армия и оружие

Перспективы использования БЛА в авианосных силах ВМС США

В наши дни атомные авианосцы с их многочисленными и способными решать широкий круг задач авиакрыльями остаются самыми мощными боевыми надводными кораблями в мире и входят в число главных средств, которыми обладают США для проецирования силы.

Со времен Второй мировой войны авианосные силы остаются важной составляющей военной мощи ВМС США. Авианосцы – это «длинная рука» американского флота, которая, обладая статусом экстерриториальности и высокой мобильностью, обеспечивает возможность стратегического проецирования силы как для командования ВМС, так и для военно-политического руководства США в целом.

Cегодня в Вашингтоне уверены – авианосные группы и соединения, а также амфибийные группы постоянной готовности, используя Мировой океан в качестве места базирования и средства доступа в необходи­мые, даже самые удаленные уголки планеты, позволят ВМС и Корпусу морской пехоты решать все возлагаемые на них задачи по защите национальных интересов Америки и обеспечению безопасности их союзников в разных частях света. При этом политики часто характеризуют авианосцы типа «Нимиц» как «четыре с половиной акра суверенной амери­канской территории, которые могут по приказу руководства отправиться в любой район планеты, не нуждаясь при этом в каком-либо раз­решении третьей стороны».

Действительно, дислоцированные в меж­дународных водах авианосцы с авиакрыльями на борту не требуют получения от других государств разрешения на базирование, про­межуточные посадки или пролеты летатель­ных аппаратов. Однако военно-политическая обстановка и расстановка сил на международ­ной арене стремительно меняются. Не стоит на месте и научно-технический прогресс, благо­даря которому зачастую становится иным даже сам характер ведения вооруженной борьбы или происходят так называемые «революции в военном деле». Изменения в военно-политической и военно-технической сферах застав­ляют военных ведущих стран мира пересма­тривать роль тех или иных систем вооружения в обеспечении национальной безопасности. В последнее время американские стратеги и военно-морские эксперты предлагают суще­ственно расширить круг задач, решаемых ави­аносными силами ВМС.

Если не считать предложений по ради­кальной модернизации отдельных элемен­тов самого авианосца, то наиболее важным направлением развития, потенциально спо­собным в корне изменить роль авианосных сил в войнах будущего, является более актив­ное применение в составе авианосных ави­акрыльев беспилотных летательных аппара­тов (БЛА) различного класса и назначения. Утверждается, что только боевая беспилотная авиационная система корабельного базирова­ния позволит в перспективе обеспечить авиа­носной авиации ВМС США основополагающий разведывательно-ударный потенциал, жиз­ненно необходимый для эффективного проти­востояния возможным угрозам XXI в.

 

НОВАЯ «ДАЛЬНЯЯ РУКА» АВИАНОСЦА

В презентации «Программа создания демонстратора беспилотной боевой авиационной системы: новая эра военно-морской ави­ации», подготовленной несколько лет назад Центром стратегических и бюджетных оценок (CSBA), указывалось: «В интересах нашего государства сохранить и даже расширить воз­можности авианосцев по влиянию на окру­жающую обстановку – за счет наращивания его боевых возможностей и одновременного снижения его уязвимости. Включение боевой беспилотной авиационной системы в состав корабельных авиакрыльев позволит перевести авианосец из ударной системы, характеризу­ющейся глобальной мобильностью, но слиш­ком малым радиусом досягаемости (имеется ввиду относительно малый радиус действия пилотируемых летательных аппаратов, входя­щих сегодня в состав авиакрыльев авианос­ного базирования), в полноцен­ную глобальную разведывательно-ударную систему большой дальности действия, устой­чивую к многочисленным вызовам XXI века».

Варианты вооружения для боевого БЛА авианосного базирования с отсеком вооружения емкостью 2041 кг.

Однако еще в 2008 г. в CSВА была подго­товлена фундаментальная монография «Даль­ность, живучесть, малая заметность и сетевое взаимодействие: исследование по вопросу беспилотной авиационной системы авианос­ного базирования», в которой рассматрива­лись текущие и перспективные возможности авианосцев и базирующихся на них авиакры­льев по решению задач, возлагаемых на воору­женные силы. Изучались возможные сценарии применения авианосных сил, а также подробно приводились все «плюсы и минусы» масштаб­ного включения в состав авиакрыльев авианос­ного базирования беспилотных летательных аппаратов различного назначения, в том числе разведывательно-ударных и ударных.

В монографии подчеркивается, что «сегодня американские авианосцы с их многочисленными и способными решать широкий круг задач авиакрыльями остаются самыми мощными боевыми надводными кораблями и входят в число главных средств, которыми обладают Соединенные Штаты для проеци­рования силы. Являясь ядром мощных авиа­носных боевых групп, в состав которых также входят несколько кораблей эскорта, облада­ющих комплексами ракетного оружия, и судов обеспечения, а также атомные многоцелевые подводные лодки, вооруженные торпедами и крылатыми ракетами, самолеты базовой патрульной авиации и дополнительные над­водные боевые корабли и суда снабжения, действующие в их непосредственном обеспе­чении, авианосцы олицетворяют собой гло­бальные возможности Америки и ее грубую военную силу. Поэтому в интересах ВМС США поддерживать и всемерно наращивать боевые возможности этого важного элемента в арсе­нале флота». По мнению экспертов, именно боеспособная беспилотная авиационная система авианосного базирования позволит сохранить важную роль авианосцев во внеш­ней политике и военных операциях США.

Однако при этом отмечается, что дости­жение этой весьма не простой цели может столкнуться с определенными трудностями: «Исходным условием для данного исследова­ния было то, что Военно-морские силы США стоят перед лицом грядущей смены парадигм, которая потребует от них пересмотра и пере­осмысления ряда уроков, полученных в тече­ние последних шести с половиной десятиле­тий, когда «война авианосцев» в значительной степени определяла американское военно-морское планирование и боевое применение ВМС США. Если этого не сделать, если не адаптировать авианосец и его авиакрыло под новую стратегическую обстановку и вызванные этим изменения в оперативных вопросах, Флот, его авианосные силы и все государство в целом окажутся в следующие десятилетия в проигрышном положении».

Данные предположения не возникли, как может показаться вначале, на пустом месте.

Дело в том, что раньше, в 2006 г., в очеред­ном четырехлетнем обзоре по оборонной политике, подготовленном Министерством обороны США, были определены основные задачи, которые вооруженным силам придется решать в начале XXI в.:

  • всесторонняя защита государства;
  • борьба с радикальными экстремистами и уничтожение террористических сетей;
  • борьба с распространением оружия мас­сового поражения,
  • разработка и практическая реализация мер на случай появления сил, «способных составить конкуренцию Соединенным Штатам в военной сфере».

Одним из приоритетных шагов, призван­ных обеспечить эффективное решение этих задач, Пентагон определил создание единых авиационных платформ, обладающих увеличенной дальностью действия и более высокой способностью к ведению продолжительных боевых действий (в частности, возможность осуществлять продолжительное патрулиро­вание в зоне цели), а также имеющих более высокую скрытность действий (в том числе за счет применения технологии малозаметности «стеле») и расширенные возможности по дей­ствию в составе так называемой «единой мно­гоцелевой сетевой структуры».

Сравнительные данные по боевым возможностям пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов авианосного базирования

 

Истребитель

Истребитель-бомбардировщик

Бомбардировщик

Боевой БЛА

Стандартная дальность по­лета, морские мили

1500

3300

5500

3000

Максимальная продолжи­тельность боевого задания, ч

10

10

Более 30

50

Максимальная продолжи­тельность боевого задания по физическим возможно­стям экипажа, ч

10

10

10

Неогр.

Среди таких платформ особое место отво­дилось боевым беспилотным летательным аппаратам, в связи с чем программа создания «Единой боевой беспилотной авиационной системы» (J-UCAS) подлежала немедленному пересмотру. ВВС должны были удвоить опе­рационные возможности парка БЛА, для чего закупить дополнительное количество беспи­лотных летательных аппаратов «Предейтор» и «Глобал Хок», а ВМС получили указание «разра­ботать беспилотный летательный аппарат ави­аносного базирования с увеличенной дально­стью действия и возможностью осуществлять дозаправку в воздухе, что позволит повысить его возможности по действию вне зоны ПВО противника, расширить диапазон вариантов боевой нагрузки и спектр решаемых задач».

В конечном итоге, по мнению американского военного руководства, возможности флота и его авианосных сил должны будут существенно вырасти за счет принятия на вооружение мало­заметной разведывательно-ударной боевой беспилотной авиационной системы, способ­ной действовать в составе корабельных ави­акрыльев и обладающей боевым радиусом, превышающим таковой у современных пилоти­руемых самолетов авианосного базирования. Именно такая авиационная система позволит, по мнению военных экспертов, существенно расширить «зону досягаемости» корабельного авиакрыла авианосца.

По расчетам, наиболее эффективно палуб­ная пилотируемая авиация способна действо­вать на удалении 200-450 миль от авианосца базирования, тогда как даже без дозаправки беспилотные летательные аппараты кора­бельного базирования могут иметь радиус действия до 1500 миль. И если ранее данное ограничение по дальности действия не было критичным (начиная с последнего этапа Вто­рой мировой войны американские авианосцы действовали преимущественно из достаточно безопасных районов, приближенных к побере­жью противников США), то после появления в Советском Союзе авиационных комплексов с большой дальностью полета и полноценного океанского флота американские ВМС впер­вые столкнулись с «проблемой ограниченной досягаемости». Более того, в XXI в. созданы или будут созданы в обозримой перспективе еще более дальнобойные средства пораже­ния и боевые авиационные комплексы с боль­шей дальностью действия. Расширился также список задач, решение которых возлагается на авианосные силы, включая борьбу с терро­ристами, предотвращение распространения оружия массового поражения и т.п. Это при­вело к тому, что способность корабельных ави­акрыльев действовать на удалении 200-600 морских миль от авианосца базирования уже считается «совершенно недостаточной».

БЛА-демонстратор Х-47А «Пегас» во время выкатки его из сборочного цеха компании «Нортроп Грумман». 30 июля 2001 г.

Современные пилотируемые самолеты, входящие в состав корабельного авиакрыла, вследствие физиологических ограничений их летчиков способны оставаться в воздухе лишь в пределах 10 ч, и задача «круглосуточного присутствия над полем боя» сегодня реша­ется лишь за счет сосредоточения в непосред­ственной близости от зоны боевых действий нескольких авианосных групп. В то же время боевые беспилотные авиационные системы корабельного базирования, обладающие воз­можностью дозаправки в полете, смогут бес­прерывно находиться в воздухе в течение по 50-100 ч, обеспечивая в радиусе до 3000 миль от авианосца базирования сбор различной разведывательной информации и нанесение оперативных авиационных ударов с приме­нением высокоточных авиационных средств поражения.

В конечном итоге, по мнению американ­ских экспертов, перспективная боевая или многоцелевая беспилотная авиационная система авианосного базирования, обладаю­щая высокой дальностью, малой заметностью и способностью к сетевому взаимодействию в рамках концепции сетецентрических опера­ций, вполне может вызвать очередную «авианосную революцию», которая сумеет преобра­зовать авианосцы и их авиакрылья в ключевые компоненты постоянно действующей глобаль­ной разведывательно-ударной сети, способ­ной противодействовать многочисленным вызовам безопасности США в XX! в.

 

«РЕВОЛЮЦИЯ БЕСПИЛОТНИКОВ» И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ

Однако, как указывают американские эксперты, «данная революция не является предопределенной». По их мнению, боевая беспилотная авиационная система «является классической подрывной инновацией – систе­мой, которая должна преодолеть глубоко уко­ренившуюся бюрократию и опровергнуть мно­жество сомнений и убедить сомневающихся».

При этом речь идет о такой инновации в области принципиально новой технологии, которая приводит к постепенному отказу от использования основной технологии, применяемой наиболее успешными фирмами отрасли. Поэтому, как правило, они не стремятся к совершенствованию новой техно­логии и продолжают вкладывать ресурсы только в развитие устоявшейся технологии, приносящей им устойчивую и большую прибыль. Напротив, молодые компании, которые не могут соперничать с большими успеш­ными конкурентами, начинают активно вне­дрять новые технологии и задействовать их на небольших участках рынка. Через опре­деленное время новая технология оказывается востребованной большинством потребителей, а крупные компании оказываются в очень затруднительной ситуации. То же самое вполне эффективно можно применить в сфере военно-морских вооружений.

БЛА-демонстратор Х-47В выполняет первый взлет со взлетно-посадочной полосы авиабазы ВВС США Эдвардс, штат Калифорния. 4 февраля 2011 г.

Если же Вашингтону удастся преуспеть в претворении в жизнь такой новой «авианос­ной революции», то американские авианосные силы – силы, позволившие ВМС США далеко оторваться от других флотов мира и предоста­вившие Соединенным Штатам действительно глобальную свободу действий – смогут в буду­щем сохранить свою «высокую боевую реле­вантность».

Какие же проблемы ожидают американ­ские авианосные силы в этом вопросе? Их не так уж и много. Первая проблема заключается в том, что военно-морское командование не отличается особым энтузиазмом в деле вне­дрения беспилотной авиации в состав ави­акрыльев авианосной авиации. Особенно, если речь идет о старших и высших офицерах, занимающих командные должности в авиа­носных силах. Причина этого может заключаться в том, что ВМС США на сегодня не имеют такого значительного и, самое главное, «свежего» опыта мас­сового применения «беспилотников», который накоплен армией и ВВС. Безусловно, некоторый опыт у американ­ского флота есть, но послед­няя масштабная программа, связанная с эксплуатацией БЛА корабельного базирова­ния (знаменитая DASH), была закрыта почти полвека назад.

С тех пор флот применял с кораблей фактически только БЛА типа «Пионер» («Pioneer»), да и то в весьма ограниченных масштабах и не особо долго. К тому же результаты эксплуатации беспилотной системы Q-50 DASH оказались не совсем однозначными: многие американские моряки до сих пор поми­нают эти «беспилотники» недобрым словом. Понять их можно: полетн палуба авианосца считается одним из самых опасных «рабочих мест» в мире, а задача подготовки, заправки, вооружения, выпуска и приема самолетов с авианосца является настолько комплексной, что требует тщательно выверенной и слажен­ной работы всего личного состава.

Хотя в последние годы, особенно в связи с результатами опытной эксплуатации на флоте ряда беспилотных авиационных систем, отно­шение американского военно-морского коман­дования к БЛА на кораблях стало меняться в лучшую сторону. Это наглядно видно по тому количеству «беспилотных» программ, которые реализуются в настоящее время в интересах ВМС США: морской патрульный БЛА аэро­дромного базирования (программа BAMS), корабельные БЛА вертолетного и самолет­ного типов, малогабаритный БЛА-разведчик для самолетов базовой патрульной авиации Р-8А «Посейдон», а также малогабаритный БЛА для применения с надводных кораблей и (при наличии специальной стартовой системы) под­водных лодок.

Вторая проблема – наличие технологий и техники, позволяющих обеспечивать эффек­тивное применение беспилотных авиацион­ных систем в составе авиакрыльев авианос­ной авиации. Впрочем, значительная часть имевшихся трудностей уже успешно преодо­лена. В том числе, достигнут значительный прогресс в области создания и применения системы автоматического захода летательных аппаратов на посадку на палубу авианосца. Причем еще в мае 2007 г. пилоты корабель­ных тактических истребителей F/A-18F «Супер Хорнет» из состава авиагруппы АВМА «Гарри С. Трумэн» продемонстрировали возмож­ность выполнения захода на посадку в авто­матическом режиме, без «ручного вмешатель­ства», с дистанции 137 м от кормового среза авианосца.

Х-47В в ангаре АВМА «Джордж Г.У. Буш». Обратите внимание на сложенное крыло. 14 мая 2013 г.

Наконец, третья проблема – она больше психологическая и утилитарная. Как отмечал отставной адмирал Стэнсфилд Тернер (бывший директор ЦРУ и бывший президент Военно-морского колледжа США) в своей ста­тье «Нужны ли нам авианосцы?», опубликован­ной в июльском номере журнала «Proceedings» за 2006 г., «военные имеют тенденцию не рас­ставаться с хорошо знакомыми им, отработанными и доказавшими свою надежность систе­мами вооружений», от чего страдают новые и более эффективные системы вооружений. Правда, говорил адмирал это как раз об ави­аносцах, считая, что эти огромные плавучие аэродромы вполне могут быть заменены кора­блями меньшего водоизмещения, вооружен­ными дальнобойными комплексами ракетного оружия со спутниковой системой наведения, но это уже другой вопрос.

Еще один момент. Как это ни странно зву­чит, но «беспилотники» авианосного базирова­ния вызвали резко негативную реакцию со сто­роны сообщества летчиков морской авиации. Они восприняли попытку массового внедрения беспилотных авиационных систем в состав корабельных авиакрыльев как угрозу своему существованию, своей «элитарной касте». Такие вот своеобразные подходы к воинскому долгу и военной службе.

С другой стороны, отставные летчики ави­аносной авиации не так категоричны. К примеру, адмирал Джон «Блэк» Нэтман, бывший командующий морской авиацией ВМС США и глава Командования сил флота ВМС США, и вовсе призвал «авианосное сообщество» активнее внедрять на авианосцы беспилотные авиационные системы с тем, чтобы «добавить весу авианосцам».

 

ОТ UCAS-D ДО UCLASS

Первая попытка создания такой системы была предпринята ВМС США в 2007 г., когда 2 августа корпорация «Нортроп Грумман» получила контракт стоимостью 636 млн. долл. на проведение работ в рамках программы соз­дания «Демонстратора боевой беспилотной авиационной системы авианосного базирова­ния» — UCAS-D. При этом главной целью про­граммы являлось практическое подтвержде­ние возможности разработки БЛА, способного успешно и высокоэффективно действовать в составе корабельного авиакрыла авианосца, насчитывающего 70 и более самолетов и вер­толетов. Кроме того, командование ВМС США выделило средства на разработку технологий и процедур, необходимых для применения по назначению серийной военно-морской боевой беспилотной авиационной системы (N-UCAS).

В рамках программы UCAS-D, совокупные расходы бюджета военно-морского министер­ства по которой на сегодня составили при­мерно 1,4 млрд. долл., «Нортроп Грумман» разрабатывала два варианта корабельного «беспилотника» — Х-47А «Пегас» и Х-47В. Глав­ная цель программы была успешно достигнута в 2013 г. после успешной посадки БЛА типа Х-47В на палубу авианосца и последующего взлета при помощи паровой катапульты,

Х-47В совершает взлет с палубы АВМА «Джордж Г.У. Буш» вскоре после выполнения первой посадки на его аэрофинишер. 10 июля 2013 г.

Следующим шагом командования ВМС США стала реализация более амбициозной программы UCLASS, предусматривающей создание высокотехнологичной разведывательно-ударной беспилотной авиационной системы авианосного базирования, которая, по замыслу, обеспечит командирам авианос­ных групп и соединений ВМС США возмож­ность получать в круглосуточном режиме всеобъемлющую разведывательную инфор­мацию при наличии одновременно возмож­ности оперативного нанесения ракетно-бом­бового удара по наиболее приоритетным (опасным) целям.

В рамках данной программы в августе 2013 г. были выданы контракты всем четырем компаниям, которые откликнулись на предва­рительный запрос о предоставлении информации по программе перспективной разведы­вательно-ударной беспилотной авиационной системы авианосного базирования, выдан­ный командованием ВМС США еще 19 марта 2010 г.

Так, корпорация «Нортроп Грумман» пред­ложила палубный аппарат, который будет соз­дан на базе БЛА-демонстратора Х-47В. «Боинг» выступила с «беспилотником» корабельного базирования на базе БЛА-демонстратора «Фантом Рэй» («Призрачный скат»). Перспек­тивный БЛА компании «Локхид Мартин» типа «Си Гост» («Морской призрак») разрабатыва­ется, вероятно, на базе сверхсекретного раз­ведывательного аппарата RQ-170 «Сентинел» («Часовой» или «Страж»), принятого на воору­жение ВВС США. Именно он, как считается, стал героем «новостей о падении» над Ираном в 2011 г. Компания «Дженерал Атом икс Аэро-нотикал Системе» создает морской БЛА типа «Си Эвенджер» («Морской мститель»).

Данные контракты стоимостью по 15 млн. долл. каждый являются контрактами типа «firm-fixed price» («контракт с фиксирован­ной ценой»), т.е. предусматривают оплату заказчиком фиксированной суммы (те самые 15 млн. долл.) за проделанную работу вне зависимости оттого, какие реальные расходы понесет исполнитель контракта.

«Этап предварительного проектирования позволит командованию ВМС США оценить степень технического риска, стоимость и сте­пень завершенности проекта в части, каса­ющейся авиационного сегмента системы, а также даст возможность группам проектиров­щиков наилучшим образом понять и оценить требования, предъявляемые ко всей про­грамме UCLASS в целом, и, таким образом, обеспечить максимально быструю передачу данной беспилотной системы авианосного базирования Флоту», — подчеркивает руко­водитель программы UCLASS от ВМС США Чарли Нэва.

Наконец, 17 апреля 2014 г. после длитель­ной задержки (первоначально это предполагалось сделать еще в середине 2013 г.) ВМС США выдали запрос на предложения по данной программе, подпись под которым поставил лично министр ВМС Рэй Мэйбас. Содержание запроса – секретное, доступно только четырем подрядчикам, которые принимают участие в программе UCLASS. Впрочем, кое-что в прессу все же просочилось: заказчику необходима беспилотная авиационная система корабель­ного базирования, которая может выполнять одновременно два полета на разведку «на тактически значимую дальность» -в режиме 24 ч в сутки 7 дней в неделю, в контролируемом воздушном пространстве (в перспективе – и «во враждебном воздушном пространстве») и при условии наличия ограниченных ударных возможностей для уничтожения выявленных целей. Также требуется обеспечить БЛА откры­тую архитектуру в целях модернизации его бортовых систем и пр.

В свою очередь, руководитель программ беспилотной авиации и ударных вооружений ВМС США контр-адмирал Матиас Уинтер в апреле 2014 г. озвучил основные требования к беспилотной авиационной системе, создавае­мой в рамках программы UCLASS:

  • возможность постоянного ведения раз­ведки и наблюдения с использованием оптико-электронной и тепловизионной аппаратуры, а также систем радио- и радиотехнической раз­ведки (SIGINT);
  • наличие ограниченных ударных возмож­ностей по поражению наземных целей;
  • возможность дозаправки других летатель­ных аппаратов и прием топлива с других ЛА;
  • способность действовать в контролируе­мом воздушном пространстве с возможностью модернизации в перспективе под требования для действий во враждебном воздушном про­странстве.

Окончательный вариант запроса на пред­ложения планируется выдать летом 2014 г., а выбор победителя намечен на 2015 г.

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ БЛА Х-47В

Наиболее вероятным кандидатом на победу в конкурсе по программе UCLASS многие военно-морские эксперты считают корпорацию «Нортроп Грумман». Она пред­лагает «беспилотник» на базе Х-47В – пер­вого в мире БЛА большой размерности, совершившего посадку и взлет с борта авианосца. Этот аппарат впервые поднялся в воздух 4 февраля 2011 г.

Х-47B со сложенными консолями крыла на подъемнике авианосца Джордж Г.У. Буш.

14 мая 2013 г. Х-47В, который американ­ские моряки неофициально называют «Айрон Рэйвен» («Железный ворон»), выполнил ката­пультный взлет с палубы авианосца «Джордж Г.У. Буш» (CVN-77). Ранее, 4 мая, Х-47В совер­шил первую посадку на аэрофинишер (на специальном тренажере) на авиабазе Патуксент-Ривер. Посадка проходила без участия операторов – полностью в автоматическом режиме.

17 мая того же года Х-47В осуществил заход на посадку АВМА «Джордж Г.У. Буш», касание палубы и уход на взлет – без посадки на аэрофинишер, а 10 июля он поднялся в воздух с авиабазы Патуксент-Ривер и затем выполнил полноценную посадку на аэрофинишер авианосца «Джордж Г.У. Буш», нахо­дившегося на ходу в водах Атлантического океана. После этого БЛА второй раз сел на палубу авианосца, но третью посадку при­шлось прервать и даже отправить аппарат на аэродром летно-испытательного центра на острове Уоллопс (шт. Вирджиния). По обна­родованной информации, произошла поломка одной из трех навигационных подсистем «беспилотника», выявленная бортовой системой самоконтроля.

Примечательно, что второй БЛА-демонстратор (№501) также показал себя не с лучшей стороны: 15 июля 2013 г. он не смог совершить запланированную посадку на АВМА «Джордж Г.У. Буш». Таким образом, из четырех попыток посадить БЛА типа Х-47В на палубу имеющего ход авианосца успехом увенчались две. Впро­чем, как заявил разработчик, по состоянию на сентябрь 2013 г, запланированные цели испы­таний, определенные еще в рамках программы UCAS-D, достигнуты: БЛА выполнил 16 точных заходов на посадку на палубу авианосца, вклю­чая пять проходов над палубой, девять заходов с касанием палубы корабля и уходом на вто­рой круг и две посадки на аэрофинишер авиа­носца, а также три взлета с палубы авианосца при помощи катапульты.

28 августа 2013 г. состоялась заправка топливом в полете от танкера Boeing 707 само­лета Learjet 25, который выполнял роль Х-47В (он был оснащен всеми соответствующими системами и программным обеспечением). 18 сентября Х-47В совершил свой уже 100-й по счету полетл а 10 ноября его летные испытания продолжились на АВМА «Теодор Рузвельт», во время которых проводилась проверка совме­стимости цифровой системы управления авианосца с бортовой системой управления «беспилотника» в процессе выполнения таких операций, как подъем в воздух, прием, управ­ление в полете и пр.

10 апреля 2014 г. Х-47В совершил первый полет в ночное время (в тот же день группа раз­работчиков БЛА была удостоена престижного Приза Роберта Кольера за 2013 г., а 6 марта Х-47В «за выдающиеся достижения» в авиа­ции стал лауреатом 57-й ежегодной премии, учрежденной журналом «Авиэйшн Уик») на ави­абазе Патуксент-Ривер.

На лето текущего года намечен очередной этап испытаний на авианосце, в ходе которого планируется отработать процедуру увода Х-47В с полетной палубы в ангар. Ставится задача добиться этого в течение не более 90 с, но в идеальном варианте – не превысить 60 с, чего хватает для пилотируемых самолетов корабельного авиакрыла. Целью эксперимента является проверка возможности применения без ограничений пилотируемых и беспилотных ЛА в составе одного авианосного авиакрыла, а также работоспособности автоматизирован­ной системы складывания крыла и системы автоматической уборки посадочного гака (то есть для этих процедур не будет использоваться «ручной труд» моряков палубной команды авианосца). Также впервые плани­руется осуществить взлет БЛА с палубы кора­бля с использованием газоотбойных щитков. Испытания будут проводиться на борту АВМА «Теодор Рузвельт».

Конструктивно Х-47В построен по схеме «летающее крыло» и не имеет хвостового опе­рения. Размах крыла БЛА составляет 18,93 м, максимальная длина — 11,64 м, ширина со сложенным крылом — 9,42 м, высота в нор­мальном положении — 3,17 м, высота со сложенным крылом — 5,27 м, минимально допустимая высота ангара для выполне­ния операции складывания/раскладывания крыла — 7,25 м. Силовая установка включает один двухконтурный турбореактивный дви­гатель Pratt & Whitney F100-PW-220U (вари­ант двигателя семейства F100-PW-220/220E; конструктивно и технологически в целом идентичен модификации F100-PW-229, при­меняемой на самолетах F-16 и F-15E). Крейсерская скорость – М=0,9 (максимальная скорость указана разработчиком как «высокая дозвуковая»), максимальная дальность Х-47В со сложенными консолями крыла полета на одной заправке – около 3889 км, максимальная продолжительность полета на одной заправке – 6 ч, практический пото­лок – 12190 м. Масса пустого БЛА равняется 6350 кг, максимальная взлетная масса – 20215 кг. Шасси – трехопорное, убирающе­еся. В двух отсеках вооружения допускается размещение различной боевой нагрузки общей массой до 2000 кг.

При этом необходимо особо отметить, что созданный корпорацией «Нортроп Грумман» в рамках программы UCAS-D демонстратор Х-47В не предлагается напрямую в качестве перспективного «беспилотника» корабель­ного базирования по программе UCLASS. Уже неоднократно подчеркивалось, что его рас­сматривают в качестве демонстратора воз­можностей БЛА авианосного базирования и для подтверждения того, что крупный аппа­рат такого типа может осуществлять взлеты и посадки с палубы авианосца, не нарушая рабочий процесс функционирования корабля и его авиакрыла, а также в качестве базы для создания «беспилотника» уже в соответствии с требованиями, подготовленными по про­грамме UCLASS.

Кроме того, как подчеркивает Боб Ружковский, руководитель программы UCLASS в компании «Локхид Мартин», все разработ­чики-претенденты на главный контракт должны получить для ознакомления результаты испы­таний Х-47В по программе UCAS-D, что позво­лит им в более сжатые сроки осуществить подготовку своих образцов «беспплотников» и более эффективно удовлетворить тем требо­ваниями, которые предъявляет командование ВМС США к перспективному разведывательно-ударному БЛА.

(В.Щербаков, «Техника и вооружение»)

Смотрите также: Авианосные ударные группы (АУГ) США Авианосные ударные силы США: настоящее и будущее «Team work — 64»: советские ракетоносцы против авианосного соединения ВМС США Авиация ВМС США Атомные авианосцы США

Факт

В настоящее время в составе ВМС США числится 11 авианосцев, из них 10 – типа «Нимитц» и 1 — «Энтерпрайз». Больше авианосцы типа «Нимитц» строиться не будут. В 2008 году был заложен первый авианосец нового поколения «Джеральд Р.Форд» (CVN-78), который планируется ввести в строй в 2015 году…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE