армия и оружие

Основные направления развития объединенных вооруженных сил НАТО

Боевое дежурство авиации НАТО в рамках операции «Балтик эр полисинг»

Основные направления развития объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО определяются поло­жениями действующей стратегической концепции блока, принятой в Лиссабоне в 2010 году. В документе обозначен ши­рокий спектр угроз и вызовов, которые, по мнению его авторов, будут актуальны в среднесрочной перспективе:

  • сохранение угрозы нападения на страны-участницы при низкой вероят­ности такого нападения;
  • распространение ядерного оружия и других видов оружия массового пораже­ния (ОМП) и средств их доставки;
  • повышение активности международ­ного терроризма;
  • неустойчивость военно-политиче­ской обстановки в отдельных регионах и странах и возникающие на этой почве конфликты за пределами зоны ответ­ственности НАТО;
  • угрозы в сфере кибербезопасности, организованной преступности и деятель­ности экстремистских организаций;
  • существующая зависимость от ино­странных поставщиков энергоносителей и государств, владеющих транзитно-распределительными сетями;
  • развитие в мире лазерного оружия, средств радиоэлектронной борьбы и других технологии, затрудняющих доступ к космическим системам альянса;
  • угрозы экологического и ресурсного характера, неконтролируемая миграция, а также изменение климата, вероят­ность обострения проблем, связанных с нехваткой пресной воды, увеличением потребностей в энергии и др.

В условиях быстро меняющегося мира руководство Североатлантического союза проводит работу по адаптации военной структуры организации к со­временным вызовам и рискам. В основе этой работы лежит стремление обеспе­чить альянс силами и средствами, необ­ходимыми для реализации трех базовых установок стратегической концепции:

  • сохранение способности ОВС НАТО к сдерживанию любого агрессора и защите территориальной целостности стран-участниц в рамках ст. 5 Вашинг­тонского договора;
  • наращивание возможностей в сфере урегулирования кризисных ситуаций;
  • упрочение позиций блока в гло­бальной системе безопасности путем налаживания сотрудничества с междуна­родными организациями и расширения партнерских связей.

Для достижения этих целей НАТО осу­ществляет комплекс взаимосвязанных мероприятий организационного, поли­тического, гуманитарного, технического и иного характера.

Как отмечается в итоговом документе саммита в Чикаго (2012) «Обзор поли­тики сдерживания и обороны», основой коалиционного оборонного потенциала альянса является «сбалансированное» сочетание ядерных сил, сил и средств противоракетной обороны и сил общего назначения. В этой связи подчеркивает­ся, что блок намерен сохранять за собой ядерный статус до тех пор, пока в мире существует ЯО. Кроме того, предложе­ние ряда стран (Нидерланды, Бельгия, Германия, Норвегия) зафиксировать в итоговых документах положение о воз­можном выводе американского тактиче­ского ядерного оружия в ближайшей пер­спективе с территории Европы не было принято под тем предлогом, что условия для подобного шага еще не созданы.

На саммите НАТО были подведены промежуточные итоги создания европей­ской системы противоракетной обороны. В частности, отмечалась «предваритель­ная оперативная готовность» системы ПРО, что, по мнению командования альянса, означает ее готовность к обна­ружению, сопровождению и перехвату одиночных баллистических ракет малой и средней дальности с южного направ­ления.

В дальнейшем, в рамках второго (до 2015 года), третьего (до 2018-го) и чет­вертого (до 2020-го) этапов, планирует­ся осуществить эшелонирование этой системы и повысить возможности ПРО за счет размещения в Европе противо­ракетных средств наземного и морского базирования типов «Стандарт» и ТХААД с постепенным приданием ее европейскому сегменту способности перехвата межконтинентальных баллистических ракет.

Особое внимание в Се­вероатлантическом альян­се уделяется развитию сил общего назначения. В условиях расширения спектра вызовов и угроз, повышения требований к мобильности войск, бое­вой эффективности, защи­щенности, готовности к действиям в нестандартных условиях обстановки, а также сокращения воен­ных расходов командование блока осуществляет глубокое реформирование сил общего назначения.

Основными целями такого процесса является придание им большей уни­версальности (в частности, в рамках подготовки к операциям по кризисному урегулированию), способности к про­ведению необходимых мероприятий в случае нарастания террористической активности и асимметричных действий со стороны противника, в том числе в условиях применения ОМП, кибероружия и т. п.

Современный этап трансформации ОВС НАТО включает в себя мероприятия и предложения, отраженные в инициа­тиве «Разумная оборона», которая была выдвинута в 2011 году и получила даль­нейшее развитие на саммите в Чикаго. Замыслом документа предусматрива­ется сосредоточение усилий альянса на приоритетных направлениях оборон­ного строительства на основе широкой кооперации государств-участников, а также принципа «специализации» для отдельных стран блока при осуществле­нии наиболее дорогостоящих проектов программы вооружений.

В соответствии с инициативой за­планирована реализация более 20 мно­гонациональных проектов, наиболее важными из которых считаются проекты в области разработки и развития средств АСУ войсками и оружием, разведки, РЭБ, систем ПРО, а также современного вооружения и средств защиты войск.

Одним из реальных и действенных направлений развития сил общего на­значения НАТО на современном этапе является продолжающееся перевоору­жение войск современными образцами боевой техники:

  • в сухопутных войсках: танки «Леклерк», «Леопард-2», «Ариете», боевые бронированные машины нового поко­ления, многоцелевой ударный вертолет «Тигр», транспортный вертолет МН-90 и др.;
  • в военно-воздушных силах: истре­бители EF-2000 «Тайфун» (Германия, Италия, Испания, Греция), «Рафаль-М» (Франция), в перспективе — многоцеле­вой истребитель нового поколения F-35 (США), различные БЛА;
  • в военно-морских силах: новые атом­ные многоцелевые подводные лодки типа «Барракуда» (Франция), дизельные ПЛ проекта 212А (Германия, Италия), много­целевые фрегаты УРО «Усовершенство­ванный Горизонт» (Франция, Италия), ФР проекта 125 (Германия).

К наиболее важным решениям, приня­тым на саммите в Чикаго в отношении сил общего назначения, относятся сле­дующие: повышение экспедиционных возможностей сил первоочередного задействования (СПЗ) ОВС НАТО и снижение нормативов по срокам их развертывания с 5 – 30 до 10 – 60 сут, обязательства государств-участников подготовить не менее 50% всех фор­мирований национальных сухопутных войск для действий на удаленных ТВД, патрулирование воздушного простран­ства стран – членов НАТО, повышение стратегической мобильности войск.

Воздушный компонент системы AGS БЛА RQ-4 «Глобал Хок»

В рамках последнего решения осу­ществляется программа «Стратеги­ческие воздушные переброски», в соответствии с которой десять стран альянса (Болгария, Венгрия, Литва, Ни­дерланды, Норвегия, Польша, Румыния, Словения, США и Эстония) заключили соглашение о создании коалиционного формирования стратегической воен­но-транспортной авиации. Согласно планам семь других участников блока (Бельгия, Великобритания, Германия, Испания, Люксембург, Турция и Фран­ция) намерены до 2021 года закупить для национальных ВВС около 180 ши­рокофюзеляжных военно-транспортных самолетов А.400М производства евро­пейского авиастроительного концерна EADS. Намечается также до 2020 года значительно расширить парк самолетов заправочной авиации и увеличить их технические возможности. Потребности ОВВС НАТО оцениваются в 240 единиц. Для повышения гибкости управления ОВС блока проводятся оргштатные мероприятия в его командно-штабной структуре. Завершившаяся в 2013 году реорганизация коалиционных органов управления является пятой за все время существования альянса и четвертой с момента окончания «холодной войны». Основными заявленными целями реформирования были: повышение результативности системы управления, придание ей большей компактности и снижение затрат на содержание рабочих органов командно-штабной структуры. Под результативностью будущей структуры управления НАТО понимаются такие ее возможности, которые обеспе­чивали бы оперативную реакцию систе­мы на возникающие вызовы и угрозы, а также эффективное использование имеющихся ресурсов.

Мероприятия по приданию команд­но-штабной структуре компактности на­правлены на сокращение лишних звеньев управления с сохранением и расширени­ем функций всей системы, что, по оценкам военного руководства альянса, снизит время цикла управления и повысит эффективность работы системы управления в целом. В результате реор­ганизации командно-штаб­ной структуры количество коалиционных органов управления стратегического, оперативно-стратегического и оперативного уровня сокращено с 11 до семи.

Наиболее существенные, изменения коснулись орга­нов управления оператив­ного уровня. Так, вместо существовавших ранее шести органов управления сформи­рованы три видовых командования – объединенных сухопутных войск (ОСВ) – г. Измир (Турция), объединенных военно-воздушных сил (ОВВС) – г. Рамштейн (ФРГ) и объединенных военно-морских сил (ОВМС) НАТО – г. Норти (Великобритания), непосред­ственно подчиненных верховно­му главнокомандующему ОВС блока.

На оперативно-стратегическом уровне в новой структуре функ­ционируют два объединенных командования ОВС НАТО: «Брюн сюм» (Нидерланды) и «Неаполь» (Италия) в одноименных горо­дах.

На стратегическом уровне без изменения остались два коман­дования – стратегическое командование операций (СКО) ОВС альянса – г. Монсе (Бельгия) и стратегическое командова­ние реформирования (СКР) ОВС НАТО – г. Норфолк (США).

С целью сокращения расходов на со­держание штаб-квартиры и повышения эффективности деятельности альянса проводятся мероприятия по оптимиза­ции структуры рабочих органов и специ­ализированных агентств НАТО. На базе сокращенных подразделений созданы новые агентства с более широкими функ­циями. К ним, в частности, относятся следующие: по закупкам (Procurement Agency), по тыловому обеспечению (Agency for Support), по связи и инфор­мации (Communication and Information Agency).

В ходе реформирования рабочих орга­нов штаб-квартиры альянса расширены возможности международного секрета­риата за счет создания и включения в его состав «управления новых угроз для без­опасности», а также перераспределения функций и задач между секретариатом и международным военным штабом НАТО.

Пусковая установка ПВО/ПРО ТХААД

В рамках совершенствования системы военного управления блока проводятся мероприятия организационно характера. Так, в составе стратегического коман­дования операций ОВС НАТО начал функционировать центр управления опе­рациями кризисного урегулирования, на базе бывшего ОК ОВС «Лиссабон» раз­вернуто командование ударного флота, предпринимаются шаги по выделению сил специальных операций в отдельную структуру, реализуется план по повы­шению эффективности работы органов объединенного тыла блока.

Оптимизация всей военно-политиче­ской структуры альянса осуществляется по единому замыслу и направлена на создание более гибкой системы реагиро­вания на возникающие вызовы и риски не только в зоне ответственности блока, но и за ее пределами.

В рамках оптимизации пересмотрены и обновлены функции верховного главного командования НАТО в Европе. В настоя­щее время таковыми являются:

  • непосредственное боевое управление войсками на ТВД;
  • прогнозирование и предупреждение кризисов;
  • организация всестороннего обеспе­чения;
  • интеграция гражданских заинтересо­ванных структур в систему кризисного урегулирования;
  • организация взаимодействия в рамках международного военного пар­тнерства.

Одна из приоритетных задач совре­менного военного строительства Североатлантического союза — это развитие автоматизированных систем управ­ления и связи в рамках реализации кон­цепции «Единое информационное про­странство» (ЕИП), рассчитанной до 2025 года. По мнению военного руководства блока, реализация программ и проектов в этой сфере позволит коалиционным си­лам повысить устойчивость управления, степень осведомленности о противнике и своих силах на ТВД, эффективность разведывательных средств и сократить время принятия решения на применение войск (сил) и систем оружия.

Одним из основных элементов «едино­го информационного пространства» ста­нет перспективная автоматизированная система воздушной разведки наземной (надводной) обстановки «Агс» (AGS – Air Ground Surveillance). В ее составе бу­дут функционировать средства разведки воздушного базирования (размещенные на самолетах и БЛА), а также наземные комплексы обработки видовой радиоло­кационной информации.

В рамках данного проекта компания «Дженерал дайнэмикс» (Канада) пре­доставляет программное обеспечение, предназначенное для управления назем­ной системой контроля и связи системы «Агс», а также радио- и спутниковую связь между БЛА «Глобал Хок» и основ­ной оперативной базой в Италии.

По оценкам западных специалистов, система будет достаточно эффективной и позволит осуществлять наблюдение в реальном масштабе времени, в том числе в удаленных от Европы регионах (Афга­нистан, Сомали, Аденский залив и др.). С помощью БЛА можно будет отслеживать движущиеся цели, менять масштаб изо­бражения и получать наиболее полную информацию обо всем, что происходит на земле или на море. Параметры созда­ваемой системы позволяют расширить ее возможности за счет оперативного взаимодействия с американской систе­мой наблюдения за прибрежным пространством ВМС США (на вооружении обеих находятся БЛА MQ-4C «Тритон», являющиеся основными элементами этой системы).

Участниками программы «Агс» яв­ляются Болгария, Германия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Норвегия, Румыния, Словакия, Словения, США, Чехия и Эстония. По планам командова­ния, система «Агс» должна быть готова к оперативному использованию до конца 2016 года.

Кроме проекта «Агс» в рамках концеп­ции ЕИП решаются вопросы создания инфраструктуры информационной безо­пасности, получает дальнейшее развитие система дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией «Авакс-НАТО» и др.

Работа по повышению совместимости и качества оперативного взаимодействия войск различной национальной и видо­вой принадлежности находится в центре внимания военного руководства НАТО.

В рамках данной деятельности им была выдвинута инициатива «Полная совместимость сил» (Connected Forces).

В целях ее осуществления проводится комплекс мероприятий по специальному обучению на базе различных специ­ализированных компьютерных про­грамм, объединенных в общем кластере «Джойнт форс трейнинг» и реализуемых в военных учебных заведениях альянса, а также по внедрению единых стандартов в информационные боевые управляющие системы в рамках формирования ЕИП в ходе коалиционных операций.

Важную роль в повышении уровня оперативной совместимости ОВС НАТО играют привлечение на ротационной основе национальных контингентов к дежурству в составе СПЗ, а также много­численные мероприятия их совместной оперативной и боевой подготовке.

В целом реализация намеченных программ по коренному изменению облика ОВС НАТО, их функциональных и ка­чественных параметров рассчитана на период до 2020 года. Планы реформиро­вания отражены в итоговых документах саммита НАТО в Чикаго (2012), одним из которых является заявление «Оборонные потенциалы: навстречу вооруженным силам НАТО-2020».

Кроме вышеперечисленных направле­ний развития ОВС альянса проводятся мероприятия по созданию собствен­ных структур постконфликтного восстановления (силы стабилизации и восстановления), рассматривается вопрос о повышении степени участия структур блока в предотвращении распространения ОМП и контроле над обычными вооруженными силами в Европе, продолжается поиск новых способов повышения эффективности в борьбе с терроризмом.

Таким образом, военно-политическое руководство Североатлантического союза активно реализует на­меченные программы, направленные на совершенствование всей военно-по­литической структуры организации и ее объединенных вооруженных сил. В основе такой работы лежит стремление к дальнейшей глобализации функ­ций альянса и повышению оперативных возможностей его воинских формиро­ваний для решения различных задач в условиях расширения спектра вызовов и угроз безопасности НАТО и коалиционным интересам стран-участниц.

(Полковник А. ДМИТРИЕВ, кандидат военных наук, профессор Академии военных наук; полковник А. АЛЕКСАНДРОВ, «ЗВО»).

Факт

Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., известной как операция «Буря в пустыне», группировка союзников в среднем ежедневно потребляла: 57 млн. л пресной воды, 95 тонн льда, 687 тыс. л бензина, 456 тыс. л дизтоплива, 198 тыс. л авиационного керосина. Количество вывозимых отходов составляло 145 тонн в день. Все это потребовало беспрецедентных усилий от 22-го командования армии США, занимавшегося тыловым снабжением группировки многонациональных сил…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE