армия и оружие

Операция «Йонатан»: рейд на Энтеббе (1976)

Схема рейда на Энтеббе

С момента своего образования в 1948 году и по сей день государство Из­раиль борется с различными арабскими террористическими организациями. Первый мощный удар, который отозвался во всем мире, был нанесен Израилю террористами 5 сентября 1972 года на Мюнхенской Олимпиаде. Террористы из палестинской организации «Черный сен­тябрь» захватили одиннадцать спортс­менов-израильтян и хладнокровно рас­стреляли их во время неудачной попыт­ки немецкой полиции освободить залож­ников. Правительство Голды Мейр при­нят решение, которое остается в силе и по сей день: ни один террорист не дол­жен уйти от ответственности.

27 июня 1976 года в 9.00 из аэро­порта Тель-Авива поднялся в воздух авиалайнер французской авиакомпании «Эйр Франс», совершающий рейс по маршруту Тель-Авив – Афины – Париж. На борту находилось 256 пассажиров и 12 членов экипажа. Среди пассажиров оказались 7 террористов: пятеро при­надлежали к Народному фронту освобождения Палестины, а двое – к запад­ногерманской террористической орга­низации «Баадер – Майнхоф». Во время промежуточной посадки в Афинском аэропорту помощники угонщиков под видом работников аэропорта пронесли на борт оружие, и в небе над Грецией аэробус был захвачен.

Пилотам был дан приказ направить самолет в Бенгази (Ливия) и продол­жать полет через Судан в Уганду. 28 июня в 3.15 самолет приземлился в аэ­ропорту Энтеббе, рядом со столицей Уганды Кашталой. Террористы выдви­нули требование об освобождении 53 членов ООП, находящихся в тюрьмах Израиля, Франции, Западной Герма­нии, Кении и Швейцарии. Заложников разместили в старом здании аэропорта.

Правящий в Уганде президент-дик­татор генералиссимус Иди Амин Дада пожелал использовать эту драматиче­скую ситуацию для укрепления своего положения в странах «третьего мира».

Он предоставил террористам полную свободу действий, а территорию аэро­порта оцепил войсками – солдатами президентской гвардии. Несмотря на такую позицию угандийского лидера, Израиль вел с ним переговоры об освобождении заложников.

Но еще до того как израильское правительство приступило к перегово­рам, военные Израиля начали готовить операцию по освобождению заложни­ков.

В Иерусалиме начальник штаба Сил обороны Израиля генерал-лейтенант Тур информировал министра обороны Шимона Переса и премьер-министра Ицхака Рабина о планах по освобожде­нию заложников. Их было три:

  • парашютный десант на Энтеббе;
  • атака через озеро Виктория на на­дувных лодках;
  • быстрая атака и возвращение за­ложников по воздуху.

Третий план был утвержден. Ко­мандование операцией поручили ко­мандующему воздушно-десантными и пехотными войсками бригадному гене­ралу Дану Шамрону, а штурмовыми группами руководил подполковник Йонатан (Йони) Нетаньяху. Операция по­лучила название «Thunderbolt» («Удар молнии»).

30 июня немецкий террорист Вильфред Безе разделил заложников на евреев, оставив с ними также тех, чьи имена звучали «по-еврейски», и осталь­ных. На следующий день все заложни­ки-неевреи были освобождены (в обмен на помощь диктатора Иди Амина) и на авиалайнере отправлены в Париж. С за­ложниками-евреями остался лишь ко­мандир командант командант Бакос, зая­вив, что не может покинуть своих пас­сажиров.

В это время в Израиле полным хо­дом шла подготовка операции «Удар молнии». Разведслужбы добыли инфор­мацию о террористах, заложниках, угандийской армии и аэродроме в Эн­теббе. Была создана специальная груп­па, состоящая из парашютистов-десант­ников и спецназовцев из «Сайерет маткал». Все они были добровольцами и имели опыт ведения боевых действий. В пустынном районе был построен ма­кет аэропорта в Энтеббе, на котором штурмовые группы отрабатывали свои действия.

«Сайерет маткал» (воздушно-де­сантное разведывательное подразделение генерального штаба) создано в 1957 году. Численность держится в секрете, из­вестно только, что средний возраст бой­цов не превышает 22 лет. Подчиняется непосредственно начальнику генштаба Армии обороны Израиля.

Бойцы «Сайерет маткал» имели опыт борьбы с терроризмом. 8-9 мая 1972 года «Сайерет маткал» провело свою первую операцию по освобождению захваченного террористами самолета. Операция носила название «Изотоп». В мае палестинские террори­сты из организации «Черный сентябрь» захватили в тель-авивском аэропорту Лод Боинг-727 бельгийской авиакомпании «Sabena». Выяснив численность террори­стов, ранним утром 9 мая, переодевшись в униформу сотрудников аэропорта, которые яко­бы должны были прове­рить готовность самолета к взлету, израильские коммандос ворвались в лайнер. Убив двух терро­ристов и задержав двух других, бойцы спецназа освободили самолет в течение нескольких се­кунд. Жертв среди пасса­жиров, экипажа и самих спецназовцев не было.

10 апреля 1973 г, бойцы подразделе­ния генерального штаба АОИ «Сайерет маткал» и аналогичного подразделения военно-морских сил при взаимодействии с агентами разведки «Моссад» провели операцию «Вторая молодость», в ре­зультате которой в центре Бейрута были уничтожены штаб-квартира ор­ганизации «Черный сентябрь» и завод по изготовлению взрывных устройств. Позднее все участники террористиче­ской акции в Мюнхене были уничтоже­ны в различных странах в течение не­скольких лет. Любопытен тот факт, что тогда подразделением командовал нынешний премьер-министр Израиля Эхуд Барак. Он неоднократно прини­мал участие и руководил различными спецоперациями, в том числе и по осво­бождению заложников. В этом же под­разделении проходил службу и его пред­шественник на премьерском посту Б.Натаньяху.

Сложность проведения операции в Энтеббе состояла в том, что:

  • место проведения операции нахо­дилось очень далеко от Израиля;
  • на аэродроме Энтеббе помимо гражданских самолетов находились истребители ВВС Уганды;
  • гарнизон г. Энтеббе находился вблизи аэродрома.

В результате участники операции были разбиты на несколько групп: унич­тожения, заправки, блокирования, обес­печения и непосредственно штурмовую. Группа заправки была заброшена перво­го июля в Найроби (столица Кении). Она находилась в районе аэропорта Найроби и должна была обеспечить за­правку самолетов. В случае отказа заправить самолеты – захватить аэропорт (в целях обеспечения секретности к правительству Кении с просьбой о за­правке не обращались до последнего момента). Задача группы уничтожения состояла в минировании и подрыве угандийских МиГов, чтобы те не смогли сбить транспортные самолеты со спасателями и заложниками. Остальные группы выполняли следующие задачи:

  • блокирующая груп­па перекрывает вероят­ные пути подхода под­креплений из Кампалы;
  • группа обеспечения – уничтожает посты вокруг здания терминала и производит «зачистку» территории;
  • штурмующая – осуществляет штурм терминала и освобождение за­ложников.

Так как в операции помимо ком­мандос принимали участие пилоты са­молетов Си-130 ВВС Израиля, во вре­мя подготовки их обучали «слепому» полету, посадке и взлету без помощи извне.

Схема действий израильского спецназза в аэропорту Энтеббе

Освобожденные заложники и чле­ны экипажа самолета по прибытии в Париж были допрошены сотрудниками французских и израильских спецслужб. От них были получены данные о по­рядке и месте содержания заложников, их охране, расположении постов угандийских солдат и т.д.

Срок окончания ультиматума удалось отодвинуть, но это не могло продолжаться бесконечно. И 3 июля в 14.00 кабинет минист­ров Израиля принял окончательное решение о начале операции. В 15.00 с базы ВВС Изра­иля «Офира» взлетела группа самолетов: четыре Си-130 «Геркулес» и два «Боинга-707». В «Геркулесах» летели коммандос и их авто­машины. В первом Бо­инге летел штаб с гене­ралом Шамроном и центр связи – он должен был все время находиться в воздухе и координировать работу всех групп. Второй Боинг, обо­рудованный как летающий госпиталь, с медицинским персоналом на борту стартовал два часа спустя.

В режиме радиомолчания эскадра пролетела над водами Красного моря, затем снизилась и на небольшой высо­те преодолела территории Эфиопии и Кении. Правительство Кении, в пос­ледний момент оповещенное о проводимой операции, дало согласие на пе­релет и посадку на дозаправку в аэро­порту Найроби.

В 23.01 первый транспортный «Гер­кулес» коснулся колесами посадочной полосы Энтеббе. Перед приземлением была пущена в ход дезинформация: на аэродром направляется самолет с осво­божденными палестинцами. За первым самолетом сел второй, а за ним на бо­ковой полосе – два остальных. Из пер­вого самолета выехали два «джипа» и сверкающий черный лимузин, во всех деталях напоминающий личный лиму­зин Иди Амина. Это был еще один от­влекающий ход израильтян. Эту маши­ну прекрасно знали по всей Уганде. Ожидалось, что эта машина вызовет типичную панику при появлении главы государства.

Из остальных самолетов, которые даже не успели еще полностью остано­виться, высадились коммандос и заняли свои позиции согласно плану. «Мерсе­дес» и два «джипа» двинулись к старому зданию аэропорта. Здесь они затормо­зили перед постом угандийских солдат.

С этого момента события развива­ются в бешеном темпе. При виде «аминовского» «Мерседеса» оба часо­вых, разумеется, столбенеют. По ним из пистолетов с глушителями откры­вают огонь подполковник Нетаньяху и сидящий за рулем коммандос. Од­нако – оба очень хорошие стрелки – промахиваются. Один угандец кидает­ся наутек, второго обезвреживают из пулемета, смонтированного на «джи­пе». В это время коммандос бросаются к главному входу терминала. Солдаты вбегают внутрь под грохот выстре­лов, кричат заложникам на англий­ском и иврите: «Израильская армия! Ложитесь!», после чего открывают огонь на поражение. В течение пятна­дцати секунд убиты самые опасные террористы. Но несут потери и залож­ники. Двое из них не выполняют ко­манду штурмующих (как выяснилось позднее, они не понимали ни англий­ского, ни иврита, они говорили на идиш). Вскочив, они пытаются вы­бежать из здания, но попадают под огонь коммандос и погибают. Нельзя винить в этом штурмующих, так как в таких ситуациях все, что движется – враг.

Тем временем через второй вход в терминал врывается другая группа коммандос. Обыскивая помещения терминала, они обнаруживают двух террористов. В руке одного из арабов оказывается граната без чеки. Падая на пол, спецназовец пытается пора­зить террориста очередью из «Узи» еще до того, как тот успеет выронить гранату из рук. Однако не успевает. Граната взрывается, убивая обоих тер­рористов и раня двух израильтян.

Подполковник Нетаньяху (1946-1976)

А в это время на территории аэро­дрома другие группы «зачищают» тер­риторию, захватывают контрольно-диспетчерский пост (КДП), радио­станцию аэропорта и уничтожают МиГи. Но в ходе этих событий проис­ходит еще одна трагедия. Угандий­ский солдат, чудом уцелевший во вре­мя штурма КДП, успевает выстрелить в находящихся внизу израильтян. Его немедленно уничтожают, но пуля угандийца все же находит цель – она смертельно ранит подполковника Не­таньяху, когда тот по радиостанции отдает команду своим бойцам.

Через 40 минут, очистив террито­рию от угандийцев, израильтяне нача­ли эвакуацию заложников в самолеты. На 53-й минуте операции первый «Геркулес» с заложниками поднялся в воздух. За ним последовали осталь­ные. Всего израильтяне пробыли на земле Уганды 58 минут.

Далее самолеты полетели в Ке­нию, правительство которой разреши­ло заправку в Найроби. Там всех ра­неных перевели в самолет-госпиталь, где ими занялись врачи.

Затем было возвращение домой, радость встреч и восторг всего мира.

В результате этой операции были уничтожены все террористы, убито около 35 угандийских солдат, более 100 солдат ранено. Уничтожено 11 угандийских истребителей.

Из 103 заложников – несколько раненых и трое убитых. Двое во время штурма и мадам Дора Блоч, которая была помещена с сердечным присту­пом в больницу Кампалы еще до ата­ки, и затем убита по приказу разъярен­ного Иди Амина.

После успеха рейда на Энтеббе для увекове­чения памяти погибшего командира наземных сил подполковника Нетаньяху руководство Израиля приняло решение переименовать операцию «Удар молнии» в «Йонатан». Теперь во всем мире рейд на Энтеббе называется операция «Йонатан».

Рейд на Энтеббе и по сей день оста­ется уникальной операцией. Подобную операцию пытались провести американцы, осво­бождая заложников в Тегеране, но она провалилась.

Операция «Йонатан» показала:

1.  Первостепенное значение при проведении спецопераций имеет поли­тическая воля руководства государства. Очень  важно,  когда  правительство страны не идет на уступки террористам, а придерживается жесткой линии и воз­дает им по заслугам.

2.  При подготовке операции необ­ходим максимально полный сбор всей касающейся сути дела информации из различных источников: спутниковые фото, чертежи из строительных фирм, опрос освобожденных заложников и т.п.

3.  Важнейшее значение имеет ин­тенсивная подготовка и высокий мо­ральный настрой всех участников опе­рации.

4.  Одно из условий успешного про­ведения операции – четкие, слаженные действия ее участников из различных видов вооруженных сил и родов войск: летчиков, связистов,   десантников, спецназовцев и т.д.

 (Материал подготовлен для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru по статье К.Никитина, О.Скира «Рейд на Энтеббе», журнал «Солдат удачи». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).

Факт

В настоящее время в составе ВМС США числится 11 авианосцев, из них 10 – типа «Нимитц» и 1 — «Энтерпрайз». Больше авианосцы типа «Нимитц» строиться не будут. В 2008 году был заложен первый авианосец нового поколения «Джеральд Р.Форд» (CVN-78), который планируется ввести в строй в 2015 году…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE