Тяжёлый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Петр Великий» является самым крупным и единственным в мире кораблем данного класса, оснащенный ядерной энергетической установкой.
Крейсер «Петр Великий» — это четвертый корабль проекта 1144 «Орлан», он единственный, который находится в строю. Этот крейсер создавался в целях противодействия авианосным группам вероятного противника. И правда, по своим боевым возможностям крейсер «Петр Великий» представляет для любого врага реальную угрозу.
Пётр Великий не только самый большой, но еще и один из самых быстрых кораблей такого класса! Вообще, соотношение размеров и скоростных характеристик поражает воображение. Представьте себе, что корабль размерами с 20-ти этажный дом, длинной больше 1/4 километра и шириной как пол футбольного поля в ширину, представили! А теперь, мысленно разгоните его до 32 узлов, это примерно 60 км/ч.
Это же еще далеко не легкий корабль, все таки 26 000 тонн. Для сравнения самый большой американский крейсер типа «Орлан» водоизмещением всего 24 300 тонн.
Содержание
Проект 1144
Боевые корабли 3-го поколения (проект 1144) стали нашим ответом на военно-морскую авианосную гегемонию США. Советский Союз противопоставил ей тяжёлые атомные ракетные крейсера, которые благодаря их могучему оснащению стали именовать «убийцами авианосцев».
В период с 1980 по 1998 годы на стапелях Балтийского судостроительного завода была подготовлена «адмиральская» серия из трёх судов – «Адмирал Ушаков», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев». Её венцом стал тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий».
Как и его старшие «братья», он — детище санкт-петербургского Северного ПКБ. Бюро многие годы возглавлял Владимир Евгеньевич Юхнин, под чьим руководством проект 1144 и был реализован.
Закладка крейсера пришлась на перестроечные времена – 1986 год, сменившиеся «лихими 90-ми». Потребовалось долгих 12 лет в условиях развала советского ВПК, организационной структуры ВМФ и хронического безденежья, прежде чем в 1998 году «Пётр Великий» наконец отправился к месту своей постоянной службы — на Краснознамённый Северный флот.
Чтобы подчеркнуть значимость «Петра Великого», как боевой единицы российского ВМФ, его нередко называют самым мощным ударным кораблём «неавианосного» класса.
Хотя это сопоставление с авианосцами в плане боевой мощи выглядит весьма условно, поскольку его основная задача – уничтожение противостоящих авианосных ордеров противника, куда помимо самого авианосца входит солидное прикрытие. И для этого у корабля есть всё необходимое.
История создания
В ответ на строительство в США атомных крейсеров в Советском Союзе началась реализация аналогичной программы. Планировалось построить на Балтийском заводе семь кораблей с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ) проекта 1144 «Орлан». Головной корабль серии, ТАРКР «Киров», был заложен 26 марта 1973 года.
Всего было построено четыре крейсера:
- «Киров» (переименован в «Адмирал Ушаков»);
- «Фрунзе» («Адмирал Лазарев»);
- «Калинин» («Адмирал Нахимов»);
- «Юрий Андропов» («Петр Великий»).
В 1989 году был заложен пятый корпус, «Дзержинский» («Адмирал Кузнецов»), но через год снят со строительства.
ТАРКР «Петр Великий» был спроектирован Северным ПКБ. 25 апреля 1986 года он заложен под именем «Куйбышев», а позже переименован в «Юрий Андропов», бортовой номер 183.
Корабль получил проектное обозначение 1144.2 и от своих предшественников отличался улучшенным вооружением и увеличенной автономностью.
25 апреля 1989 года состоялся спуск крейсера на воду. Через три года указом президента России от 22.04.1992 г. корабль получил название «Петр Великий» (БН 099).
Затем в связи с недостатком финансирования или политической воли последовал длительный период доработок и ходовых испытаний. Только 9 апреля 1998 года ТАРКР «Петр Великий» вошел в состав ВМФ. 18 апреля 1998 года с поднятием военно-морского флага началась служба на Северном флоте.
Характеристики
Основные характеристики:
Ходовые характеристики:
Вооружение:
Конструкция боевого корабля
ТАРКР «Петр Великий» на этапе строительства, отличие от своих атомных крейсеров-предшественников с почти аналогичными характеристиками, получил повышенную автономность (до 60 суток) и неограниченную дальность плавания. Корпус крейсера насчитывает 6 палуб, а надстройка — 8 ярусов. В целях повышения живучести корабля важнейшие участки его корпуса имеют броню толщиной от 50 до 100 мм.
Общее количество помещений, предназначенных для жизнедеятельности экипажа, составляет около 1600, включая 140 кают и 30 кубриков, 3 сауны, 15 душевых, спортзал. Штатная численность экипажа составляет 1035 человек, в числе которых 105 офицеров, 130 мичманов, 800 матросов. 18 человек относится к лётному персоналу.
Главная энергетическая установка крейсера оснащена двумя атомными реакторами на быстрых нейтронах тепловой мощностью по 300 МВт и двумя вспомогательными нефтяными паровыми котлами, которые призваны как увеличить общую мощность энергоустановки корабля, так и обеспечить ему возможность проплыть до 1000 миль без применения ЯЭУ. В составе энергосистемы корабля также имеются 8 парогазогенераторами, 4 электростанциями суммарной мощностью 18 МВт, 2 турбины в 75 тысяч лошадиных сил.
Два гребных вала крейсера вращают по пятилопастному винту.
Достоинства и недостатки
Тяжёлые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан» не имели и не имеют прямых аналогов за рубежом. Разнообразие вооружения ТАРКР «Пётр Великий» сделало этот корабль многоцелевым, хотя оборотной стороной такого положения стало его повышенная сложность в обслуживании и, что тоже немаловажно, высокая стоимость обеспечения боевого выхода в море. Важным плюсом считается высокая степень защищённости корабля от ракетных и торпедных атак.
Но в то же время специалисты отмечают, что в одиночку даже такой мощный корабль полноценно воевать не сможет, все его достоинства могут в наибольшей степени проявиться только в составе ударного соединения. В советское время ТАРКР планировались в качестве основы корабельной ударной группировки (КУГ), которой было вполне по силам расправиться даже с самой мощной авианосной ударной группой противника. К настоящему времени для «Петра Великого» это возможно только после замены основных систем вооружения, разработанных ещё в СССР, на более новые. Поскольку обязательно следует учитывать, что обеспечить скрытность появления в каком-либо районе мирового океана столь мощного корабля практически невозможно.
Боевое применение
В боевых действиях, требовавших прямых схваток с ударными кораблями противника, ТАРКР «Пётр Великий» участвовать не пришлось. Основным содержанием его службы в составе ВМФ России стали мероприятия, связанные с боевой подготовкой. Корабль множество раз принимал участие в самых разных учениях, совершил несколько дальних походов. Крейсер «Пётр Великий» побывал во всех океанах Земли, прошёл более 170 тысяч морских миль, имеет на своём счету совершение кругосветного плавания.
Тем не менее, кораблю довелось принять участие в нескольких достаточно важных операций, вошедших в историю российского военного флота.
В августе 2000 года крейсер обнаружил место гибели АПЛ «Курск» и затем патрулировал этот район в период проведения операции по подъёму затонувшей подлодки.
В феврале 2009 года «Пётр Великий» во время одного из своих дальних походов смог задержать три судна сомалийских пиратов в Аденском заливе, хотя применение тяжёлого ракетного крейсера в этом случае было вызвано лишь особым стечением обстоятельств.
В июле 2012 года ТАРКР «Пётр Великий» стал первым кораблём в истории ВМФ современной России, который был награждён орденом Нахимова.
С октября 2016 года по февраль 2017 года «Пётр Великий» выполнял задачи дальнего похода в районах Северо-Восточной Атлантики и Средиземном море, обеспечивая боевую устойчивость корабельной авианосной группировки Северного флота, которая впервые приняла участие в боевой операции по борьбе с международным терроризмом в Сирии с применением ударных самолётов с российского авианосца по объектам боевиков.
В ближайшей перспективе есть основания ожидать, что дальнейшая служба «Петра Великого» будет продлена на весьма продолжительный срок после глубокой модернизации, по образцу проводимой в данный момент на однотипном крейсере «Адмирал Нахимов».
Интересные факты
В октябре 1996 года ТАРКР «Петр Великий» проходил ходовые испытания в акватории Балтийского моря. Его сопровождал самолета Бе-12, выполнявший задачи разведки и наблюдения. Одновременно в район маневрирования прибыла пара шведских истребителей «Гриппен». Задача – слежение за новым кораблем ВМФ РФ.
При очередном облете крейсера шведский самолет опасно сблизился с Бе-12 . Чтобы избежать столкновения, направил свою машину в воду. Однако, международного инцидента не произошло. Напротив, шведы выразили благодарность за помощь в проведении поисковой операции.
Где сейчас «Пётр Великий»
«Пётр Великий» — один из флагманов Северного флота осенью прошлого года прошёл плановый ремонт в посёлке Росляково в сухом доке местного судоремонтного завода. В настоящее время атомный ракетный крейсер находится в плавании, отрабатывая поставленные задачи боевой подготовки.
Источники
- https://zen.yandex.ru/media/wars_history/atomnyi-raketnyi-kreiser-petr-velikii-samyi-bolshoi-i-samyi-voorujennyi-v-mire-5ae6ec419b403c6169f802e0
- https://warbook.club/voennaya-tehnika/voennye-korabli/petr-velikiy/
- https://gunsfriend.ru/petr-velikij-atomnyj-krejser-raketnyj-korabl-harakteristiki/
- https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/voennye-korabli/krejser-petr-velikij/
- https://gun-35.ru/voennaya-tehnika/petr-velikij-atomnyj-krejser-raketnyj-korabl-harakteristiki.html
Корабли Автор статьиВиктор ГеннадьевичОтставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.Написано статей482
Источник: