армия и оружие

Обзор тяжёлого штурмовика Ил-8

Ил-8 является тяжёлым штурмовиком-бомбардировщиком, разработанным опытно-конструкторским бюро С. В. Ильюшина в 1943 году. Данный самолёт должен был стать усовершенствованной модификацией штурмовика Ил-2. Так, предполагалось, что самолёт будет иметь повышенную бомбовую нагрузку, улучшенные аэродинамические свойства и вооружение. Однако тяжёлый штурмовик Ил-8 так никогда и не был запущен в серийное производство.

История разработки Ил-8

После окончания разработки штурмовика Ил-2 (впоследствии ставшего самым серийным самолётом в истории), а также исправления недостатков, вскрывшихся в ходе его испытаний, ОКБ С.В. Ильюшина приступило к работам по созданию нового, тяжёлого штурмовика-бомбардировщика. В первую очередь это было связано с предполагаемым характером будущей войны. Опыт войны с Финляндией, а также ход кампаний вермахта в Европе наглядно показали, что для более успешных действий армия требует более надёжной воздушной поддержки. Предполагалось, что для действий на тактической глубине потребуется самолёт, способный переносить более 500 кг бомбовой нагрузки и имеющий, тем не менее, хорошую маневренность для осуществления авиаштурмовых атак.

Этап проектирования нового самолёта под условным наименованием ЦКБ-60 начался уже осенью 1940 года. Уже весной следующего, 1941 года, был создан макет тяжёлого штурмовика-бомбардировщика под названием Ил-6. новый штурмовик должен был иметь довольно плотное артиллерийское и пулемётное вооружение, причём представлено оно было в нескольких вариантах. Например, один из вариантов вооружения предусматривал оснащение самолёта 37-миллиметровой пушкой, двумя пушками калибра 23 мм и четырьмя пулемётами калибром 12,7 или 7,62 мм. Дополнительно нужно отметить, что вооружение самолёта устанавливалось на удобных быстросъёмных креплениях и располагалось таким образом, чтобы обеспечить хорошую кучность при стрельбе и облегчить обслуживание штурмовика. В качестве наступательного вооружения на самолёте также устанавливались реактивные 132-миллиметровые снаряды РС-132 и до 1000 кг бомбовой нагрузки.

К лету 1941 года Ил-6 успешно прошёл ряд испытаний в ЦАГИ, и было принято решение о включении самолёта в план опытного строительства. Однако все планы по серийному производству штурмовика перечеркнула начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война. Основные усилия коллектива опытно-конструкторского бюро С. В. Ильюшина срочно были направлены на усовершенствование уже находившихся в разработке самолётов Ил-2 и ДБ-3ф. Работы над Ил-6 были остановлены.

К 1943 году на основе анализа характера боевых действий Красной Армии и боевого применения штурмовика Ил-2 был сделан ряд выводов. Основной вывод гласил, что применение штурмовика в боевых действиях осуществляется в двух вариантах. Первый вариант предусматривал использование Ил-2 для авиаштурмовых атак и налётов на боевую технику и живую силу противника, то есть по прямому своему назначению. Однако во втором варианте Ил-2 применялся для осуществления бомбардировок целей в ближнем тылу противника, что имело невысокую эффективность, прежде всего ввиду небольшой бомбовой нагрузки, которую самолёт способен был нести.

Работы над созданием тяжёлого штурмовика, который являлся фактически продолжением разработок Ил-6 и получил название Ил-8, начались в начале 1943 года, когда ОКБ Ильюшина получило задание на разработку самолёта данного типа. По сути, при этом подтвердились суждения и требования, которые учтены ещё в предвоенный период при проектировании штурмовика Ил-6.

Разработка Ил-8 шла двумя параллельными путями, каждый из которых предусматривал создание машины для выполнения определённых целей на фронте. Так, если первый вариант имел целью разработку тяжёлого штурмовика-бомбардировщика, то второй предусматривал создание разведчика-корректировщика. Тем не менее, разработка самолёта шла быстрыми темпами, и уже 10 мая 1943 года опытный образец машины осуществил свой первый полёт.

И хоть в целом самолёт показал довольно неплохие лётные качества, но ненадёжная работа двигателя АМ-42 значительно отодвинула начало проведения испытаний самолёта. Лишь после пяти замен двигателя удалось обеспечить его должную работу и надёжность. Зимой 1944 года первый опытный образец штурмовика Ил-8 был предоставлен на государственные испытания.

В это же время значительных успехов ОКБ С. В. Ильюшина достигло при разработке другого штурмовика, являвшегося, в свою очередь, серьёзной доработкой Ил-8 – самолёта Ил-10. Именно из его конструкции были позаимствованы различные усовершенствования конструкции для Ил-8, имевшие целью исправление его «детских болезней», таких, например, как внесение существенных изменений в систему охлаждения двигателя.

Ввиду множества мелких недочётов конструкции, второй опытный образец Ил-8 был готов лишь после Великой Отечественной войны. Его государственный испытания начались в конце июня 1945 года. В итоге было сочтено нецелесообразным запускать самолёт в серийное производство ввиду нескольких причин. Первой причиной, сподвигнувшей руководство на такое решение, являлся тот факт, что превосходящий по всем характеристикам штурмовик Ил-10 уже находился в серийном производстве. Вторая же причина – Великая Отечественная война была победно завершена.

Характеристики Ил-8

  • Размах крыла, м – 14,6
  • Длина, м – 12,9
  • Высота, м – 4,2
  • Площадь крыла, м2 – 39
  • Масса, кг:
    • пустого самолета – 5245
    • нормальная взлетная – 7250
  • Тип двигателя – 1 ПД Микулин АМ-42
  • Мощность, л.с.:
    • номинальная – 1 х 1750
    • взлётная – 1 х 2000
  • Максимальная скорость , км/ч:
    • у земли – 435
    • на высоте – 470
  • Практическая дальность, км – 1180
  • Скороподъемность, м/мин – 508
  • Практический потолок, м – 6800
  • Экипаж – 2 человека
  • Вооружение:
    • Две 23-мм пушки ВЯ-23, два 7,62-мм пулемета ШКАС (по 750 патронов на пулемет), один 12,7-мм УБТ для стрельбы назад (150 патронов) и 8-12 РС-132 и до 1000 кг бомб

Достоинства и недостатки Ил-8

Тяжёлый штурмовик Ил-8 обладает большим количеством достоинств. Прежде, чем перечислять основные из них, следует отметить, что самолёт фактически является серьёзной доработкой прекрасного штурмовика Ил-2, взявшей от него все сильные качества и получившей новые. Штурмовик создавался во время Великой Отечественной войны опытным коллективом ОКБ С. В. Ильюшина, и все лишние детали и доработки начисто были отметены.

Одним из важнейших достоинств Ил-8 являются его поистине выдающиеся лётные характеристики, что, бесспорно, весьма важно для боевого самолёта. Ещё одной особенностью самолёта является то, что он может нести большую для одномоторного самолёта бомбовую нагрузку – 1100 кг.

Недостатки самолёта были практически устранены в период разработки самолёта и касались, прежде всего, его двигателя. Лишь после довольно долгих работ по замене двигателя и его регулировке самолёт был представлен на государственные испытания.

Заключение

Ил-8 – весьма интересная модель, являющаяся серьёзной доработкой штурмовика Ил-2. Этот самолёт, вобравший в себя такие, казалось бы, несовместимые черты, как большая бомбовая нагрузка и отличные лётные характеристики, усиленная бронезащита и хорошая маневренность, имел все шансы стать ещё одним «оружием Победы» в рядах Красной Армии. Однако судьба распорядилась иначе: тяжёлому штурмовику Ил-8 просто не повезло. Самолёт был заменен тяжёлым штурмовиком Ил-10, являвшимся усовершенствованной модификацией Ил-8 и обладавшим ещё лучшими характеристиками. Тем не менее, следует отметить, что Ил-8 способствовал существенному прогрессу в разработке успевшего повоевать штурмовика Ил-10, а, следовательно, и ему принадлежит скромный «кирпичик» в постаменте Великой Победы.

Источник: militaryarms.ru

LEAVE A RESPONSE