армия и оружие

Подготовка бойцов подразделения SEAL ССО ВМС США

Для Америки военно-морской флот не просто составляющая военного потенциала страны — это большая политика. И очень часто, при возникновении конфликтной ситуации в том или ином регионе планеты, военно-политическое руководство США делает ставку именно на военно-морские силы, одной из привилегированных структур которых является силы специальных операций. Почти всегда они идут первыми.

Система подготовки бойцов морского спецназа достаточно дорогостоящая. Это связано со спецификой их ис­пользования, требующей высокопрофессиональной специализа­ции по целому ряду воинских профессий. Поэтому не зря боевых пловцов-диверсантов называют «универсальными солдатами». Их подготовка носит закрытый характер и крайне скудно рас­смотрена в доступных источниках информации. Тем не менее, не основе имеющихся сведений можно составить представление о системе подготовки бойцов подразделения NAVY SEAL сил специальных операций США, или, как их еще называют, «тюленей».

US NAVY SEAL представляет собой наиболее боеспособное и сравнительно многочисленное подразделение среди подобных структур стран НАТО. Численность личного состава отрядов SEAL достигает 3050 человек (из них 600 человек – в двух ротах средств доставки), а также 325 человек – в резерве, и еще 775 человек резерва – в полку материально-технического обеспечения SEAL. Необходимость периодического по­полнения и обновления личного состава спецподразделений боевых пловцов-диверсантов потребовала создания системы их подготовки. Ее элементы содержат методики подавления личности и духовного мира человека. В этом, на наш взгляд, при внешней результативности школы боевого подводного плавания ВМС США видится ее основная слабость.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОТБОР

Все кандидаты в боевые пловцы ВМС США должны иметь возраст не старше 28 лет. Обязательной считается предва­рительная служба в кадрах флота около 2,5 лет. Кандидаты проходят жесткий отбор по физической подготовке, психо­логической устойчивости и интеллектуальной профпригод­ности. Военнослужащие не должны получать в течение года до поступления в школу дисциплинарных взысканий и иметь хорошие рекомендации командования.

В процессе предварительного отбора потенциальные курсанты проходят и специальное тестирование ОФП. Оно включает перечень упражнений:

  • преодоление вплавь расстояния около 500 метров за время не более 12 минут;
  • подтягивание на перекладине — 8 раз;
  • отжимание на руках в упоре лежа не менее 42 раз за 2 минуты;
  • бег на расстояние около 2,5 км за время не более 11 мин 30 сек;
  • не менее 50 приседаний за время не более 2 минут.

 

ОСНОВНОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Кандидатов в боевые пловцы, успешно прошедших все этапы предварительного отбора, распределяют по учебным взводам. С этого момента начинается процесс их обучения. Основной период подготовки боевых американских пловцов делится на три этапа. Каждый из них подразделяется еще на несколько учебно-тренировочных циклов. Особенно тяжелыми для кандидатов являются первые месяцы. В течение первых семи недель физические и морально-психологические нагрузки возрастают до предела человеческих возможностей. И с самого начала неуклонно, назидательно проводится тезис, что среди боевых пловцов не нужны люди, хотя бы задумывающиеся над целесообразностью выполнения приказа. С первых дней инструктора приучают кандидатов к отработке каждого дей­ствия до автоматизма путем тренировки «на износ».

Бойцы SEAL выходят из моря

С раннего утра до позднего вечера курсанты учатся пре­одолевать специальные полосы препятствий, осуществляют спринтерские марш-броски на 8—10 км по берегу моря, от­рабатывают приемы рукопашного боя с оружием и без него, проходят тренировочные циклы в барокамере на переносимость высокого давления и баррофункцию, а также систематически осваивают дыхание чистым кислородом. В первые недели курса общефизической подготовки вводятся специальные упражнения тренировочного цикла кандидатов в боевые пловцы. Например: пролезание под банками надувной лодки, заполнением морской водой, или упражнения «учебное бревно», «резиновое пузо» с имитацией подрыва зарядов до 200 грамм.

Суть названия последнего упражнения передана в бук­вальном смысле. Кандидат в боевые пловцы должен с разбега броситься на выложенные по двум параллельным бревнам полтора десятка отполированных, круглых, деревянных стволов деревьев диаметром около 30 сантиметров и проползти по ним. Вся конструкция возвышается, как правило, на полтора метра от уровня земли. После этого его будет ждать неприятное открытие — проползти обычным способом не удастся. Для этого необходимо с разбега со всей силой упасть на бревна и прока­титься по ним как можно дальше, используя энергию инерции. И только после этого, применив всю располагаемую физическую силу и ловкость, отбрасывая под себя разъезжающиеся бревна, добраться до конца импровизированного спортивного снаряда. После такого упражнения не только «пузо», но и локти, колени становятся «резиновыми».

Тренировочное занятие «учебное бревно» предполагает от­работку кандидатами навыков по длительной транспортировке плавсредств. Группа, удерживая тяжелое бревно на вытянутых руках, должна перенести его как можно дальше с учетом вы­носливости и силовой тренированности.

В ходе подготовки курсанты осуществляют спринтерские марш-броски на 8—10 км по берегу моря

Постепенно возрастают нагрузки и в плавательной под­готовке. И если на начальном этапе требовалось проплывать несколько сотен метров, то в последующем это же нужно было делать, но уже в одежде, с оружием и дополнительным грузом. Курсантов с самого начала приучают к морской воде. Инструк­тора требуют выполнения многих упражнений или на берегу, или непосредственно в воде. Все это сопровождается жестким принуждением с элементами провокационного воздействия на психику курсантов.

Любое недовольство и даже несогласие немедленно пресе­кается посредством наказаний через унизительные упражнения (например, «перетаскивание моря» в ведрах спиной вперед, отжимание 100 раз в середине грязной лужи с обязательным окунанием и т.д.). В дальнейшем всякое сопротивление курсанта предложенному тренировочному циклу и его интенсивности ведет к отчислению из школы. Это происходило в конце второй недели, когда специальная комиссия делала анализ результа­тивности курсанта и индивидуально по каждому принимала решение на целесообразность его дальнейшего обучения. Тем из них, кто будет оставлен в школе, торжественно вручали алые именные шлемы.

Следующим этапом в подготовке боевых пловцов является так называемая «адская неделя». Она длится четверо суток. Именно суток, так как людям на сон отводится всего 2—3 часа в течение каждого из них. Это тяжкое испытание предельных физических и морально-психологических возможностей кур­сантов, за которым может и должен теоретически наступить срыв. В сознании людей день и ночь соединяются в один сплошной кошмар, теряется чувство времени, все живут и действуют как отлаженный, не задумывающийся над сутью происходящего механизм. При этом повторяются многие упражнения предыдущего этапа подготовки, но резко возрас­тает их интенсивность и нагрузки. В данный период курс тео­ретической подготовки приостанавливается. Инструкторский состав сознательно увеличивает психологическое давление на курсантов, провоцируя их на недовольство и непослушание. Главная цель этапа — индивидуальная оценка каждого из кан­дидатов в боевые пловцы на предмет их предельных физиче­ских и морально-психологических возможностей, после чего человек становится неработоспособен с учетом специфики возлагаемых на него профессиональных обязанностей.

«Пытка волнами»

Интенсивность к концу «адской недели» тренировочно-испытательного цикла еще более возрастает. И если кандида­ты остаются в постоянном составе, то инструктора в течение суток меняются трижды. В этот период многие курсанты не выдерживают, другие отстраняются врачами. Однако после восстановительного лечения последние могут вернуться к тренировкам, но начинать придется все сначала. Оставшиеся в строю кандидаты в боевые пловцы продолжают свой тяж­кий труд. Им предстоит еще и еще раз проходить «пытку волнами» — 15 минут в холодной морской воде под ударами огромных волн — 5 минут на берегу на пронизывающем ве­тре и опять 15 минут в холодной воде. Все это продолжается долгими, мучительными часами.

Потом марш-бросок по песку на урезе воды. Дистанция 4 мили (1 миля = 1,609 км), норматив — 30 минут. Все, кто не справляется или выражает недовольство, несут наказание, учет которых ведет инструктор. А наказания следуют из того же перечня упражнений: или «пытка волнами», или «цепочка». Последнее упражнение, как правило, является коллективным наказанием. Провинившиеся занимают положение «упор лежа» сзади и укладывают ноги на плечи друг друга по цепочке таким образом, чтобы перенести всю нагрузку веса тела только на руки. Дальше следует отжимание. Недовольные курсанты опять наказываются «пыткой волнами», и продолжается это до бесконечности. Передвижения по суше осуществляются в основном группами по 8 человек бегом с 70-килограммовыми надувными лодками на головах или на вытянутых руках. Группа должна прибыть в конечную точку марша в указанное инструк­тором время. Любая задержка опять ведет к наказанию.

Во время любых передвижений инструктор может не­заметно изъять одного курсанта из группы, и если данное обстоятельство останется вне контроля оставшихся — снова следует наказание. И так круглые сутки «адской недели». В это время руководящий состав школы продолжает наращивать морально-психологическое давление теперь уже через «интел­лектуальную пытку». Например, измученным от бессонницы, тяжелых физических нагрузок, опустошенным, плохо двигаю­щимся людям предлагают запомнить длинную фразу-пароль и повторить ее дословно после нескольких часов изнурительного марш-броска. Не смогут — наказание и опять все сначала. Неуди­вительно, что к концу «адской недели» ряды курсантов заметно редеют, а оставшиеся в строю становятся больше похожими на тени, чем на людей. При этом они вправе в любую минуту прекратить тренировочный цикл. Порой так и происходит. Не­редко общий отсев составляет до пятидесяти и более процентов кандидатов в боевые пловцы-диверсанты.

Курсанты во время «адской недели»

На заключительном этапе «адской недели» «оставшиеся в живых» курсанты осуществляют групповое десантирование с надувных лодок на морское побережье с обязательным преодо­лением прибойной полосы. Это происходит под «интенсивным огнем вероятного противника», который в тот день боеприпасов не жалеет. Во время операции их расход составляет до двух тонн, не считая большого количества пиротехнических средств. После выхода на берег курсантам предстоит преодоление на время всех препятствий, предусмотренных учебным упражнением. Потом 20-километровый марш-бросок по песку, грязи, болоти­стой почве. Затем снова полоса препятствий и 3 часа «лежки под обстрелом». За всем этим ведется жесткий индивидуальный контроль, который осуществляют по два инструктора, закре­пленные за каждой учебной группой.

Трудно сказать, что о себе думают те счастливчики, которые пройдут до конца все ступени «адской недели». Видимо, поэтому все они потом подвергнутся тщательному медицинскому осви­детельствованию. И это закономерно. Прежде всего, далеко не всякий даже относительно здоровый организм человека спосо­бен без последствий перенести такое тяжелое испытание. Кроме того, большинство курсантов подойдут к заключительному этапу «адской недели» с многочисленными синяками, ушибами, трав­мами. После оценки здоровья кандидата следует внимательный анализ его поведения, оценка психофизических возможностей на данном этапе подготовки. Затем все оставшиеся курсанты до­пускаются к обучению на следующих трех курсах, включающих в себя семинедельный, десятинедельный и трехнедельный циклы. На этом этапе 60% учебного времени планируется на ночь.

Обучение плаванию со связанными конечностями во время семинедельного курса

В течение семинедельного курса, называющегося “Diving” («Ныряние») кандидаты в боевые пловцы изучают, в основном, действия в воде, а также осваивают минно-взрывное и радиодело. Особое внимание уделяется отработке практических навыков. Курсантам постоянно внушают, что они должны уметь действовать не только в группе, но и самостоя­тельно. Для этого теоретические знания должны быть освоены в совершенстве, до автоматизма отработаны на практике. Это касается и одного из основных предметов семинедельного цик­ла — подводного плавания. Первоначально курсанты осваивают его с дыхательными аппаратами открытого цикла дыхания (ак­валанги) в бассейне и только потом на открытой воде. Они учатся включаться и выключаться из аппарата на различных глубинах, отрабатывая свободное всплытие и ныряние. Плавают под водой группами с дыханием из одного акваланга, учатся передвигаться в воде со связанными конечностями…

После освоения легководолазного снаряжения, начина­ется изучение и отработка практических навыков в пользо­вании аппаратами с замкнутым циклом дыхания немецкого производства типа «Драгер». На данный момент курсанты должны уметь проплыть 2 мили (3,7 км) за время не более 75 мин, а также преодолевать вплавь расстояние в 5,5 мили (10,2 км) без учета времени. На земле также устанавлива­ются жесткие нормативы. Слушатели должны преодолевать расстояние в 4 мили (6,43 км) за 30 мин и 14 миль (22,5 км) за 110 минут. В этот период курсанты приступают к отработке действий военного характера. Они учатся выходить из подво­дной лодки через шлюз и торпедный аппарат, отрабатывают тактические приемы преодоления рубежей обороны и рейдов, подхода, уничтожения и ухода от объектов диверсии — кораблей, гидротехнических сооружений, береговых оборонительных ком­плексов, подводных атомных лодок и особенно ракетоносных.

В течение семинедельного курса курсанты осваивают легководолазное снаряжение

Параллельно с учебным процессом начинается индиви­дуальная отработка с каждым курсантом навыков, которые недостаточно им усвоены в течение предыдущего курса обуче­ния. Кто-то будет вынужден больше заниматься плавательной подготовкой, кто-то рукопашным боем, а кому-то предстоит увеличить силовую нагрузку для развития определенных групп мышц. Весь личный состав на этом этапе обучения проходит углубленную подготовку по отработке приемов владения хо­лодным оружием на земле и под водой. Увеличивается учебное время, отведенное на рукопашный бой, как одиночный, так и в составе групп, с оружием и без него. С этого момента начинается формирование боевых пар по психологической совместимости и уровню подготовки.

В дальнейшем курс обучения они проходят совместно, тесно взаимодействуя на всех его этапах: отрабатывают парашютные прыжки, погружения, подводное и наземное минирование, приемы рукопашного боя, стрельбы… Так как боевая пара явля­ется основной единицей подразделения, то огромное внимание уделяется отработке ими способности понимать друг друга с полуслова, по малейшим, только им понятным жестам, мимике. Они должны научиться предсказывать возможные действия друг друга, знать привычки и особенности характера Желательно, чтобы общефизическая и специальная подготовка между на­парниками каждой отдельной пары по уровню нормативных оценок также была близка. Это позволит диверсантам в боевой обстановке действовать согласованно, как хорошо отлаженный механизм, и, что очень важно для командования, в достаточной степени предсказуемо.

Во время десятидневного курса курсанты учатся проводить разведывательные, диверсионные и боевые операции

Другим направлением в учебном процессе, которое также нахо­дится под постоянным, круглосуточным контролем инструкторов, является психологическая подготовка. В узком кругу боевых пловцов его называют формированием «эффекта иллюминатора». Че­ловека на протяжении всего курса обучения приучают к умению абстрагироваться от внешней среды, от собственной боли или при­хотей, страха, научиться смотреть на окружающий враждебный мир как бы через иллюминатор. Ничто не должно помешать выполнению главного — боевой задачи. Это своего рода разновидность самозомбирования, когда человек превращается в живого робота, бескомпромиссного, жестко выполняющего свою работу. Все, что находится за границей «иллюминатора», его не должно волновать или интересовать. А если и должно, то только в том случае, если это способствует повышению качества выполнения задачи.

По мнению американских специалистов, неспособность кур­сантов справиться с психологическими нагрузками или «пыткой», как они сами их называют, является основной причиной отсева кандидатов в боевые пловцы. И число их значительно. Например, за 32 недели отсев среди офицеров составляет около 20%, унтер-офицеров и матросов — 30%. Но это ни­сколько не смущает командование ВМС. Для руководства важно, чтобы подразделения «морских дьяволов» были укомплектованы высокопрофессиональными кадрами.

Следующий, десятинедельный курс боевой подготовки именуется “Land warfare” («Война на земле»). Бойцы учатся проводить разведывательные, диверсионные и боевые операции, изучают вооружение и вспомогательное оборудование, отрабатывают действия в группах. Несмотря на морскую специализацию, американские «тюлени» принимают активное участие в боевых действиях, ведущихся ВС США вдали от моря, в частности, в операции «Несокрушимая свобода» на территории Афганистана. Примечательно, что в свое время высокопрофессиональный советский морской спецназ не принимал  участия Афганской войне в связи с тем, что, по мнению командования, действия в горно-пустынной местности не соответствовали профилю данных специалистов.

 

ЗАЧЕТНЫЕ УЧЕНИЯ

На чужой территории подводный диверсант остается один на один с огромным перечнем проблем противостояния и противодействия вероятного противника, где зачастую думать некогда — необходимо действовать быстро, решительно, бескомпромиссно и результативно. Все должно быть продуманно досконально до того момента, когда группы подводных диверсан­тов выйдут в район сосредоточения или применения оружия. За ними земли нет, за ними море — впереди противник и должна быть победа. Тем не менее, вопрос интеллектуальной подготовки «тюленей» ни в коей мере не является второстепенным, занимая важное место в целом ряде циклов учебного процесса. Главным образом это связано с тем, что любая, даже хорошо продуманная операция обязательно корректируется. Нередко и сами боевые пловцы вынуждены на месте принимать самостоятельные решения. Но вот о чем они не должны даже задумываться, так это о невозможности выполнения приказа. Последнее является причиной мощной, постоянной в течение всего курса обучения психологической обработки личного состава, а практические результаты постоянно отслеживаются на учениях.

На рассматриваемом цикле обучения их проводится сразу три. В ходе первого зачетного учения, длящегося около 40 ча­сов, отрабатывается способность курсантов длительное время, сохраняя работоспособность, находиться в воде, преодолевая большие расстояния вплавь. Попутно оттачиваются вопросы маскировки, тактические приемы скрытого проникновения на объекты диверсии, умение на практике пользоваться оружием.

Второе зачетное учение в основном посвящено отработ­ке уверенных действий курсантов на различных глубинах при использовании штатного снаряжения. Важной частью подготовки на данном этапе боевых пловцов является освое­ние различных способов их доставки к объекту диверсии и эвакуация. Последнее обстоятельство является предметом особого внимания руководства школы. Стоимость обучения одного подводного диверсанта столь значительна, что вопросы сохранения его жизни находятся под постоянным контролем командования.

Для эвакуации боевого пловца из воды применяются способы «силок», «морские сани», «рогатка». В последнем случае при­меняются катера, двигающиеся на скорости от 35 до 70 км/час. Не останавливаясь на способе эвакуации боевых пловцов «мор­ские сани», который имеет некоторую сложность в описании и предназначен для поднятия из воды сразу нескольких боевых групп, коротко опишем другие способы — «силок», «рогатка» и «небесный крюк».

Методы эвакуации типа «силок» и «рогатка» имеют много общего, но ряд деталей позволяют рассматривать их как само­стоятельные операции по подъему боевых пловцов из воды. «Силок» — удачное название, если говорить о сути способа эвакуации. В район, где собираются боевые пловцы в надводном положении, прибывает катер, буксирующий на скорости около 30 км/ч шлюпку. В ней находится человек, держащий наготове специальную петлю, имеющую слабые амортизирующие свой­ства При приближении шлюпки боевой пловец поднимает из воды согнутую в локте руку, на которую эвакуирующий набрасы­вает петлю и рывком выдергивает его из воды. Таким способом в кратчайший срок можно эвакуировать довольно большую группу. Однако в этом случае решающее значение будет иметь не только предварительно до автоматизма отработанные действия эвакуируемых и эвакуирующего, но и отличная физическая под­готовка пловцов. Начальная фаза подъема боевого пловца из воды способом «рогатка» такая же, как и «силок». В последующем эвакуирующий, набросив петлю, прикрепленную к толстому резиновому жгуту на согнутую руку эвакуируемого, отпускает свой конец. Натянувшийся жгут буквально выбрасывает боевого пловца из воды в шлюпку. В этом случае потребуется известная ловкость и сноровка последнего, чтобы избежать неприятного столкновения со шлюпкой.

Способ эвакуации типа «небесный крюк» предназна­чен для последовательного подъема 2—3 боевых пловцов и требует высокой морально-психологической и физической подготовки эвакуируемых. В определенное время, используя сброшенное ему оборудование, боевой пловец выпускает аэростат, предварительно надев костюм с «наддувом» и под­весной системой. Проходящий на бреющем полете самолет специальным устройством захватывает аэростатный трос и рывком выхватывает пловца из воды, в отдельных случаях с семикратной перегрузкой, на высоту до 100 метров! При этом ударная нагрузка может быть настолько велика, что недо­статочно хорошо подготовленный человек способен кратков­ременно потерять сознание. Словом, этот способ эвакуации боевых пловцов предназначен не для слабонервных людей. Однако вернемся к учебному процессу, в ходе которого кан­дидатам предстоит пережить еще много острых ощущений, кроме перечисленных выше.

Итак, по результатам второго зачетного учения курсан­ты должны показать хорошие навыки в длительном, около 8 часов, пребывании под водой при любой ее температуре, умение пользоваться специальными средствами питания и поддержания сил, умение действовать в условиях заражен­ной местности и акватории, скрытно проникать на объекты, удаленные до 153 км от основной базы, маскироваться.

Третье зачетное учение по своей сути является настоя­щей боевой операцией, выполняемой в несколько этапов. На первом группы боевых пловцов уничтожают противоде­сантные заграждения, обеспечивая проходы для десантных соединений. После этого, «захватив» на берегу плацдарм, способствуют высадке основных сил. Затем следует двадцатикилометровыи марш-бросок с последующим выходом к объекту диверсии под водой на расстоянии около 15 км, используя индивидуальные носители.

Следующий этап — уход от групп преследования ве­роятного противника. Как правило, это выполняется по заранее подготовленным коридорам, где руководством школы создаются различного рода искусственные пре­пятствия: преследование собаками, засады, отслеживание движения групп с помощью авиации. Заключительной частью третьего зачетного учения является переход «линии фронта». Боевые пловцы в ночное время преодолевают 27 препятствий, часть из которых находится под реальным огнем боевых средств. В этот период нагрузки на людей опять возрастают до предела их физических и морально-психологических возможностей. На сон в течение «боевой» недели отводится не более 10 часов. Боевых пловцов созна­тельно ставят в положение невозможности компенсации энергозатрат, так как продовольствие выдается группам только на двое суток из семи. После завершения учения передышки не наступает. Сразу начинается прием устных экзаменов на знание минно-взрывного и водолазного дела, техники и оружия, радиодела и разведывательной под­готовки.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На заключительном этапе обучения боевых пловцов направляют в Форт Беннинг для прохождения трехнедель­ного курса парашютно-десантной подготовки. Там они осваивают различные типы парашютов, совершают прыж­ки на пересеченную местность и воду с высот от 200 до 5000 метров при скорости ветра у земли до 12 м/сек (от принятых 5—6 м/сек). Боевые пловцы осваивают высадку с вертолетов по канатам и в свободном прыжке с высоты 5 метров на скорости до 40 км/час с приводнением. На заключительной неделе курса проводится опять зачетное учение. Группы на парашютах и с полным снаряжением десантируются в отдаленный район. После приземления и сбора они должны преодолеть под водой не менее 19 км с выходом к объекту диверсии уничтожить его и оторвать­ся от преследования вероятного противника. После этого следует эвакуация.

После окончания 16-недельной подготовки боевых пловцов направляют в одну из восьми оперативных групп сил специальных операций ВМС. На их базе происходит окончательное закрепление полученных пловцами теоретических, а также практических знаний и навыков. На данном этапе подготовки слушателей продолжается изучение их лич­ных качеств. Боевые пловцы участвуют не только во всех учениях флота, но и в собственных. Один раз в месяц про­водятся контрольные заплывы на расстояние до 20 км с буксировкой груза весом около 40 кг и ориентированием по специальным навигационным средствам.

Одновременно поддерживается высокий уровень обще­физической подготовки и сухопутными тренировками. Один раз в месяц организуется марш-бросок на 30 км с грузом 32—40 кг, что примерно эквивалентно весу инди­видуального снаряжения и вооружения. И только после успешного завершения окончательного 6-месячного испытательного срока боевых пловцов-диверсантов офици­ально распределяют по подразделениям «SEAL». С этого момента они становятся представителями одного из самых элитных спецподразделений ВМС США. Таким образом, вся учебная программа подготовки американских «тюленей» занимает 61 неделю (год и два месяца).

 

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ SEAL

Дальнейшая судьба и обучение боевых пловцов-диверсантов США находится под пристальным вниманием командования национальных ВМС. Прежде всего, каждые полгода им приходится подтверждать свою квалификацию. Данное обстоятельство находится в прямой зависимости от денежного содержания и льгот. В перечень квалифика­ционных нормативов входит:

  • два погружения на глубину около 40 метров с 10-минутной экспозицией;
  • один дневной и один ночной заплыв с подвод­ным ориентированием на расстояние около 2 км с регламентированной точностью выхода на цель ± 50 метров;
  • кросс на дистанцию около 5 км с обязательны­ми стрельбами;
  • лазанье по девятиметровому канату на количе­ство раз;
  • преодоление пятидесятиметровой «полосы лов­кости»;
  • отжим в упоре лежа;
  • подтягивание на перекладине.

Если говорить о «полосе ловкости», то она представляет собой своеобразное испытание на выносливость боевого пловца. Дистанция в 50 метров преодолевается сначала бегом, затем кувырками с перекатами и в заключение ползком 3 раза под­ряд. Следующей ступенью самосовершенствования боевых пловцов США является дальнейшее обучение на двухгодичных курсах разведчиков-диверсантов. Отбор на них осуществля­ется по желанию из наиболее подготовленных подводных диверсантов, но не ранее полутора лет их пребывания в спецподразделениях.

В процессе обучения осуществляется узконаправленная специализация боевых пловцов, ориентированная на пред­стоящую их работу в конкретном районе, против конкретного противника. Изучается иностранный язык, способы сабота­жа, создания паники, вербовки агентуры, методы допроса, практика использования спецсредств, в том числе и ядов, методики рукопашного боя. Кроме этого, изучаются географические особенности региона, социально-политическая и этническая обстановка, оружие и техника, психология, исторические традиции и обычаи вероятного противника. Одним словом, речь идет о подготовке нелегальной агентуры, или «пятой колонны», призванной действовать задолго до начала боевых действий.

Эти специальные курсы боевые пловцы ВМС США прохо­дят в учебных центрах Литтл-Крик и Коронадо, а по отдельным дисциплинам в спецшколах других родов войск.

(По книге А.Чикина «Морские дьяволы», 2010)

Факт

Увеличение кратности бинокля при прочих равных условиях ведет к потере качества наблюдения в темноте. В бинокль кратностью выше 8-10 наблюдать можно только со штатива, иначе дрожание рук ощутимо «смазывает» картинку.  Оптимальными для полевых условий являются бинокли 6х30, 7х35, 8х40…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE