спорт

Особенности национальной учебы

Особенности национальной учебы

«Отличница легкого поведения» — молодежная комедия о нетерпимости и рецептах ее преодоления. И она далеко не так проста, как может показаться

Москва. 16 ноября. INTERFAX.RU – Существует целый сорт американских молодежных комедий, выполняющих четко заданную социальную функцию. Если бы в США существовало государственное финансирование кинопроизводства, таким комедиям наверняка выделялись бы какие-нибудь специальные субсидии. У нас, может быть, тоже не мешало бы завести такую практику – выпуск фильмов о преодолении нетерпимости в разных ее формах, но наше государство вряд ли бы так уж поддержало бы эту идею, потому что тогда слишком много пришлось бы перестраивать.

«Отличница легкого поведения» стремится преодолеть как можно больше язв современного общества за отпущенные полтора часа экранного времени. Сюжетно это обосновано следующим образом. Отдельно взятая старшеклассница, чтобы избежать проведения выходных с навязчивой подругой, придумывает сказку о романтических выходных с несуществующим парнем. Сказка оказывается настолько правдоподобной, что вскоре вся школа только и говорит, что о потери девственности незадачливой девушки. Она, по разным причинам, отказывается эту легенду развенчивать и играет перед всеми роль падшей женщины. Между прочим, это показывает высочайшую нравственность американских детей: у нас старшеклассницы скорее стыдятся признаться в том, что еще сохранили невинность, а в одном зале со мной «Отличницу легкого поведения» смотрели дети лет восьми-девяти и, кстати, очень живо реагировали на сальные шутки фильма: ничего нового они явно для себя не открыли. Как бы то ни было, на девушку обращают внимание разные изгои школы. Сначала скрытый гомосексуалист просит ее рассказать всем, что она спала и с ним тоже – тогда все перестанут считать его ненормальным и дразнить на переменках. Потом толстяк, на которого никто не обращает внимания. Потом представители национальных меньшинств. Потом представители религиозных сект. Словом, все, кому может быть полезно обновление имиджа, стремятся поучаствовать в игре, которую затеяла героиня. В дополнение к основному сгустку сюжетных линий обыграны семейные проблемы: адаптация приемного ребенка, сексуальная жизнь родителей в глазах детей, воспитательная работа с подростком, у которого в разгаре переходный возраст. И весь этот коктейль приправлен многочисленными аллюзиями на ряд произведений кинематографического и литературного искусства, прежде всего «Алую букву» и «Приключения Гекльберри Финна». И это не просто культуртрегерство, а именно попытка встроить образные ряды в современный контекст, пародируя их.

Итак, перед нами терапевтическое произведение массовой культуры, которое предлагает решать проблемы, высмеивая их, что вписывает «Отличницу легкого поведения» в старинную традицию и позволяет относиться к этому фильму серьезнее, чем это может показаться при жанровом определении «молодежная комедия». Правда, это облегчает и подход к фильму, так как давно известно, что жанр пародии, рассчитанной на массовое потребление, теснее всего связан с тектоническими процессами, протекающими в обществе. И они как раз могут быть даже важнее, чем те локальные мишени, которые выбираются автором. Так, комедии Аристофана говорят нам об особенностях полисного мышления и действительном месте греческих философов в окружающем их мире, а какая-нибудь «Орлеанская девственница» Вольтера подчеркивает просвещенческую парадигму со всеми ее плюсами и минусами. «Отличница легкого поведения» тоже выполнена во вполне вольтерьянском духе. Выражено это, например, в радикальнейшем антиклерикализме. Религиозный кружок старшеклассников оказывается главным рассадником нетерпимости и ханжества, католическая исповедь героини профанируется отсутствием за перегородкой священника, протестантский пастор оказывается глухим и лицемерным ментором. Никакая церковь не может помочь человеку в решении его проблем, потому что она изначально лжива, считают создатели фильма. Более того, семья, нравственный оплот американского, да и почти любого общества, также профанирована. Мать героини признает свое нимфоманское прошлое, отец ей во всем вторит, да и у одноклассников девушки родители покупают право совокупляться в бассейне на глазах у дочери тем, что в обмен на это позволяют ей устраивать разнузданные вечеринки в их отсутствие. Школа не является авторитетом, потому что директор открыто тиранит ребят, а заведующей воспитательной частью спит с второгодником, изменяя мужу-преподавателю, который выбирает слепоту вместо разрыва.

Критически обрушиваясь на прежние источники нравственности, морали, духовности в американском обществе, фильм доказывает, что XXI век наконец достиг той грани, когда никаких сдерживающих факторов у человека не осталось, зацепиться ему не за что. Все тонет в фарисействе. Выхода нет, кроме как расслабиться, посмеяться над проблемами (своими и чужими), выложить свой дневник в Интернет и укатить на газонокосилке с накачанным парнем, который предпочитает «не анализировать». Не нужно париться, потому что все позволено, вещает нам с экрана отличница действительно легкого поведения. Я, говорит она, лишусь девственности через пять минут, или через полчаса, или в первую брачную ночь. Понятия не имею, и это не так уж важно. Нам остается только признать ее правоту, потому что – все позволено, и это главная и страшнейшая сверх-идея фильма, который должен был бы решать вопросы нетерпимости. Теперь они решаются именно так: раз нет никаких причин для принципов, то и относиться ко всему можно одинаково благо(равно)душно.

Обозреватель Сергей Сычев

Источник: interfax.ru

LEAVE A RESPONSE