армия и оружие

Опыт Америки: как обезопасить себя от наказания за международные преступления?

Несколько дней назад (а именно – 15 февраля 2020 года) в Совете Безопасности ООН российский представитель Петр Ильичев опубликовал полный перечень военных международных преступлений Америки и некоторых других представителей Запада. Список этот получился внушительным, но неожиданностью стало то, что ни по одному пункту США ни разу не были судимы. Подобная ситуация требует прояснения, которое и предоставит господин Ремесло.

Для начала следует определиться с терминологическим аппаратом. Во-первых, что такое непосредственно «международные преступления»? Это такие нарушения права, которые рассматриваются международными судами и подобными органами, то есть преступления, которые выходят за рамки юрисдикций отдельных государств. Есть конкретный список подобных преступлений:

  • Геноцид
  • Апартеид
  • Преступления против мира
  • Военные преступления

Но даже такие нарушения закона могут быть рассмотрены судами страны, гражданин которой совершил преступление. Подобные права государственным учреждениям дают сами международные нормы (самый известный пример – Устав Организации Объединенных Наций). Военные преступники часто проходят как раз по государственным, а не международным судам. Впрочем, есть одна ситуация, когда участие над-государственных органов и судов необходимо. Это преступления, совершенные самой страной, властью, отдельными представителями или участниками под прикрытием. В случае с США ситуация именно такова, ведь военные преступления совершали представители власти страны. При рассмотрении дела страны зачастую создается международный трибунал (военный суд). Этот орган не является постоянным, его организовывают специально для проведения одного или нескольких сопряженных дел (преступления могут быть объединены местностью, жертвами или самим преступником, например, страной)

Важной особенностью трибунала является то, что его создание регламентируется Советом Безопасности ООН, а не отдельным договором. В истории были случаи созыва международного трибунала (дела Руанды или Югославии). Здесь и кроется секрет. Так как подобный орган может быть создан лишь единогласным решением всех постоянных членов Совета, то любое вето Америки или ее партнеров заблокирует процедуру созданий трибунала. А значит – не будут расследованы преступления.

Впрочем, это еще не все. Если не брать во внимание временные органы, то главным международным «следователем» является Международный уголовный суд. Он находится в Гааге с 1998 года (тогда орган создали по Римскому статуту). Все страны, которые ратифицировали статут (121 государство из 193 членов ООН), согласились на полномочия суда. Соединенные Штаты Америки подписали статут в 2000 году, а в 2002 отозвали свое решение. Ныне Америка не признает власти Международного уголовного суда, так что и этот орган не имеет права судить страну или ее граждан за преступления.

Такая же ситуация сложилась и в отношении другого органа – Международного суда ООН. Показательным является пример 1986 года, когда суд признал страну виновной в военном преступлении против Никарагуа. Вердиктом было взыскать с Америки громадную сумму в пользу пострадавшей стороны, но власти Штатов просто-напросто ответили отказом. Тогда же «Белый дом» решил полностью не признавать решения суда ООН правомерными.

Кроме Никарагуа добиться компенсации от Америки пыталась и Югославия. Страна вместе с международными органами начала уголовное дело против США и партнеров по НАТО. На это обвиняемые ответили ремаркой к принятой ранее Конвенции: «для применения международного договора в каждом отдельном случае необходимо согласие страны». Таким образом, несогласие США с решением суда (а также, непосредственно с обвинением) положит конец начатому делу.

Но и это не конец полномочий США на международной арене. Внутри своей страны власти ввели категоричные и понятные принципы, призванные защитить и обезопасить американских граждан. Так, существует Закон о защите американских должностных лиц за рубежом, согласно которому ни один международный суд (из тех, решения которых Америка не признает) не может сотрудничать с властями страны в вопросах преследования и выдачи международных преступников. Невозможно организовать экстрадицию разыскиваемых, также запрещается проводить расследования дел в самих Штатах. Более того, власти США имеют право использовать свои военные силы для того, чтобы вывезти своего задержанного гражданина из любой другой страны. Фактически получается, что жители Америки неуязвимы для международных решений!

Внутренние законы Соединенных Штатов Америки предусматривают первичность интересов самой страны. При этом международные решения являются вторичными. Конституция США устанавливает равенство юридических сил внутренних законов и решений международных органов. Но в том же документе сообщается, что в спорной ситуации решающим является акт, принятый позже. В итоге складывается ситуация: международный суд принимает неприятное для США решение. Это решение заносится в законодательство Америки в виде специального акта с одной датой. Сразу же после власти страны принимают второй акт, который прекращает юридическую силу предыдущего. В силу того, что второй акт был принят позже, преимущество отдается именно ему.

Источник: militaryarms.ru

LEAVE A RESPONSE