Для образования мощных войсковых группировок на северных рубежах требуется не только развертывание новых баз, но также и строительство соответствующих кораблей. В ближайшем времени корабельные группировки, отвечающие за северные направления государства, пополнятся парой кораблей для арктического региона. В их составе появятся универсальные патрульные корабли ледового класса проекта 23550.
ВМС России получат корабли для арктических районов
В мае прошлого года российским министерством обороны и судостроительным заводом «Адмиралтейские верфи» из Санкт-Петербурга было подписано соглашение, на основании которого планируется постройка пары патрульных кораблей. Контрактом о строительстве подразумевается, что корабли будут сданы в 2020 году. Таким образом, в следующем десятилетии российские военно-морские силы получат особые корабли, назначенные для работ в условиях северных морей.
В апреле 2020 года на «Адмиралтейских верфях» провели церемонию по закладке одного из пары кораблей для российских военно-морских сил. Это головной многофункциональный патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» по проекту 23550 (с шифром «Арктика»).
Решение о постройке универсальных суден, способных выполнять многие задачи одновременно, было принято в середине 2020 года. Предполагалось провести разработку и строительство корабля, который функционировал бы как ледокол и буксир, а также занимался патрулированием и уничтожением самых разнообразных целей. Тогда же запланировали определиться с его обликом, а далее приступить к разработке нового проекта для осуществления строительства.
Позднее от представителей флота стало известно о быстром окончании проектирования и были раскрыты сроки постройки кораблей.
Во время Международного военно-морского салона МВМС-2015 в первый раз продемонстрировали макет арктического корабля, который разработали в Крыловском государственном научном центре. Построить патрульный корабль ледового класса проекта 23550 запланировали на питерском заводе «Пелле». В ту пору и сообщили о некоторых подробностях в новом проекте. Так, например, опубликовали данные об оснастке и оружии предполагаемого к постройке корабля.
В прошлом году все же подписали контракт о постройке пары кораблей из проекта 23550 — в Минобороны сообщили, что предполагается постройка принципиально новых многофункциональных судов. Также заявили о возможном выполнении служебно-боевых задач от тропических до арктических регионов. Причем в северных широтах корабли смогут справляться с толщей льдов до полутора метров. По всем характеристикам и возможностям, по утверждению российского Министерства Обороны, у перспективных кораблей нет зарубежных аналогов.
Предназначение и некоторые характеристики универсальных кораблей проекта 23550
Корабли по проекту 23550 предназначены для исполнения служебно-боевых задач в районах северных широт, причем даже в покрытой льдом акватории. Благодаря этой особенности, характеристикам и облику кораблей, им пришлось претерпеть множество изменений. Так, например, самая заметная конструктивная особенность – это специфическая конфигурация корпуса, которая может потребоваться при преодолении льдов.
При этом в корпусных и надстроечных конструкциях использованы некие особые разработки, связанные с малозаметностью. Так борта корпуса плавно переходят в борта надстройки. Более того, предусмотрено сокращение общей численности, как узлов, так и агрегатов, которые значительно выступали над прямолинейной поверхностью.
Надстройка получится относительно крупная, она выйдет за пределы корпуса с частью вооружений. На баке установят артиллерийскую систему с крупным калибром, сзади нее расположат основную надстройку, на которой будет мостик и мачта для радиоэлектроники. На корме надстройки разместится вертолетный ангар с относительно большой взлетно-посадочной площадкой. В одной из версий проекта на корме корабля предусматривали небольшую площадку с пусковой ракетной установкой.
По имеющимся данным корабли по проекту 23550 будут обладать полным водоизмещением до 6800 тонн, длиной — 114 метров, шириной — 18 метров, а осадкой – 6 метров. В составе экипажа предполагается включение 49 военнослужащих. Более того, будет возможным принятие на борт еще 47 человек, предположительно десанта.
Главную энергетическую установку с мощностью более двадцати лошадиных сил расположат посередине корпуса. Основным средством движения кораблей будет установление на них двух полноповоротных винторулевых колонок мощностью более восьми лошадиных сил от каждой. Чтобы повысить маневренность, колонки дополнят двойными подруливающими устройствами тоннельного типа, мощностью до семисот лошадиных сил.
Скоростной режим кораблей будет до 18 узлов, с дальностью хода до шести тысяч миль, а автономность предполагается до двух месяцев. Конструктивные особенности корпуса позволят им справляться с толщиной льдов до полутора метров, в то время как в состоянии постоянного движения толщина преодолеваемых льдов не может быть выше одного метра.
Вооружение универсальных кораблей проекта 23550
На баке перед надстройкой будет артустановка А-190 со 100мм орудием, вероятно, установят зенитные автоматы. В отдельных версиях в районе кормы корабельного корпуса будут подъемные устройства для ударных ракетных комплексов. Здесь будут две пусковые установки по четыре ракеты в каждой. Возможно, установят ракетный комплекс «Калибр», либо о Club-K контейнерного исполнения.
В авиационную группу патрульных кораблей войдут по одному вертолету Ка-27 либо иной разновидности. Обслуживание вертолета будет производиться в ангаре, расположенном в кормовой части надстройки. Вертолетом будет осуществлять ледовую разведку, перевозку грузов или людей, а также решение конкретных служебно-боевых или других задач.
По бокам от вертолетного ангара в надстройке будут размещены лацпорты, в них будут храниться катера и спасательные плоты. Под палубой размещения вертолета будут располагаться два ангара для скоростных катеров по проекту 03160 «Раптор», с водоизмещением до 23 т, с пулеметным вооружением и возможностью перевозки до двадцати человек десанта.
Среди многих задач, корабли обязаны будут следовать задачам, которые свойственны буксирам. Для этих целей их оснастят буксирными устройствами с тяговым усилием до восьмидесяти тс. Не исключается также и применение подъемных кранов, в количестве двух единиц, а грузоподъемность каждого будет достигать 28 т.
С помощью самых разнообразных видов оснащения перспективными патрульными кораблями могут решаться многие задачи боевой, транспортной и иной направленности. Артиллерийским и ракетным вооружением можно открывать огонь по надводным или береговым целям, а также вести оборонительные бои при воздушных нападениях. С таким транспортно-боевым потенциалом возможно обеспечение патрулирования в указанных акваториях с сопровождением самых разнообразных судов, включая и их защиту от всевозможных угроз.
Скоростные катера и вертолеты позволят патрульным кораблям задерживать любых нарушителей с проведением всех необходимых последующих процедур.
С использованием корпусов с конструкционными особенностями ледоколов, арктическими патрульными кораблями могут выполняться проводки караванов сквозь льды. С буксирным оборудованием и подъемными кранами они смогут принимать участие в спасательных операциях, буксировке поврежденных судов или оказывать помощь прочим судам другими методами. Летную палубу можно использовать, чтобы размещать те или иные грузы с помощью стандартных контейнеров.
Проект 23550: вместо заключения
В проекте 23550 впервые в мире разработали корабль, предназначенный для решения самых разнообразных задач. Универсальные арктические корабли позволят определенным образом упростить формирование военных группировок объединением многих функций на одной палубе, а также отсутствием потребности в постройки нескольких судов самых разных предназначений.
Источник: militaryarms.ru