армия и оружие

Обзор советского эксперимента – танк ИС-6

Часто бывает так, что идеи конструкторов сильно опережают время. Иногда их еще можно воплотить сразу, но сделать это на должном уровне просто невозможно. В танкостроении одной из таких задумок оказалась передача крутящего момента через электрический привод.

Поэтому советский тяжелый танк ИС-6 так и остался самой малоизвестной и в каком-то смысле невезучей машиной в серии. Данный танк остался единственным «ИСом», который даже не смог успешно завершить испытания, а виной тому — его уникальная трансмиссия.

Содержание

  • История создания
  • Конструкция
  • Тактико-технические характеристики тяжелого танка ИС-6
  • Вооружение
  • Особенности бронирования ИС-6
  • Испытания
  • Источники
  • История создания

    Еще в начале 20 века Фердинанд Порше предложил использовать на транспортных средствах электрическую трансмиссию. А в 1916 году электротрансмиссия появилась на одном из первых французских танков под названием «Сен-Шамон». Ее применение на боевых машинах сулило даже большие выгоды, чем на автомобилях.

    Бесступенчатое изменение крутящего момента облегчало труд механика-водителя, возможность легко изменять распределение мощности по ведущим колесам улучшало маневренность. Но на безусловные плюсы приходились и серьезные минусы. Электромоторы имели большую массу, требовали для изготовления цветных металлов, а общий технологический уровень не позволял сделать систему достаточно надежной.

    В 40-е годы к идее электротрансмиссии вернулся доктор Порше.

    Правда, предложенный им прототип танка «Тигр» испытания не прошел, но шасси использовали для создания САУ «Фердинанд». Некоторое количество таких самоходок после битвы на Курской дуге были захвачены советскими войсками и изучены. Возникла идея – разработать собственный тяжелый танк с электрической трансмиссией. Работы по нему (под началом Жозефа Котина) начали осенью 1943 года. Машина получила название ИС-6.

    Конструкция

    Корпус танка ИС-6 сваривался из катаной брони и по форме, за счет скошенных углов, напоминал сильно увеличенный корпус легкого танка Т-50. Лобовой лист брони толщиной в 100мм располагался под углом в 65⁰. Верхняя часть бортов ИС-6 имела даже большую толщину – 120мм, но меньший угол наклона – 45⁰. Нижняя часть борта, закрытая ходовой частью, имела толщину 100мм.

    Кормовые бронелисты танка имели толщину в 60мм (верхний лист был откидным — для доступа к агрегатам), а задние «скулы» -75мм. Литая башня ИС-6 с вварной крышей, схожая с разработанной для ИС-4, имела толщину лба – 200мм, бортов – 150мм, кормы – 100мм.

    На ИС-6 установили дизельный двигатель В-12, отличающийся установкой центробежного нагнетателя. За счет наддува мощность мотора танка дошла до 700 л.с. Основные топливные баки ИС-6 находились в моторном отсеке, дополнительные устанавливались снаружи на бортах. От дизеля приводился в действие главный генератор, питающий тяговые электромоторы, соединенные с бортовыми редукторами ведущих колес.

    Также от двигателя приводился генератор, питающий вентиляторы системы охлаждения. Масса всех агрегатов электрической трансмиссии составляла 3,8 тонн.

    Был собран и второй прототип, известный как «объект 252» (танк с электротрансмиссией имел обозначение «объект 253»).

    Он отличался наличием обычной механической коробки передач и ходовой частью. Если на ИС-6 с электрической передачей ходовую часть без изменений взяли от ИС-2, то второй танк имел опорные катки большего диаметра и не имел катков поддерживающих. По массе он был легче «объекта 253» на три тонны.

    Боевая масса, т 54 Экипаж, чел 4 Габаритные размеры, мм: длина с пушкой вперед 10070 ширина 3430 высота 2530 клиренс 500 Броня, мм лоб, борт корпуса 120 корма 60 башня 150 крыша 30 днище 20 Вооружение 122-мм нарезная пушка Д-30; 12,7-мм пулемет ДШК; 7,62-мм пулемет Боекомплект 30 выстрелов, 500 патронов калибра 12,7-мм, 1000 патронов калибра 7,62-мм Двигатель В-12V, дизельный, 12-цилиндровый , четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения, мощность 750 л. с, при 2100 об/мин Удельное давление на грунт, кг/см.кв 0,90 Скорость по шоссе, км/ч 35 Запас хода по шоссе, км 150 Преодолеваемые препятствия: высота стенки, м 0,90 ширина рва, м 3,0 глубина брода, м 1,50

    По огневой мощи танк ИС-6 не превосходил ИС-2, ИС-3 и ИС-4. Его броневая защита была лучше ИС-2 и ИС-3, но несколько уступала ИС-4. Установка электротрансмиссии облегчала управление и должна была способствовать повышению его маневренных качеств.

    Однако этого не произошло вследствие большой массы как самой машины, так и злектротрансмиссии, а также из-за низкой надежности последней.

    Что касается варианта ИС-6 с механической трансмиссией, то за исключением броневой защиты он вообще не имел никаких преимуществ перед другими тяжелыми танками.

    Вооружение

    Основным оружием танка была 122-миллиметровая пушка Д-30, отличавшаяся от своей предшественницы Д-25 наличием механизма досылателя снаряда и оборудованием для продувки ствола после выстрела.

    Длина ствола составляла 48 калибров, а эффективная стрельба возможна по цели высотой 1890 мм. При стрельбе из пушки прямой наводкой использовался шарнирный прицел ТБШ. Углы склонения орудия составляли -3/+25 градусов. Также на танк устанавливались два пулемета: первый — 7,62-миллиметровый конструкции ГВТ — был спарен с пушкой, второй — зенитный крупнокалиберный (12,7 мм) — был установлен на основание люка заряжающего.

    Боекомплект танка вмещал 30 бронебойных и осколочно-фугасных снарядов (в любом соотношении) к основному орудию, 1300 патронов к ГВТ-пулемету и 250 — к пулемету ДШК.

    Особенности бронирования ИС-6

    Танк имел противоснарядную дифференцированную броню. Передняя часть корпуса состояла из верхней и нижней лобовых деталей, а также двух скуловых листов. Верхняя лобовая деталь, изготовленная из 100-миллиметровой катаной броневой стали средней твердости, была расположена под рациональным углом в 65° от вертикали. Нижняя лобовая деталь была толще на 20 мм, однако и угол наклона был хуже – 52°. Скулы корпуса располагались под углом 62° от вертикали и были повернуты на 40°. Толщина их составляла 100 мм.

    Борт танка состоял из сваренных между собой наклонного, вертикального и горизонтального бронелистов. Толщина первых двух – 100 мм. Конструкция кормы танка была аналогична носовой его части. Нижняя деталь и две скулы имели толщину 60 мм и приваривались к бортам. Верхний бронелист той же толщины был откидным и крепился к нижнему и скуловым листам болтами и петлями. Крыша корпуса состояла из неподвижного листа под башней толщиной 50 мм и двух съемных листов по 20 мм над моторным и трансмиссионным отделениями. Все днище танка состояло из сваренных в корытообразную форму бронелистов одинаковой толщины в 20 мм.

    Башня танка была литым непробиваемым куском броневой стали, подвергнутой закалке на высокую твердость. Крыша представляла собой два сваренных между собой 30-миллиметровых листа брони. Боковые стенки, имевшие толщину 150 мм, были наклонены от вертикали на 35°. Задняя часть башни располагалась под углом 25° при толщине в 100 мм.

    Испытания

    В конце 1944 года ИС-6 отправился на заводские испытания, и уже через 10 км пробега электрическое оборудование перегрелось и начался пожар. Потушенный танк починили, усилив охлаждение недопустимым для боевых условий способом – заменив кормовой бронелист на установку дополнительного вентилятора.

    Второму прототипу с традиционной трансмиссией заводские испытания дались легче. Однако меньшая масса не обеспечила лучшей подвижности, а измененная ходовая часть оказалась ненадежной – катки износились уже во время испытаний.

    В Кубинке оба «объекта» испытали обстрелом и выявили, что защищена машина чуть лучше ИС-3 и несколько уступает ИС-4. Этого было недостаточно для того, чтобы оправдать запуск в серию. Вариант с электротрансмиссией признали слишком сложным и ненадежным, а «объект 252» просто не имел никаких весомых преимуществ. Досылатель пушки Д-30Т не обеспечил значительного прироста скорострельности, зато повысил себестоимость орудия.

    По некоторым данным, «объект 253» после войны передали какому-то ленинградскому музею.

    Поскольку название музея при этом не уточняется, а все известные фотографии танков ИС-6 сделаны на испытаниях – приходится признать, что до наших дней танки не сохранились.

    Источники

    • https://warbook.club/voennaya-tehnika/tanki/is-6/
    • https://gun-35.ru/voennaya-tehnika/tank-is-6-sovetskij-istoriya-sozdaniya-tehnicheskie-harakteristiki-tth-konstruktsiya-vooruzhenie-obzor.html
    • https://www.syl.ru/article/391989/tyajelyiy-sovetskiy-tank-is—obzor-harakteristiki-istoriya
    • https://gunsfriend.ru/tank-is-6-sovetskij-istoria-sozdania-tehniceskie-harakteristiki-konstrukcia-vooruzenie-obzor/

    Танки Автор статьиВиктор ГеннадьевичОтставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.Написано статей482

    Источник: army-today.ru

    LEAVE A RESPONSE