Хоть в странах Западной Европы развита авиапромышленность, проще всего вспомнить ее продукцию военного назначения. Это совсем неслучайно, ведь в самой Европе роль авиаперевозок долгое время была невысока, а на международном рынке успели закрепиться американцы. Большие территории США отлично стимулировали развитие гражданской авиации.
Самолетная американская монополия резко пошатнулась в 70-е годы, когда на воздушные трассы вышел лайнер А300, совместно разработанный несколькими европейскими авиастроительными фирмами. Он оказался очень хорошим, что его закупали даже авиалинии США.
Содержание
История создания
Разработка аэробуса а300 началась в 1960-х годах в качестве европейского совместного проекта между производителями самолетов в Великобритании, Франции и Западной Германии. Авиастроители стремились построить новый 200-местный авиалайнер для растущего рынка гражданской авиации.
Интересно! Слово аэробус в этот момент было общим термином авиации для более крупного коммерческого самолета и считалось приемлемым на нескольких языках, включая французский.
В июле 1967 года во время громкой встречи министров Франции, Германии и Великобритании было достигнуто соглашение о расширении сотрудничества между европейскими странами в области авиационной техники и «для совместной разработки и производства аэробуса». Британцы вышли из проекта 10 апреля 1969 года. 29 мая 1969 года между Германией и Францией было достигнуто новое соглашение, и 18 декабря 1970 года Airbus Industrie была официально создана для разработки и производства A300. Самолет впервые летал 28 октября 1972 года.
Вскоре после встречи в июле 1967 года французский инженер Роджер Бетейль был назначен техническим директором. Бетейль разработал первоначальный план совместной работы по проекту. В соответствии с которым французские фирмы будут выпускать кабину самолета, системы управления и нижнюю часть фюзеляжа. Hawker Siddeley будет производить крылья, в то время как немецкие компании будут производить переднюю, заднюю и верхнюю части центральных секций фюзеляжа. В дополнение к работе движущиеся элементы крыльев, были выпущены в Нидерландах, а в Испании — горизонтальная плоскость хвоста.
Air France, клиент запуска для аэробус а 300, ввела этот тип в эксплуатацию 30 мая 1974 года. После периода ограниченного потребительского спроса в 1978 году A300 добился нескольких крупных продаж, после чего этот тип был эксплуатирован с устойчивой скоростью в течение следующих трех десятилетий. В 1990-х годах A300 стал популярным среди различных грузовых операторов, и было выпущено несколько различных вариантов грузовых самолетов. Производство аэробуса а 300 прекратилось в июле 2007 года вместе с его меньшим производным A310. Продажи грузовых автомобилей, для которых A300 ранее конкурировали в более поздней жизни, вместо этого выполняются A330-200F, производным от нового Airbus A330.
Особенности конструкции
В связи с тем, что для размещения военной техники и живой силы внутри транспортников необходимо наличие большого внутреннего пространства, конструкция планера имеет одну особенность. Для загрузки оборудования в конструкции транспортных машин обязательно предусматривается наличие погрузочного люка. Он может располагаться спереди, под кабиной пилотов, или в задней части фюзеляжа.
К 1955 году сформировался круг требований к конструкции военно-транспортных машин:
- свободнонесущий высокоплан со стреловидным крылом;
- два или четыре турбореактивных двигателя на пилонах под крыльями;
- грузовой люк сзади (реже – спереди) фюзеляжа;
- грузоподъёмность – не менее 20 т.
В середине ХХ века транспортники снабжались поршневыми двигателями. На смену им пришли более современные, турбореактивные. Количество килей – один или два. Планер изготавливается из высокопрочной листовой стали, или из титановых сплавов. Сечение фюзеляжа большинства транспортных летательных аппаратов – круглое.
Некоторые из современных тяжёлых машин имеют фюзеляж грушевидной формы. Многоопорное шасси транспортников должно обеспечивать посадку на неприспособленные грунтовые площадки.
Салон самолёта и обзор схемы расположения лучших мест
Аэробус A300 (в зависимости от модификации) может иметь от 266 пассажирских мест при двухклассовой компоновке до 361 — при одноклассовой. Именно двухклассовая компоновка пассажирского салона самолёта является более распространённой, а, следовательно, на ней и следует остановиться подробней.
Бизнес-класс аэробуса A300 располагается в передней части пассажирского салона и занимает обычно 6 рядов мест (как показано на схеме пассажирского салона). Салон бизнес-класса имеет два прохода, а места его располагаются согласно схеме «2-2-2». Кресла здесь более мягкие и способны раскладываться достаточно для спокойного и комфортного отдыха во время полёта. Также бизнес-класс может похвастаться меню с широким выбором блюд, а также меньшим шумом, связанным в основном с некоторой удалённостью от более шумного эконом-класса.
Однако, хоть места бизнес-класса и являются лучшими во всём лайнере, но и среди них имеется ряд не очень удачных вариантов. Так, места, расположенные в первом ряду, хоть и не имеют перед собой кресел, что обеспечивает дополнительное пространство для ног пассажиров, но, тем не менее, находятся в непосредственной близости к туалетам и подсобным помещениям для обслуживающего персонала. Эта особенность может серьёзно помешать спокойному отдыху, особенно в ночное время: ведь свет здесь будет гореть постоянно, а частое движение и звук открывающихся-закрывающихся дверей не дадут уснуть чувствительным к шуму людям. Также не очень удачными для бизнес-класса в самолёте Airbus A300 являются места, расположенные в пятом и шестом рядах. Это объясняется их некоторой удалённостью от общего салона бизнес-класса и тем, что расположены они непосредственно у перегородки, соединяющей бизнес-класс с более шумным эконом-классом.
Эконом-класс располагается сразу за салоном бизнес-класса и охватывает места рядов от от 11 до 37. Благодаря тому, что самолёт широкофюзеляжный, прохода здесь также два, а места располагаются согласно схеме «2-4-2» (кроме первого и 4 последних рядов). Места эконом-класса удобные и весьма комфортные для отдыха, а расстояние между ними позволяет вытянуть ноги даже для высоких людей.
Лучшими для эконом-класса самолёта Airbus A300 являются места, расположенные в 11 ряду. Их удобство заключается в том, что они имеют перед собой лишь разделительную перегородку, а, значит, и больше места для ног. Также весьма выгодно отсутствие кресел спереди — никто не откинет спинку, ограничив тем самым пространство для ног. Также стоит помнить, что разнос пищи начинается именно с передних мест, и пассажиры 6 ряда будут иметь больший выбор блюд и напитков. Однако здесь находятся специальные конструкции для размещения детей, а это в свою очередь означает, что пассажиры с детьми, скорее всего, будут находиться именно здесь. Этот факт может серьёзно повлиять на качество отдыха и на все впечатления о полёте в целом, особенно для людей, не терпящих детских криков и суеты.
Также весьма удобными являются места, расположенные в 12 ряду и обозначенные литерами D, E, F и G (согласно схеме). Это объясняется тем, что кресла, расположенные перед ними, несколько отодвинуты вперёд, обеспечивая тем самым дополнительное пространство для ног. По этой же причине неплохим выбором для эконом-класса будут и места A, C, K и H, расположенные в 24 ряду. Однако их близкое расположение к туалету может вызвать определённые неудобства.
Не самым лучшим выбором для бронирования билетов являются места эконом-класса, расположенные в 23 ряду, а также места 24 ряда, обозначенные литерами D, E, F и G. Причина — всё та же: близкое расположение к туалетным помещениям. И, наконец, наименее удобными для аэробуса A300 являются места, расположенные в рядах под номерами 36 и 37. Их неудобство объясняется также расположением вплотную возле туалетов. Постоянные очереди, звук открывающихся-закрывающихся дверей, а также, в некоторых случаях, неприятный запах могут сделать полёт для пассажиров, находящихся здесь, настоящим испытанием на выносливость. К этому стоит также добавить и то, что раздача пищи для пассажиров этих мест, как правило, происходит в последнюю очередь, а, следовательно, можно забыть о выборе блюд и напитков. Ещё одной важной особенностью для мест последнего, 37 ряда является то, что обзор через иллюминаторы здесь серьёзно ограничен (ряд занимает лишь места посередине, между двумя проходами), так что ни в коем случае нельзя выбирать эти места людям со слабым вестибулярным аппаратом.
Лётно-технические характеристики
Модификации
Два построенных прототипа А300 получили индекс «В1», а первые серийные самолёты выпускались, как А300-В2. Уже в 1975 году началось производство модификации А300-В4. От базовой версии она отличалась увеличенным центральным баком и закрылками новой конструкции.
Модификацию меньшей вместимости с укороченным фюзеляжем выделили в отдельную модель – А310.
Она стала основой для А300В4-600, чаще называемого просто А300-600. На нём целиком использовали заднюю часть фюзеляжа и оперение от А310, изменили механизацию крыла, из экипажа исключили бортинженера. На А300-600 могли устанавливаться двигатели CF6-80 или PW4158.
Необычной модификацией «трёхсотого» стала «Белуха». Первоначально компания «Эрбас» использовала для перевозки крупных частей А300 между заводами транспорты «Супер Гуппи», построенных на базе самолёта «Боинг Стратокруизер». По мере того, как объёмы выпуска росли, фирме понадобился более мощный самолёт – его разработали на основе «трёхсотого». Полное обозначение «Белухи» — А300-600ST.
Эксплуатация
Популярность А300 набрал не сразу – в первые годы производства его закупали только национальные авиалинии «Эр Франс» и «Люфтганза». Самолёты строились, и тут же отправлялись на хранение. Кроме того, оказалось, что для рейсов на короткие дальности всё же предпочтительнее узкофюзеляжные машины.
Спасло «трёхсотый» изменение норм безопасности.
Ранее действовало «правило 60 минут», по которому 2-моторный самолёт должен находиться в пределах 60 минут полёта до ближайшего аэродрома. Рост надёжности двигателей позволил увеличить это время до 90 минут.
После этого американская авиалиния «Истерн Эйрлайнс» закупила А300 для ознакомления и выяснила, что он на 30% экономичнее, чем L-1011. И с этого момента продажи лайнера резко возросли. Выпуск «трёхсотого» прекратился только в 2007 году, чтобы высвободить производственные мощности для более современных моделей. Но в 2017 году в эксплуатации находилось более 200 экземпляров А300.
Источники
- https://aviawiki.com/samolet/airbus/aerobus-a300
- https://gunsfriend.ru/airbus-a300-samolet-tehniceskie-harakteristiki-shema-salona-konstrukcia-istoria-sozdania-primenenie/
- https://gunsfriend.ru/airbus-a300-200-i-a300-600st-beluga-opisanie-i-tehniceskie-harakteristiki-samoleta/
- https://warbook.club/voennaya-tehnika/samolety/airbus-a300/
- https://militaryarms.ru/passazhirskie-samolety/a300/
Самолеты Автор статьиВиктор ГеннадьевичОтставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.Написано статей482
Источник: