25 апреля 1980 года в Тегеране беснующаяся толпа религиозных фанатиков выбросила на площадь перед посольством США под прицелы телекамер журналистов восемь трупов американских военнослужащих: петь летчиков ВВС и три летчика авиации морской пехоты США. Позже по всем телеканалам мира были показаны обломки самолета и вертолета, а также три целых вертолета RH-53D «Си Стеллион», которые навечно остались в иранской пустыне. Так закончилась попытка антитеррористнческой группы «Дельта» освободить 54 заложника, захваченных 4 ноября 1979 года в американском посольстве иранскими революционными гвардейцами с решительного благословения аятоллы Хомейни.
ПРЕДЫСТОРИЯ: ОТРЯД «ДЕЛЬТА»
История «Дельты» начинается с 60-х годов, когда командование американских «зеленых беретов» заключило договор с английской САС (три отдельных полка специальной авиационной службы САС составляли основу сил специальных операций Великобритании) о взаимном обмене людьми. Первым из американцев поехал в Англию командир 7-й группы «зеленых беретов» полковник Эдвардс, на следующий год туда отправился капитан Чарльз Бэквит. В июле 1962 года он прибыл в 22-й полк САС, где на себе испытал всю сложную систему отбора и подготовки личного состава, разработанную англичанами 21 год назад и усовершенствованную в последующем.
Первое открытие, которое сделал Бэквит, было таким: право носить берет с эмблемой САС необходимо заработать, пролив немало пота и крови. Достаточно сказать, что только проверочные испытания в полку САС разделены на пять этапов и занимают полгода.
Вернувшись в 1963 году из Англии, Бэквит начал убеждать свое руководство в необходимости создания спецподразделения, аналогичного САС. Командование откликнулось на предложение Бэквита. Был создан небольшой отряд, получивший кодовое название «Голубой свет». Сам же «идейный организатор и вдохновитель» оказался во Вьетнаме, где ему разрешили сформировать отряд по образцу САС. Группа Бэквита тела название “D”. Она успешно участвовала во многих операциях против вьетконговцев. Во Вьетнаме Бэквит был ранен в живот, трижды падал в подбитых вертолетах, однако уцелел. 21 ноября 1970 года Бэквит участвовал в операции с целью освобождения пленных американцев из лагеря Сан Пай под Ханоем. Операция была разыграна как по нотам, но пленных в лагере не оказалось.
Закончился Вьетнам, и началась эра международного терроризма. Все это время Бэквита не покидала мысль о создании американского аналога САС. Новый толчок идея Бэквита получила после успешной операции, проведенной немецкой группой ГСГ-9 по освобождению самолета компании «Люфтганза» в Могадишо. Не желая отставать от Германии, Белый дом дал антитеррористической борьбе зеленый свет. Бэквит начал создавать спецподразделение, которое, в память о своем подразделении времен вьетнамской войны, назвал «Дельтой».
Два года ушло на формирование и подготовку «Дельты» Она оказалась копией английской САС с поправкой на Соединенные Штаты. В основном американцев готовили эксперты САС, передавая им опыт в борьбе с терроризмом, И вот когда «Дельта» встала на ноги, пришло известие: посольство США в Иране захвачено, и пятьдесят четыре сотрудника госдепартамента США попали в заложники.
«ГОРШОК РИСА»
С этого момента началась подготовка к операции по освобождению заложников. По приказу председателя комитета начальников штабов генерала Девида Джоунса была создана временная общевойсковая тактическая группа из представителей армии, ВВС, ВМС и корпуса морской пехоты США. Этап планирования и подготовки операции по спасению заложников получил условное наименование «Горшок риса», а сама операция на территории Ирана — «Орлиный коготь». Командующим группой был назначен генерал-майор Джеймс Вот, его заместителем по авиационным вопросам – генерал-майор ВВС Филипп Гаст. Непосредственно разработкой операции занимались полковник Бэквит и полковник ВВС Кайл. Оба они имели богатый опыт планирования: спецопераций, но в силу сложившихся обстоятельств не могли противостоять указаниям генералов Вота и Гаста, которые зачастую высказывали неверное суждение или соглашались с сомнительными рекомендациями.
ПЛАН ОПЕРАЦИИ «ОРЛИНЫЙ КОГОТЬ»
План освобождения заложников состоял в следующем: два эскадрона «Дельты» и рота рейнджеров на трех самолетах С-130 «Геркулес» с приданными самолетами-заправщиками должны были приземлиться в пункте «Пустыня-1», который находился примерно в 370 км юго-восточнее Тегерана. Туда же должны были прилететь восемь вертолетов RH-53D «Си Стеллион», которые базировались на авианосце «Нимитц», находящемся в Персидском заливе. Разница между посадками самолетов и вертолетов должна была составлять 30 минут. После высадки «Дельты» и дозаправки вертолетов самолеты «Геркулес» должны были возвратиться на аэродром вылета, а вертолеты – доставить бойцов «Дельты» в заранее намеченное укрытие вблизи Тегерана, до которого было два часа лету, а затем перелететь в другую точку, в 90 км от укрытия «Дельты», и в течение всего следующего дня оставаться там под маскировочными сетями.
Схема операции «Орлиный коготь»
Вечером 25 апреля оперработникам ЦРУ, заблаговременно заброшенным в Иран, предстояло на шести грузовиках доставить «Дельту» к посольству США. Ближе к полуночи группа должна была штурмовать здание посольства: по наружным стенам подобраться к окнам, проникнуть внутрь, ликвидировать охрану и освободить заложников. Затем планировалось вызвать вертолеты и либо с территории посольства, либо с расположенного по соседству футбольного поля эвакуироваться. С воздуха эвакуацию должны были поддерживать два самолета огневой поддержки AC-130H.
Ранним утром 26 апреля вертолеты, пролетев 65 км на юг, приземлились бы на аэродроме Манзарийе, который к тому времени контролировала рота рейнджеров. Оттуда заложников предполагалось доставить в США на двух реактивных самолетах С-141, а рейнджеры должны были возвратиться на самолетах С-130.
Все оперативное обеспечение операции было поручено Центральному разведуправлению. Подбор площадок приземления, обеспечение транспортом, маршруты движения по городу – все эти вопросы отрабатывали сотрудники ЦРУ и доводили до участников операции.
ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ
Во Флориде был построен полномасштабный макет посольского комплекса в Тегеране, и «Дельта» приступила к тренировкам. Тут-то и обнаружилось, что в предлагаемом плане многое не учтено. К примеру, мог дать сбой один из важных элементов тактической труппы – вертолетчик. Дело в том, что командование ВМС настояло, чтобы в операции участвовали летчики ВМС (мотивация – армейские вертолеты, не имеющие складывающихся лопастей, не смогут разместиться на авианосце), и выделило для операции экипажи вертолетов – морских тральщиков. В ходе тренировок выяснилось, что летные экипажи не хотят учиться ночным и «слепым» полетам и не горят желанием участвовать в спасении заложников). С большим трудом Бзквиту удалось заменить летчиков ВМС на летчиков морской пехоты США. Дело сдвинулось. Всего «Дельта» провела 79 ночных тренировок по освобождению заложников, Бэквит был более-менее спокоен, но до конца не доверял экипажам вертолетов, считая, что они могут подвести.
«ЗАКОН МЭРФИ»
И вот после многочисленных согласований и доработок тактическая группа была готова приступить к спасению заложников. 20 апреля «Дельта» и рейнджеры на «Геркулесах» переместились на Вади-Кена, удаленный аэродром в Египте. Вертолеты перебазировались на «Нимитц», 24 апреля группа сосредоточилась в районе острова Масира. Через три часа после прибытия на Масиру была получена окончательная команда «Вперед». И тут вступил в силу «закон Мэрфи», или, говоря по-русски, «закон бутерброда». Вертолеты, взлетевшие с «Нимитца», столкнулись с феноменом погоды, известным в Иране под названием «хабуб», — поднявшимися в воздух мелкими частицами пыли. Видимость уменьшилась до нуля. Два из восьми вертолетов сбились с курса и вернулись на авианосец.
Второй «приятный» сюрприз ожидал Бэквита, «Дельту» и рейнджеров на площадке * «Пустыня-1». Площадка, подготовленная оперативниками ЦРУ, находилась рядом с оживленным шоссе, и американцы были поражены огромным количеством транспорта, движущегося прямо перед приземлившимся самолетом. Вдобавок почти всех рейнджеров, которые должны были охранять периметр, рвало от тряски в воздухе. Только двое были в состоянии управлять мотоциклами и, подъехав к шоссе, сумели остановить автобус, взяв его пассажиров и водителя в плен,
В двигавшийся за автобусом грузовик рейнджеры сначала выстрелили из автомата, а после запустили гранату из подствольного гранатомета. В ночное небо взметнулся столб пламени. Оказывается, они подстрелили бензовоз. Следующий за грузовиком микроавтобус развернулся, подобрал водителя бензовоза и понесся прочь. Один из рейнджеров на мотоцикле пытался догнать его, но вскоре прекратил преследование и вернулся назад. Догнать микроавтобус было невозможно.
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СЛУЧАЙ
Останки заправщика C-130 после взрыва
С опозданием на пятьдесят минут прибыли оставшиеся шесть вертолетов. И сразу же командир вертолетчиков посоветовал Бэквиту «отменить спасение заложников». Бэквит встал перед проблемой: продолжать операцию или нет. Все вертолеты забиты под завязку так, что места для заложников не было. Но если оставить часть штурмовой команды, хватит ли сил освободить заложников? И потом еще вывести и эвакуировать на вертолетах пятьдесят четыре человека? А если еще один или два вертолета откажут?
Но пока Бэквит ломал голову, за него все решил Его Величество Случай. После дозаправки от С-130 один из «Морских коньков», маневрируя в поднятом ротором пылевом облаке, задел лопастями самолет-заправщик. Брызнули искры, и в следующее мгновение раздался колоссальной силы взрыв. После этого стало ясно, что операция провалилась, и Бэквит отдал приказ об аварийной эвакуации. В состоянии, близком к панике, «Дельта», рейнджеры и остальные погрузились на «Геркулесы» и два «Морских конька». Иранцам остались сгоревшие С-130 и RH-53D с трупами экипажей и три целых вертолета, якобы поврежденных при взрыве самолета-заправщика. На борту целых RH-53D «Си Стеллион» остались секретные документы, относящиеся к операции «Орлиный коготь». Провалив операцию, Бэквит не смог выполнить личную просьбу президента США Джимми Картера: «Привезите назад все тела погибших американцев…!»
ПРИЧИНЫ ПРОВАЛА ОПЕРАЦИИ «ОРЛИНЫЙ КОГОТЬ»
В западной прессе много писалось о причинах провала операции по спасению заложников в Тегеране. Одни говорили, что виновата погода, другие, в том числе и Бэквит, обвиняли вертолетчиков, третьи во всем винили Бэквита и т.д.
Ошибочность таких суждений – в полярности мнений.
Анализируя причины неудачной операции, следует учесть:
Первое. Халатные действия ЦРУ при оперативном обеспечении операции; площадка «Пустыня-1» выбрана рядом с оживленной трассой, В западной прессе писалось, что эта операция ЦРУ была «по барабану», под этот шум оно планировало свержение режима Хомейни. Было бы правильнее поручить подготовку операции военной разведке. Как-никак одно ведомство, проще координировать действия.
Второе. Несмотря на то что Бэквит был автором плана операции, он не мог подбирать себе тот личный состав, который был ему необходим, в частности вертолетчиков. В силу своего звания и должности Бэквит не мог оспаривать решения, принимаемые генералами. На мой взгляд, в этом случае над Бэквитом должен был быть не командир (начальник временной общевойсковой тактической группы), а координатор (в спецназе ГРУ он называется оперативным офицером) для решения тех вопросов, которые сам руководитель операции решить, в силу служебного положения, не в состоянии. В этом случае руководителю операции дается карт-бланш, но он несет полную ответственность за успех или неудачу проводимой операции,
Третье. Неспособность или нежелание некоторых участников операции выполнить свои функции. После этого случая в Минобороны США были сделаны соответствующие выводы и в ВВС созданы специальные подразделения, оснащенные самой современной техникой. Они предназначены для доставки и обеспечения действий сухопутного и морского спецназа в любой точке земного шара.
Четвертое. Недооценка американцами своего противника – иранского народа. Очень проблематично находиться около полутора суток во враждебной стране и провести операцию в центре многомиллионного города, пышущего ненавистью к американцам. Наверное, Бэквиту не давал покоя успех израильтян четырехгодичной давности,
Вывод – проведение специальных операции всегда связано с большим риском, а по освобождению заложников – особенно. Поэтому при планировании спецопераций необходимо учитывать любые, даже самые малейшие мелочи. Ведь, как известно, на войне мелочей не бывает.
(К. Никитин, «Солдат удачи»)
Факт
Увеличение кратности бинокля при прочих равных условиях ведет к потере качества наблюдения в темноте. В бинокль кратностью выше 8-10 наблюдать можно только со штатива, иначе дрожание рук ощутимо «смазывает» картинку. Оптимальными для полевых условий являются бинокли 6х30, 7х35, 8х40…
Источник: