сы составляют основу для разви­тия современных производств, созданных в предвоенный и после­военный периоды. В их числе предприятия ОПК (авиационное производственное объединение КиАПО, Амурский судостроитель­ный завод, машиностроение, золо­то-серебряные добывающие, гор­норудные, лесные и деревообра­батывающие, топливно-энергети­ческие, рыбные). В ДР впервые в РФ внедряются ареалы с макси­мально диверсифицированной экономикой и кластеры с законченным циклом (от добычи до глу­бокой переработки).

Одно из явных географических положительных обстоятельств Дальнего Востока — тесные экономические и транс­портные морские региональные связи с соседними странами, с го­сударствами АТР. Подтверждает данный вывод насущная необходи­мость интеграции России в эконо­мику не только стран ЕС, Запада, но и Азиатско-Тихоокеанских госу­дарств, а следовательно, в миро­вую экономику.

В экономике ДР до­минируют углеводородные ресур­сы и связанные с ними коммуника­ции. Это естественно. В 1998 г. объем добычи нефти составил 304 млн. т, а в 2007 г. — 491 млн.; газа в 1998 г. — 591 млрд. куб. м, а в 2007 г. — 651 млрд.

Отдельные показатели экс­порта (в млрд. долл.): нефть, неф­тепродукты, природный газ — в 2000 г. 55,5, а в 2007 г. — 228,1; ме­таллы, драгоценные камни и изде­лия из них — в 2000 г. 22,4, а в 2007 г. — 56,9; лес и целлюлозно-бу­мажная продукция — в 2000 г. 4,5, а в 2007 г. — 12,3. Сырьевая направ­ленность экспорта, особенно в ДР РФ, настораживает и требует подъема перерабатывающих про­изводств.

В то же время с начала «нулевых» годов благосостояние населения Дальнего Востока существенно выросло. Вот только один показатель, ха­рактеризующий стремление жителей Дальнего Востока, в т.ч. и военнослужащих, жить как средний класс: объем кредитов, выданных физическим лицам РФ, составил (млрд. руб.): в 2000 г. — 44,7, а в 2007 г. — уже 3242,1 (разница – в 72 раза).

Впечатляют базовые углеводо­родные, энергетические и комму­никационные проекты, планируе­мые в ДР, с краткими пояснениями их сути.

Строительство магистрального газопровода «Сахалин — Хаба­ровск — Владивосток» (строительство начато в 2007 г.. в 2011 г сдан в эксплуатацию первый пусковой комплекс ГТС). Длина только на территории Хабаровско­го края — 960 км, сумма – 220 млрд.руб.

Строительство Тугурской при­ливной электростанции (Тугурский залив Охотского моря), мощность — 3580 МВт, выработка 14,3 млрд. кВт/ч в год, срок строительства — 2016-2025 гг., сумма — 130,0 млрд. руб., разрабатывается ТЭО.

Строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Ти­хий океан» (ВСТО). Только на хаба­ровском ключевом участке «Сковородино — «Спецморнефтепорт Козьмино», длина хабаровского участка — 350 км, срок — 2009-2015 гг., сумма — 58 млрд. руб.

В октябре 2008 г. главы прави­тельств РФ и КНР подписали ме­морандум о взаимопонимании по сотрудничеству в нефтяной сфере, достигнуто отдельное соглашение о строительстве и эксплуатации нефтепровода от Сковородино до границы с КНР.

Проект «Сахалин-2» предусмат­ривает освоение Лунского и Пильтун-Астахского месторождений на шельфе Сахалина с запасами 600 млн. т нефти и конденсата, а также 700 млрд. куб. м газа. Акционеры проекта: «Газпром» — 50% + 1 ак­ция, англо-голландская Royal Dutch Shell — 27,5%, японские Mitsui — 12,5%, Mitsubishi — 10%. Оператор — Sakhalin Energy. Смета проекта может вырасти до 2,5 млрд. долл. По итогам 2007 г. фак­тические затраты на проекты пре­высили смету на 416,4 млн. долл. Выручка от реализации нефти и га­за в 2007 г. составила 985 млн. долл. Фактические затраты с нача­ла проекта по 31.12.2007 г. достиг­ли 19,67 млрд. долл. (вдвое выше первоначальной сметы), в т.ч. в 2007 г. — 4,05 млрд.

Размах колоссальный и убытки ощутимые.

В сентябре 2008 г. РФ («Газпром») и Республика Корея (госком­пания Korea Gas) (PK) подписали «газовый пакет» — меморандум о взаимопонимании, предусматривающий поставки из РФ 10 млрд. куб. м в год в течение 30 лет, начиная с 2015 г. Пакетное соглашение в 102 млрд. долл. включает строи­тельство газопровода в РК из Владивостока через территорию КНДР и комплекса по СПГ.

В условиях мирового финансо­во-экономического кризиса, по мнению экспертов, объемы инвес­тиций в указанные проекты уменьшатся на 25-32%, но сами проекты сохранятся.

Опыт военных действий во Второй мировой войне на Тихоокеанс­ком театре, обеспечение жизнеде­ятельности ТОФ и Дальневосточ­ного ВО показал исключительную важность транспортных коммуни­каций, особенно железнодорожных, морских каботажных и международных.

В Стратегии развития РЖД в РФ до 2030 г. предусмотрено коренное улучшение железных дорог в ДР. Это обусловлено стремительным ростом экономики региона, разработкой новых месторождений ископаемых, оборонными потребностями, осуществлением международных транзитных перевозок по коридору «Восток — Запад» с использованием Транссибирской железнодорожной магистрали, предусмотрены и инвестиции в объеме 1,6 триллиона руб. В результате плотность железнодорожной сети увеличится более чем на 84%. В частности, резко повысится пропускная способность на нап­равлении «Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань», возрастет объем внешнеторговых грузов страны АТР через морской порт Занино (проект будет завершен в 2013 г.). До 2015 г. на реконструк­цию Транссиба планируется выде­лить 50 млрд. руб., а на развитие БАМа — 63 млрд.

Материал подготовлен для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru

 

ГЕОГРАФИЯ, ВОЕННАЯ, МОРСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

Пункты базирования Тихоокеанского флота ВМФ России

Корабли ТОФ ВМФ России, в том числе флагман РК «Варяг», на рейде в бухте Золотой Рог, Владивосток.

В морской транспортной инф­раструктуре Восточного ВО и в развитой системе дислокации, а также маневренного базирова­ния ТОФ ключевое и перспектив­ное положение занимает Ванино — Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел (Хабаровский край). К тому же, комплекс связан судоходными трассами со страна­ми АТР. С 2008 г. здесь создается особая портовая экономическая зона «Советская Гавань». Подчерк­нем: залив Советская Гавань удо­бен для захода и стоянки судов и надводных кораблей с любой осадкой. Расположе­ние залива на западном берегу Та­тарского пролива «Советской Гавани» позволяет и судам, и НК ис­пользовать морские инфраструк­турные объекты (порты, термина­лы, ПБ) Сахалинской обл. — Александровск-Сахалинский, Шахтерск/Углегорск, Красногорск, Холмск, Невельск.

К опорным инфраструктурным объектам ВМФ РФ зарубежные морские офицеры и эксперты от­носят Главную военно-морскую базу ТОФ Владивосток и близлежащие ПБ, а также тыловую инфраструктуру, ПБ и порт Наход­ка. В 2012 ГВМБ ТОФ была торжественно открыта после капитального ремонта и реконструкции.

В числе объектов «первой оче­реди» в перечне космической разведгруппировки ВС США, вероят­но, значатся ВМБ РПКСН Вилючинск на Камчатке, боевое поле полигона Кура, судостроительные заводы на Амуре (Хабаровский край), полигоны испытаний морс­ких систем в Охотском и Японском морях, ВМБ и ПБ ПЛ флота.

Оборона и защита территорий и акваторий субъектов Дальневосточного региона возложе­на на оперативно-стратегическое объединение ВС РФ — Восточный ВО и структурно входящий в него Тихоокеанский флот. Морские границы округа ис­торически сосуществуют с океанс­кими державами — США и Япони­ей. В частности, помимо континен­тальной части в Хабаровский край входят важные острова, в т.ч. круп­ные Шантарские, требующие орга­низации обороны.

Судя по военно-географичес­ким факторам, операционная зона Тихоокеанского флота весьма обширна. Она охватывает, безуслов­но, окраинное Японское море с разветвленной сетью проливов и с крупными заливами. Морская инф­раструктура прибрежных госу­дарств весьма насыщена и носит торгово-коммерческий, а также оборонный характер. Главные пор­ты: Владивосток, Находка, Восточ­ный, Ванино, Холмск (РФ), Ниига­та, Цуриго, Майдзуру (Япония), Вонсан (КНДР), Пусан (РК).

Японское море и Японские острова

Военную и коммерческую зару­бежную инфраструктуру Японского моря целесообразно рассматри­вать вкупе с оборудованием Японских о-вов. Основные морс­кие порты, которые часто исполь­зуются и боевыми кораблями: Ко­бе, Тиба, Иокогама, Йокосука, Ку­ре. Майдзуру, Муроран, Отару, Са­себо, Симоносек и Хокадате. Клю­чевые ВМБ: Йокосука (ГВМБ 7-го ОФ США), Куре, Сасебо, Майдзуру, Оминато. Всего на о-вах функцио­нирует до 120 военных объектов и ВБ ВС США, в т.ч. не менее 10 ВМБ и ПБ ВМС.

Важные ресурсы моря: место­рождения у берегов Японии и Са­халина нефти и газа, магнитного железняка, морепродукты (рыба, крабы).

Сахалинская область, среди мо­ряков бытует название «островная область», включает о. Сахалин — нефтяной остров и гряды Курильс­ких островов. Последние являлись яблоком раздора многих десятиле­тий. В 1853 г. Россия передала Японии Курильские о-ва в обмен на о. Сахалин. В 1945 г. СССР возв­ратил острова вместе с южной частью о. Сахалин. Ныне Япония претен­дует на пять южных о-вов Курильс­кой гряды, так называемые «север­ные территории», которые распо­ложены к северу от о. Хоккайдо. Современная госграница РФ и Японии проходит по Кунаширскому проливу. Авторитетные юристы морско­го права признают данную морс­кую границу правомерной, пос­кольку действует совместная Декларация СССР и Японии от 19.10.1956 г. о прекращении огня между странами, хотя мирный договор отсутствует (заключению препятствует «территориальный российско-японский спор). В то же время военно-политическое руководство РФ считает Сахалин и Курилы весьма ценным с экономической точки зрения объектом. В частности, здешняя шельфовая зона рассматривается как перспективный район для нефте- и газодобычи. Приоритетные про­екты связаны с Киринским месторождением и Венинским блоком («Сахалин-3»), а также с геологоразведкой по пр. «Сахалин-4» и «Сахалин-5» (выполняют «Роснефть» и «Бритиш Петролеум»). Указанные проекты совместно «Сахалин-1 и -2» непосредственно увязаны со стратегией социально-экономического развития области до 2020 г.

Итак, в соответствии с программой создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения орга­низуются четыре центра газодобы­чи: Сахалинский, Якутский, Ирку­тский и Красноярский. Наиболее интенсивно развивается Сахали­нский. Потребителями не менее 60% продукции центра являются зарубежные фирмы, находящиеся в Японии, КНДР, РК, КНР, др. стра­нах АТР. Аналогичная ситуация сло­жилась и в нефтяной сфере. Добы­ча нефти в субъектах Дальневосточного региона к 2010 г. планируется довести до 10 млн. т в год, к 2010 г. — до 60 млн. т, газа к 2010 г. — до 10 млрд. куб. м, а к 2020 г. — до 115 млрд. К этому сро­ку на шельфе Сахалина добыча нефти может быть доведена до 20 млн. т в год, а газа — до 25 млрд. куб. м.

Охотское море

Охотское море, полузакрытое, занимает ключевое место в хозяй­ственной жизни прибрежных субъ­ектов РФ: Хабаровского края, Ма­гаданской, Камчатской и Сахали­нской областей, а также прилегаю­щих районов Японии. От океани­ческой части Тихого океана море отделено Курильской грядой, Кам­чаткой, о. Хоккайдо. Основные порты: Магадан, Охотск, Корсаков, Северо-Курильск. Юго-восточная часть (шельфовая) богата углеводородами; рыба и крабы — важ­нейшие источники жизнедеятель­ности прибрежных поселений. Камчатская область занимала и за­нимает особое место «в диспози­ции» ВС (ВМС) Тихоокеанского ОК США и, разумеется, ТОФ и ВС Дальневосточного ВО. Укажем, что в годы «холодной войны», да и ны­не Камчатка, особенно ее восточ­ное побережье и акватория были отнесены к районам «усиленного внимания» для морской разведки, космической разведгруппировки ОК ВС США Тихоокеанской зоны, которые эффективно обеспечива­ют действия ВМС зоны, в т.ч. под­водных и противолодочных сил, 3-го и 7-го ОФ.

Примечательна географическая характеристика Восточного побережья — приглубленное, сильно изрезано крупными заливами: Авачинским, Кроноцким, Камчатским, Озерным, Карарачинским, Корфа. Начиная с периода извест­ных камчатских экспедиций (1725-1743 гг.), мореплавателей привле­кали удобные бухты: Авачинская, Бечевинская, Карача, Оссора. В одной из них — Петропавловской губе, расположенной в Авачинской акватории, находится Петропав­ловск-Камчатский — областной центр, крупный порт международ­ного класса с годовым грузообо­ротом более 9 млн. т; глубина у причалов (всего 12) более 10 м.

Арктический регион

Жизнедеятельность Чукотского автономного округа (ЧАО), раз­витие его экономики, решение оборонных функций регламентиру­ет современный морской и воз­душный транспорт. Морские кабо­тажные и международные сообще­ния опираются на порты Певеке. Уэлон, Провидения, Эчвекинот, Анадырь (столица), Беринговск (центр угольщиков). В ЧАО прохо­дит восточный участок трассы СМП (сложный в навигационном отношении).

В жизни округа ключевое поло­жение занимает Анадырский залив и его прибрежная инфраструктура. На рейде порта Провидения могут находиться суда с любой осадкой, а у причалов — суда с осадкой 7-10 м. Порт механизирован, обеспечи­вает текущий ремонт судов. Порт Анадырь расположен на судоход­ной одноименной реке. Доступен для судов с осадкой 7,2 м. Порты залива при необходимости ис­пользуются для базирования ко­раблей и судов флота.

Авиационное сообщение — ос­новной вид круглогодичной связи ЧАО с остальными субъектами РФ. Устойчивая воздушная связь Чу­котки является одним из обяза­тельных факторов благосостояния жителей округа. Поэтому анадырс­кий аэропорт играет приоритетную роль, а его развитию отводится ключевое положение в программе совершенствования транспортной инфраструктуры. При этом нелиш­не использовать большой опыт арктических действий авиации в предвоенный период (при освое­нии Арктики) и в годы войны. А в годы «холодной войны» с гражданс­ких штатных аэродромов, с поле­вых (ледовых) площадок успешно действовали основные классы самолетов, особенно транспортной авиации. Ныне каждый из 8 райо­нов округа имеет аэропорт (пло­щадку).

Примечательно: в 2006-2008 гг. на оперативно-тактических учени­ях аляскинской группировки ВС США с привлечением ВМС отраба­тывались задачи «в условиях противодействия разнородных соеди­нений ВС со стороны Чукотки».

ЧАО омывают два бассейна Се­верного Ледовитого океана (СЛО) — Восточно-Сибирское и Чукотс­кое моря, а также Берингово море Тихого океана. По Чукотскому и Бе­рингову морям проходит госграни­ца РФ с США. Ее протяженность только в Чукотском море 660 км.

Источники вызовов и неста­бильности в зоне северо-восточ­ного арктического форпоста РФ:

  • здесь на постоянной основе действуют силы и средства раз­ведки, управления и связи Северо-Американского и Тихоокеанского ОК ВС США:
  • руководство США и губерна­тор Аляски намерены отстаивать национальные права в арктичес­ком сегменте, простирающемся на 600 км от базисных линий в сторо­ну полюса, любыми средствами, включая применение вооруженных сил;
  • американская экспансия в отно­шении субъектов РФ Дальневос­точного региона, которая проявля­ется во многих областях. В част­ности, необоснованный запрет на вылов промысловых сортов рыбы вопреки соглашению от 1.06.1990 г. о разграничении морских прост­ранств в Беринговом море между США и СССР. Экспансия компаний США проявляется не только в рыбной сфере, но и в освоении шельфовых место­рождений нефти и газа, других ископаемых. При этом с 2008 г. из-за мирового финансового кризиса и резкого падения цен на углеводороды, разрушения кредитных банковских схем стран «золотого миллиарда» многие арктические про­екты либо замораживаются, либо прекращены в связи с отказом инвесторов.

Фактор «длительного воздействия» обусловлен отказом Совета Федерации РФ ратифицировать соглашение 1990 г., хотя попытки предпринимались неоднократно (в 1991 г, в 1993 г и в 2000 г). Ныне документ действует де-факто. Напомним, что к СССР (РФ) отошло 26965 кв. км в Чукотском море (труднодоступном для освоения), тогда как США установили юрисдикцию над акваториями суммарной площадью более 72000 кв. м в основном в Беринговом море.

Аляска

Штат Аляска (49-й) — самый большой по площади в США. Население — 350тыс. География полуострова Аляска уникальна. Островной юг представлен Алеутской горной системой с активной вулканической деятельностью и частыми землетрясениями. Насчитывается 17 островов площадью 17666 кв. км. Самые большие их группы (с востока на запад): Лисьи, Андреевские, Крысьи, Ближние, Командорские (принадлежат РФ). Большинство островов — заповедники. Всего на островах проживают 12 тыс. чел., на о-ве Амчатка и в его акватории расположен полигон ядерных испытаний. Особый интерес у специалистов в области акустики океана вызывает Алеутская котловина — водная низменность, дно юго- части  Берингова моря, которая на западе, постепенно по­вышаясь, переходит в Камчатский п-ов, а на северо-востоке низмен­ность заканчивается континентальным шельфом. Размеры кот­ловины: с севера на юг — 1800 км; с запада на восток — 1000 км. Дно котловины образуют базальтовые породы. Средняя глубина — 3000 м. Теория и практика свидетель­ствуют, что данная котловина (са­мая большая в Мировом океане) является оптимальным местом для развертывания стационарных комплексов известной системы СОСУС и корабельных ГАК с протя­женными антеннами.

Основные зарубежные порты и ПБ бассейна Берингова моря: Ном, Датч-Харбор, Анкоридж, Джуно, Ситка (США), Принс-Руперт (Кана­да).

Основу экономики штата сос­тавляют газ и нефть. Трансаляски­нский нефтепровод (построен до 1977 г.) — ключевая магистраль страны.

Важное значение в географии штата имеет прибрежная низмен­ность, расположенная к северу от хр. Брукса. В центральной части привлекают внимание многочис­ленных туристов реки Юкон и Кускоквим. Плотность заселения не­равномерна: около 54% населения проживает в районе г. Анкоридж, 15% — в Фэрбенксе. Столица — Джуно (около 27 тыс. чел.).

Группировка ВС в штате Аляска и взаимодействующие с ней сое­динения ВМС Североамериканс­кого и Тихоокеанского ОК ВС США прямым образом противостоят объединениям ДО и ТОФ ВМФ РФ в Восточной Арктике и в северо­-западной части Тихого океана.

Во всех транспортных и нефте­газовых инфраструктурах, а также вблизи этих объектов (по сосед­ству) дислоцируются оборонные подразделения. Таких объектов не менее 20.

В числе оборонных объектов КП, центры, штабы, УС региональ­ных командований ВС, ВМС, ВВС, СВ, ССО; ПБ, ВБ, аэродромы ВВС, ВМС, посты и центры управления, связи, разведки, центры управле­ния и наведения «антиракет», шахтные ПУ, РЛС наземные и на плавсредствах, БКАС системы СОСУС (очевидно, развернутые в Алеутской котловине и на ближай­ших о-вах), части радиоэлектронной разведки, радионавигационные систеы. СМИ сообщают также о наличии приема данных от космических аппаратов.

Ряд последних сообщений прессы непосредственно связан с системной милитаризацией Аляс­ки и в целом Тихоокеанского реги­она, с опорным позиционным районом ПРО.

В 2008 г. США, как никогда ра­нее, несмотря на неурядицы в фи­нансово-экономической сфере страны, проводили интенсивные испытания базовых компонентов системы ПРО; одно из основных в программе создания, испытаний и развития занимает морской сег­мент. Становится очевидной глав­ная цель развертывания всех трех позиционных районов ПРО США, в первую очередь на Тихоокеанском и Европейском театрах — пе­рехватывать ракеты (и не только) вероятных противников США, НА­ТО и их стратегических партнеров на всех эшелонах высот. Другая, не менее важная цель — ведение раз­ведки, эффективный контроль воз­душного пространства в Северном полушарии. Главные усилия систе­мы в АТР направлены против РФ, КНДР, КНР, вероятно, Индии, Ира­на.

Приведем известные факты морских испытаний ПРО в 2008 г.

В феврале проведена практи­ческая проверка средств ПРО с участием КР УРО типа «Тикондерога», «Лэйк Эри» CG-70, который, находясь на огневой позиции в се­верной части Тихого океана, сбил падающий разведспутник (событие получило широкий резонанс в СМИ).

2.04.2008 г. по плану Агентства ПРО ВС США было проведено ис­пытание системы под кодовым названием «Победное путешест­вие 196». Цель мероприятия — проверка функционирования на­земной РЛС раннего предупрежде­ния на АвБ Бил (шт. Калифорния) и спутникового инфракрасного комплекса слежения. Цель имити­ровала БР дальнего действия, за­пущенная с АвБ ВВС Ванденберг (шт. Калифорния). Выполнение уп­ражнения по перехвату цели не предусматривалось, поскольку проверялись эффективность обнаружения и сопровождения. К сле­жению привлекалась и одна из РЛС «морского базирования», вероят­но, ЭМ УРО типа «Орли Берк».

База Форт-Грили на Аляске, где расположены ракеты-перехватчики системы ПРО

18.04.2008 г. с о. Кадьяк был проведен пуск БР. Компоновка учебной БЧ ракеты включала нес­колько ложных целей. Траектория полета мишени эффективно отсле­живали КА, РЛС наземные и морс­кие, в т.ч. океанская платформа, оснащенная РЛС с шарообразной антенной ( находится в акватории о. Адак). Перехват только имитиро­вался. Но фактические действия отрабатывали боевые расчеты по наведению ракет-перехватчиков с АвБ Ванденберг, ЭМ УРО «Орли Берк» DDG-51, оснащенные систе­мой МФКСУ «Иджис» с РЛС SPY-1D с ФАР и универсальной ВПУ Мк.41 с комплектом противоракет «Стэн-дарт-3». Наряду с проверкой рабо­ты РЛС осуществлялась отладка программного обеспечения, раз­работанного для средств управле­ния. «Полученные телеметричес­кие сведения, их обработка помо­гут улучшить современные техно­логии», — утверждают участники.

В последующие годы происходило наращивание возможностей системы ПРО США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 15.03.2013 министр обороны США Ч. Хейгел заявил, что в 2017 г. США разместят на базе Форт-Грили (Аляска) ещё 14 наземных ракет-перехватчиков в дополнение к уже находящимся на боевом дежурстве 26 противоракетам шахтного базирования. Кроме того, по словам министра обороны, США намерены разместить в Японии вторую РЛС, работающую в сантиметровом диапазоне. Мобильный радар станет важным компонентом не только системы защиты американской территории, но и региональной системы ПРО в Азии, которую США создают вместе с Японией и Южной Кореей. В перспективе (до 2025 г) количество ракет-перехватчиков наземного базирования на Аляске планируется довести до 28.

 

НЕКОТОРЫЕ ОБОРОННЫЕ ПРОЕКТЫ ВМС США, СВЯЗАННЫЕ С АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИМ РЕГИОНОМ

Самолет РЭБ EA-18G Growler

Из более чем 12 оборонных про­ектов ВМС США отдельного анализа заслуживает создание нового палубного самолета РЭБ EA-18G Growler. Испытания, проходившие в с 2006 г. были завершены успешно, и с 2008 г. началось серийное производство самолета. Самолет EA-18G полностью заменил в ВМС США палубный самолет РЭБ  ЕА-6В Prowler, эксплуатировавшийся на протяжении последних 40 лет. Самолет располагает 11 точками подвески на которых может быть размещено разнообразное вооружение вооружение: ракеты «воздух – РЛС» AGM-88 HARM и «воздух – воздух» AIM-120 AMRAAM, ракеты «воздух – поверхность» AGM-65 Maverick, AGM-84 Harpoon, AGM-154 JSOW,  авиабомбы GBU-10/-12/-16/-24, GBU-31/-32 JDAM, контейнеры с аппаратурой РЭБ LR-700, AN/ALQ-218 и AN/ALQ-99, контейнеры с 20-мм пушками М61А1 и др. По состоянию на текущий момент (2014) в ВМС США поступило 96 самолетов Growler, всего заказано 114.

Самолеты EA-18G в ВМС США действуют в составе ударных электронных эскадрилий (Electronic attack squadron). В 2011 г. 5 самолетов EA-18G приняли участие в обеспечении бесполетной зоны над Ливией. По словам американского командования, они «показали очень высокую боевую эффективность».

Один из 12 проектов ВМС США связан с модернизацией самолета управления и связи Е-6В «Меркурий». Стоимость проекта — 28,8 млн. долл. Модернизация осуществлена на 16 самолетах системы С3 — Command, Control, Communications. Сведены в эскадрильи VQ-3 и VQ-4. Предназначение самолетов — обеспечение функционирования воздушной резервной системы управления и связи с ПЛАРБ (4 эск., 14 ед., на Тихом океане — 60%), а также использование как воздушного КП Объединенного стратегического командования ВС США. РЭС са­молета работает в диапазонах очень низких частот, низких, высо­ких и сверхвысоких, в т.ч. в каналах спутниковой СС «Флитсатком». Ос­новные средства связи с ПЛАРБ проявляются в СДВ/ДВ по работе передатчика AN/ART-54 мощ­ностью 200 кВт в диапазоне 17-60 кГц. Следовательно, самолет ис­пользуется в качестве воздушного усилителя связи и ретранслятора для основного КП Атлантического и Тихоокеанс­кого флотов ВМС.

Материал подготовлен для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru

Внешние признаки самолета связаны с применением его ан­тенн: выпускаются двойная букси­руемая СДВ из центральной части фюзеляжа длиной 7925 м, массой груза 495 кг и вспомогательная длиной 1219 м (находится в хвос­товом обтекателе), служит дипо­лем. На концах антенн наблюдают­ся стабилизирующие аэродинами­ческие грузы массой 41 кг.

Немного истории. Самолеты Е-6 «Меркурий» предназначены для замены EC-130Q ТАКАМО (созда­ны на базе турбовинтового ВТС С-130 «Геркулес»). Самолеты Е-6А созданы на базе планера пассажи­рского самолета Боинг 707. В нача­ле 1991 г. самолеты EC-130Q ТАКАМО были выведены из соста­ва ВМС. Вместо них на вооружение в 1989-1992 гг. поступили 16 само­летов Е-6А. Согласно подписанно­му контракту компания «Боинг» мо­дернизирует самолеты Е-6А, соз­давая машины Е-6В «Меркурий».

Система базирования самоле­тов Е-6В получила развитие по сравнению с самолетами EC-130Q ТАКАМО, которая включает:

  • АвБ постоянного базирования Тинкер;
  • оперативную АвБ Трэвис (Тихо­океанское побережье);
  • оперативную АвБ  Потаксент-Ривер (Атлантика);
  • новую площадку на АвБ Мид-Конес (в одном  из штатов Центрального района США).

 

АМЕРИКАНСКАЯ ОЦЕНКА ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В АТР

Концептуальные оценки воен­но-стратегической обстановки на Тихоокеанском ТВД и в АТР в усло­виях мирового финансово-эконо­мического кризиса изложены в закрытом докладе консультативно­го Совета Госдепа США под пред­седательством Пола Вульфовица, в прошлом заместителя министра обороны. В докладе обстоятельно рассматриваются проблемные ас­пекты, связанные с противостоя­нием США и КНР. Совет доказыва­ет насущную необходимость для США признать приоритетными, в частности, развитие зональных сил и средств ПРО/ПВО (на ТВД), создание современной разновидовой группировки с «достаточным наступательным потенциалом», ук­репление «оборонительного по­тенциала» о. Тайвань, недопуще­ние НОАК «на большую арену», за пределы региона, в т.ч. на судоход­ные пути, важные узлы морских коммуникаций, через которые КНР перевозит энергоносители для мо­дернизации экономики.

Противостоять растущей морс­кой мощи ВМС НОАК и взаимодей­ствующих с флотами объединени­ями других видов ВС, по мнению Совета, можно кардинальными мерами, используя преимущества военно-технического потенциала и внедряя новые систе­мы вооружений. Цель — в противовес НОАК создать мощный ядерный и обычный арсеналы. В перечне систем вооружений указывается насущ­ная необходимость создания перспектив­ного оружия в сферах космоса и кибервойны, ПРО, особенно морского и связанно­го с ВМС космическо­го базирования, сен­соров нового поколе­ния, средств морской разведки, управле­ния, связи. Одновре­менно Совет рекомен­дует администрации США снабжать стра­тегических союзников в АТР высокотехноло­гичными обычными вооружениями. Среди союзников на перед­нем плане находятся Япония, Республика Корея, Тайвань, Австралия.

Главный фигурант в докладе Совета, бе­зусловно, Китай, поэ­тому естественно сравнить параметры военных воз­можностей двух держав.

ВС и ВМС США, их финансовое обеспечение, корабельный состав по количественным параметрам превосходят НОАК. Тихоокеанские ВМС США превосходят ВМС НОАК и по качественным свойствам, в первую очередь по возможностям вести морские бои в океанской зоне. Здесь сказывается очевидное пре­восходство американских АУГ (5 групп), ЭУГ (2), КУГ (3-4), ПЛАРК и ПЛА (действуют одиночно в заданных районах и в составе групп). Однако соотношение огневых возможностей объединений ВМС НОАК и ТОФ США при действиях в прибрежных морских зонах выравнивается. В то же время Китай стремится «догнать» США и по возможностям вести боевые действия и в океанской зоне. В 2012 г. в состав ВМС НОАК введен первый авианосец – «Ляонин»

Опыт оперативной подготовки последних лет и ВМС НОАК, и ВМС США в западной части Тихоокеанского ТВД свидетельствует, что «камнем преткновения сторон» является о. Тайвань. Поэтому приводим правовое и оперативно-географическое описание островного района.

Тайвань (Формоза) находится под юрисдикцией КНР. Входит в зону «особых интересов США». С 1956 г. территорию и акваторию острова контролирует гоминдановская администрация.  В   1954 г. США  и  администрация   острова заключили договор о взаимной безопасности. Население острова – 20,5 млн. чел, столица –Тайбей, (население — 2,7 млн). Остров находится в 160 км от юго-восточного побережья КНР. Тайваньский проолив шириной 160 км соединяет Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря. Главные порты: на материке — Амой, на Тайване — Гаосюн. Входит в операционную зону Восточного и Южного флотов. В прибрежной части зон флотов расположены 15 АвБ ВВС НОАК.

В последние годы в связи с изменением оперативно-стратегических факторов (после развала СССР,   нарушения  экономических обязательств в рамках СЭВ, угаса­ния в 90-е годы народно-освобо­дительного движения в странах третьего мира) существенно изменился комплект руководящих доку­ментов для ВМС США.

В мае 2006 г. командующий си­лами ВМС США (командование создано на базе штатов ком. АТФ) стал главным советником НШ ВМС. Помимо вопросов комплектования, тылового обеспечения, оснащения и подготовки к развер­тыванию всех сил ВМС командую­щий возглавил объединения ВМС, включенные в ОК ВС, в частности, в Североамериканское, Стратеги­ческое и Тихоокеанское командо­вания. С 29.09.2007 г.  (и по состоянию на 2014 год) командует ВМС адмирал Джонатан Гринерт (штаб в Норфолке).

В октябре 2007 г. принята «Комплексная стратегия морской мощи XXI столетия» — новая Морс­кая стратегия США (разработана совместно штабами ВМС, МП и Бе­реговой обороны). Также разработаны директивы, планы и концепции для ВМС США конкретизирующие положения данного документа. Согласно им, в XXI веке приоритетом для ВМС США станет сохранение глобального присутствия в Мировом океане.

Выделено 6 ключевых задач для ВМС США:

1) Передовое присутствие в ключевых регионах. Прежде всего, это западная часть Тихоокеанского региона, Персидский залив, Индийский океан.

2) Сдерживание войны. Должно выполняться в глобальном, региональном и транснациональном масштабе. Возможно с помощью обычного оружия, оружия массового уничтожения и ядерного оружия. Существенную роль в сдерживании играет морской компонент системы ПРО США.

3) Господство на море. Здесь серьезной проблемой для США является рост количества стран, имеющих развитый подводный флот. Поэтому ВМС США необходимо совершенствовать свою тактику и технику для нейтрализации этой угрозы.

4) Проекция силы. Возможность переброски группировки ВС США в любую точку земного шара, способность преодолеть любые препятствия для захвата плацдарма, высадки экспедиционных сил на берегу и их дальнейшей поддержки.

5) Безопасность на море: обеспечения соблюдения норм международного права в Мировом океане, безопасности морского судоходства.

6) Гуманитарная помощь и ликвидация последствий стихийных бедствий. Экспедиционный характер ВМС США предоставляет широкие возможности для оказания помощи в любой точке земного шара.

С наступлением 2009 г. в связи с начавшимся финансово-экономи­ческим кризисом финансирование важных оборонных программ и проектов США, НАТО военно-политическим руководством стран ЕС претерпевает вынужденные замет­ные изменения. Наряду с резким спадом производства в странах Запада и их союзников специалис­ты «заинтересованно» отслежива­ют процесс возрождения ВМФ РФ и связанных с ним предприятий ОПК, оборонных инфраструктур­ных объектов.

Зарубежные воена­чальники, эксперты кораблестрое­ния, анализируя требования Морс­кой доктрины РФ, убеждаются в реальности финансовых, экономи­ческих и производственных воз­можностей для реализации госу­дарственной политики России в сфере возрождения ВМФ, разви­тия судостроения и судоремонта. Конкретно: создается Северный центр судостроения и ремонта на базе ПО «Севмаш» и Центра судо­ремонта «Звездочка». Объявлено. что в 2020 г. ВМФ получит 8 РПКСН, 12 обычных ПЛ, 41 НК, хотя количество частей на флотах сок­ратится с 224 до 123.

Законодате­ли поддерживают усилия командо­вания ВМФ по развитию кораблей и вооружений, в стремлении при­сутствовать на постоянной основе разнородных соединений флота в океанских зонах, отрабатывать их взаимодействие с ВМС стран Средиземного морского и Карибского бассейнов, эффективно вести борьбу с пиратами в районах Аф­риканского Рога и в Аденском за­ливе. Очевидна необходимость строительства авианесущих комп­лексов, современных кораблей классов ЭМ УРО, корветов, совершенствования РПКСН, БР морско­го базирования. Примечательно, что все это Запад встречает с нескрываемым раздражением.

 В зарубежных СМИ, особенно в американских, обсуж­дается проблема влияния кризиса на реализацию известных прог­рамм и проектов развития ВМС США на перспективу до 2035 г. Всего к 2035 г. предполагается иметь в составе ВМС 318 вымпелов. Основные классы кораблей, по мнению экспертов, не подверг­нутся сокращению, либо будут сок­ращены незначительно: ПЛАРБ (ныне 14 ед. в 2035 г. — 14) ПЛАРК (4 — 4), АВМА (12 — 11), КР УРО (22 — 19), УДК и ДВКД (36 — 36). При этом существенно сокращена программа строительства новейших ЭМ УРО типа DDG-1000 «Замволт» — до трех единиц. Все три корабля будут базироваться на Тихом океане.

(Материал подготовлен для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru  по статье капитана I ранга А.Смоловского, «Морской сборник». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).

Факт

К 2020 году в США планируют разработать робота, который будет сопровождать военнослужащего подобно служебной собаке. Предполагается, что управление роботом будет осуществляться голосом и/или жестами. При этом в память аппаратуры должны быть заложены физиологические особен­ности человека, управляющего роботом, чтобы исключить перехват управления…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE