армия и оружие

Обзор патрульного корабля проекта 22160 под названием «Василий Быков»

Эволюция сторожевых кораблей (СКР) идет по пути универсальности их боевого применения. Следовательно, были внесены изменения в классификацию кораблей, принятую Военно-морским флотом Российской Федерации. Из-за этого появился новый класс универсальных кораблей, к которым относятся корвет, фрегат и патрульный корабль.

Корвет и фрегат соответствуют сторожевикам дальней и ближней морской зоны, патрульный корабль, обычно, заметно отстает от них по своим боевым возможностям, так как основной его задачей является охранная служба.

Содержание

  • Рождение корвета проекта 22160
  • Что нового
  • «Василий Быков»: головной корабль проекта 22160
  • Конструкция
  • Десантно-штурмовая лодка
  • Тактико-технические элементы
  • Энергетическая установка
  • Вооружение
  • Радиоэлектронное вооружение
  • Достоинства и недостатки
  • Служебные перспективы
  • Источники
  • Рождение корвета проекта 22160

    Охрана территориальных вод и 200-мильной экономической зоны являлась первоочередной функцией, возлагаемой на новые корабли. Помимо этого в их тактические задачи входили и неспецифические функции:

    • борьба с контрабандой в территориальных водах;
    • борьба с браконьерством и незаконным выловом рыбы в 200-мильной экономической зоне;
    • спасательные операции на море;
    • охрана и сопровождение судов;
    • охрана портовых комплексов и военно-морских баз.

    Изначально новый корвет создавался для нужд Пограничный службы ФСБ России, однако уже на стадии проектирования Военно-морское руководство разглядело в проекте черты сторожевика будущего. Новые суда имеют сравнительно небольшое водоизмещение (1300 тонн).

    Максимальная скорость хода корвета не должна была быть ниже 30 узлов. Несколько удивила конструкторов затребованная в техзадании дальность плавания.

    Корабль, задуманный для патрулирования прибрежных вод, должен был иметь автономность до 60 суток и дальность плавания в 6 тыс.миль.

    Экипаж патрульного корабля насчитывает 80 человек. Что касается штатного вооружения, то тут конструкторам пришлось выбирать между двумя концепциями.

    Сначала в техническом задании ставилось условие установки на корабль вооружения ближнего радиуса действия, включая противокорабельные ракеты малой дальности, артиллерийские и зенитные комплексы.

    В дальнейшем, получив готовый опыт успешного применения на судах малого водоизмещения крылатых ракет «Калибр», приняли решение оснастить новый корвет аналогичной пусковой установкой.

    Что нового

    В первую очередь бросается в глаза необычная для отечественной отрасли архитектура корабля. Такая надстройка явно создана для снижения радиолокационной заметности.

    Создатели корабля особо подчеркивают, что впервые в отечественном кораблестроении на проекте 22160 применен принцип модульности вооружения. Это означает, что часть вооружения устанавливается на заводе на весь срок службы корабля, а часть можно дополнить в ходе ремонта или модернизации.

    Также конструкторы предусмотрели специальные места для размещения модулей под размеры стандартных морских контейнеров. Ассортимент того, что может размещаться в таких модулях, достаточно широк: от медицинского и водолазного оборудования до ракетных комплексов.

    Что касается штатного вооружения, то корабли проекта 22160 имеют 57-мм артиллерийскую установку, зенитно-ракетный комплекс и пулемёты. Также предусмотрены ангар и запасы топлива для вертолёта Ка-27ПС. Помимо этого, корабль оснащен комплексами радиотехнического и гидроакустического вооружения.

    «Василий Быков»: головной корабль проекта 22160

    По своим тактико-техническим данным корвет проекта 22160 являлся первым в своем классе кораблем, способным успешно противостоять практически любому потенциальному противнику. По мощности вооружения и автономности плавания военные эксперты нередко сравнивали российский корвет с легендарным Давидом, одним ударом из пращи сразившим великана Голиафа.

    Строительство новых судов доверили Зеленодольскому судостроительному заводу, который традиционно строит малые военные суда для отечественного флота. Головной корабль проекта 22160 — корвет «Василий Быков» — был заложен в феврале 2014 года. В процессе строительства корабелам удалось найти выход из непредвиденной ситуации, эффективно решив проблему импортозамещения.

    Для оснащения корабля используют в основном детали, узлы и агрегаты отечественного производства, включая современное радиолокационное и навигационное оборудование. Пуск корабля на воду планируется в 2018 году, после чего начнутся доковые работы, швартовые испытания и перегон на Черное море. Новый корабль планируется приписать к Новороссийской военно-морской базе.

    Следом за головным судном с периодичностью в 5-6 месяцев были заложены еще 6 судов этого класса. Первый серийный корабль «Дмитрий Рогачев» был заложен на той же Зеленодольской верфи, а вот второй и третий серийные суда решено строить на Керченском ССЗ «Залив».

    В феврале 2018 года заложили второй серийный корабль проекта 22160 «Михаил Державин», а спустя четыре месяца, в мае, осуществили закладку еще одного судна этого класса. Черноморские корветы несколько отличаются от своих предшественников. Немного увеличили длину судна и соответственно нарастили огневую мощь. Водоизмещение корветов, строящихся в Крыму, будет немного большим, чем проектное.

    Они и другие два судна, строящиеся на верфи в Зеленодольске, должны войти в состав Черноморского флота. Срок сдачи назначен на 2020 год.

    Конструкция

    Для снижения заметности поверхности корабля должны эффективно рассеивать энергию излучения РЛС. Для этого использованы обратные завалы бортов, оптимальная высота и форма надстройки. Поверхности в носовой части имеют покрыты листами из композиционных материалов с радиопоглощающими свойствами.

    Бронирование корпуса и надстройки отсутствует.

    В кормовой части предусмотрено пространство для размещения двух сменных модулей стандартного размера (40 футов). В зависимости от поставленных кораблю задач модули могут содержать:

    • УВП для крылатых или зенитных ракет;
    • противоминные комплексы;
    • медицинское оборудование;
    • снаряжение для подводных работ.

    Корабль имеет ангар для вертолета типа Ка-27, Ка-29 или Ка-31. Наличие на борту вертолета не мешает использованию УВП, в отличие от корветов проекта 20386.

    Десантно-штурмовая лодка

    Важный элемент корветов проекта 22160 – оснащение его штатной десантно-штурмовой лодкой (ДШЛ). Она имеет легкое бронирование и развивает скорость до 40 узлов.

    Помимо команды из двух человек, на ее борту помещается досмотровая группа в количестве 10 морских пехотинцев. После срабатывания устройства приема-отдачи ДШЛ в течение 30 секунд по слиповой дорожке попадает в воду. Эта операция и прием плавсредства на борт выполняется на ходу корабля.

    Тактико-технические элементы

    Водоизмещение, т
    – стандартное
    – полное

    1300
    1800
    Размеры, м 94×14×3,4 Скорость хода, уз
    – наибольшая
    – экономическая 30
    16 Дальность плавания, миль 6000 Автономность, сут. 60 Мощность ГЭУ, л.с. 32000 Экипаж, чел. 80

    Характерно, что при малом (1300 т) водоизмещении есть возможность действовать в удаленных районах, например, в Средиземном море или Аденском заливе. Причём дозаправка и пополнение запасов требуется не чаще, чем для крупных участников похода. Условия обитаемости лучше, чем у «одноклассников».

    Указанные сравнительные преимущества удалось получить благодаря небольшой концентрации стандартного вооружения. Освободившееся пространство позволило увеличить запас топлива и площадь обитаемых помещений.

    Энергетическая установка

    Комбинированная ГЭУ включает два дизельных двигателя по 6000 л.с. (4,5 МВт) каждый и два газотурбинных двигателя мощностью по 10 тыс. л.с. (8 МВт). Вспомогательные системы: дизель-генераторы – 4×300 кВт и один (аварийный) – 100 кВт.

    Вооружение

    Наряду со стандартным вооружением и модулями с УВП предусмотрен монтаж дополнительного оружия по требованию заказчика. Дело в том, что, помимо шести запланированных единиц для ВМФ, имеется еще и экспортный вариант. Например, между артустановкой и надстройкой есть место для УВП зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Штиль-1».

    Вариант ВМФ РФ Экспорт Артустановка 76,2-мм АК-176МА 57-мм А-220М Зенитно-ракетный комплекс 3М-47 «Гибка» Противодиверсионные гранатометы 2 ДП-65;
    1 ДП-64 2 ДП-65 Пулеметы 1 12,7-мм пулемет в переносном варианте 2 морские тумбовые пулеметные установки с пулеметами КПВ Авиация Ка-27 ПС

    Дополнительно могут быть установлены:

    • 2 модуля 3С14УК2 по 4 ячейки системы «Калибр-НК» (8 КР 3М-54К или 3М-14К) или в экспортном варианте Club(3М-54КЭ/3М-14КЭ) – в кормовой части;
    • 2 модульные УВП 3С90Э. 1 ЗРК «Штиль-1»¬¬(24 ракеты9М317Э) – в носовой части, только в экспортном варианте.

    С одной стороны, ударный комплекс не соответствует основному предназначению патрульного корабля. С другой, это дезориентирует противника при выборе приоритетной цели.

    Примечательно, что экспортное орудие А-220М, уступает флотскому варианту (АК-176МА) по боевой эффективности. В то же время форма его башни имеет низкую радиолокационную заметность. Для экспорта эта особенность стала маркетинговым преимуществом.

    Радиоэлектронное вооружение

    Состав радиоэлектронных средств будет также зависеть от требований импортеров. Так, на модификации с системой «Штиль-1» потребуется дополнительная РЛС подсветки целей.

    В штатном исполнении будут установлены:

    • РЛС «Позитив-МЭ1»(дальность действия по цели типа истребитель – 110 км);
    • навигационная станция «Пал-Н»;
    • гидроакустический комплекс МГК-335ЭМ-03 (обнаружение подводных лодок на дальности до 12 км);
    • гидроакустическую станцию (ГАС) с протяженной буксируемой антенной «Виньетка-ЭМ» (дальность обнаружения ПЛ до 20 км);
    • ГАС «Паллада» (защита от подводных диверсионных сил и средств);
    • стандартные корабельные средства радиоэлектронной борьбы.

    Данный комплект гидроакустических средств и вертолет позволяют решать задачи противолодочного охранения.

    Достоинства и недостатки

    Появление кораблей проекта 22160 вызвало в последние годы немало споров как среди специалистов, так и среди «диванных экспертов». Причиной тому послужил целый ряд особенностей этих новых «сторожевиков». В перечень их достоинств, в частности, заносили следующие:

  • Низкая стоимость и сравнительно короткий срок строительства;
  • Очень большой срок автономности – вдвое больше, чем, к примеру, у больших противолодочных кораблей;
  • Возможность установки разнообразных боевых модулей, изменяющих предназначение корабля;
  • Наличие на борту вертолета;
  • Радиолокационная малозаметность.
  • Критики проекта 22160 были по-своему не менее убедительны. Прежде всего они указывали на отсутствие полноценного гидроакустического оборудования, что напрямую противоречило первоначальным заявлениям конструкторов. Назывались и другие недостатки:

  • Непонятное целевое назначение корабля. По своим функциям он подходит скорее погранохране, а не ВМФ, а «противопиратские» возможности могут остаться невостребованными, поскольку у берегов Сомали с каждым годом становится всё спокойнее;
  • Незащищенность задней полусферы. Артустановка направлена вперед, а от пулеметов и противодиверсионных гранатометов толку немного;
  • Слабая защита (в базовом варианте) от атак с воздуха. АК-176 для этого не особенно годится, а ПЗРК – оружие последней надежды;
  • Низкая скорость.
  • Кроме того, не исключено, что при установке модульного вооружения может заметно снизиться срок автономности, то есть именно та проектная характеристика, ради которой конструкторы пожертвовали очень многим. Имеются также сильные сомнения относительно возможности использования вертолета и десантно-штурмовой лодки в условиях шторма и значительного волнения. Корабль слишком мал для того, чтобы сохранять достаточную для этого устойчивость уже при трех-четырех баллах.

    Делать какие-либо окончательные выводы в любом случае было бы сегодня преждевременно. Использование новых кораблей только начинается, и вскоре станет ясно, насколько правыми в своих скептических высказываниях являются критики этого проекта.

    Служебные перспективы

    Новым патрульным кораблям, скорее всего, предстоит бороться с пиратами. Использование с этой целью крупных кораблей требует неоправданных затрат ресурсов.

    Задачу охраны судоходства целесообразно возложить на быстроходные и экономичные патрульные корабли.

    Мореходные качества позволяют действовать в районах наибольшей активности пиратов (Аденский залив). В свою очередь, ДШЛ способна догнать большинство пиратских катеров и обеспечить штурм захваченного судна.

    Источники

    • https://zen.yandex.ru/media/tgd/vasilii-bykov-modulnost-voorujeniia-i-nemeckii-dizel-5c1ab346f07b4100accbc002
    • https://warbook.club/voennaya-tehnika/voennye-korabli/proekt-22160/
    • https://dubki-nk.ru/oruzhie/proekt-22160-malyj-patrulnyj-korabl.html
    • https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/voennye-korabli/proekt-22160/

    Корабли Автор статьиВиктор ГеннадьевичОтставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.Написано статей482

    Источник: army-today.ru

    LEAVE A RESPONSE