армия и оружие

Палубный истребитель J-15 (Китай)

Палубный истребитель J-15

J-15 – китайский палубный истребитель, созданный на базе прототипа российского палубного истребителя Су-33.

Летные испытания опытного палубного самолета J-15 начались 31 августа 2009 г. Ранее СМИ сообщали, что Пекин с конца 1990-х гг. вел переговоры с Россией о закупке па­лубных истребителей Су-33 (Су-27К).

Первоначально речь велась о приоб­ретении двух машин для оценки летно-технических характеристик авиаци­онного комплекса, а также (что под­разумевалось, но не озвучивалось) для его копирования. РФ подобный вари­ант, по-видимому, не устроил. В даль­нейшем КНР предложила России ва­риант с закупкой партии из 12—14 палубных истребителей. Однако и это предложение российской стороной также было сочтено неприемлемым. Последнее предложение, исходившее, на этот раз, уже от РФ, предусматри­вало поставку Китаю первой партии из 12—14 самолетов Су-33 в стандартной конфигурации, которые ис­пользовались бы ВМС НОАК как учеб­ная эскадрилья, и (несколько позже) 36 усовершенствованных самолетов этого типа (вероятно, часть из них — Су-27КУБ). На этот раз оно не устро­ило китайцев…

Приостановка переговоров, якобы, произошла после получения российс­кой стороной информации о несанк­ционированном копировании Китаем самолета Су-27 (программа J-11B). В этой связи следует напомнить, что на 13-м заседании межправительствен­ной Российско-Китайской комиссии по военно-техническому сотрудничеству, прошедшем в декабре 2008 г. в Пе­кине с участием тогдашнего министра обороны РФ Анатолия Сердюкова и генерального конструктора АВПК «Су­хой» Михаила Погосяна, китайская сторона официально согласилась пре­кратить практику несанкционирован­ного заимствования российской ин­теллектуальной собственности в воен­но-технической области.

 

КИТАЙСКИЙ АВИАНОСЕЦ «ЛЯОНИН» — БЫВШИЙ ТАВКР «ВАРЯГ»

В марте 2009 г. министр обороны КНР Лян Гуонле заявил, что «среди крупных наций только Китай не име­ет авианосца, однако КНР не может вечно оставаться без кораблей этого класса». Как выяснилось, под перс­пективным китайским авианосцем подразумевался достроенный и мо­дернизированный на китайском су­достроительном заводе бывший со­ветский тяжелый авианесущий крей­сер (ТАВКР) «Варяг» (пр. 1143.6), куп­ленный у Украины.

Закладка ТАВКР пр. 1143.6, ранее носившего имя «Рига», а затем — «Ва­ряг», состоялась 6 декабря 1985 г. на Черноморском судостроительном за­воде (г. Николаев), а спуск на воду был осуществлен 25 ноября 1988 г. Строительство этого корабля было приостановлено после распада СССР в 1992 г, при 67% готовности. В 1993 г. «Варяг» был исключен из состава Рос­сийского Военно-Морского флота и передан Украине, а в 1998 г. — продан правительством Украины китай­ской частной фирме Сhong Lot Tourist and Amusement Agency (за которой стояло китайское правительство), Со­гласно официальным заявлениям ру­ководства компании, она намерева­лась перестроить «Варяг» в плавучий развлекательный центр (подобно ра­нее приобретенным советским авианесущим крейсерам «Киев» и «Минск»). Стоимость сделки оценива­лась в 25 млн. долл.

2 ноября 2001 г. началась и 3 мар­та 2002 г. завершилась буксировка «Варяга» на ССЗ в г. Далянь (Даль­ний). Корабль прошел под шестью бук­сирами путь в 28200 км со средней скоростью 11 км/ч. Буксировка обо­шлась фирме Chong Lot Tourist and Amusement Agency в 5 млн. долл. В 2008 г. авианосцу был присвоен так­тический номер «16». По первоначаль­ным данным, кораблю планировалось дать китайское имя «Ши Лань» в часть видного китайского флотоводца, захватившего в 1681 г. остров Тайвань. Однако эти сведения не подтверди­лись: авианосцу было присвоено на­звание «Ляонин».

В ходе достройки и модернизации на верфи в Даляне, на «Ляонине» были демонтированы пусковые установки противокорабельных крылатых ракет П-500 «Гранит», располагавшиеся ра­нее в носовой части корабля. Это по­зволило высвободить дополнительные объемы для формирования корабель­ных помещений.

Вместо шести 30-мм шестистволь­ных АУ АК-630, по проекту предусмот­ренных на «Варяге», китайский авиа­носец получил три 30-мм артиллерий­ских установки китайского производ­ства «Тип 1130», являющиеся близ­ким аналогом системы «Голкипер» (Нидерланды). Зенитно-ракетное вооруже­ние «Ляонина» состоит теперь из трех восемнадцатизарядных пусковых уста­новок ракет FL-3000N ближнего дей­ствия, оснащенных ТГС и имеющих дальность действия 6 км. В целом, по мнению специалистов, оборонительное вооружение китайского корабля выг­лядит относительно ослабленным по сравнению с первоначальным проек­том «Варяга» и ТАВКР «Адмирал Фло­та Советского Союза Кузнецов».

Стандартное авиационное крыло «Ляонина» должно включать 30 истре­бителей J-15, а также до 24 вертоле­тов Z-8 и Ка-31. Взлет самолетов осу­ществляется с использованием трамп­лина, а посадка — на аэрофинишеры.

Корабль имеет стандартное водо­измещение 55000 т, полное водоиз­мещение 67500 т, длину по полетной палубе 304,5 м, максимальную шири­ну полетной палубы 75 м, ширину по корпусу 38 м и осадку 10,5 м. Котлотурбинная ГЭУ суммарной мощностью 200000 л.с. приводит во вращение четыре винта постоянного шага и обес­печивает авианосцу скорость полного хода 32 узла (по другим данным — 29 узлов). Расчетная дальность плава­ния «Ляонина» полным ходом составляет 7230 км. Экипаж корабля — 1960 человек (их них 626 человек из соста­ва авиационного крыла).

 

РАЗРАБОТКА И ИСПЫТАНИЯ J-15

Параллельно с затянувшимися по­пытками приобрести палубные само­леты у России, Китай начал работы и по воспроизведению истребителя Су-27К собственными силами, опира­ясь на опыт, полученный в ходе работ по теме J-11В. В рамках этих работ на Украине еще в 2001 г. (по другим дан­ным — в 2005 г) был приобретен один из прототипов Су-27К — опытный са­молет Т10К-03, ранее находившийся в испытательном и учебном центре «Нитка» (г. Саки, Крым). По неофици­альным сообщениям, столь длительное «воспроизведение» Китаем российс­кого ЛА, имеющего большое конструкционное сходство с серийно вы­пускаемыми в КНР самолетами типа J-11 (Су-27), объясняется проблемами, связанными с освоением механизма складывающегося крыла палубных ис­требителей.

Китайские СМИ, со ссылкой на представителей авиационной промыш­ленности страны, утверждают, что J-15 не является прямой копией самолета Т10К-03, а представляет, скорее, со­зданную с использованием отдельных элементов этой машины модификацию истребителя J-11 В, получившую, в час­тности, ПГО, тормозной гак и ряд дру­гих элементов палубного самолета,

В то же время в самой КНР ин­формация о создании самолета J-15 была встречена не однозначно. Так, на форуме популярного китайскаго интернет-сайта China-Defense.com развернулась оживленная дискуссия по теме нового палубного истребителя. При этом часть участников форума явно разочарована тем, что китайс­кий палубный самолет оказался почти полной копией российского Су-27 К, разработанного еще в 1980-е гг. (характерное высказывание: «судя по все­му, китайские КБ погрузились в спяч­ку»). Выражается мнение, что прояв­ление столь откровенного плагиата еще больше осложнит отношения КНР с Россией в области интеллек­туальной собственности («интересно, как русские будут ворчать по этому поводу?»). Высказывается предположе­ние, что появление J-15 может под­толкнуть Россию к прекращению по­ставок КНР двигателей АЛ-31Ф, что будет иметь самые негативные по­следствия для всей программы раз­вития китайской военной авиации. В то же время на форуме отражено и противоположное мнение: «зачем изобретать велосипед, когда у Китая есть вся технология Су-27?».

Как бы то ни было, но к сентяб­рю 2012 г. в летных испытаниях уча­ствовало, по данным СМИ, уже шесть самолетов типа J-15, получившего имя «Летающая акула». Наземная от­работка взлета истребителя с палу­бы осуществляется в Центре CFTE (China Flight Test Establishment), рас­положенном на авиабазе Yan Liang недалеко от г. Сиань (Xian). На тер­ритории Центра сооружено взлетная рампа, по размерам и конфигурации аналогичная рампе, примененной на ТАВКР «Варяг». Сообщалось, что пер­вая серия самолетов J-15 составит 16 единиц.

10 августа 2011 г. «Ляонин» впер­вые вышел в море на ходовые испыта­ния, продолжавшиеся четыре дня. 15 августа 2011 г. авианосец вернулся в Далянь и вновь покинул ССЗ только 29 ноября 2011 г. С декабря 2011 г. по июль 2012 г, авианосец выполнил еще несколько выходов в море, во время которых проводились испытания различных корабельных систем и воо­ружения, а также отрабатывались взлет и посадка вертолетов.

25 сентября 2012 г. авианосец формально вошёл в состав ВМФ НОАК. 4 ноября 2012 г. печатный орган HOAK «PLA Daily» заявил, что истре­битель J-15 осуществил касание палу­бы «Ляонина» и пробежку по ней с последующим взлетом. А 25 ноября 2012 г. было официально объявлено о первых пяти успешных посадках на авианосец истребителей J-15. Первым летчиком, выполнившим посадку на палубу корабля, был Дай Мингменг.

Следует упомянуть и о печальном событии: во время первой посадки истребителя J-15 на палубу авианос­ца, на борту корабля умер от острой сердечной недостаточности 51-летний Ло Ян, которого считали руководите­лем всей программы создания китайс­кой палубной авиации. Отмечается, что сами испытания палубного истре­бителя прошли успешно.

 

ОПИСАНИЕ ИСТРЕБИТЕЛЯ J-15

Палубный истребитель J-15 внеш­не практически полностью подобен российскому самолету Су-33. Сооб­щается, что для J-15 разработана спе­циальная «морская» модификация ки­тайского ТРДДФ WS-10Н (2×12800 кгс). Как и российский Су-33, китайский палубный самолет имеет ПГО, крыло увеличенной площади, консоли кото­рого выполнены складными, складное горизонтальное оперение, усиленное по сравнению с Cy-27/J-l1B шасси с двухколесной передней опорой, тор­мозной гак и укороченный хвостовой контейнер.

Информационно-управляющее поле кабины летчика J-15 выполнено c использованием многофункциональ­ных жидкокристаллических дисплеев и, очевидно, подобно информационно-управляющему полю самолета J-11В.

В состав вооружения палубного истребителя должны быть включены высокоточные средства поражения китайской разработки, включающие ракеты класса «воздух-воздух» PL-8 и PL-12, а также ПКР YJ-83K. По оцен­кам западных экспертов самолет J-15 следует отнести по своим бое­вым возможностям к одному классу с американским палубным истреби­телем Боинг F/A-18C «Хорнит». В то же время китайские обозреватели на­зывают ближайшими аналогами «Ле­тающей акулы» более современные самолеты F/A-18E «Супер Хорнит» и «Рафаль» М.

Сообщается, что прототип китайс­кого палубного истребителя был со­бран на фирме SAC в 2008 г., а его первый полет состоялся 31 августа 2009 г. При этом опытная машина была оснащена российскими двигателями АЛ-31Ф (2×12500 кгс). Ее первый взлет с трамплина на наземном стен­де CFTE был выполнен 6 мая 2010 г. Второй самолет серии был оснащен китайским ТРДДФ WS-10H, а на тре­тьем (который, как полагают, строил­ся для испытаний на борту авианос­ца) вновь установлены российские двигатели АЛ-31Ф.

Под руководством генерального конструктора Сан Конго разработан и построен двухместный учебно-бое­вой палубный самолет, который, как предполагается, имеет индекс J-15S. Его первый полет состоялся 4 ноября 2012 г.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВИАНОСНЫХ СИЛ КИТАЯ

По прогнозам, достижение авиа­носцем «Ляонин» боеготовности ожи­дается в 2017 г. Касаясь дальнейших работ по строительству авианосцев в Китае, в ряде источников можно встретить сообщения, что долгосроч­ная программа военного строитель­ства КНР предусматривает создание группировки из четырех авианосцев (очевидно, считая с АВ «Ляонинь»), При этом предполагается, что пер­вые два корабля будут представлять собой модернизированную версию корабля типа «Варяг»/«Ляонинь», а третий, более крупный авианосец должен иметь ядерную энергетичес­кую установку.

Некоторые американские издания ранее сообщали о закладке в Ки­тае, на верфи Changxing Island Shipyard (Шанхай), авианосца с котлотурбинной энергетической установкой, снабженного взлетным трампли­нам и по размерам близкого АВ «Варяг»/«Ляонинь». Однако впоследствии эта информация не подтвердилась.

Если предположить, что закладка первого «истинно китайского» авиа­носца произойдет в 2013 г, то, при­нимая во внимание сложность сто­ящей перед китайскими кораблестро­ителями задачи, а также имеющийся мировой опыт (американские «серийные» авианосцы, в среднем, строятся семь лет, советские строились около девяти лет, а Франция, имеющая го­раздо большую практику военного кораблестроения, чем Китай, созда­вала свой «Шарль де Голль», имев­ший меньшие размеры, чем «Ляонинь», более 12 лет), можно ожидать, что ки­тайский корабль войдет в строй при­близительно в 2022-2025 гг.

Касаясь перспектив строительства в КНР авианосца (авианосцев) с ядер­ной энергетической установкой, сле­дует сказать, что веб-сайт китайской государственной судостроительной корпорации China Shipbuilding Industry Corporation (CSIC опубликовал в фев­рале 2013 г. отчет о результатах работы входящего в состав корпорации НИИ №719 в 2012 г. В заключитель­ном разделе этого отчета говорится об участии НИИ в проектах «Изуче­ние ключевых технологий и вопросов безопасности судовых атомных реак­торов» (проект 863) и «Технология ма­логабаритного электрогенерирующего атомного реактора и его демонстра­ционной эксплуатации». В сообще­нии отмечается, что официальное открытие соответствующих программ ми­нистерством науки и технологий «со­здало базу для начала демонстраци­онного проекта и последующего фор­мирования производственной цепоч­ки». Хотя ранее публиковавшиеся данные о китайской авианосной про­грамме позволяли предположить, что Китай намерен перейти к постройке атомных авианосцев, данное сообще­ние является первым признанием су­ществования программы разработки атомных реакторов для надводных кораблей в официальном китайском источнике.

(«Авиация и космонавтика»)

Смотрите также: J-7 — основной истребитель ВВС Китая J-11 — самый мощный истребитель ВВС Китая

Факт

К 2020 году в США планируют разработать робота, который будет сопровождать военнослужащего подобно служебной собаке. Предполагается, что управление роботом будет осуществляться голосом и/или жестами. При этом в память аппаратуры должны быть заложены физиологические особен­ности человека, управляющего роботом, чтобы исключить перехват управления…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE