Азиатско-Тихоокеанский регион
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) включает в себя обширное пространство, объединяющее 58 государств, расположенных по периметру Тихого океана, а также на островах в нем. Среди них крупнейшими и наиболее мощными в экономическом и военном отношении являются США, Россия, КНР и Япония. АТР имеет важнейшее экономическое и стратегическое значение в мире. Его важность еще более возросла с началом процесса переноса промышленных производств (в том числе высоких технологий) из Европы и США в страны Азии. Поэтому сохранение и усиление своего присутствия (в том числе и военного) в данном регионе является ключевой задачей всех крупных держав АТР.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе укрупнено выделяют четыре надрайона: Океанский, Азиатский (в том числе Дальневосточный регион РФ, страны Юго-Восточной Азии), Североамериканский и Южноамериканский.
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН РФ
Дальневосточный регион (ДР) организационно представлен Дальневосточным федеральным округом (ДФО), который включает «каскад» приморских субъектов РФ: Республику Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, области Амурскую, Камчатскую, Магаданскую, Сахалинскую, Чукотский АО.
Особенности Дальневосточного региона – важное для России географическое положение, наличие разнообразных природных ресурсов, но обособленность в транспортной сфере от большей части субъектов РФ. Однако исторически сложились жизненные устойчивые морские коммуникации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В связи с этим, каботажные перевозки и промысловая деятельность нуждаются в надежном круглогодичном обеспечении со стороны национальных силовых структур, в т.ч. ТОФ ВМФ РФ.
Так или иначе, а транспортные проблемы ДР составляют основу стратегии развития региона, его российских экономических и внешних экономических связей. Без всестороннего развития Дальнего Востока Россия может потерять его. Центральное место в экономике Дальнего Востока занимает Федеральная целевая программа развития Дальнего Востока и Забайкалья. В ФЦП важные позиции отводятся ОПК, предприятия которого создаются на базе высокотехнологичных производств, таких как подводное судостроение, и авиационные заводы.
Какой бы из семи дальневосточных субъектов РФ ни рассматривался в плане ресурсов, социально-экономических и географических аспектов, эксперты выделяют разнообразие природно-сырьевых богатств.
Местные региональные ресурсы составляют основу для развития современных производств, созданных в предвоенный и послевоенный периоды. В их числе предприятия ОПК (авиационное производственное объединение КиАПО, Амурский судостроительный завод, машиностроение, золото-серебряные добывающие, горнорудные, лесные и деревообрабатывающие, топливно-энергетические, рыбные). В ДР впервые в РФ внедряются ареалы с максимально диверсифицированной экономикой и кластеры с законченным циклом (от добычи до глубокой переработки).
Одно из явных географических положительных обстоятельств Дальнего Востока — тесные экономические и транспортные морские региональные связи с соседними странами, с государствами АТР. Подтверждает данный вывод насущная необходимость интеграции России в экономику не только стран ЕС, Запада, но и Азиатско-Тихоокеанских государств, а следовательно, в мировую экономику.
В экономике ДР доминируют углеводородные ресурсы и связанные с ними коммуникации. Это естественно. В 1998 г. объем добычи нефти составил 304 млн. т, а в 2007 г. — 491 млн.; газа в 1998 г. — 591 млрд. куб. м, а в 2007 г. — 651 млрд.
Отдельные показатели экспорта (в млрд. долл.): нефть, нефтепродукты, природный газ — в 2000 г. 55,5, а в 2007 г. — 228,1; металлы, драгоценные камни и изделия из них — в 2000 г. 22,4, а в 2007 г. — 56,9; лес и целлюлозно-бумажная продукция — в 2000 г. 4,5, а в 2007 г. — 12,3. Сырьевая направленность экспорта, особенно в ДР РФ, настораживает и требует подъема перерабатывающих производств.
В то же время с начала «нулевых» годов благосостояние населения Дальнего Востока существенно выросло. Вот только один показатель, характеризующий стремление жителей Дальнего Востока, в т.ч. и военнослужащих, жить как средний класс: объем кредитов, выданных физическим лицам РФ, составил (млрд. руб.): в 2000 г. — 44,7, а в 2007 г. — уже 3242,1 (разница – в 72 раза).
Впечатляют базовые углеводородные, энергетические и коммуникационные проекты, планируемые в ДР, с краткими пояснениями их сути.
Строительство магистрального газопровода «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» (строительство начато в 2007 г.. в 2011 г сдан в эксплуатацию первый пусковой комплекс ГТС). Длина только на территории Хабаровского края — 960 км, сумма – 220 млрд.руб.
Строительство Тугурской приливной электростанции (Тугурский залив Охотского моря), мощность — 3580 МВт, выработка 14,3 млрд. кВт/ч в год, срок строительства — 2016-2025 гг., сумма — 130,0 млрд. руб., разрабатывается ТЭО.
Строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО). Только на хабаровском ключевом участке «Сковородино — «Спецморнефтепорт Козьмино», длина хабаровского участка — 350 км, срок — 2009-2015 гг., сумма — 58 млрд. руб.
В октябре 2008 г. главы правительств РФ и КНР подписали меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в нефтяной сфере, достигнуто отдельное соглашение о строительстве и эксплуатации нефтепровода от Сковородино до границы с КНР.
Проект «Сахалин-2» предусматривает освоение Лунского и Пильтун-Астахского месторождений на шельфе Сахалина с запасами 600 млн. т нефти и конденсата, а также 700 млрд. куб. м газа. Акционеры проекта: «Газпром» — 50% + 1 акция, англо-голландская Royal Dutch Shell — 27,5%, японские Mitsui — 12,5%, Mitsubishi — 10%. Оператор — Sakhalin Energy. Смета проекта может вырасти до 2,5 млрд. долл. По итогам 2007 г. фактические затраты на проекты превысили смету на 416,4 млн. долл. Выручка от реализации нефти и газа в 2007 г. составила 985 млн. долл. Фактические затраты с начала проекта по 31.12.2007 г. достигли 19,67 млрд. долл. (вдвое выше первоначальной сметы), в т.ч. в 2007 г. — 4,05 млрд.
Размах колоссальный и убытки ощутимые.
В сентябре 2008 г. РФ («Газпром») и Республика Корея (госкомпания Korea Gas) (PK) подписали «газовый пакет» — меморандум о взаимопонимании, предусматривающий поставки из РФ 10 млрд. куб. м в год в течение 30 лет, начиная с 2015 г. Пакетное соглашение в 102 млрд. долл. включает строительство газопровода в РК из Владивостока через территорию КНДР и комплекса по СПГ.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса, по мнению экспертов, объемы инвестиций в указанные проекты уменьшатся на 25-32%, но сами проекты сохранятся.
Опыт военных действий во Второй мировой войне на Тихоокеанском театре, обеспечение жизнедеятельности ТОФ и Дальневосточного ВО показал исключительную важность транспортных коммуникаций, особенно железнодорожных, морских каботажных и международных.
В Стратегии развития РЖД в РФ до 2030 г. предусмотрено коренное улучшение железных дорог в ДР. Это обусловлено стремительным ростом экономики региона, разработкой новых месторождений ископаемых, оборонными потребностями, осуществлением международных транзитных перевозок по коридору «Восток — Запад» с использованием Транссибирской железнодорожной магистрали, предусмотрены и инвестиции в объеме 1,6 триллиона руб. В результате плотность железнодорожной сети увеличится более чем на 84%. В частности, резко повысится пропускная способность на направлении «Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань», возрастет объем внешнеторговых грузов страны АТР через морской порт Занино (проект будет завершен в 2013 г.). До 2015 г. на реконструкцию Транссиба планируется выделить 50 млрд. руб., а на развитие БАМа — 63 млрд.
Материал подготовлен для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru
ГЕОГРАФИЯ, ВОЕННАЯ, МОРСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
Пункты базирования Тихоокеанского флота ВМФ России
Корабли ТОФ ВМФ России, в том числе флагман РК «Варяг», на рейде в бухте Золотой Рог, Владивосток.
В морской транспортной инфраструктуре Восточного ВО и в развитой системе дислокации, а также маневренного базирования ТОФ ключевое и перспективное положение занимает Ванино — Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел (Хабаровский край). К тому же, комплекс связан судоходными трассами со странами АТР. С 2008 г. здесь создается особая портовая экономическая зона «Советская Гавань». Подчеркнем: залив Советская Гавань удобен для захода и стоянки судов и надводных кораблей с любой осадкой. Расположение залива на западном берегу Татарского пролива «Советской Гавани» позволяет и судам, и НК использовать морские инфраструктурные объекты (порты, терминалы, ПБ) Сахалинской обл. — Александровск-Сахалинский, Шахтерск/Углегорск, Красногорск, Холмск, Невельск.
К опорным инфраструктурным объектам ВМФ РФ зарубежные морские офицеры и эксперты относят Главную военно-морскую базу ТОФ Владивосток и близлежащие ПБ, а также тыловую инфраструктуру, ПБ и порт Находка. В 2012 ГВМБ ТОФ была торжественно открыта после капитального ремонта и реконструкции.
В числе объектов «первой очереди» в перечне космической разведгруппировки ВС США, вероятно, значатся ВМБ РПКСН Вилючинск на Камчатке, боевое поле полигона Кура, судостроительные заводы на Амуре (Хабаровский край), полигоны испытаний морских систем в Охотском и Японском морях, ВМБ и ПБ ПЛ флота.
Оборона и защита территорий и акваторий субъектов Дальневосточного региона возложена на оперативно-стратегическое объединение ВС РФ — Восточный ВО и структурно входящий в него Тихоокеанский флот. Морские границы округа исторически сосуществуют с океанскими державами — США и Японией. В частности, помимо континентальной части в Хабаровский край входят важные острова, в т.ч. крупные Шантарские, требующие организации обороны.
Судя по военно-географическим факторам, операционная зона Тихоокеанского флота весьма обширна. Она охватывает, безусловно, окраинное Японское море с разветвленной сетью проливов и с крупными заливами. Морская инфраструктура прибрежных государств весьма насыщена и носит торгово-коммерческий, а также оборонный характер. Главные порты: Владивосток, Находка, Восточный, Ванино, Холмск (РФ), Ниигата, Цуриго, Майдзуру (Япония), Вонсан (КНДР), Пусан (РК).
Японское море и Японские острова
Военную и коммерческую зарубежную инфраструктуру Японского моря целесообразно рассматривать вкупе с оборудованием Японских о-вов. Основные морские порты, которые часто используются и боевыми кораблями: Кобе, Тиба, Иокогама, Йокосука, Куре. Майдзуру, Муроран, Отару, Сасебо, Симоносек и Хокадате. Ключевые ВМБ: Йокосука (ГВМБ 7-го ОФ США), Куре, Сасебо, Майдзуру, Оминато. Всего на о-вах функционирует до 120 военных объектов и ВБ ВС США, в т.ч. не менее 10 ВМБ и ПБ ВМС.
Важные ресурсы моря: месторождения у берегов Японии и Сахалина нефти и газа, магнитного железняка, морепродукты (рыба, крабы).
Сахалинская область, среди моряков бытует название «островная область», включает о. Сахалин — нефтяной остров и гряды Курильских островов. Последние являлись яблоком раздора многих десятилетий. В 1853 г. Россия передала Японии Курильские о-ва в обмен на о. Сахалин. В 1945 г. СССР возвратил острова вместе с южной частью о. Сахалин. Ныне Япония претендует на пять южных о-вов Курильской гряды, так называемые «северные территории», которые расположены к северу от о. Хоккайдо. Современная госграница РФ и Японии проходит по Кунаширскому проливу. Авторитетные юристы морского права признают данную морскую границу правомерной, поскольку действует совместная Декларация СССР и Японии от 19.10.1956 г. о прекращении огня между странами, хотя мирный договор отсутствует (заключению препятствует «территориальный российско-японский спор). В то же время военно-политическое руководство РФ считает Сахалин и Курилы весьма ценным с экономической точки зрения объектом. В частности, здешняя шельфовая зона рассматривается как перспективный район для нефте- и газодобычи. Приоритетные проекты связаны с Киринским месторождением и Венинским блоком («Сахалин-3»), а также с геологоразведкой по пр. «Сахалин-4» и «Сахалин-5» (выполняют «Роснефть» и «Бритиш Петролеум»). Указанные проекты совместно «Сахалин-1 и -2» непосредственно увязаны со стратегией социально-экономического развития области до 2020 г.
Итак, в соответствии с программой создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения организуются четыре центра газодобычи: Сахалинский, Якутский, Иркутский и Красноярский. Наиболее интенсивно развивается Сахалинский. Потребителями не менее 60% продукции центра являются зарубежные фирмы, находящиеся в Японии, КНДР, РК, КНР, др. странах АТР. Аналогичная ситуация сложилась и в нефтяной сфере. Добыча нефти в субъектах Дальневосточного региона к 2010 г. планируется довести до 10 млн. т в год, к 2010 г. — до 60 млн. т, газа к 2010 г. — до 10 млрд. куб. м, а к 2020 г. — до 115 млрд. К этому сроку на шельфе Сахалина добыча нефти может быть доведена до 20 млн. т в год, а газа — до 25 млрд. куб. м.
Охотское море
Охотское море, полузакрытое, занимает ключевое место в хозяйственной жизни прибрежных субъектов РФ: Хабаровского края, Магаданской, Камчатской и Сахалинской областей, а также прилегающих районов Японии. От океанической части Тихого океана море отделено Курильской грядой, Камчаткой, о. Хоккайдо. Основные порты: Магадан, Охотск, Корсаков, Северо-Курильск. Юго-восточная часть (шельфовая) богата углеводородами; рыба и крабы — важнейшие источники жизнедеятельности прибрежных поселений. Камчатская область занимала и занимает особое место «в диспозиции» ВС (ВМС) Тихоокеанского ОК США и, разумеется, ТОФ и ВС Дальневосточного ВО. Укажем, что в годы «холодной войны», да и ныне Камчатка, особенно ее восточное побережье и акватория были отнесены к районам «усиленного внимания» для морской разведки, космической разведгруппировки ОК ВС США Тихоокеанской зоны, которые эффективно обеспечивают действия ВМС зоны, в т.ч. подводных и противолодочных сил, 3-го и 7-го ОФ.
Примечательна географическая характеристика Восточного побережья — приглубленное, сильно изрезано крупными заливами: Авачинским, Кроноцким, Камчатским, Озерным, Карарачинским, Корфа. Начиная с периода известных камчатских экспедиций (1725-1743 гг.), мореплавателей привлекали удобные бухты: Авачинская, Бечевинская, Карача, Оссора. В одной из них — Петропавловской губе, расположенной в Авачинской акватории, находится Петропавловск-Камчатский — областной центр, крупный порт международного класса с годовым грузооборотом более 9 млн. т; глубина у причалов (всего 12) более 10 м.
Арктический регион
Жизнедеятельность Чукотского автономного округа (ЧАО), развитие его экономики, решение оборонных функций регламентирует современный морской и воздушный транспорт. Морские каботажные и международные сообщения опираются на порты Певеке. Уэлон, Провидения, Эчвекинот, Анадырь (столица), Беринговск (центр угольщиков). В ЧАО проходит восточный участок трассы СМП (сложный в навигационном отношении).
В жизни округа ключевое положение занимает Анадырский залив и его прибрежная инфраструктура. На рейде порта Провидения могут находиться суда с любой осадкой, а у причалов — суда с осадкой 7-10 м. Порт механизирован, обеспечивает текущий ремонт судов. Порт Анадырь расположен на судоходной одноименной реке. Доступен для судов с осадкой 7,2 м. Порты залива при необходимости используются для базирования кораблей и судов флота.
Авиационное сообщение — основной вид круглогодичной связи ЧАО с остальными субъектами РФ. Устойчивая воздушная связь Чукотки является одним из обязательных факторов благосостояния жителей округа. Поэтому анадырский аэропорт играет приоритетную роль, а его развитию отводится ключевое положение в программе совершенствования транспортной инфраструктуры. При этом нелишне использовать большой опыт арктических действий авиации в предвоенный период (при освоении Арктики) и в годы войны. А в годы «холодной войны» с гражданских штатных аэродромов, с полевых (ледовых) площадок успешно действовали основные классы самолетов, особенно транспортной авиации. Ныне каждый из 8 районов округа имеет аэропорт (площадку).
Примечательно: в 2006-2008 гг. на оперативно-тактических учениях аляскинской группировки ВС США с привлечением ВМС отрабатывались задачи «в условиях противодействия разнородных соединений ВС со стороны Чукотки».
ЧАО омывают два бассейна Северного Ледовитого океана (СЛО) — Восточно-Сибирское и Чукотское моря, а также Берингово море Тихого океана. По Чукотскому и Берингову морям проходит госграница РФ с США. Ее протяженность только в Чукотском море 660 км.
Источники вызовов и нестабильности в зоне северо-восточного арктического форпоста РФ:
- здесь на постоянной основе действуют силы и средства разведки, управления и связи Северо-Американского и Тихоокеанского ОК ВС США:
- руководство США и губернатор Аляски намерены отстаивать национальные права в арктическом сегменте, простирающемся на 600 км от базисных линий в сторону полюса, любыми средствами, включая применение вооруженных сил;
- американская экспансия в отношении субъектов РФ Дальневосточного региона, которая проявляется во многих областях. В частности, необоснованный запрет на вылов промысловых сортов рыбы вопреки соглашению от 1.06.1990 г. о разграничении морских пространств в Беринговом море между США и СССР. Экспансия компаний США проявляется не только в рыбной сфере, но и в освоении шельфовых месторождений нефти и газа, других ископаемых. При этом с 2008 г. из-за мирового финансового кризиса и резкого падения цен на углеводороды, разрушения кредитных банковских схем стран «золотого миллиарда» многие арктические проекты либо замораживаются, либо прекращены в связи с отказом инвесторов.
Фактор «длительного воздействия» обусловлен отказом Совета Федерации РФ ратифицировать соглашение 1990 г., хотя попытки предпринимались неоднократно (в 1991 г, в 1993 г и в 2000 г). Ныне документ действует де-факто. Напомним, что к СССР (РФ) отошло 26965 кв. км в Чукотском море (труднодоступном для освоения), тогда как США установили юрисдикцию над акваториями суммарной площадью более 72000 кв. м в основном в Беринговом море.
Аляска
Штат Аляска (49-й) — самый большой по площади в США. Население — 350тыс. География полуострова Аляска уникальна. Островной юг представлен Алеутской горной системой с активной вулканической деятельностью и частыми землетрясениями. Насчитывается 17 островов площадью 17666 кв. км. Самые большие их группы (с востока на запад): Лисьи, Андреевские, Крысьи, Ближние, Командорские (принадлежат РФ). Большинство островов — заповедники. Всего на островах проживают 12 тыс. чел., на о-ве Амчатка и в его акватории расположен полигон ядерных испытаний. Особый интерес у специалистов в области акустики океана вызывает Алеутская котловина — водная низменность, дно юго- части Берингова моря, которая на западе, постепенно повышаясь, переходит в Камчатский п-ов, а на северо-востоке низменность заканчивается континентальным шельфом. Размеры котловины: с севера на юг — 1800 км; с запада на восток — 1000 км. Дно котловины образуют базальтовые породы. Средняя глубина — 3000 м. Теория и практика свидетельствуют, что данная котловина (самая большая в Мировом океане) является оптимальным местом для развертывания стационарных комплексов известной системы СОСУС и корабельных ГАК с протяженными антеннами.
Основные зарубежные порты и ПБ бассейна Берингова моря: Ном, Датч-Харбор, Анкоридж, Джуно, Ситка (США), Принс-Руперт (Канада).
Основу экономики штата составляют газ и нефть. Трансаляскинский нефтепровод (построен до 1977 г.) — ключевая магистраль страны.
Важное значение в географии штата имеет прибрежная низменность, расположенная к северу от хр. Брукса. В центральной части привлекают внимание многочисленных туристов реки Юкон и Кускоквим. Плотность заселения неравномерна: около 54% населения проживает в районе г. Анкоридж, 15% — в Фэрбенксе. Столица — Джуно (около 27 тыс. чел.).
Группировка ВС в штате Аляска и взаимодействующие с ней соединения ВМС Североамериканского и Тихоокеанского ОК ВС США прямым образом противостоят объединениям ДО и ТОФ ВМФ РФ в Восточной Арктике и в северо-западной части Тихого океана.
Во всех транспортных и нефтегазовых инфраструктурах, а также вблизи этих объектов (по соседству) дислоцируются оборонные подразделения. Таких объектов не менее 20.
В числе оборонных объектов КП, центры, штабы, УС региональных командований ВС, ВМС, ВВС, СВ, ССО; ПБ, ВБ, аэродромы ВВС, ВМС, посты и центры управления, связи, разведки, центры управления и наведения «антиракет», шахтные ПУ, РЛС наземные и на плавсредствах, БКАС системы СОСУС (очевидно, развернутые в Алеутской котловине и на ближайших о-вах), части радиоэлектронной разведки, радионавигационные систеы. СМИ сообщают также о наличии приема данных от космических аппаратов.
Ряд последних сообщений прессы непосредственно связан с системной милитаризацией Аляски и в целом Тихоокеанского региона, с опорным позиционным районом ПРО.
В 2008 г. США, как никогда ранее, несмотря на неурядицы в финансово-экономической сфере страны, проводили интенсивные испытания базовых компонентов системы ПРО; одно из основных в программе создания, испытаний и развития занимает морской сегмент. Становится очевидной главная цель развертывания всех трех позиционных районов ПРО США, в первую очередь на Тихоокеанском и Европейском театрах — перехватывать ракеты (и не только) вероятных противников США, НАТО и их стратегических партнеров на всех эшелонах высот. Другая, не менее важная цель — ведение разведки, эффективный контроль воздушного пространства в Северном полушарии. Главные усилия системы в АТР направлены против РФ, КНДР, КНР, вероятно, Индии, Ирана.
Приведем известные факты морских испытаний ПРО в 2008 г.
В феврале проведена практическая проверка средств ПРО с участием КР УРО типа «Тикондерога», «Лэйк Эри» CG-70, который, находясь на огневой позиции в северной части Тихого океана, сбил падающий разведспутник (событие получило широкий резонанс в СМИ).
2.04.2008 г. по плану Агентства ПРО ВС США было проведено испытание системы под кодовым названием «Победное путешествие 196». Цель мероприятия — проверка функционирования наземной РЛС раннего предупреждения на АвБ Бил (шт. Калифорния) и спутникового инфракрасного комплекса слежения. Цель имитировала БР дальнего действия, запущенная с АвБ ВВС Ванденберг (шт. Калифорния). Выполнение упражнения по перехвату цели не предусматривалось, поскольку проверялись эффективность обнаружения и сопровождения. К слежению привлекалась и одна из РЛС «морского базирования», вероятно, ЭМ УРО типа «Орли Берк».
База Форт-Грили на Аляске, где расположены ракеты-перехватчики системы ПРО
18.04.2008 г. с о. Кадьяк был проведен пуск БР. Компоновка учебной БЧ ракеты включала несколько ложных целей. Траектория полета мишени эффективно отслеживали КА, РЛС наземные и морские, в т.ч. океанская платформа, оснащенная РЛС с шарообразной антенной ( находится в акватории о. Адак). Перехват только имитировался. Но фактические действия отрабатывали боевые расчеты по наведению ракет-перехватчиков с АвБ Ванденберг, ЭМ УРО «Орли Берк» DDG-51, оснащенные системой МФКСУ «Иджис» с РЛС SPY-1D с ФАР и универсальной ВПУ Мк.41 с комплектом противоракет «Стэн-дарт-3». Наряду с проверкой работы РЛС осуществлялась отладка программного обеспечения, разработанного для средств управления. «Полученные телеметрические сведения, их обработка помогут улучшить современные технологии», — утверждают участники.
В последующие годы происходило наращивание возможностей системы ПРО США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 15.03.2013 министр обороны США Ч. Хейгел заявил, что в 2017 г. США разместят на базе Форт-Грили (Аляска) ещё 14 наземных ракет-перехватчиков в дополнение к уже находящимся на боевом дежурстве 26 противоракетам шахтного базирования. Кроме того, по словам министра обороны, США намерены разместить в Японии вторую РЛС, работающую в сантиметровом диапазоне. Мобильный радар станет важным компонентом не только системы защиты американской территории, но и региональной системы ПРО в Азии, которую США создают вместе с Японией и Южной Кореей. В перспективе (до 2025 г) количество ракет-перехватчиков наземного базирования на Аляске планируется довести до 28.
НЕКОТОРЫЕ ОБОРОННЫЕ ПРОЕКТЫ ВМС США, СВЯЗАННЫЕ С АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИМ РЕГИОНОМ
Самолет РЭБ EA-18G Growler
Из более чем 12 оборонных проектов ВМС США отдельного анализа заслуживает создание нового палубного самолета РЭБ EA-18G Growler. Испытания, проходившие в с 2006 г. были завершены успешно, и с 2008 г. началось серийное производство самолета. Самолет EA-18G полностью заменил в ВМС США палубный самолет РЭБ ЕА-6В Prowler, эксплуатировавшийся на протяжении последних 40 лет. Самолет располагает 11 точками подвески на которых может быть размещено разнообразное вооружение вооружение: ракеты «воздух – РЛС» AGM-88 HARM и «воздух – воздух» AIM-120 AMRAAM, ракеты «воздух – поверхность» AGM-65 Maverick, AGM-84 Harpoon, AGM-154 JSOW, авиабомбы GBU-10/-12/-16/-24, GBU-31/-32 JDAM, контейнеры с аппаратурой РЭБ LR-700, AN/ALQ-218 и AN/ALQ-99, контейнеры с 20-мм пушками М61А1 и др. По состоянию на текущий момент (2014) в ВМС США поступило 96 самолетов Growler, всего заказано 114.
Самолеты EA-18G в ВМС США действуют в составе ударных электронных эскадрилий (Electronic attack squadron). В 2011 г. 5 самолетов EA-18G приняли участие в обеспечении бесполетной зоны над Ливией. По словам американского командования, они «показали очень высокую боевую эффективность».
Один из 12 проектов ВМС США связан с модернизацией самолета управления и связи Е-6В «Меркурий». Стоимость проекта — 28,8 млн. долл. Модернизация осуществлена на 16 самолетах системы С3 — Command, Control, Communications. Сведены в эскадрильи VQ-3 и VQ-4. Предназначение самолетов — обеспечение функционирования воздушной резервной системы управления и связи с ПЛАРБ (4 эск., 14 ед., на Тихом океане — 60%), а также использование как воздушного КП Объединенного стратегического командования ВС США. РЭС самолета работает в диапазонах очень низких частот, низких, высоких и сверхвысоких, в т.ч. в каналах спутниковой СС «Флитсатком». Основные средства связи с ПЛАРБ проявляются в СДВ/ДВ по работе передатчика AN/ART-54 мощностью 200 кВт в диапазоне 17-60 кГц. Следовательно, самолет используется в качестве воздушного усилителя связи и ретранслятора для основного КП Атлантического и Тихоокеанского флотов ВМС.
Материал подготовлен для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru
Внешние признаки самолета связаны с применением его антенн: выпускаются двойная буксируемая СДВ из центральной части фюзеляжа длиной 7925 м, массой груза 495 кг и вспомогательная длиной 1219 м (находится в хвостовом обтекателе), служит диполем. На концах антенн наблюдаются стабилизирующие аэродинамические грузы массой 41 кг.
Немного истории. Самолеты Е-6 «Меркурий» предназначены для замены EC-130Q ТАКАМО (созданы на базе турбовинтового ВТС С-130 «Геркулес»). Самолеты Е-6А созданы на базе планера пассажирского самолета Боинг 707. В начале 1991 г. самолеты EC-130Q ТАКАМО были выведены из состава ВМС. Вместо них на вооружение в 1989-1992 гг. поступили 16 самолетов Е-6А. Согласно подписанному контракту компания «Боинг» модернизирует самолеты Е-6А, создавая машины Е-6В «Меркурий».
Система базирования самолетов Е-6В получила развитие по сравнению с самолетами EC-130Q ТАКАМО, которая включает:
- АвБ постоянного базирования Тинкер;
- оперативную АвБ Трэвис (Тихоокеанское побережье);
- оперативную АвБ Потаксент-Ривер (Атлантика);
- новую площадку на АвБ Мид-Конес (в одном из штатов Центрального района США).
АМЕРИКАНСКАЯ ОЦЕНКА ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В АТР
Концептуальные оценки военно-стратегической обстановки на Тихоокеанском ТВД и в АТР в условиях мирового финансово-экономического кризиса изложены в закрытом докладе консультативного Совета Госдепа США под председательством Пола Вульфовица, в прошлом заместителя министра обороны. В докладе обстоятельно рассматриваются проблемные аспекты, связанные с противостоянием США и КНР. Совет доказывает насущную необходимость для США признать приоритетными, в частности, развитие зональных сил и средств ПРО/ПВО (на ТВД), создание современной разновидовой группировки с «достаточным наступательным потенциалом», укрепление «оборонительного потенциала» о. Тайвань, недопущение НОАК «на большую арену», за пределы региона, в т.ч. на судоходные пути, важные узлы морских коммуникаций, через которые КНР перевозит энергоносители для модернизации экономики.
Противостоять растущей морской мощи ВМС НОАК и взаимодействующих с флотами объединениями других видов ВС, по мнению Совета, можно кардинальными мерами, используя преимущества военно-технического потенциала и внедряя новые системы вооружений. Цель — в противовес НОАК создать мощный ядерный и обычный арсеналы. В перечне систем вооружений указывается насущная необходимость создания перспективного оружия в сферах космоса и кибервойны, ПРО, особенно морского и связанного с ВМС космического базирования, сенсоров нового поколения, средств морской разведки, управления, связи. Одновременно Совет рекомендует администрации США снабжать стратегических союзников в АТР высокотехнологичными обычными вооружениями. Среди союзников на переднем плане находятся Япония, Республика Корея, Тайвань, Австралия.
Главный фигурант в докладе Совета, безусловно, Китай, поэтому естественно сравнить параметры военных возможностей двух держав.
ВС и ВМС США, их финансовое обеспечение, корабельный состав по количественным параметрам превосходят НОАК. Тихоокеанские ВМС США превосходят ВМС НОАК и по качественным свойствам, в первую очередь по возможностям вести морские бои в океанской зоне. Здесь сказывается очевидное превосходство американских АУГ (5 групп), ЭУГ (2), КУГ (3-4), ПЛАРК и ПЛА (действуют одиночно в заданных районах и в составе групп). Однако соотношение огневых возможностей объединений ВМС НОАК и ТОФ США при действиях в прибрежных морских зонах выравнивается. В то же время Китай стремится «догнать» США и по возможностям вести боевые действия и в океанской зоне. В 2012 г. в состав ВМС НОАК введен первый авианосец – «Ляонин»
Опыт оперативной подготовки последних лет и ВМС НОАК, и ВМС США в западной части Тихоокеанского ТВД свидетельствует, что «камнем преткновения сторон» является о. Тайвань. Поэтому приводим правовое и оперативно-географическое описание островного района.
Тайвань (Формоза) находится под юрисдикцией КНР. Входит в зону «особых интересов США». С 1956 г. территорию и акваторию острова контролирует гоминдановская администрация. В 1954 г. США и администрация острова заключили договор о взаимной безопасности. Население острова – 20,5 млн. чел, столица –Тайбей, (население — 2,7 млн). Остров находится в 160 км от юго-восточного побережья КНР. Тайваньский проолив шириной 160 км соединяет Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря. Главные порты: на материке — Амой, на Тайване — Гаосюн. Входит в операционную зону Восточного и Южного флотов. В прибрежной части зон флотов расположены 15 АвБ ВВС НОАК.
В последние годы в связи с изменением оперативно-стратегических факторов (после развала СССР, нарушения экономических обязательств в рамках СЭВ, угасания в 90-е годы народно-освободительного движения в странах третьего мира) существенно изменился комплект руководящих документов для ВМС США.
В мае 2006 г. командующий силами ВМС США (командование создано на базе штатов ком. АТФ) стал главным советником НШ ВМС. Помимо вопросов комплектования, тылового обеспечения, оснащения и подготовки к развертыванию всех сил ВМС командующий возглавил объединения ВМС, включенные в ОК ВС, в частности, в Североамериканское, Стратегическое и Тихоокеанское командования. С 29.09.2007 г. (и по состоянию на 2014 год) командует ВМС адмирал Джонатан Гринерт (штаб в Норфолке).
В октябре 2007 г. принята «Комплексная стратегия морской мощи XXI столетия» — новая Морская стратегия США (разработана совместно штабами ВМС, МП и Береговой обороны). Также разработаны директивы, планы и концепции для ВМС США конкретизирующие положения данного документа. Согласно им, в XXI веке приоритетом для ВМС США станет сохранение глобального присутствия в Мировом океане.
Выделено 6 ключевых задач для ВМС США:
1) Передовое присутствие в ключевых регионах. Прежде всего, это западная часть Тихоокеанского региона, Персидский залив, Индийский океан.
2) Сдерживание войны. Должно выполняться в глобальном, региональном и транснациональном масштабе. Возможно с помощью обычного оружия, оружия массового уничтожения и ядерного оружия. Существенную роль в сдерживании играет морской компонент системы ПРО США.
3) Господство на море. Здесь серьезной проблемой для США является рост количества стран, имеющих развитый подводный флот. Поэтому ВМС США необходимо совершенствовать свою тактику и технику для нейтрализации этой угрозы.
4) Проекция силы. Возможность переброски группировки ВС США в любую точку земного шара, способность преодолеть любые препятствия для захвата плацдарма, высадки экспедиционных сил на берегу и их дальнейшей поддержки.
5) Безопасность на море: обеспечения соблюдения норм международного права в Мировом океане, безопасности морского судоходства.
6) Гуманитарная помощь и ликвидация последствий стихийных бедствий. Экспедиционный характер ВМС США предоставляет широкие возможности для оказания помощи в любой точке земного шара.
С наступлением 2009 г. в связи с начавшимся финансово-экономическим кризисом финансирование важных оборонных программ и проектов США, НАТО военно-политическим руководством стран ЕС претерпевает вынужденные заметные изменения. Наряду с резким спадом производства в странах Запада и их союзников специалисты «заинтересованно» отслеживают процесс возрождения ВМФ РФ и связанных с ним предприятий ОПК, оборонных инфраструктурных объектов.
Зарубежные военачальники, эксперты кораблестроения, анализируя требования Морской доктрины РФ, убеждаются в реальности финансовых, экономических и производственных возможностей для реализации государственной политики России в сфере возрождения ВМФ, развития судостроения и судоремонта. Конкретно: создается Северный центр судостроения и ремонта на базе ПО «Севмаш» и Центра судоремонта «Звездочка». Объявлено. что в 2020 г. ВМФ получит 8 РПКСН, 12 обычных ПЛ, 41 НК, хотя количество частей на флотах сократится с 224 до 123.
Законодатели поддерживают усилия командования ВМФ по развитию кораблей и вооружений, в стремлении присутствовать на постоянной основе разнородных соединений флота в океанских зонах, отрабатывать их взаимодействие с ВМС стран Средиземного морского и Карибского бассейнов, эффективно вести борьбу с пиратами в районах Африканского Рога и в Аденском заливе. Очевидна необходимость строительства авианесущих комплексов, современных кораблей классов ЭМ УРО, корветов, совершенствования РПКСН, БР морского базирования. Примечательно, что все это Запад встречает с нескрываемым раздражением.
В зарубежных СМИ, особенно в американских, обсуждается проблема влияния кризиса на реализацию известных программ и проектов развития ВМС США на перспективу до 2035 г. Всего к 2035 г. предполагается иметь в составе ВМС 318 вымпелов. Основные классы кораблей, по мнению экспертов, не подвергнутся сокращению, либо будут сокращены незначительно: ПЛАРБ (ныне 14 ед. в 2035 г. — 14) ПЛАРК (4 — 4), АВМА (12 — 11), КР УРО (22 — 19), УДК и ДВКД (36 — 36). При этом существенно сокращена программа строительства новейших ЭМ УРО типа DDG-1000 «Замволт» — до трех единиц. Все три корабля будут базироваться на Тихом океане.
(Материал подготовлен для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru по статье капитана I ранга А.Смоловского, «Морской сборник». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).
Факт
К 2020 году в США планируют разработать робота, который будет сопровождать военнослужащего подобно служебной собаке. Предполагается, что управление роботом будет осуществляться голосом и/или жестами. При этом в память аппаратуры должны быть заложены физиологические особенности человека, управляющего роботом, чтобы исключить перехват управления…
Источник: