Перспективный истребитель Т-50
Перспективный российский истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) должен поступить в ВВС РФ уже в ближайшее время, а в четвертом квартале 2013 года начнутся его испытания. Об этом сообщил главнокомандующий российских ВВС генерал-лейтенант В. Бондарев.
В настоящее время ведутся летные испытания, в которых задействованы 4 экземпляра Т-50, после передачи истребителей ВВС начнутся государственные испытания.
Разработка истребителя 5-го поколения началась в СССР еще в 80-х гг. прошлого века, однако в связи с распадом Союза работы были фактически приостановлены на 10 лет. Лишь в 2002 НИОКР по ПАК ФА были возобновлены. Первый полет истребителя состоялся в 2010 г.
Т-50 считается конкурентом новейших истребителей США пятого поколения, однако при этом разработчики заявляют о том, что новому российскому истребителю не будет равных среди современных боевых самолетов этого класса. Большинство данных по этому самолету пока являются секретными.
Исходя из публикаций в открытой печати, принципиальными отличиями Т-50 от предшественников станут:
1) Принципиально новая авионика, которая должна обеспечить сетецентричность, то есть каждый истребитель будет действовать как элемент крупной системы. Системы обнаружения целей радио- и оптиколокационные станции, работающие на разных частотах, чтобы обнаруживать «невидимые» самолеты противника. Излучатели радаров самолета разнесены по всей поверхности обшивки. Это позволяет формировать широкий плоский луч, наиболее подходящий для обзора полегающей поверхности. Для ведения РЭБ будет использоваться станция активных оптоэлектронных помех (ранее истребители не оснащались подобным оборудованием).
2) Малозаметность, которая является обязательным требованием к истребителям пятого поколения. Реализована за счет особой геометрии корпуса, цельноповоротных килей (обычный киль с отклоняемым рулем управления становится особо заметен на радаре в момент поворота), S-образных воздухозаборников и применения радипоглощающих материалов. Также для снижения заметности применен «шумовой» режим работы радаров, когда частота сигнала изменяется по псевдослучайному закону, маскируя его под природные шумы.
3) Возможность ведения боя в задней полусфере. Наличие заднего радара и режима «обратного старта» ракет позволяют вести бой в задней полусфере без разворота самолета носом к цели. Эта возможность Т-50 является уникальной.
4) Рекордная вместимость отсеков вооружений. 8-10 внутренних и 8 внешних узлов подвески. Т-50 получит принципиально новое вооружение. Всего к нему разрабатывается 14 новых типов оружия.
3) Планер самолета выполнен из титана или его сплавов. Соединение титана с другими материалами – секретная российская технология, которой не обладают США.
4) Переднее горизонтальное оперение, увеличивающее маневренность.
Российские истребители всегда славились тем, что были значительно дешевле американских, но не в случае с Т-50. Цена одного экземпляра (без учета НИОКР) составит 100 млн. долл. США, то есть находится практически на одном уровне с американским истребителем пятого поколения «Лайтнинг-2».
Начать эксплуатацию Т-50 планируется к 2016 году.
Источник: