армия и оружие

Обзор самого тяжелого танка СССР — ИС-7

В завершающий период Великой Отечественной войны развитие тяжелого танкостроения обрело новую жизнь. В этот момент начались усердные работы по созданию тяжелых танков ИС-3, ИС-4 и ИС-6. Обусловлено это было гонкой вооружений с немецкой танковой промышленностью, которая во времена войны стала поставлять вермахту бронетехнику с мощным вооружением и бронированием.

Тогда в составе РККА находились тяжелые танки серии «КВ», которые не могли бороться на равных с бронетехникой противника. Следовательно, встала новая задача по созданию машин, обладающих непробиваемой броневой защитой и мощной артиллерийской системой. Одним из таких проектов стал тяжелый танк ИС-7, который мы рассмотрим более подробно.

Содержание

  • История создания ИС-7
  • Проект №260
  • Описание конструкции танка ИС-7
  • Вооружение
  • Бронепробиваемость
  • Дополнительное вооружение
  • Тактико-технические характеристики ИС-7
  • Основные модификации танка ИС-7
  • Дальнейшая судьба проекта
  • Источники
  • История создания ИС-7

    История танка ИС-7 началась в конце 1944 года, когда конструкторы завода №100 начали разработку эскиза тяжелой машины нового вида. Данный образец должен был воплотить в себя все наработки советских разработчиков танкостроения, накопленные в годы войны. Проект получил поддержку наркома внутренних дел Л.П. Берии.

    Именно благодаря его поддержке начались работы по проектированию новой машины. Первыми были созданы проекты под номерами 257, 258 и 259. Главным отличием данных образцов являлся тип трансмиссии (устанавливались варианты с электрической и механической силовой передачей).

    Работы по созданию следующего объекта № 260 были организованы в Ленинграде уже после окончания войны. Для более тщательной разработки проекта образовывалось несколько групп команд специалистов, имеющих за плечами большой практический опыт создания тяжелой бронетехники.

    Также при проектировании был учтен полученный опыт в части эксплуатации и боевого применения бронетехники за время Великой Отечественной войны. Чертежи были созданы очень быстро и в начале сентября 1945 они были утверждены главным конструктором Ж.Я. Котиным.

    Лоб корпуса ИС-7 был изготовленв форме «щучьего носа», также как и на ИС-3, но с меньшим выступом вперед.

    На танке планировалась применение спарки дизелей В-16, суммарная мощность которых должна составлять 1600 л.с. Силовая передача – электромеханического типа (аналогичная конструкции, примененной на машине ИС-6). Благодаря расположенным под большим углом бронелистам, образовались пустоты, где были размещены баки для топлива.

    Башня ИС-7 – литая, приплюснутой формы. Вооружение проекта составляли 130 мм нарезная пушка и пулеметы в количестве 5 единиц (3 пулемета ДТ и 2 крупнокалиберных пулемета Владимирова калибра 14,5 мм). Масса машины достигала 65 тонн. Объект в натуральную величину был изготовлен лишь в виде макета из древесины.

    Проект №260

    На следующий год началась разработка нового проекта. Данному объекту был присвоен номер 260, тот же, что и у предыдущего. Конструкторами Кировского завода были созданы чертежи и собраны два прототипа. С первой машиной, собранной 8 сентября 1946 г., были произведены испытания пробегом. Танк прошел 1000 км и смог развить скорость до 60 км/ч. Полученные результаты соответствовали заявленным требованиям. У второго танка, изготовленного 25 декабря 1946, пробег составил 45 км.

    Для движения танка ИС-7, в соответствии с установленными требованиями, необходимо было смонтировать дизель, мощностью не менее 1200 л.с.

    Силовой установки, полностью отвечающей заявленным параметрам, не было и принято решение монтировать парную установку, состоящую из 2-х дизельных В-16, выпускающихся на заводе №77. Заводу №800 Минтрансмашом, в это же время, было направлено задание на производство двигателя с необходимыми характеристиками.

    В итоге завод №800 мотор не создал, а блок из двух дизелей в назначенный срок не был готов. Дальнейший монтаж блока дизелей и проведения тестирования заводом №100, показал несостоятельность идеи установки 2 моторов. Инженеры Кировского завода, ограниченные во времени, обратились к заводу №500 Министерства авиационной промышленности, где было решено о разработке танкового двигателя на базе авиадвигателя под маркой АЧ-300, мощность которого составила 1500 л.с. Проект дизельного двигателя получил название ТД-30.

    Новым агрегатом были снабжены построенные образцы ИС-7. В ходе проведенных испытаний силовая установка показала неплохие результаты, но все результаты испортило низкое качество сборки двигателей.

    Силовая передача машины ИС-7 была представлена двумя видами. Первый – коробка переключения передач (6 передач), имеющая 2-ступенчатый механизм поворота. Управление механизмом осуществлялось при помощи гидравлических сервоприводов. Силовая передача, при проведении тестирования, показала неплохие результаты. Разработка второго проекта механической трансмиссии (6 передач) с планетарным четырехступенчатым механизмом поворота проходила совместно с МВТУ им. Баумана. Управление осуществлялось также при помощи гидравлических сервоприводов.

    Конструкторским бюро были разработано несколько видов подвески, которые были смонтированы и испытаны пробегом на серийной бронетехнике и на первом выпущенном ИС-7. По итогам испытаний сформировался окончательный проект подвески. На машине внедрены такие новинки, как амортизаторы 2-стороннего типа, усиленные катки с внутренней амортизацией и торсионы пучкового типа. Двигался ИС-7 на гусеницах шириной 710 мм, с литыми траками, соединенных между собой резинометаллическими шарнирами.

    Использование таких шарниров способствовало уменьшению производимого шума и износа траков гусениц, но производство этих шарниров являлось очень затруднительным и трудоемким.

    Вооружался танк ИС-7 130 мм орудием С-26 с новым типом дульного тормоза (щелевой). На пушке устанавливался механизм заряжания, позволяющий увеличить скорострельность до 6 выстрелов в минуту. На машине монтировалось 7 пулеметов. Шесть имели калибр 7,62 мм, при их работе использовался электропривод.

    Турельная установка, состоящая из двух 7,62 мм пулеметов, устанавливалась в районе тылового бронелиста башни. Проведенные испытания показали большие огневые возможности турели. Также предполагалась установка одного пулемета калибра 14,5 мм.

    Для испытаний на бронепробиваемость, Ижорский завод дополнительно произвел 2 бронекорпуса и 2 башни. После изготовления, они были транспортированы в Кубинку, на расположенный там полигон, где они были обстреляны из артиллерийских систем калибра 88 мм, 122 мм и 128 мм. Обстрел показал хорошую бронезащиту образцов, что способствовало дальнейшему утверждению проекта.

    Описание конструкции танка ИС-7

    Танк ИС-7 имел классическую схему общей компоновки с расположением в носовой части корпуса отделения управления, в средней части корпуса и башне, установленной сверху – боевого отделения, в кормовой части корпуса – моторно-трансмиссионное отделение. Экипаж танка состоял из пяти человек и размещался: командир танка в башне справа от пушки, механик-водитель – в отделении управления по продольной оси танка, наводчик орудия – в башне слева от пушки, заряжающие – в башне за командиром танка и наводчиком орудия.

    Корпус танка сварной из листов катанной гомогенной брони с лобовой деталью типа «щучий нос» и гнутыми бортами. Верхние броневые листы лобовой детали корпуса толщиной 150 мм были наклонены под углом 680 от вертикали и имели углы подворота 580. Нижний броневой лист лобовой детали корпуса толщиной 150 мм имел угол наклона 500 от вертикали. Борт корпуса танка сваривался из трёх броневых листов: верхнего листа толщиной 150 мм, расположенного под углом 520 от вертикали, среднего цельногнутого листа толщиной 100 мм и нижнего листа толщиной 16 мм, имевшего угол наклона 630. Крыша корпуса, состоявшая из двух броневых листов толщиной 20 мм.

    Цельнолитая башня сферической формы имела в лобовой детали переменную толщину брони от 210 до 90 мм с углами наклона стенок от 00 до 450. Диаметр погона башни «в свету» составлял 2300 мм. В лобовой детали башни устроена амбразура для установки пушки и спаренных пулемётов, прикрытая броневой маской. В крыше башни имелись: в передней части крыши над местами командира танка и наводчика орудий – люки с поворотными погонами и прицельно-наблюдательными приборами, в средней части крыши – большой прямоугольный люк для посадки заряжающих и погрузки боеприпасов, перед этим люком – башенный вентилятор, на кормовой части крыши – кронштейн с зенитным пулемётом. На стенках кормовой ниши башни смонтированы броневые кожухи, с ориентированными назад, подвижными пулемётами.

    Основное вооружение танка состояло из одной 130-мм нарезной пушки С-70 с малогабаритным механизмом заряжания (установлен на образце №4 в 1948 году), размещённым в кормовой нише башни, два 14,5-мм пулемёта КПВ-44, один из которых был спарен с пушкой (монтировался сверху на люльке пушки), второй – зенитный (монтировался на кронштейне в кормовой части крыши башни), шесть 7,62-мм пулемётов РП-46 (два – спаренных с пушкой, два курсовых – установлены в броневых кожухах на бортах в средней части корпуса, два кормовых – установлены в броневых кожухах на стенках кормовой ниши башни). Боекомплект танка состоял из 30 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, 400 патронов калибра 14,5-мм и 2500 па-тронов калибра 7,62-мм.

    Для стабилизации вооружения в вертикальной плоскости, при ведении огня с ходу, на танке использовался гироскопический прибор управления выстрелом «Штурм» (крепился к люльке пушки) с электромеханическим следящим (амплидинными) силовым приводам вертикального наведения орудия, обеспечивавший автоматическое наведение орудия на цель в соответствии со стабилизированной линией прицеливания и производство выстрела с необходимым упреждением. Для прицеливания при стрельбе из пушки и спаренных пулемётов использовались телескопический шарнирный прицел ТШ-46В (установленный на приборе «Штурм») и перископический прицел ПТ-47А с дальномерной шкалой. Для управления огнём танка и его корректировки место командира танка оснащалось следящими системами командирского управления в двух плоскостях, включёнными в систему амплидинных электроприводов поворота башни и подъёма пушки. Для наблюдения и корректировки огня место командира танка оснащалось перископическим прибором наблюдения ТПК-2, с помощью рукояток управления которым командир танка мог брать управление огнём из пушки и спаренных пулемётов на себя, кроме того – он мог вести огонь из зенитного пулемёта.

    В силовой установке танка использовался V-образный четырёхтактный двенадцатицилиндровый дизельный двигатель М-50Т жидкостного охлаждения (эжекционная система) и при-водным центробежным нагнетателем мощностью 1050 л.с. В силовой передаче танка использовалась однопоточная механическая трансмиссия, в состав которой входили: планетарная коробка передач, механизм поворота типа «ЗК», два комбинированных двухрядных (один ряд планетарный) бортовых редуктора и система гидросервоуправления.

    Ходовая часть танка, применительно к одному борту состояла из одного двускатного литого направляющего колеса переднего расположения с кривошипным винтовым механизмом натяжения гусеницы, семи двускатных опорных катков с внутренней амортизацией диаметром 730 мм с индивидуальной пучковой торсионной подвеской, рычажно-поршневыми гидроамортизаторами (внутри балансиров первого, второго, шестого и седьмого узлов подвески) и пружинными ограничителями хода балансиров, одного ведущего колеса заднего расположения сосменными зубчатыми венцами цевочного зацепления и одной мелкозвенчатой гусеницы с резинометаллическим шарниром из 93 траков шириной 700 мм.

    Для внешней связи на танке устанавливалась радиостанция 10РТ, для внутренней связи – танковое переговорное устройство ТПУ-47. Для тушения пожара в танке использовалось автоматическое углекислотное противопожарное оборудование с термозамыкателями и световой сигнализацией о возгорании. Для постановки дымовой завесы использовались дымовые шашки МДШ.

    Вооружение

    • 130-мм орудие С-70 обладало стабилизатором для улучшения точности стрельбы,  цепным механизмом заряжания с электроприводом и дульным тормозом с круглыми отверстиями.
    • Масса орудия, кг – 4225
    • Боекомплект, шт. – 30
    • Начальная скорость бронебойного снаряда, м/с – 900
    • Прицельная дальность, м, – 3000
    • Углы вертикальной наводки, град.: Неизвестно

    Бронепробиваемость

    Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности.

    • Бронебойный, на расстоянии 500 м, мм/град. – 250/90°
    • Бронебойный, на расстоянии 2 км, мм/град. –  210/90°
    • Бронебойный, на расстоянии 3 км, мм/град. –  180/90°
    • Скорострельность, выстр./мин – до 8

    Дополнительное вооружение

    Всего ИС-7 обладал 8 пулемётами, из них два — 14,5-мм и шесть — 7,62-мм. Один 14,5 пулемет и два 7,62 пулемета являлись спаренными с орудием и крепились в маске орудия, второй 14,5-мм устанавливался на крыше башни, из оставшихся четырёх пулеметов 7,62-мм два крепились по бортам кормовой части башни, и еще два – на надгусеничных полках.

    Все пулемёты танка, кроме тех, что были установлены в маске орудия, оборудовались дистанционным электроприводом. Боекомплект пулемётов состоял из 400 14,5-мм патронов и 2500 7,62-мм.

    Тактико-технические характеристики ИС-7

    • Масса, т – 68
    • Экипаж, ч. – 5
    • Длина корпуса, мм  – 7380
    • Длина с орудием, мм  – 10000
    • Ширина корпуса, мм  – 3400
    • Высота, мм  – 2480
    • Бронирование:
    • Лоб корпуса (верх), мм/град.  – 150/65°
    • Лоб корпуса (низ), мм/град.  – 150/50°
    • Борт корпуса (верх), мм/град.  – 150/45°
    • Борт корпуса (низ), мм/град.  – 100/40…65°
    • Корма корпуса (верх), мм/град.  – 60/55°
    • Корма корпуса (низ), мм/град.  – 100/15°
    • Днище, мм  – 20
    • Крыша корпуса, мм  – 20
    • Лоб башни, мм/град.  – 210/51-60°
    • Маска орудия, мм/град.  – 350/0°
    • Борт башни, мм/град.  – 150/30-65°
    • Корма башни, мм/град.  – 94/0°
    • Крыша башни, мм  – 50

    Ходовые характеристики:

    • Мощность двигателя, л.с – 1050
    • Максимальная скорость, км/ч – 60
    • Запас хода, км – 300
    • Удельная мощность, л.с/т – 15,4
    • Преодолеваемый подъём, град. – 30°

    Основные модификации танка ИС-7

    «Объект 260» (ИС-7 обр. 1946 г.) – опытный тяжёлый танк, спроектированный ОКБ Ленинградского филиала Опытного завода №100 и Отделом главного конструктора танкового производства ЛКЗ под руководством Ж.Я. Котина (ведущий инженер П.П. Исаков) в 1945-1946 годах на основе проектов тяжёлых танков «Объект 258», «Объект 259», «Объект 260» и «Объект 261». 12 февраля 1946 года Постановлением СНК СССР танку было присвоено открытое обозначение ИС-7, за основу которого был определён проект танка «Объект 260». Всего было изготовлено на ЛКЗ два опытных танка «Объект 260» и два комплекта корпусов и башен для испытаний обстрелом, позже получивших обозначение ИС-7 образца 1946 года (первый – 8 сентября, второй – 25 декабря 1946 года). В течении 1946 года оба танка проходили интенсивные заводские испытания. 1 августа 1947 года испытания танков завершили, сосредоточив усилия по доводке проекта усовершенствованного варианта танка ИС-7.

    От танка ИС-7 образца 1947 танк «Объект 260» отличался:

    • Конструкцией броневого корпуса, имевшего меньшую ширину, составной борт из катанных броневых листов (верхний толщиной 150 мм, среднего – 100 мм, нижнего – 16 мм), иную компоновку моторно-трансмиссионного отделения в связи с использованием другого двигателя и силовой передачи, иную крышу моторно-трансмиссионного отделения, обусловленную применением вентиляторной системы охлаждения силовой установки.
    • Формой литой башни (толщина бронирования лобовой детали 240 мм) с резко выраженной кормовой нишей и иной лобовой деталью (в ходе испытаний обстрелом признана неудачной и подлежала замене). Диаметр погона башни «в свету» составлял 2000 мм. На вварной крыше башни толщиной 30 мм размещались: в передней части справа – командирская башенка с тремя смотровыми приборами и люком, слева – головка прицела наводчика орудия, в средней части башни посредине монтировался колпак башенного вентилятора, за нем справа прямоугольный двухстворчатый люк первого заряжающего, слева – люк для посадки наводчика орудия и второго заряжающего с вращающимся погоном, на котором установлена зенитно-пулемётная установка, в задней стенке кормовой башни размещалась пулемётная башенка со спаренными пулемётами.
    • Основное вооружение танка состояло из одной 130-мм нарезной пушки С-26 с автоматом заряжания в кормовой нише башни, одного 14,5-мм пулемёта КПВ-44 (на зенитно-пулемётной установке), семи 7,62-мм пулемётов ШКАС (один спарен с пушкой, два – в броневых коробах на маске пушки, два в броневых коробах на надгусеничных полках для стрельбы в тыл, два в дистанционно управляемой башенке на корме башни). Боекомплект танка составлял 30 выстрелов раздельно-гильзового заряжания для пушки, 300 патронов калибра 14,5-мм и 2000 патронов калибра 7,62-мм.
    • В силовой установке использовался четырёхтактный V-образный двенадцати цилиндровый дизельный двигатель ТД-30 жидкостного охлаждения (вентеляторная система) с приводным центробежным нагнетателем мощностью 1200 л.с..
    • Силовая передача танка механическая однопоточная состояла из многодискового главного фрикциона, трёхвальной шестиступенчатой коробки передач с коретками переключения и синхронизаторами, двух двухступенчатых планетарных механизмов поворота, двух планетарных бортовых редукторов, системы гидросервоуправления.
    • В ходовой части танка применялась двухвальная трубчато-стрежневая подвеска и опорные катки диаметра 703 мм в отличии от ИС-7.
    • Для внутренней связи в танке было установлено танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис.

    Для танка «Объект 260» разрабатывались прицельно-наблюдательные инфракрасные приборы на основе немецких разработок, но их создание затянулось до начала 1950-х годов.

    ИС-7 обр. 1947 г. – опытный тяжёлый танк, спроектированный ОКБ ЛКЗ (1 января 1947 года Отдел главного конструктора танкового производства ЛКЗ и ОКБ Ленинградского филиала Опытного завода №100 объединились) под руководством Ж.Я. Котина в 1947-1948 годах на основе конструкции танка ИС-7 обр. 1946 г. Первый образец танка был выпущен на ЛКЗ 24 ав-густа 1947 года, второй – 6 октября, третий – 30 декабря, четвёртый – 11 июля 1948 года. После принятия решения о прекращении работ по доводке танка ИС-7, опытные танки продолжали использоваться для испытаний узлов и агрегатов перспективных тяжёлых танков до начала 1950-х годов.

    Дальнейшая судьба проекта

    К середине 1948 года Кировский завод выпустил еще 4 образца ИС-7. После заводских испытаний данные машины направлялись на государственные. Результатами проведенных госиспытаний члены комиссии были полностью удовлетворены.

    Имея вес в 68 тонн, машина спокойно набирала скорость до 60 км/ч, а защита не допускала пробития снарядами из 128 и 130 мм танковых орудий.

    Но не все тесты танка ИС-7 проходили гладко. При проведении обстрела, снаряд, отрикошетив от борта и попав по ходовой части, вырвал опорный каток вместе с частью подвески от бронелиста. При испытаниях пробегом одной из машин, мотор, с закончившемся гарантийным пробегом, воспламенился. Система по тушению пожара, после 2 попыток, не смогла произвести локализацию возгорания и танк выгорел полностью.

    Проведенные госиспытания машины ИС-7 показали неплохие результаты, и в 1949 году поступил госзаказ на выпуск Кировским заводом 50 единиц. Но вскоре вышло постановление о сворачивании работ над бронетехникой, вес которой превышал 50 тонн. В форсированном темпе работы были свернуты, и не один из заказанных ИС-7 так и не был произведен.

    Источники

    • https://warbook.club/voennaya-tehnika/tanki/is-7/
    • https://warfor.me/sovetskij-tyazhyolyj-tank-is-7/
    • https://tanki-tut.ru/ussr-russia/is-7/

    Танки Автор статьиВиктор ГеннадьевичОтставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.Написано статей482

    Источник: army-today.ru

    LEAVE A RESPONSE