армия и оружие

Подготовка операторов БПЛА в ВС США

Подготовка операторов для эксплуатации БПЛА RQ-5 «Хантер» и RQ-7 «Шэдоу» занимает 24 недели.

В данной статье рассматривается организация подготовки операторов и технического состава для эксплуатации беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в ВВС, ВМС и сухопутных войсках ВС США.

 

ПОДГОТОВКА ОПЕРАТОРОВ БПЛА В ВВС США

В военно-воздушных силах США отбор кандидатов на должности операто­ров (лиц, непосредственно осуществляющих пилотирование) беспилот­ных летательных аппаратов (БПЛА) проводится из военнослужащих трех категорий.

К первой категории относятся военнослужащие летного состава авиации ВВС (всех родов авиации), имеющие опыт летной работы, в том числе в бое­вых условиях. Как правило, в эту категорию входят военнослужащие, которые назначаются на должности операторов БПЛА сроком на три-четыре года.

Второй источник комплектования операторов БПЛА — выпускники академии ВВС и курсов вневойсковой подготовки офицеров при гражданских высших учебных заведениях.

К третьей категории относятся военнослужащие, которые ранее не были свя­заны с пилотированием летательных аппаратов (офицеры боевого управления, офицеры тыла и т. д.).

В связи с тем что уровни подготовки указанных категорий военнослужащих, планируемых к назначению на должности операторов БПЛА, различные, то от­личаются и программы их обучения (см. схему). При этом общая продолжительность обучения офицеров, не имевших летной  подготовки, составляет де­сять месяцев.

На первом этапе (два месяца) кандидаты, отобранные из числа военнослу­жащих, не имеющих летной специальности, проходят курс начальной летной подготовки на учебных самолетах командования обучения и подготовки кадров ВВС США. В ходе полетов они на практике знакомятся с вопросами, касающимися устойчивости и управляемости самолета, влияния метеороло­гических условий на выполнение полетного задания, отрабатывают технику пилотирования, самолетовождение, построение маневра захода и непосредственно посадку самолета.

По окончании курса начальной летной подготовки летно-инструкторский состав принимает решение о целесообразности дальнейшего обучения того или иного кандидата. В слу­чае принятия положительного решения военнослужащему, успешно сдавше­му теоретический курс и освоившему технику пилотирования в необходимом объеме, выдается лицензия пилота установленного федеральным агентством гражданской авиации США образца.

Второй этап обучения (два месяца) предполагает тренажерную подготовку, в ходе которой обучаемые совершенствуют технику пилотирования самолетов на соответствующих средствах и знакомятся с условиями выполнения полетов днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.

На третьем этапе (один месяц) кандидаты знакомятся с устройством БПЛА и аппаратуры управления, изучают их ТТХ и эксплуатационные ограничения, порядок действий в особых случаях в полете, а также вопросы, касающиеся применения бортовых систем навигации, наблюдения, целеуказания, управле­ния оружием и наведения огневых средств. Начиная с данного этапа обучение всех категорий военнослужащих (как имевших, так и не имевших летной подготовки) проводится по единой программе. В течение этого периода обучения слушатели выполняют не менее семи полетов на тре­нажере БПЛА.

Четвертый этап (два месяца) предусматривает изучение основных руково­дящих документов по применению беспилотной авиации, форм и способов ее задействования, основ организации полетов БПЛА, функциональных обязанно­стей должностных лиц, занимающихся вопросами организации и применения БПЛА, а также принципов взаимодействия с другими видами и родами войск.

На пятом этапе (три месяца) слушатели получают практические навыки применения беспилотных летательных аппаратов.

 

ПОДГОТОВКА ОПЕРАТОРОВ БПЛА В ВМС США

В военно-морских силах отбор кандидатов для обучения управлению беспи­лотными летательными аппаратами осуществляется как среди летного состава подразделений ВМС США (в основном для управления тактическими БПЛА), так и среди военнослужащих, не имеющих летного образования (для управ­ления тактическими мини-БПЛА), после окончания ими курса наземной под­готовки, организуемого в школах летчиков частной авиации. Отбор ведется преимущественно среди добровольцев.

Операторы БРЭО обучаются непосредственно в ходе полетов БЛА, включая подготовку оборудования к полету, нанесение обнаруженных в ходе полета объектов на свою карту и карту командира, решение навигационных задач
управления полетом БПЛА. Длительность курса обучения оператора управления полетом тактического разведывательного БПЛА составляет 18 недель, операторов бортового радио­электронного оборудования (БРЭО) — восемь и техников по обслуживанию летательного аппарата — шесть недель.

Перед началом практических тренировок операторы проходят специальный курс теоретической подготовки, в процессе которого изучают устройство БПЛА и аппаратуры управления, их ТТХ и эксплуатационные ограничения, порядок действий в особых случаях в полете, а также основы аэродинамики и воздушной навигации. Кроме того, обучаемые получают навыки работы оператора БРЭО.

Командиры расчетов проходят подготовку в течение двух недель. За это время они знакомятся с общим устройством БПЛА и принципами его работы. Большая часть времени отводится на изучение основ руководства расчетом, планирования полетных заданий, а также на взаимодействие с вышестоящими органами управления. В ходе курса подготовки они должны не менее трех раз отработать на практике навыки руководства расчетом при подготовке к выпол­нению задания реальным БПЛА, включая разработку плана полета, организацию подготовки аппарата к вылету (подготовка полетной палубы, развертывание, свертывание катапультного устройства, развертывание сетки-улавливателя, согласование вопросов полетов с командованием базы (корабля), руководство действиями подчиненных при возникновении аварийных ситуаций на борту (в том числе организация подъема БПЛА из воды).

Операторы БРЭО обучаются непосредственно в ходе полетов БПЛА, предва­рительно закончив курс по устройству и эксплуатации оборудования. Они, как и командиры расчетов, должны не менее трех раз отработать вопросы исполь­зования БРЭО в ходе практических полетов аппарата, включая подготовку обо­рудования к полету, нанесение обнаруженных в ходе полета объектов на свою карту и карту командира, решение навигационных задач управления полетом БПЛА (с учетом параметров движения судна).

 

ПОДГОТОВКА ОПЕРАТОРОВ БПЛА ДЛЯ АРМИИ США

В сухопутных войсках, в отличие от других видов американских ВС, долж­ность оператора БПЛА не предполагает наличия у него обязательной летной подготовки. Штатная категория командира взвода БПЛА RQ-7 «Шэдоу-200», который имеет подготовку по одной из разведывательных специальностей, лейтенант. То же самое относится и к операторам аппаратов из числа сержан­тов. Заместитель командира взвода (категория уоррент-офицер) назначается на эту должность из числа сержантов, прошедших подготовку по специальности «оператор БПЛА» и прослуживших в этой должности не менее четырех лет.

Заключительный этап переподготовки операторов БЛА включает контроль теоретических знаний слушателей и проверочные практические занятия
на авиационной технике.

Подготовка операторов для эксплуатации БПЛА RQ-5 «Хантер» и RQ-7 «Шэ­доу-200» в сухопутных войсках занимает в среднем 24 недели. Обучение орга­низовано в одном из учебных центров СВ, где имеются тренажерные комплек­сы для отработки навыков управления БПЛА и работы с бортовым радиоэлек­тронным оборудованием. Для практической отработки техники пилотирования центр располагает четырьмя разведывательными комплексами БПЛА RQ-7 «Шэ­доу-200», в состав каждого из которых входят две наземные станции управле­ния и четыре таких аппарата.

Курс обучения оператора БПЛА включает три этапа:

  • наземная подготовка (10-15 недель);
  • тренировки на тренажерах (четыре недели);
  • отработка практических навыков управления БПЛА и работы с БРЭО (пять-шесть недель).

В ходе первого этапа — наземная подготовка — слушатели изучают ряд до­кументов и теоретические дисциплины по основам применения беспилотной авиации, такие как:

  • общие положения по организации применения беспилотных летательных систем;
  • функциональные обязанности должностных лиц, назначаемых непосред­ственно для организации и проведения полетов;
  • конструкция и эксплуатация комплексов БПЛА различного типа;
  • основы воздушной навигации;
  • основы обеспечения безопасности при организации и проведении полетов БПЛА;
  • тактика применения БПЛА в различных условиях обстановки.

На втором этапе — обучение на тренажерах — будущие операторы БПЛА по­лучат первоначальные навыки работы с оборудованием наземных комплексов управления полетами этих аппаратов, в технике управления БПЛА, а также веде­ния воздушной разведки в различных условиях обстановки.

Тренировки проводятся под руководством сержанта взвода или специально назначенного оператора БПЛА, которые также проходят дополнительный курс обучения для работы с тренажером. За время обучения 15-20 ч отводится на тренажную подготовку каждого слушателя.

В ходе третьего этапа военнослужащие отрабатывают практические навыки управления беспилотными летательными аппаратами и получения с их борта разведывательных данных.

Ежегодно в центре около 200 военнослужащих сухопутных войск проходят обучение по программе подготовки операторов БПЛА RQ-7 «Шэдоу-200» и 40 -RQ-5 «Хантер».

 

ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА БПЛА

Подготовка инженерно-технического персонала БПЛА. В военно-воздуш­ных силах отбор на переподготовку как инженерного состава, так и младшего технического персонала (авиационные техники, механики) производится из числа военнослужащих, имеющих профильное образование и практический опыт эксплуатации авиационной техники различного типа.

Программа переподготовки на конкретный тип беспилотного летательного аппарата рассчитана на четыре месяца. Занятия проводятся на базе учебно-тре­нировочного авиационного крыла командования обучения и подготовки кадров ВВС.

В течение первых двух недель инженерно-технический персонал слушает обзорные лекции по организации и основам боевого применения подразделе­ний, эксплуатирующих беспилотную авиатехнику. В последующем происходит разделение на потоки в соответствии с изучаемыми типами, где слушателей знакомят с конструкцией конкретного летательного аппарата.

Заключительный этап переподготовки операторов БПЛА включает контроль теоретических знаний слушателей и проверочные практические занятия на авиационной технике

Далее, в течение трех месяцев, осуществляется профильная подготовка специалистов (самолет-двигатель, авиационное, радиоэлектронное оборудова­ние и авиационное вооружение). В этот период детально изучаются системы, узлы и агрегаты, технический регламент, а также проводятся практические за­нятия на учебных тренажерных комплексах.

Заключительный этап переподготовки включает контроль теоретических зна­ний слушателей и проверочные практические занятия на авиационной технике.

В военно-морских силах длительность курса обучения техников и механи­ков БПЛА шесть недель. Учебная программа сопоставима с курсом подготовки специалистов инженерно-технического состава военно-воздушных сил. Более короткий срок объясняется относительной простотой конструкции состоящих в настоящее время на вооружении ВМС БПЛА по сравнению с беспилотными ле­тательными аппаратами с большой дальностью и продолжительностью полета, эксплуатируемыми в ВВС.

В сухопутных войсках программа переподготовки и сроки ее реализации за­висят от типа БПЛА. Для обслуживания аппаратов RQ-5 «Хантер» и RQ-7 «Шэдоу» технические специалисты проходят шестинедельный курс обучения (как в ВМС), а эксплуатанты MQ-1C «Грей Игл» — четырехмесячный курс, сопо­ставимый с программой подготовки инженерно-технического состава ВВС по эксплуатации аппарата MQ-1B «Предатор».

Техническое обслуживание, регламентные и ремонтные работы мини-БПЛА возложены непосредственно на эксплуатирующие расчеты.

Следует отметить, что в вооруженных силах США существует практика задействования специалистов компаний — изготовителей аппаратов для их техни­ческого обслуживания и ремонта. Как правило, бригады гражданских авиаци­онных инженеров и механиков привлекаются к проведению регламентных ра­бот и восстановительных ремонтов на авиабазах постоянной дислокации. Тем не менее, контрактные обязательства производителя предусматривают выезд и выполнение гарантийных работ на авиационной технике в том числе на аэро­дромах передового базирования вне пределов национальной территории.

(Полковник Б. Львов, «Зарубежное военное обозрение»)

Смотрите также: Беспилотные летательные аппараты (БЛА) зарубежных стран. Разработка и основные модели. БЛА зарубежных стран: боевое применение Роль беспилотных комплексов в системе вооружения современной армии Беспилотники России: современные и перспективные модели

Факт

Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., известной как операция «Буря в пустыне», группировка союзников в среднем ежедневно потребляла: 57 млн. л пресной воды, 95 тонн льда, 687 тыс. л бензина, 456 тыс. л дизтоплива, 198 тыс. л авиационного керосина. Количество вывозимых отходов составляло 145 тонн в день. Все это потребовало беспрецедентных усилий от 22-го командования армии США, занимавшегося тыловым снабжением группировки многонациональных сил…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE