Т-64БВ ВСУ, Харьков.
Разработка танка T-64 стала для советского танкостроения настоящим прорывом. На тот период времени данная боевая машина обладала выдающимися характеристиками, а к большинству ее конструктивных решений можно было смело применять термин — «впервые в мире». Однако завеса секретности, окутывавшая Т-64 в годы его массового производства (Т-64 состоял на вооружении исключительно Советской Армии и никогда не поставлялся за рубеж), обусловила его малую известность по сравнению с другими советскими танками того периода — Т-72 который первоначально планировался в качестве упрощенной, мобилизационной версии Т-64 или же с «летающим» газотурбинным Т-80.
Т-64 – ПЕРВЫЙ ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ ТАНК
Т-64 стал качественно новой машиной, которая стирала различия между средними и тяжелыми танками. Имея вес среднего, а вооружение и защиту соответствующие тяжелому танку, Т-64 положил начало новому классу машин «основной боевой танк». Так Т-64А при массе всего в 38 тонн, был вооружен 125-мм пушкой, в то время как его противники — НАТОвские тяжелые 55-тонные танки имели главный калибр всего 105 мм. Вдобавок Т-64 был оснащен автоматом заряжания, что позволило уменьшить его экипаж до трех человек, был прикрыт отличной броней и развивал хорошую скорость.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
История создания семейства танков Т-64 восходит к началу 50-х годов, когда Научно-технический комитет Главного бронетанкового управления Советской армии (НТК ГБТУ) сформулировал тактико-технические требования (ТТТ) к перспективному среднему танку второго послевоенного поколения. В соответствии с ними, перспективный средний танк должен был значительно превосходить по основным показателям (огневая мощь, защищенность и подвижность) танк Т-54. Эта машина, наконец вылеченная от своих многочисленных «детских болезней», только-только начала поступать на вооружение Советской Армии в ощутимых количествах (до 1951 года было построено всего лишь 3,5 тыс. Т-54, что по советским меркам было просто несерьезной цифрой).
Задание по разработке проекта нового танка было поручено ведущему специалисту в этой области, одному из авторов лучшего танка Второй мировой войны — легендарной «тридцатьчетверки», А.А. Морозову. Он к тому времени, покинув Нижний Тагил, куда был со всем коллективом танкового КБ эвакуирован из Харькова в 1941 году, возвратился обратно на Украину и возглавил там КБ-60 (на харьковском заводе №75). Огромный авторитет А.А. Морозова, высокая квалификация коллектива харьковского конструкторского бюро, позволяли надеяться, что будет сказано новое слово в танкостроении.
«Объект 430» и «объект 140»
Работы над перспективным средним танком начались в 1951 году, а к 1953 году в Харькове уже был готов предэскизный проект «объекта 430», который, как и требовалось в ТТТ, по всем основным параметрам превосходил серийный Т-54. Сохранив калибр орудия в 100 мм и вес на уровне Т-54, конструкторам удалось, повысить огневую мощь, усилить броневую защиту, улучшить подвижность опытной машины. Усиление огневой мощи достигалось установкой нового орудия Д-54Т, разработка которого велось ОКБ-9 под руководством Ф.Ф. Петрова. Начальная скорость бронебойного снаряда Д-54Т составляла 1015 м/с, тогда как у пушки Д-10Т танка Т-54 всего 895 м/с. Для компенсации возросшей отдачи устанавливался дульный тормоз, а для уменьшения загазованности боевого отделения — эжектор. Наведение пушки «объекта 430» осуществлялось при помощи оптического прицела-дальномера ТПДМС, что на среднем танке было сделано впервые.
Броневая защита усиливалась за счет некоторого увеличения толщины броневых деталей и установки их под большими углами наклона. Чтобы обеспечить все эти нововведения, не выходя за рамки установленного веса (36 т), в качестве двигателя для «объекта 430» был выбран новый, чрезвычайно компактный, турбопоршневой дизель 4ТД с горизонтальным расположением цилиндров.
Кардинально изменили и конструкцию ходовой части, которая получила шесть опорных катков малого диаметра, вместо больших катков использовавшихся еще начиная с танков БТ и Т-34.
В последний момент, когда в Харькове уже полным ходом шло проектирование, по настоятельной инициативе руководства Уралвагонзавода (УВЗ), к этой тематике подключили и танковое КБ УВЗ, которым тогда руководил молодой и амбициозный Л.Н. Карцев. Уральцы предложили свой проект перспективного танка — «объект 140» с аналогичными «объекту 430» характеристиками. Выполнение такого серьезного правительственного задания сулило КБ УВЗ большие преимущества — увеличение финансирования, прекращение утечки квалифицированных конструкторских кадров из Нижнего Тагила, получение опыта, а главное развертывание в перспективе серийного производства нового танка.
В 1953-1955 годах проекты новых средних танков дважды рассматривались высокими комиссиями, и в результате 8 июня 1955 года НТК ГБТУ выдал конструкторским бюро, уточненные тактико-технические требования.
К 1957 году были готовы три опытных образца харьковского «объекта 430», к этому же времени был построен и первый опытный образец нижнетагильского «объекта 140».
«Объект 430» имел сварной корпус, изготовленный из катанных броневых листов. Его носовая часть представляла собой многослойную броневую преграду, стойкость, которой повышалась за счет рациональных углов наклона передних и скуловых листов. Башня также имела дифференцированную трехслойную броневую защиту. Пушка Д-54ТС стабилизировалась в двух плоскостях стабилизатором танкового вооружения «Метель» и имела механизм выброса стреляных гильз. На танке был установлен оптический прицел-дальномер ТПД-43 (ТПДМС) с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости. Для борьбы с низколетящими целями противника на танке планировалось установить зенитно-пулеметную установку, оснащенную 14,5-мм пулеметом КПВТ.
В отличие от первоначального проекта на танке был установлен более мощный пятицилиндровый двигатель 5ТД (580 л.с). Применение этого компактного дизеля позволило уменьшить высоту моторно-трансмиссионного отделения (МТО) и корпуса танка. Экономила место и новая трансмиссия, состоявшая из двух малогабаритных пятискоростных бортовых коробок передач (БКП), вместо традиционного набора включавшего центральную коробку скоростей, «гитару» и бортовые редукторы. Вес это позволило «ужать» объем МТО до беспрецедентно малой величины — 2,6 куб. м.
Чтобы удержать массу танка в пределах 36 т, были приняты меры и по облегчению ходовой части. «Объект 430» получил ходовую часть с опорными катками уменьшенного диаметра с внутренней амортизацией и алюминиевыми дисками. Экономии массы способствовала и компактная система подрессоривания танка с торсионами и телескопическими гидравлическими амортизаторами.
Уральский «объект 140» имел корпус из гомогенной брони с большими углами наклона листов, толщина которых в передней части доходила до 100 мм. Башня — до 240 мм. Пушка Д-54ТС стабилизировалась в двух плоскостях стабилизатором «Метель», ее наведение осуществлялось с помощью телескопического прицела ТШ-2. Двигатель— многотопливный дизель В-36, максимальной мощностью 700 л.с, являвшийся модификацией двигателя семейства В-2.
Обе опытные машины после прохождения заводских испытаний приняли участие в сравнительных испытаниях на НИИ БТ Полигоне в Кубинке.
Испытания «объекта 140» выявили целый ряд серьезных недостатков в конструкции двигателя и трансмиссии. Кроме того, машина оказалась совершенно не технологичной и не удобной в эксплуатации — добираться до отдельных узлов через непродуманно расположенные маленькие лючки в бронекорпусе удавалось только квалифицированным заводским механикам-сборщикам да еще с использованием специальных инструментов, а это очень не понравилось военным. Осознав бесперспективность дальнейшей борьбы с «объектом 430», Л.Н. Карцев направил письмо в ЦК КПСС и Совет Министров с просьбой освободить возглавляемое им КБ от продолжения работ по перспективному среднему танку.
Испытания «объекта 430» прошли в целом успешно, хотя и здесь выявился ряд недоработок в конструкции двигателя и работе БКП. Заключение комиссии по испытаниям гласило, что требования задания были в целом выполнены — «объект 430» по своим характеристикам превосходит серийные средние танки. Однако добиться существенного повышения огневой мощи по сравнению с Т-54 проектировщикам не удалось, а учитывая тот факт, что конструкция «объекта 430» была совершенно новой, то при его серийном производстве возникли бы неизбежные проблемы с организацией обслуживания, ремонта и переучивания личного состава. Поэтому принятие на вооружение «объекта 430» посчитали нецелесообразным. Интересно, что той же точки зрения придерживался и сам А.А. Морозов.
В результате армия так и не получила новый средний танк, существенно превосходящий имеющиеся в войсках Т-54. Нетерпимость такого положения обострилась в результате получения информации о появлении на Западе нового, чрезвычайно мощного 105-мм нарезного танкового орудия L7A1. За счет очень длинного ствола (62 калибра) и высокого давления в его канале бронебойно-подкалиберный снаряд этого орудия имел начальную скорость 1470 м/с и по бронепробиваемости существенно превосходил снаряды советской пушки Д-10Т установленной на Т-54 и появившихся к тому времени Т-55. Уже в 1958-1959 годах ожидалось поступление на вооружение модифицированных английских тяжелых танков «Центурион» с этими пушками, а с 1960 года должно было начаться серийное производство и нового американского среднего танка М60 с аналогичной пушкой, изготавливаемой в США по лицензии под маркой М68.
В этой ситуации было принято решение, согласно которому, в танковом КБ Уралвагонзавода (УКБТМ) форсировались работы по «объекту 166», представлявшему собой доработанный Т-55 вооруженный более мощной 115-мм гладкоствольной пушкой У5-ТС. С другой стороны харьковским конструкторам совместно с научно-техническими организациями отрасли поручалось разработать новый танк, обеспечивающий значительное превосходство над зарубежными аналогами за счет реализации новейших научных разработок и предложений.
«Объект 432»
Работы по созданию нового харьковского танка «объект 432» начались в 1960 году. В середине 1961 года был разработан и утвержден эскизно-технический проект, в котором были заложены очень высокий по тому времени уровень защиты, мощное вооружение и достаточно высокие маневренные качества.
Танк Т-64 («Объект 432 «) поздних выпусков (передний броневой лист ровный), Киев.
Практически все основные системы и узлы в конструкции «объекта 432» применялись впервые в советском, а зачастую и в мировом танкостроении. Так специально для «объекта 432» под руководством знаменитого советского конструктора-оружейника Ф.Ф. Петрова была разработана гладкоствольная 115-мм пушка Д-68 с раздельным заряжанием и частично сгорающей гильзой. Бронебойно-подкалиберный снаряд гладкоствольной пушки имел более высокую эффективность действия по броне по сравнению с аналогичным вращающимся в полете снарядом нарезной пушки (для лучшей бронепробиваемости подкалиберные снаряды нужно делать как можно длиннее, однако в нарезных пушках это затруднительно, т.к. подобный снаряд начинает кувыркаться в полете). Д-68 наводилась на цель при помощи прицела-дальномера ТПД-43Б с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости, а ее заряжание производилось не как обычно — вручную, а при помощи механизма автоматического заряжания, позволившего исключить из состава экипажа заряжающего и сократить экипаж танка до трех человек! Лобовые детали корпуса выполнялись из комбинированной брони, обеспечивавшей высокий уровень защиты, и делавшей танк практически неуязвимым для кумулятивных снарядов — испытания показали, что многослойный танковый «лоб» эквивалентен 450-миллиметровой броне! Броня шестьдесятчетверки на дальности 1000 метров держала удар снаряда любого танка мира. В свою очередь, пушке Д-68 «был по зубам» любой потенциальный противник.
Моторно-трансмиссионное отделение, где конструкторы вместили дизель 5ТДФ и трансмиссию, занимало всего 25% от общего объема танка — до сих пор непревзойденный результат! Инновационный пятицилиндровый турбопоршневой дизель 5ТДФ, был чрезвычайно мал и легок, однако платой за это стала требовательность к техническому обслуживанию и качеству ГСМ. Специально для 5ТДФ было разработано новое синтетическое моторное масло и налажено его производство. К тому же, дизель был высокооборотным и работал в очень теплонагруженном режиме, в результате перед запуском, при температуре окружающего воздуха ниже +10 С, приходилось пользоваться специально предусмотренным на танке котлом подогревателя.
Трансмиссия «объекта 432» состояла из двух планетарных коробок передач, объединенных с планетарными бортовыми редукторами, они заменяли девять узлов трансмиссии танка Т-55 (бортовой редуктор «гитару», главный фрикцион, коробку передач, два планетарных механизма поворота, два тормоза и два бортовых редуктора). В результате трансмиссия «объекта 432» получилась очень компактной и легкой — на 750 кг легче, чем у Т-55.
Ходовая часть танка была аналогична «объекту 430», но получила новые облегченные опорные катки с внутренней амортизацией, изготовляемые из алюминиевого сплава, и новую облегченную гусеничную ленту с параллельным резинометаллическим шарниром. Эта гусеница не забивалась грязью, уверенно чувствовала себя в сыпучем и мокром грунте, хорошо «держала» дорогу, способствуя плавности хода. В результате масса ходовой части «объекта 432» составляла всего 15% от общей массы танка, которую удалось удержать в пределах 36 тонн. Это было достигнуто в результате проводимой главным конструктором танка А.А. Морозовым жесточайшей политики экономии массы всех составляющих элементов машины, начиная еще с этапа проектирования.
Обитаемые отделения танка имели противорадиационный подбой и систему коллективной защиты экипажа от оружия массового поражения. Система ОПВТ позволяла преодолевать водные преграды по дну глубиной до 5 метров, причем без ограничения их протяженности, что обеспечивалось конструкцией двигателя и системы его охлаждения.
Первый опытный образец «объекта 432» был изготовлен в сентябре 1962 года. А в октябре того же года его продемонстрировали во время показа новой техники сухопутных войск руководству СССР на полигоне в подмосковной Кубинке. Новый танк Харьковского КБ, выгодно отличавшийся от Т-62 и других представленных танков, произвел благоприятное впечатление на самого Н.С. Хрущева, что естественно сыграло положительную роль в его дальнейшей судьбе. Хотя тогдашний руководитель страны, безнадежно пораженный ракетоманией, танки не очень-то жаловал, но после доклада про все новинки, заложенные в конструкцию «объекта 432», он одобрительно заметил: «Нет, это не танк, это просто ВДНХ какая-то!». Понравилось Хрущеву и то, что на базе нового танка был разработан и образец «ракетного» танка — вооруженного вместо орудия устройством для пуска противотанковых управляемых ракет. В результате высочайшего одобрения «объекту 432» был дан зеленый свет.
Первые серийные танки Т-64
В четвертом квартале 1963 года Харьковский завод им. Малышева прекратил выпуск Т-55, и со следующего года начал серийное изготовление танка «объект 432» по документации главного конструктора, т.е. не утвержденной заказчиком (БТУ Минобороны). Установочная партия танков в количестве 18 штук, была распределена для ускоренной эксплуатации по пять единиц в Белорусский, Туркестанский и Прикарпатский военные округа (ВО), а оставшиеся три танка — в Закавказский ВО. Опыт эксплуатации этих машин в различных климатических условиях очень помог при доводке танка.
К 1 декабря 1965 года количество выпущенных танков составило уже 218 машин, и темп их выпуска постоянно нарастал.
Одни из первых серийных танков были отправлены для опытной эксплуатации в 47-ю гвардейскую Ровенскую ордена Ленина, ордена Суворова учебную танковую дивизию Белорусского ВО, которой командовал тогда генерал-майор С. Ахромеев (будущий Маршал Советского Союза). В начале сентября 1964 года по железной дороге туда прибыл вроде бы обычный эшелон: вагоны и 10 платформ, на которых громоздились огромные деревянные ящики. В целях маскировки в них были «зашиты» новые танки. Б парк «объекты» с целью сохранения секретности перегнали под покровом ночи. Предварительно часть личного состава, который в будущем должен был эксплуатировать «объект 432» на три месяца откомандировали на харьковский завод. Там они лично участвовали в сборке первых «объектов» на конвейере.
Опытная эксплуатация «объекта 432» показала, что двигатель 5ТДФ еще «сыроват» и часто выходит из строя. В результате инженеры-доработчики с завода разбили постоянный лагерь неподалеку от места дислокации учебной танковой дивизии, а сменные двигатели возили на соседний аэродром — самолетами! Благо замена 5ТДФ занимала всего часов восемь, так как он не требовал центровки. Проблема с надежностью движков стояла так остро, что зачастую вместе с танком с завода отправляли и запасную часть — новый опломбированный двигатель. Доставляли хлопоты и новые БКП требовавшие длительной отладки и сложной регулировки системы гидросервоуправления. Зимой, после длительной стоянки, масло в БКП замерзало, превращая коробки передач в один сплошной вал. В результате при попытке запуска двигателя танк прыгал вперед, что привело к ряду несчастных случаев. Выход был найден в двойной откачке масла из БКП перед длительной стоянкой и закачки его обратно перед запуском двигателя.
Принятие на вооружение
После доработок по результатам опытной эксплуатации «объект 432» успешно выдержал государственные испытания и в октябре 1966 года был принят на вооружение Советской Армии под обозначением Т-64. Его серийное производство продолжалось до 1969 года. На Т-64 перевооружили 37-ю, 29-ю и 120-ю дивизии в Белорусском ВО. Пошли танки и в 41-ю гвардейскую танковую дивизию, дислоцированную в Чугуеве, неподалеку от харьковского завода. Это позволяло оказать квалифицированную заводскую помощь в эксплуатации новых машин.
МОДИФИКАЦИИ ТАНКА Т-64
Характерной чертой внешнего вида Т-64 первых выпусков была передняя часть корпуса со скошенными скуловыми листами. Бронирование лобовой части корпуса было многослойным (броневая сталь, стеклопластик, броневая сталь), что обеспечивало защиту от всех типов снарядов и ПТУР, состоявших в то время на вооружении стран НАТО. Однако результаты испытательных обстрелов танка показали, что от скошенных скуловых листов бронебойные снаряды рикошетируют в башню. Поэтому с 1967 года для увеличения стойкости лобового листа и упрощения технологии производства бронекорпусов, лобовой лист сделали прямым.
Тем временем бронетехника вероятного противника не стояла на месте. Так в Великобритании появился новый тяжелый танк «Чифтен» со 120-мм нарезной танковой пушкой L11. Работы по созданию новой 120-мм гладкоствольной пушки велись и в ФРГ, в рамках создания единого для ФРГ и США основного танка МВТ-70. С другой стороны, Т-64, превосходя средний танк Т-62, по всем параметрам (подвижности, броневой защите, точности стрельбы и скорострельности), имел одинаковую с ним по мощности пушку калибра 115 мм. Требовалось устранить это несоответствие.
Т-64А
Т-64А, образца после 1972 года, с зенитной пулеметной установкой.
Наряду с серийным выпуском Т-64, в Харькове начались работы по усилению его вооружения. На танк установили новую 125-мм гладкоствольную танковую пушку Д-81Т (2А26). Ее бронебойный подкалиберный снаряд имел начальную скорость 1800 м/с и пробивал 150 мм катаной гомогенной брони на дальности 2000 м и угле встречи 60° к нормали. Другими словами, новая пушка на дальности до 2000 м пробивала броню любого танка вероятного противника. При этом ни один танк мира того времени, не был в состоянии пробить лобовую броню «шестьдесятчетверки» на дальности свыше 1000 м. Дальность же прямого выстрела бронебойным подкалиберным снарядом по танку типа М60А1 составляла 2430 м. Таким образом, советский танк получал практически двойное превосходство в огневой мощи перед американскими танками и примерно полуторное перед западногерманским «Леопард 1».
Увеличение калибра пушки повлекло за собой некоторое сокращение боекомплекта — количество артвыстрелов, находящихся в конвейере механизма заряжания, сократилось до 28 штук. Кроме того, потребовалось доработать механизм заряжания, установить новый прицел (стереоскопический оптический прицел-дальномер ТПД-2-49 со стабилизированной линией прицеливания в вертикальной плоскости) и стабилизатор вооружения (2Э23 «Сирень»).
Технический проект новой машины получившей обозначение «объект 434» был готов к 1964 году. В том же году была выпущена опытная партия из 20 танков, которые в 1966-1967 годах проходили войсковые испытания. В 1968 году усилия танкостроителей завершились принятием «объекта 434» на вооружение Советской Армии под обозначением Т-64А.
В ходе серийного производства танк Т-64А постоянно совершенствовался. Так с 1972 года на Т-64А установили зенитно-пулеметную установку закрытого типа с электроприводом. Предназначалась она для борьбы с новым, весьма опасным противником — боевыми вертолетами, вооружавшихся, в том числе, и противотанковыми ракетами. Оснащались танки и новым инженерным оборудованием— отвалом для самоокапывания и креплениями для установки колейных минных тралов КМТ-6. Начиная с весны 1975 года, в систему питания двигателя топливом ввели три дополнительных наружных топливных бака, занявших места ящиков ЗИП на правой надгусеничной полке. Тогда же ствол танковой пушки прикрыли термозащитным кожухом, снижавшим изгиб ствола во время стрельбы при неблагоприятных метеорологических условиях. С 1979 года на танке Т-64А начала устанавливаться система запуска дымовых гранат 902А «Туча-1», а со следующего года вместо ранее применявшихся отдельных алюминиевых противокумулятивных щитков и ввели сплошные резинометаллические экраны.
Т-64Б
Т-64А, образца 1979 года с системой запуска дымовых гранат 902А «Туча-1» и сплошными резинометаллическими экранами на бортах.
Еще в начале 70-х годов в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению (ХКБМ), под руководством заместителя Главного конструктора Н.А. Шомина, начались работы по дальнейшему усилению вооружения Т-64А. Эта задача была решена за счет использования комплекса управляемого ракетного вооружения (КУРВ) 9К112 «Кобра», благодаря которому танк получал «длинную руку» — и мог теперь смертельно «ужалить» противника на дистанции в четыре километра.
В 1973 году был построен и испытан опытный «объект 447» с комплексом «Кобра» и новой системой управления огнем (СУО) 1АЗЗ. Изменениям подверглись башня и вооружение, а броневой корпус, трансмиссия, ходовая часть опытной машины были полностью заимствованы от Т-64А. В 1976 году, после успешных испытаний, модернизированная «шестьдесятчетверка» с комплексом управляемого вооружения начала поступать в войска под маркой Т-64Б «Сосна».
Комплекс 9К112 «Кобра» с радиокомандной системой управления ракетой, запускавшейся через канал ствола штатной танковой пушки, позволял Т-64Б поражать неподвижные и движущиеся со скоростью до 70 км/ч цели с места и с ходу на дальности до 4 км, в том числе и низколетящие вертолеты противника. Хотя скорострельность при использовании управляемых ракет и снижалась до 2-3 выстрелов в минуту, по сравнению с 8 выстрелами в минуту при стрельбе обычными снарядами, зато дальность и точность огня существенно повышались.
Правда высокая стоимость комплекса управляемого вооружения не позволяла оснащать им все выпускаемые танки. Поэтому параллельно с танком Т-64Б выпускался и его упрощенный вариант Т-64Б-1 не имевший комплекса управляемого вооружения, но сохранивший СУО 1АЗЗ с лазерным прицелом — дальномером. Благодаря новой СУО эффективность огня Т-64Б возросла по сравнению с Т-64А более чем в полтора раза, почти вдвое уменьшилось и время на подготовку и производство первого выстрела.
Т-64БВ
Т-64БВ с комплектом навесной динамической защиты «Контакт-1». На бортах ДЗ не установлена.
С 1980 года небольшая часть выпускаемых танков Т-64Б оснащалась комплектом навесной динамической защиты (ДЗ) «Контакт-1» для защиты от кумулятивных снарядов и ПТУР. Как ни странно, но это новое средство защиты имело большое число противников. Советские танковые генералы, прошедшие ВОВ, и привыкшие, что пехота усаживалась на броню в качестве десанта, всячески сопротивлялись внедрению новинки, так как при установке ДЗ находиться на броне становилось опасно. Только после успешного применения израильтянами ДЗ в ходе боевых действий на Ближнем Востоке советские танки также стали в массовом порядке оснащаться комплектами навесной динамической защиты. Модернизированный вариант Т-64 с динамической защитой «Контакт-1» был принят на вооружение в 1985 году под маркой Т-64БВ.
Интересно, что до 1985 года танки Т-64Б и Т-64Б1 выпускались параллельно с танками Т-64А. Поэтому нередко полки одной и той же танковой дивизии имели на вооружении различные модификации шестьдесятчетверок.
«Объект 476»
Параллельно с Т-64Б в ХКБМ разрабатывался и проект комплексной модернизации Т-64. Так как двигатель 5ТДФ работал уже на пределе своих возможностей, и дальнейшее его форсирование было невозможно, для повышения подвижности танка был разработан новый 6-ти цилиндровый двигатель той же схемы — 6ТД, мощностью 1000 л.с. В 1976 году был изготовлен его первый опытный образец, который прошел чистовые и заводские испытания. В период с 1976 по 1979 годы было построено три опытных танка «Объект 476», оснащавшихся новым моторно-трансмиссионным отделением с двигателем 6ТД, и новой башней измененной формы с большим внутренним объемом. Лобовая часть башни представляла собой многослойную броневую преграду, где между стальных броневых стенок размещался наполнитель, состоявший из броневых пластин с ячейками, залитыми полиуретаном. Ранее в лобовой части башен «шестьдесятчетверок» в качестве наполнителя использовались корундовые шары.
Хотя успешно прошедший в 1978-1979 годах всесторонние испытания «объект 476» и не был запущен в серийное производство, отдельные элементы его конструкции были использованы е будущих серийных машинах. Башня «объекта 476» с комплексом управляемого вооружения 9К112-1 и новым механизмом заряжания 6ЭЦ43 заняла место на прототипе последнего советского танка Т-80УД «Береза». Аналогичная башня, доработана под новую СУО 1А45 «Иртыш» и КУРВ 9К119 «Рефлекс», была установлена и на модернизированном танке Т-80А («объект 219А») с газотурбинным двигателем.
В 1978 году новый танковый двигатель 6ТД-1 был запушен в серийное производство. За счет высокой преемственности по конструктивному исполнению с предыдущим серийным двигателем 5ТДФ была обеспечена возможность использования уже хорошо отработанной технологии и имеющегося оборудования.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ Т-64
Отзывы военных о танках Т-64 разнятся весьма кардинально. Одни считали их «поганой и капризной» машиной, другим же, танк нравился за свою боевую мощь, маневренность, легкость управления и плавность хода. Конечно, надо признать, что недостатки у Т-64 имелись, но их было отнюдь не такое большое количество, как об этом любят писать и говорить.
Т-64БВ на учениях
Основным источником недовольства танками Т-64, был двигатель 5ТДФ, ставший поначалу его ахиллесовой пятой. На первых парах новый двигатель часто отказывал, что приводило к массовому выходу танков из строя.
Причин тут было две — недоведенность конструкции двигателя и незнание материальной части и правил эксплуатации личным составом. Последнее неудивительно, ведь переход от танковых дизелей семейства В-2 использовавшихся на Т-55 и Т-62, уже привычных, хорошо изученных и ремонтировавшихся одной кувалдой и двумя молотками к инновационному, навороченному 5ТДФ, можно сравнить с переходом в авиации с поршневых Ли-2 на реактивные Ту-104.
Если с первой причиной конструкторы вскоре справились, так моторесурс 5ТДФ возрос в 3,5 раза (с 200 часов в 1965 г. до 700 часов в 1972 г.), а количество рекламаций упало с 12% в 1969 году до 0,5% в 1973 году, то человеческий фактор преодолеть было гораздо сложнее. Для скорейшего обеспечения войск необходимыми специалистами, пришлось выпускников танковых училищ обучавшихся на Т-64 распределять исключительно в соединения вооруженные этими танками. Предпринятые усилия дали свои плоды. Так например, если в одной из танковых дивизий ГСВГ перевооруженной в 1976 году на Т-64 сразу после получения новых машин выходило из строя до 20 двигателей 5ТДФ за год, то после ее укомплектования специалистами уже знавшими этот танк, количество двигателей выходящих из строя упало до 1-2 за год, и это на фоне постоянно повышавшегося гарантированного моторесурса.
Нужно подчеркнуть, что кроме упомянутых недостатков Т-64 имел и существенные достоинства. Так на момент своего создания по огневой мощи и защищенности он был вне конкуренции, на голову превосходя танки вероятного противника. Это положение более-менее выровнялось только после принятия на вооружение в начале 90-х годов американского «Абрамса» и немецкого «Леопарда-2».
Сравнивая Т-64Б с «Леопард-2А4» можно сказать, что их основное бронирование в лобовой проекции примерно равноценно — на уровне 400 — 600 мм. Однако за счет установки блоков ДЗ защищенность Т-64БВ была существенно повышена. Рассматривая основное вооружение, можно отметить, что орудие Т-64Б по калибру превосходит орудие «Леопарда» — 125 мм против 120 мм соответственно. Преимуществом Т-64Б является то, что в его боекомплект включены управляемые ракетные снаряды. Подготовленные экипажи и Т-64Б и «Леопард-2» поражали цель первым выстрелом спустя всего 8-10 с после ее появления, но поддерживать высокий темп стрельбы на немецком танке гораздо сложнее, так как на нем нет механизма заряжания.
Что касается дополнительного вооружения, то оно бесспорно эффективнее у Т-64Б, на котором установлена закрытая (обеспечивает защиту экипажа при ведении боевых действий) зенитная установка ЗУ-64 с пулеметом «Утес» калибра 12,7 мм. Она существенно превосходит открытый MG-3 калибра 7,62 мм «Леопарда». По мощности двигателя немецкий танк превосходил Т-64 почти в 2 раза (1400 л.с. против 700 л.с.), и даже, несмотря на значительные потери мощности в системах двигателя и особенно трансмиссии, и большую массу, удельная мощность танка «Леопард-2» составляла 27,8 л.с./т, против 16,5 л.с./т. Трансмиссия Т-64Б, хотя была гораздо легче и компактнее, значительно уступала немецкой гидромеханической трансмиссии HSWL-354/3 по пропускной мощности и управляемости. Еще одним недостатком трансмиссии Т-64 была малая скорость заднего хода.
Как видно из приведенного сравнения Т-64Б по характеристикам защищенности и огневой мощи, по крайней мере не уступал «Леопард-2А4», проигрывал ему в удельной мощности двигателя (что влияло на характеристики подвижности), однако существенно превосходил по критерию «боевая эффективность — стоимость».
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Загрузка боекомплекта (осколочно-фугасный снаряд) в механизм заряжания Т-64БВ
Т-64 предназначался прежде всего для глобальной войны, в случае которой тысячи этих танков должны были мощным ударом проломить оборону НАТО и совершить стремительный бросок к Ла-Маншу. Данная машина являлась крайне серьезным противником для НАТОвских танков, особенно в первое время после своего появления. Это признавали даже западные военные специалисты. Например, в журнале “Armor” была опубликована статья капитана Д. Уорфорда «Оценка советского танка Т-64», где, в частности, было сказано следующее: «Если бы Т-64 вступил в бой неожиданно, — так, как вступили в бой Т-34/76 Второй мировой войны, — экипажам НАТО пришлось бы столкнуться с действительно новаторским, до того неизвестным оружием. Танкисты НАТО отважно сражались бы на своих, худших, танках — с плачевным результатом… Развёртывание Т-34/76 было первым прецедентом, когда Советская Армия застала противника врасплох, выставив на поле боя новый и весьма инновационный танк. Во второй раз это произошло с Т-64. Если бы Т-64 пошёл в бой против танков НАТО 1960-х и 1970-х годов, он бы наверняка захватил превосходство на поле боя».
В отличие от Т-55 и Т-72, танк Т-64 никогда не поставлялся «дружественным режимам» стран третьего мира. Поэтому участие его в локальных конфликтах до недавнего времени было крайне незначительным. Попытки использовать Т-64 в Афганистане успехом не увенчались – в условиях высокогорья возникли проблемы с работой двигателей. Единственным эпизодом участия Т-64 в реальных боевых действиях можно назвать сражение за мост в г. Бендеры 19-21 июня 1992 г. в ходе Приднестровского конфликта. Танки Т-64БВ были захвачены на складах 14-й армии ополченцами ПМР и в спешном порядке сняты с консервации. Несмотря на то, что их готовность к бою была далека от стопроцентной, эти танки сыграли решающую роль в бою за Бендеры, заставив молдавские войска покинуть свои позиции.
Т-64 ВС УКРАИНЫ
О Т-64 в ВС Украины (ВСУ) следует сказать особо, ведь на сегодняшний день это единственная страна, имеющая Т-64 в качестве основного танка своих вооруженных сил.
Т-64БВ в боксе 1-й ОТБр ВСУ «Лесные волки»
Как известно, производство Т-64 завершилось в 1987 г. Всего было выпущено более восьми тысяч танков различных модификаций. Украинскую армию решено было вооружить Т-64 по ряду причин: во-первых, на ее территории осталось значительное количество танков данного типа, и грех было не воспользоваться советским наследством, во-вторых, в Харькове находились производственные мощности для обслуживания и модернизации Т-64, и, наконец, в украинском бюджете всегда не хватало денег на закупку новых вооружений, так что приходилось использовать старые.
На 1995 г. ВСУ располагали 2354 танками Т-64, большинство из которых уже не соответствовало современным требованиям. Чтобы «подтянуть» их до уровня современных танков, таких, как Т-84 и Т-80УД, в ХКБМ были разработаны различные варианты их модернизации: Т-64БМ2, Т-64У/Т-64БМ «Булат», Т-64Е. Однако из-за политических и финансовых проблем модернизация украинских танков проводилась в объемах, которые едва ли можно было назвать удовлетворительными. Например, вместо 400 запланированных к модернизации Т-64Б/БВ до уровня Т-64БМ «Булат» в итоге было решено доработать всего 85. Но модернизация даже и этого количества танков растянулась на 9 лет – с 2005 по 2014.
Украина – внеблоковое государство в центе Европы, гарантом безопасности которого по Будапештскому меморандуму выступали Россия, США и Великобритания. Т-64 имел все шансы покинуть службу в Вооруженных силах Украины (ВСУ) по выслуге лет, так и не сделав ни одного боевого выстрела. Однако начавшаяся в Украине в апреле 2014 года антитеррористическая операция (АТО), резко изменила ситуацию. «Шестьдесятчетверки» всех модификаций были брошены в бой, причем воевали они не только на стороне ВСУ. Сами же украинские военные впоследствии столкнулись в бою уже с трофейными Т-64, которые направили орудия против своих бывших хозяев.
В настоящее время потребность ВСУ в танках чрезвычайно высока. Возглавляемая бездарными руководителями, украинская армия в ходе боев весны-лета 2014 года потеряла, по заявлению президента Украины П. Порошенко, до 65% своей бронетехники. Интересно, что за год до трагических событий на Востоке Украины США предлагало украинским властям финансирование с целью утилизации избыточных вооружений, в том числе устаревших танков Т-64, находящихся на украинских складах. Можно себе представить, чем это обернулось бы для Киева сегодня. Ведь не секрет, что сейчас основным источником восполнения потерь ВСУ в бронетанковой технике являются старые советские запасы, танки из которых ремонтируются, проходят модернизацию, и идут в бой.
СПИСОК МОДИФИКАЦИЙ Т-64
Т-64. Первая серийная модель, вооруженная 115-мм гладкоствольной пушкой, с боекомплектом в 40 выстрелов, из которых 30 размещались в конвейере механизма заряжания.
Т-64А. Главное отличие — установка 125-мм гладкоствольной пушки Д-81 с измененным под новые боеприпасы механизмом заряжания. Принят на вооружение в 1969 году.
Т-64АК. Командирский вариант танка Т-64, оснащался дополнительной радиостанцией Р-130. Боекомплект пушки пришлось сократить до 28 выстрелов. Принят на вооружение в 1973 году.
Т-64Б. Установлены новая пушка 2А46-2, система управления огнем 1А33 и комплекс управляемого вооружения 9К112-1 «Кобра». Принят на вооружение в 1976 году.
Т-64Б1. Вариант танка Т-64Б, отличается от него отсутствием комплекса управляемого вооружения 9К112-1.
Т-64БК. Командирский вариант танка Т-64Б.
Т-64БВ. Танк Т-64Б с установленной динамической защитой «Контакт-1».
Т-64БМ2. Модернизация танка Т-64 с целью повышения его основных боевых свойств. Усовершенствована СУО — установлены прицельные комплексы 1А43У «Рось» и ТО1-К01Э (ночной). КУРВ 9К112-1 «Кобра» заменен на 9К119 «Рефлекс». Установлена ВДЗ «Нож».
Т-64У/Т-64БМ «Булат». Модернизация танка Т-64 с целью доведения его основных боевых свойств до уровня танков Т-80УД и Т-84. Установлены СУО 1А45 «Иртыш», ВДЗ «Нож», КУРВ «Комбат».
Т-64Е. Вариант модернизации, предложенный ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод». На танке установлены СУО 1А33-1 «Объ», комплект ВДЗ «Нож» («Дуплет»), двигатель 5ТДФМ. На башне — дистанционно управляемые боевые модули.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКОВ СЕМЕЙСТВА Т-64
Тип танка
Т-64 БВ
Т-64БМ «Булат»
Т-64Е
Боевая масса, т
42,4
45,0
42,7
Экипаж, чел.
3
3
3
Калибр и марка пушки
125-мм
2А46М-1
125-мм
КБАЗ
125-мм
КБАЗ
Система управления огнем
1А33-1 «Обь»
1А45 «Иртыш»
1А33-1 «Обь» (модернизованная)
Прицел -дальномер
1Г42
1Г46М
1Г42М
Стабилизатор основного вооружения
2Е42
2Е42М
2Е42
Управляемое вооружение
«Кобра»
«Комбат»
«Комбат»
Боекомплект, выстрелов
36
36
37
Скорострельность, выстр./мин
6-8
6-8
6-8
Дополнительное вооружение
7,62-мм ПКТ 12,7-мм НСВТ
7,62-мм КТ-7,62 12,7-мм КТ-12,7
7,62-мм ПКТ
12,7-мм НСВТ
ГШ-23Л
АГС-17
Динамическая защита
«Контакт-1»
«Нож»
«Дуплет»
Активная защита
нет
нет
КОЭЗ «Варта»,
КАЗ «Заслон»
Двигатель (мощность)
5ТДФ
(700 л.с.)
5ТДФМ
(850 л.с)
5ТДФЕ
(850 л.с.)
Удельная мощность, л.с./т
16,5
18,9
19,9
Максимальная скорость, км/ч
60
60
65
Запас хода без дополнительных топливных баков, км
500
385
500
Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия» по материалам статьи С. Шумилина «Булатный» меч Вооруженных сил Украины (Танки Т-64)», журнал «Наука и техника». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.
Смотрите также: Украинский танк Т-64БМ «Булат»
Факт
Увеличение кратности бинокля при прочих равных условиях ведет к потере качества наблюдения в темноте. В бинокль кратностью выше 8-10 наблюдать можно только со штатива, иначе дрожание рук ощутимо «смазывает» картинку. Оптимальными для полевых условий являются бинокли 6х30, 7х35, 8х40…
Источник: