В 70-е годы прошлого века были созданы подводные лодки «Барракуда», имеющие особенную конструкцию корпуса, которая остается неповторимой на протяжении почти 50-ти лет. В ходе разработки и эксплуатации кораблей, специалисты получили колоссальный опыт, который широко применяется на современных российских подводных лодках.
Усовершенствованные методики расчета и применение новых марок сталей уже сегодня позволили новым кораблям превзойти параметры прочности титановых корпусов подводных лодок проекта 945 «Барракуда». После запланированной модернизации, старые лодки останутся в строю, примерно до середины 2020-х годов.
Содержание
История создания
При создании второго поколения советских субмарин с атомной силовой установкой, проектов «Навага», «Мурена», «Кальмар» и ПЛ «Дельфин», параллельно велись поисковые работы над следующей третьей генерацией лодок.
Это было связано с начавшимся в 60-е годы энергичным развитием американского ядерного подводного флота, который считался основным вероятным противником. Ключевым отличием лодок третьего поколения являлись расширенные возможности обнаружения целей.
Технические требования оформились весной 1972 года в виде задания на разработку новой лодки под обозначением «АПЛ проекта 945 «Барракуда».
Ведущим разработчиком проекта стал Николай Кваша, а наблюдателем от флота – Игорь Богаченко.
В основе разработки лежали эскизные проекты лодок, созданные на протяжении 60-х годов в горьковском конструкторском бюро «Лазурит» (ЦКБ-112). Перед конструкторами было поставлено ограничение по размерам и водоизмещению боевого корабля, продиктованное планами постройки на заводах, расположенных в глубине страны.
Ключевой особенностью конструкции подлодки проекта 945 явилось широкое использование материалов на основе титана при изготовлении элементов корпуса. За счет высокой прочности удалось увеличить предельно допустимую глубину погружения на 50% (по сравнению с предыдущими лодками с корпусами из стали).
Применение титана позволило снизить водоизмещение корабля и интенсивность магнитных полей, что снизило риск обнаружения противником.
Но именно из-за дорогостоящего корпуса и технологических трудностей при его изготовлении, лодки проекта «Барракуда» были построены в количестве двух экземпляров – К-239 «Карп» и К-276 «Краб».
Уменьшенный вес и размеры конструкции позволили начать производство кораблей «Барракуда» на производственных мощностях завода «Красное Сормово» (г. Горький, сейчас Нижний Новгород).
В начале 70-х годов это предприятие было единственным, способным изготовить титановый корпус. Доставка до места базирования выполнялась по внутренним водным магистралям (по системам рек и каналов).
Основные цели АПЛ проекта 945
Появившаяся в ВМФ США многоцелевая атомная подлодка класса «Лос-Анджелес» позволила американцам на короткое время завоевать господство на океанских просторах. Бывшие до этого основным типом вооружения подлодки 2-го поколения, значительно уступали по многих технических параметрам новым американских кораблям. СССР в какой-то период оказался беззащитным перед угрозой прорыва морских рубежей страны подводными силами вероятного противника. Только своевременные адекватные меры со стороны советского ВПК могли повернуть ситуацию в прежнее русло. Подводный корабль проекта 945, получивший по западной классификации название «Sierra I», создавался с одной единственной целью – своевременно обнаружить подводные лодки вероятного противника и быть готовым к их уничтожению.
Новая субмарина должна была обладать необходимой скрытностью, большой скоростью хода и большой огневой мощью.
Изначально в техническом задании на новый корабль были озвучены обязательные условия, которыми должна обладать новая подводная лодка. Корпус должен быть двойным с максимально эффективными, с точки зрения гидродинамики, обводами. Энергетическая установка должна иметь один атомный реактор уменьшенных размеров, который будет обеспечивать кораблю высокие скоростные характеристики.
Помимо высоких технических характеристик новых кораблей, перед создателями проекта ставилось обязательное условие. Все корабли новой серии должны иметь водоизмещение и размеры, вписывающиеся в параметры мощностей судоремонтной и судостроительной промышленности СССР. Поставленная перед советскими конструкторами в 1972 году задача, предусматривала постройку в ближайшие 3-5 лет новой подводной лодки 3-го поколения. Для этой цели техническое задание предусматривало разработку в ЦКБ «Лазурит», расположенном в Горьком, проекта для последующего строительства атомных субмарин. Техническое задание предполагало строительство субмарин на конкурентной основе. Параллельно с разработкой проекта 945 шла интенсивная работа над другим проектом. На основе того же самого технического задания и эскизных данных СКБ «Малахит» занималось проектированием своего корабля, многоцелевой подлодки типа «Щука» — проект 971.
Описание конструкции
Подводные лодки проекта 945 выполнены по классической для советского судостроения двухкорпусной схеме.
Прочный корпус кораблей этой серии выполнен из титанового сплава и имеет цилиндрическую форму в средней части с коническими оконечностями. Водонепроницаемыми переборками он поделен на шесть отсеков. «Барракуды» оснащены системой экстренной продувки цистерн главного балласта за счет сжигания твердого топлива. Легкий корпус субмарины имеет форму эллипса, кормовая оконечность веретенообразная.
В состав экипажа кораблей этой серии входит 28 мичманов и 31 офицер, для которых на борту созданы комфортные условия обитания. В случае нештатных ситуаций моряки могут покинуть подлодку экстренно: для этого есть спасательная камера, способная вместить в себя весь экипаж.
Подводные лодки проекта 945 имеют главную энергетическую установку в составе водо-водяного реактора ОК-650А мощностью 180 мВт и паро-зубчатого агрегата. Этот реактор оснащен четырьмя парогенераторами, и двумя циркуляционными насосами для первого и четвертого контуров, третий контур имеет три насоса. ГЭУ позволяет подлодкам этой серии развивать скорость в 35 узлов под водой и 12 узлов – в надводном положении.
На случай поломки главной энергетической установки лодка имеет два дизель-генератора с мощностью по 750 л. с. и запасом топлива на десять суток плавания. Гребной винт субмарин этого проекта имеет прекрасные гидроакустические характеристики. Кроме того, имеются два винта и два двигателя малого хода (по 370 кВт).
На лодках проекта «Барракуда» были установлены гидроакустические комплексы «Скат». Новые технические решения, использованные в его конструкции, а также уменьшение шумности самой лодки, позволили увеличить дальность обнаружения вражеских субмарин практически в два раза по сравнению с кораблями второго поколения. Использование нового комплекса связи «Молния-М» позволило в два раза повысить ее дальность и в три раза – глубину. Лодки серии 945 оснащались системами спутниковой связи и буксируемой антенной «Параван». Навигационный комплекс позволил в несколько раз увеличить точность определения координат корабля.
Еще в конце 60-х годов началась разработка нескольких комплексов ракетно-торпедного вооружения для подводных лодок нового поколения. Ее результатом стало создание противолодочных ракетных комплексов «Водопад» (533 мм) и «Ветер» (650 мм). Они позволяют субмарине вести огонь на всем диапазоне глубин погружения, включая и максимальную. Также было значительно сокращено время предстартовой подготовки. По сравнению с кораблями второго поколения лодки проекта 945 имеют большую дальность стрельбы, а за счет более совершенной системы целеуказания и использования новых боеприпасов возросла ее точность. Кроме того, был значительно увеличен боекомплект: он составил 12 торпед или ракетоторпед калибра 650 мм и 28 – калибра 533 мм.
Лодки проекта 945 имеют шесть торпедных аппаратов: четыре калибра 533 мм и два 650-миллиметровых. Торпеды могли оснащаться как обычной, так и ядерной боевой частью.
Еще одним типом вооружения «Барракуд» стала телеуправляемая самонаводящаяся торпеда ТЭСТ-71. Она оснащалась ГАС самонаведения активно-пассивного типа, обеспечивавшей наведение на цель в двух плоскостях. Этой торпедой можно было управлять после запуска, перенацеливать или отменить самонаведение. Силовая установка ТЭСТ-71 могла работать в двух режимах: поисковом (скорость до 24 узлов) и атакующем (40 узлов). Максимальная дальность стрельбы составляла 20 тыс. метров, а глубина – 400 метров. При этом по уровню скрытности советская торпеда значительно превосходила знаменитую американскую Мк.48.
Характеристики
Вооружение подводных кораблей проекта 945
Советские многоцелевые лодки должны были выполнять функцию противовеса американским боевым субмаринам класса «Лос-Анджелес», объявившим охоту на советские подводные ракетоносцы. Для выполнения боевых задач советские подлодки проекта 945 оснащались торпедно-минным вооружением, представленным боевыми комплексами РПК-6 «Водопад» и РПК-7 «Ветер».
Основным оружием подводной лодки проекта 945 являлась торпеда ТЭСТ – 71, боевая часть которой могла нанести кораблю вероятного противника критические повреждения. Новая торпеда имела систему самонаведения активно-пассивного типа, что делало ее движение практически незаметным для противника.
Радиоэлектронное вооружение подлодок типа «Барракуда» состояло из гидроакустического комплекса «СКАТ».
Малая шумность при движении судна под водой и наличие нового гидроакустического оборудования повысили скрытность корабля. Точность определения координат судна с помощью нового оборудования выросла в 5 раз.
Дальность прямой связи корабля с базой выросла в несколько раз, превысив прежние показатели для советского подводного флота в 2-3 раза.
Влияние на историю
Лодки серии «Барракуда» послужили основой для создания следующих поколений подводных кораблей, оснащенных модернизированными атомными энергетическими установками, улучшенным вооружением (включающим в себя не только торпеды, но и ракеты), а также доработанными системами управления под водой.
На базе проекта 945 были созданы лодки типа 945А «Кондор», вооруженные стратегическими крылатыми ракетами типа «Гранат», а также зенитно-ракетными комплексами «Игла».
Дальнейшим развитием проекта «Барракуда» должна была стать лодка «Марс», относящаяся к АПЛ четвертой генерации. Из-за распада СССР и резкого сокращения финансирования строительство корабля прекратили, а построенные узлы разобрали на металл.
Первый корабль серии «Карп» поставили на долговременное хранение на базе в Североморске в 1998 году, но перед этим ему успели присвоить новое имя «Тула». В 2013 году корабль передали на завод «Звездочка» в Северодвинске для проведения ремонта и модернизации.
В 2015 году работы приостановились из-за недостаточного финансирования. На сегодняшний день работы возобновлены, но сроки окончания не известны.
Вторая лодка К-276, имеющая на сегодняшний день обозначение Б-276 «Кострома», должна пройти ремонт и модернизацию на судостроительных верфях в Северодвинске.
Планируется замена электрооборудования, топливных сборок, установка ракетного вооружения. Соглашение о модернизации кораблей серии «Барракуда» (проектов 945 и 945А) было заключено еще в 2014 году, однако на сегодняшний день работы так и не начались.
Источники
- https://warbook.club/voennaya-tehnika/podvodnye-lodki/945-barrakuda/
- https://gunsfriend.ru/podvodnye-lodki-proekta-945-barrakuda-mnogocelevye-apl-tipa-945a-kondor-tehniceskie-harakteristiki/
- https://warways.ru/flot/podvodnye-lodki/proekt-945.html
- https://dubki-nk.ru/istoriya/atomnye-podvodnye-lodki-apl-proekta-945-tipa-barrakuda-i-945a-kondor.html
Подводные лодки Автор статьиВиктор ГеннадьевичОтставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.Написано статей482
Источник: