Боевое дежурство авиации НАТО в рамках операции «Балтик эр полисинг»
Основные направления развития объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО определяются положениями действующей стратегической концепции блока, принятой в Лиссабоне в 2010 году. В документе обозначен широкий спектр угроз и вызовов, которые, по мнению его авторов, будут актуальны в среднесрочной перспективе:
- сохранение угрозы нападения на страны-участницы при низкой вероятности такого нападения;
- распространение ядерного оружия и других видов оружия массового поражения (ОМП) и средств их доставки;
- повышение активности международного терроризма;
- неустойчивость военно-политической обстановки в отдельных регионах и странах и возникающие на этой почве конфликты за пределами зоны ответственности НАТО;
- угрозы в сфере кибербезопасности, организованной преступности и деятельности экстремистских организаций;
- существующая зависимость от иностранных поставщиков энергоносителей и государств, владеющих транзитно-распределительными сетями;
- развитие в мире лазерного оружия, средств радиоэлектронной борьбы и других технологии, затрудняющих доступ к космическим системам альянса;
- угрозы экологического и ресурсного характера, неконтролируемая миграция, а также изменение климата, вероятность обострения проблем, связанных с нехваткой пресной воды, увеличением потребностей в энергии и др.
В условиях быстро меняющегося мира руководство Североатлантического союза проводит работу по адаптации военной структуры организации к современным вызовам и рискам. В основе этой работы лежит стремление обеспечить альянс силами и средствами, необходимыми для реализации трех базовых установок стратегической концепции:
- сохранение способности ОВС НАТО к сдерживанию любого агрессора и защите территориальной целостности стран-участниц в рамках ст. 5 Вашингтонского договора;
- наращивание возможностей в сфере урегулирования кризисных ситуаций;
- упрочение позиций блока в глобальной системе безопасности путем налаживания сотрудничества с международными организациями и расширения партнерских связей.
Для достижения этих целей НАТО осуществляет комплекс взаимосвязанных мероприятий организационного, политического, гуманитарного, технического и иного характера.
Как отмечается в итоговом документе саммита в Чикаго (2012) «Обзор политики сдерживания и обороны», основой коалиционного оборонного потенциала альянса является «сбалансированное» сочетание ядерных сил, сил и средств противоракетной обороны и сил общего назначения. В этой связи подчеркивается, что блок намерен сохранять за собой ядерный статус до тех пор, пока в мире существует ЯО. Кроме того, предложение ряда стран (Нидерланды, Бельгия, Германия, Норвегия) зафиксировать в итоговых документах положение о возможном выводе американского тактического ядерного оружия в ближайшей перспективе с территории Европы не было принято под тем предлогом, что условия для подобного шага еще не созданы.
На саммите НАТО были подведены промежуточные итоги создания европейской системы противоракетной обороны. В частности, отмечалась «предварительная оперативная готовность» системы ПРО, что, по мнению командования альянса, означает ее готовность к обнаружению, сопровождению и перехвату одиночных баллистических ракет малой и средней дальности с южного направления.
В дальнейшем, в рамках второго (до 2015 года), третьего (до 2018-го) и четвертого (до 2020-го) этапов, планируется осуществить эшелонирование этой системы и повысить возможности ПРО за счет размещения в Европе противоракетных средств наземного и морского базирования типов «Стандарт» и ТХААД с постепенным приданием ее европейскому сегменту способности перехвата межконтинентальных баллистических ракет.
Особое внимание в Североатлантическом альянсе уделяется развитию сил общего назначения. В условиях расширения спектра вызовов и угроз, повышения требований к мобильности войск, боевой эффективности, защищенности, готовности к действиям в нестандартных условиях обстановки, а также сокращения военных расходов командование блока осуществляет глубокое реформирование сил общего назначения.
Основными целями такого процесса является придание им большей универсальности (в частности, в рамках подготовки к операциям по кризисному урегулированию), способности к проведению необходимых мероприятий в случае нарастания террористической активности и асимметричных действий со стороны противника, в том числе в условиях применения ОМП, кибероружия и т. п.
Современный этап трансформации ОВС НАТО включает в себя мероприятия и предложения, отраженные в инициативе «Разумная оборона», которая была выдвинута в 2011 году и получила дальнейшее развитие на саммите в Чикаго. Замыслом документа предусматривается сосредоточение усилий альянса на приоритетных направлениях оборонного строительства на основе широкой кооперации государств-участников, а также принципа «специализации» для отдельных стран блока при осуществлении наиболее дорогостоящих проектов программы вооружений.
В соответствии с инициативой запланирована реализация более 20 многонациональных проектов, наиболее важными из которых считаются проекты в области разработки и развития средств АСУ войсками и оружием, разведки, РЭБ, систем ПРО, а также современного вооружения и средств защиты войск.
Одним из реальных и действенных направлений развития сил общего назначения НАТО на современном этапе является продолжающееся перевооружение войск современными образцами боевой техники:
- в сухопутных войсках: танки «Леклерк», «Леопард-2», «Ариете», боевые бронированные машины нового поколения, многоцелевой ударный вертолет «Тигр», транспортный вертолет МН-90 и др.;
- в военно-воздушных силах: истребители EF-2000 «Тайфун» (Германия, Италия, Испания, Греция), «Рафаль-М» (Франция), в перспективе — многоцелевой истребитель нового поколения F-35 (США), различные БЛА;
- в военно-морских силах: новые атомные многоцелевые подводные лодки типа «Барракуда» (Франция), дизельные ПЛ проекта 212А (Германия, Италия), многоцелевые фрегаты УРО «Усовершенствованный Горизонт» (Франция, Италия), ФР проекта 125 (Германия).
К наиболее важным решениям, принятым на саммите в Чикаго в отношении сил общего назначения, относятся следующие: повышение экспедиционных возможностей сил первоочередного задействования (СПЗ) ОВС НАТО и снижение нормативов по срокам их развертывания с 5 – 30 до 10 – 60 сут, обязательства государств-участников подготовить не менее 50% всех формирований национальных сухопутных войск для действий на удаленных ТВД, патрулирование воздушного пространства стран – членов НАТО, повышение стратегической мобильности войск.
Воздушный компонент системы AGS БЛА RQ-4 «Глобал Хок»
В рамках последнего решения осуществляется программа «Стратегические воздушные переброски», в соответствии с которой десять стран альянса (Болгария, Венгрия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Польша, Румыния, Словения, США и Эстония) заключили соглашение о создании коалиционного формирования стратегической военно-транспортной авиации. Согласно планам семь других участников блока (Бельгия, Великобритания, Германия, Испания, Люксембург, Турция и Франция) намерены до 2021 года закупить для национальных ВВС около 180 широкофюзеляжных военно-транспортных самолетов А.400М производства европейского авиастроительного концерна EADS. Намечается также до 2020 года значительно расширить парк самолетов заправочной авиации и увеличить их технические возможности. Потребности ОВВС НАТО оцениваются в 240 единиц. Для повышения гибкости управления ОВС блока проводятся оргштатные мероприятия в его командно-штабной структуре. Завершившаяся в 2013 году реорганизация коалиционных органов управления является пятой за все время существования альянса и четвертой с момента окончания «холодной войны». Основными заявленными целями реформирования были: повышение результативности системы управления, придание ей большей компактности и снижение затрат на содержание рабочих органов командно-штабной структуры. Под результативностью будущей структуры управления НАТО понимаются такие ее возможности, которые обеспечивали бы оперативную реакцию системы на возникающие вызовы и угрозы, а также эффективное использование имеющихся ресурсов.
Мероприятия по приданию командно-штабной структуре компактности направлены на сокращение лишних звеньев управления с сохранением и расширением функций всей системы, что, по оценкам военного руководства альянса, снизит время цикла управления и повысит эффективность работы системы управления в целом. В результате реорганизации командно-штабной структуры количество коалиционных органов управления стратегического, оперативно-стратегического и оперативного уровня сокращено с 11 до семи.
Наиболее существенные, изменения коснулись органов управления оперативного уровня. Так, вместо существовавших ранее шести органов управления сформированы три видовых командования – объединенных сухопутных войск (ОСВ) – г. Измир (Турция), объединенных военно-воздушных сил (ОВВС) – г. Рамштейн (ФРГ) и объединенных военно-морских сил (ОВМС) НАТО – г. Норти (Великобритания), непосредственно подчиненных верховному главнокомандующему ОВС блока.
На оперативно-стратегическом уровне в новой структуре функционируют два объединенных командования ОВС НАТО: «Брюн сюм» (Нидерланды) и «Неаполь» (Италия) в одноименных городах.
На стратегическом уровне без изменения остались два командования – стратегическое командование операций (СКО) ОВС альянса – г. Монсе (Бельгия) и стратегическое командование реформирования (СКР) ОВС НАТО – г. Норфолк (США).
С целью сокращения расходов на содержание штаб-квартиры и повышения эффективности деятельности альянса проводятся мероприятия по оптимизации структуры рабочих органов и специализированных агентств НАТО. На базе сокращенных подразделений созданы новые агентства с более широкими функциями. К ним, в частности, относятся следующие: по закупкам (Procurement Agency), по тыловому обеспечению (Agency for Support), по связи и информации (Communication and Information Agency).
В ходе реформирования рабочих органов штаб-квартиры альянса расширены возможности международного секретариата за счет создания и включения в его состав «управления новых угроз для безопасности», а также перераспределения функций и задач между секретариатом и международным военным штабом НАТО.
Пусковая установка ПВО/ПРО ТХААД
В рамках совершенствования системы военного управления блока проводятся мероприятия организационно характера. Так, в составе стратегического командования операций ОВС НАТО начал функционировать центр управления операциями кризисного урегулирования, на базе бывшего ОК ОВС «Лиссабон» развернуто командование ударного флота, предпринимаются шаги по выделению сил специальных операций в отдельную структуру, реализуется план по повышению эффективности работы органов объединенного тыла блока.
Оптимизация всей военно-политической структуры альянса осуществляется по единому замыслу и направлена на создание более гибкой системы реагирования на возникающие вызовы и риски не только в зоне ответственности блока, но и за ее пределами.
В рамках оптимизации пересмотрены и обновлены функции верховного главного командования НАТО в Европе. В настоящее время таковыми являются:
- непосредственное боевое управление войсками на ТВД;
- прогнозирование и предупреждение кризисов;
- организация всестороннего обеспечения;
- интеграция гражданских заинтересованных структур в систему кризисного урегулирования;
- организация взаимодействия в рамках международного военного партнерства.
Одна из приоритетных задач современного военного строительства Североатлантического союза — это развитие автоматизированных систем управления и связи в рамках реализации концепции «Единое информационное пространство» (ЕИП), рассчитанной до 2025 года. По мнению военного руководства блока, реализация программ и проектов в этой сфере позволит коалиционным силам повысить устойчивость управления, степень осведомленности о противнике и своих силах на ТВД, эффективность разведывательных средств и сократить время принятия решения на применение войск (сил) и систем оружия.
Одним из основных элементов «единого информационного пространства» станет перспективная автоматизированная система воздушной разведки наземной (надводной) обстановки «Агс» (AGS – Air Ground Surveillance). В ее составе будут функционировать средства разведки воздушного базирования (размещенные на самолетах и БЛА), а также наземные комплексы обработки видовой радиолокационной информации.
В рамках данного проекта компания «Дженерал дайнэмикс» (Канада) предоставляет программное обеспечение, предназначенное для управления наземной системой контроля и связи системы «Агс», а также радио- и спутниковую связь между БЛА «Глобал Хок» и основной оперативной базой в Италии.
По оценкам западных специалистов, система будет достаточно эффективной и позволит осуществлять наблюдение в реальном масштабе времени, в том числе в удаленных от Европы регионах (Афганистан, Сомали, Аденский залив и др.). С помощью БЛА можно будет отслеживать движущиеся цели, менять масштаб изображения и получать наиболее полную информацию обо всем, что происходит на земле или на море. Параметры создаваемой системы позволяют расширить ее возможности за счет оперативного взаимодействия с американской системой наблюдения за прибрежным пространством ВМС США (на вооружении обеих находятся БЛА MQ-4C «Тритон», являющиеся основными элементами этой системы).
Участниками программы «Агс» являются Болгария, Германия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Норвегия, Румыния, Словакия, Словения, США, Чехия и Эстония. По планам командования, система «Агс» должна быть готова к оперативному использованию до конца 2016 года.
Кроме проекта «Агс» в рамках концепции ЕИП решаются вопросы создания инфраструктуры информационной безопасности, получает дальнейшее развитие система дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией «Авакс-НАТО» и др.
Работа по повышению совместимости и качества оперативного взаимодействия войск различной национальной и видовой принадлежности находится в центре внимания военного руководства НАТО.
В рамках данной деятельности им была выдвинута инициатива «Полная совместимость сил» (Connected Forces).
В целях ее осуществления проводится комплекс мероприятий по специальному обучению на базе различных специализированных компьютерных программ, объединенных в общем кластере «Джойнт форс трейнинг» и реализуемых в военных учебных заведениях альянса, а также по внедрению единых стандартов в информационные боевые управляющие системы в рамках формирования ЕИП в ходе коалиционных операций.
Важную роль в повышении уровня оперативной совместимости ОВС НАТО играют привлечение на ротационной основе национальных контингентов к дежурству в составе СПЗ, а также многочисленные мероприятия их совместной оперативной и боевой подготовке.
В целом реализация намеченных программ по коренному изменению облика ОВС НАТО, их функциональных и качественных параметров рассчитана на период до 2020 года. Планы реформирования отражены в итоговых документах саммита НАТО в Чикаго (2012), одним из которых является заявление «Оборонные потенциалы: навстречу вооруженным силам НАТО-2020».
Кроме вышеперечисленных направлений развития ОВС альянса проводятся мероприятия по созданию собственных структур постконфликтного восстановления (силы стабилизации и восстановления), рассматривается вопрос о повышении степени участия структур блока в предотвращении распространения ОМП и контроле над обычными вооруженными силами в Европе, продолжается поиск новых способов повышения эффективности в борьбе с терроризмом.
Таким образом, военно-политическое руководство Североатлантического союза активно реализует намеченные программы, направленные на совершенствование всей военно-политической структуры организации и ее объединенных вооруженных сил. В основе такой работы лежит стремление к дальнейшей глобализации функций альянса и повышению оперативных возможностей его воинских формирований для решения различных задач в условиях расширения спектра вызовов и угроз безопасности НАТО и коалиционным интересам стран-участниц.
(Полковник А. ДМИТРИЕВ, кандидат военных наук, профессор Академии военных наук; полковник А. АЛЕКСАНДРОВ, «ЗВО»).
Факт
Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., известной как операция «Буря в пустыне», группировка союзников в среднем ежедневно потребляла: 57 млн. л пресной воды, 95 тонн льда, 687 тыс. л бензина, 456 тыс. л дизтоплива, 198 тыс. л авиационного керосина. Количество вывозимых отходов составляло 145 тонн в день. Все это потребовало беспрецедентных усилий от 22-го командования армии США, занимавшегося тыловым снабжением группировки многонациональных сил…
Источник: