армия и оружие

Подробный обзор Российского разведывательно-ударного БПЛА «Орион»

Российское вооружение всегда было на хорошем счету, а некоторые отечественные разработки, воплощенные в жизнь, не имеют аналогов в мире. Однако до сих пор существуют направления, в котором наша оборонка существенно «проседает». Одним из таких направления до недавнего времени считалось применение беспилотных летательных аппаратов.

Первые беспилотники разведывательного назначения были созданы еще в СССР. Так, к примеру, подавали неплохие надежды аппараты «Рейс» и «Пчела-1Т». Но на их судьбу повлиял распад Советского Союза. Необходимо подчеркнуть, что события начала 90-х годов отбросили Россию лет на 20 назад, по сравнению со странами Европы и с США. В техническом плане беспилотник не является какой-либо сложной конструкцией. Сегодня их в штатном режиме собирает даже Турция. Но необходимо понимать, что наиболее известный турецкий БПЛА Bayraktar TB2 оснащен далеко не турецкой начинкой. Программное обеспечение, системы управления и оптика имеют китайское или американское происхождение. Двигатель Rotax 912 – разработка австрийской компании. Подобный подход для России неприемлем, так как основное направление нашей оборонной промышленности заключается в полной автономности и независимости от зарубежных партнеров.

До настоящего времени в России эксплуатировались лишь небольшие беспилотники малой дальности. Их грузоподъемность не превышает 60 кг (аппарат «Форпост»), поэтому они принадлежат к БПЛА разведывательного типа. Но в преддверии нового 2021 года Министерство обороны традиционно опубликовало фирменные календари, на которых изображены перспективные образцы военной техники. В их число вошел проект БПЛА «Иноходец», который представлен новейшим беспилотником «Орион». Новый летательный аппарат изображен на календаре в клубах дыма. Он имеет пустынную камуфляжную окраску, а взору как бы случайно открываются подфюзеляжные пилоны, на которых закреплены авиабомбы.

Наличие пилонов не является абсолютной новинкой в разработке летательных аппаратов. На выставке «Армия-2020» уже были представлены авиационные средства малой дальности, способные нести подвесные авиабомбы. Орион же выступает, как БПЛА большой продолжительности полета.

Содержание

  • Общее описание
  • История разработки
  • Платформа «Орион»
  • Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО)
  • Полезная нагрузка
  • Вооружение
  • Конструкция аппарата и силовая установка
  • Тактико-технические характеристики
  • Использование БПЛА «Орион»
  • Общее описание

    Новый российский беспилотный летательный аппарат «Орион» (экспортный вариант – «Орион-Э») относится к летательным аппаратам класса MALE (Medium Altitude, Long Endurance), что в переводе означает «Средняя высота, Длительный полет». Разработчик проекта «Иноходец» — компания «Кронштадт». При массе в 1000 кг аппарат имеет грузоподъемность 200 кг. Он используется для радиотехнической и радиолокационной разведки и длительного патрулирования. Максимальная продолжительность полета достигает 24 часов. В качестве вооружения используются четыре ракеты «земля-воздух».

    История разработки

    Разработка беспилотника началась в 2011 году по прямому заказу Министерства обороны РФ. На стадии разработки проект получил название «Иноходец», а сам разработчик, АФК «Система» или «Кронштадт» на тот момент имело название «Транзас». Эта компания уже имела солидный опыт в создании беспилотных летательных аппаратов, поэтому заказ для оборонки отдали именно инженерам из Санкт-Петербурга.

    Работы по созданию аппарата были сопряжены с необходимостью разработки оптико-электронной станции, чем и занялась в 2014 году Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» (АО «НПК «СПП»). Планировалось, что с 2017 года начнется серийное производство таких станций по 30 единиц в год. Опытный образец «Орион» был подготовлен для летных испытаний уже к 2015 году. В реалии беспилотник увидели на аэродроме Протасово в том же году. К 2016 году в работу включился Летно-исследовательский институт им. Громова. А в 2017 году на авиасалоне МАКС-2017 Россия представила экспортный вариант «Ориона».

    Следующий этап испытаний связан с использованием блока вооружений. Публике вооружение беспилотника группа «Кронштадт» продемонстрировала на форуме «Армия-2018». После успешных испытаний авиабомб беспилотник «Орион» был направлен в Сирию, однако там он выполнял исключительно разведывательную функцию. На очередном авиасалоне МАКС-2019 было официально объявлено, что до конца текущего года Министерство обороны получит один боевой экземпляр «Орион». Действительно, предсерийные образцы поступили в опытно-войсковую эксплуатацию. К сожалению, один из них 16 ноября потерпел крушение.

    В декабре 2019 года С.К. Шойгу заявил, что БПЛА в боевой комплектации успешно прошел испытания в Сирии. Группа «Кронштадт» и Министерство обороны РФ подписали акт приемки комплекса Орион 20 апреля 2020 года. Это знаменательное событие говорит о том, что российский аппарат дальнего действия успешно прошел все испытания и теперь будет серийно поставляться в войсковые части ВКС.

    Платформа «Орион»

    Как было сказано выше, беспилотник Орион относится к летательным аппаратам большой продолжительности полета (MALE). Он характеризуется достаточно высокими летно-техническими показателями и обладает большой для подобных летательных аппаратов грузоподъемностью. Такая платформа отлично подходит для размещения бомбового или ракетного вооружения. Время пребывания в воздухе зависит от полезной нагрузки. При массе нагрузки в 60 кг Орион может оставаться в полете в течение 24 часов.

    Радиоэлектронные схемы, которыми оснащена платформа «Орион» выполняют разные функции. В обтекателе под днищем расположен самый важный элемент – оптико-электронная станция. Она обеспечивает отслеживание целей и ведение разведки. Станция работает вкупе с системой радиотехнической разведки и радиолокационной станцией. Когда беспилотник используется в качестве носителя оружия, на него устанавливаются съемные пилоны. По одному пилону с каждой стороны монтируются под крыльями и еще по одному – под фюзеляжем. Системы подвески, продемонстрированные на форуме «Армия-2020» и на фото в календаре отличаются, что говорит о возможности применения нескольких видов вооружения.

    Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО)

    Радиоэлектронное оборудование, обеспечивающее коммуникацию и навигацию представлено продукцией нескольких фирм-производителей, среди которых самая известная – «КТ-Беспилотные системы». Комплекс БРЭО состоит из следующих модулей:

    • информационно-управляющей системы;
    • аппаратуры сопряжения с общеобъектовым оборудованием;
    • системы автоматического управления;
    • системы контроля и диагностики бортового оборудования;
    • инерциально-спутниковой навигационной системы.

    Полезная нагрузка

    Под полезной нагрузкой подразумевается не только вооружение. Летательный аппарат может нести и другие устройства, необходимые для проведения разведки или захвата цели. Нагрузка размещается внутри фюзеляжа, но может крепиться и снаружи корпуса. Выступающие части оборудования прикрываются обтекателями. К элементам полезной нагрузки можно отнести:

    • Цифровую фотокамеру высокого разрешения;
    • Радиолокационную систему;
    • Систему радиотехнической разведки;
    • Оптико-электронную систему.

    С помощью перечисленных модулей БПЛА проводит воздушную разведку, а также обеспечивает информационную поддержку наземных сил. Он выполняет роль корректировщика огня или целеуказателя, может быть задействован при проведении топографической съемки местности.

    Оптико-электронная система (ОЭС) представляет собой отдельно разработанный модуль, масса которого составляет 55,5 кг. Он выполнен в виде цилиндра диаметром 410 мм и высотой 550 мм. Эта система позволяет беспилотнику сканировать пространство в видимом и инфракрасном диапазоне излучения. Система может отличать неподвижные цели и автотранспорт, а также надводные цели. Расстояние до цели измеряется собственным вычислительным центром, а сама цель подсвечивается лазером. Связь с центром управления поддерживается с помощью пяти информационных каналов, включающих в себя:

    • Канал данных с тепловизинной камеры;
    • Канал данных с телевизионной камеры;
    • Канал данных с широкоугольной телевизионной камеры;
    • Два канала для лазерного дальномера и целеуказателя.

    Радиолокационная станция разработана АО «Корпорацией «Фазотрон-НИИР» Бортовая станция снабжена фазированной антенной решеткой, которая применяется только на аппаратах «Орион». Станция РЛС включает в себя следующие модули:

    • Информационно-управляющая система;
    • Спутниковая система навигации;
    • Система диагностики оборудования;
    • Автоматическая система управления.

    Вооружение

    Еще на этапе разработки летательного аппарата негласно обговаривалась возможность нести бомбы и неуправляемые ракеты. Специально для беспилотников были сконструированы боеприпасы малого калибра. Основные условия диктовала ограниченность грузоподъемности летательного аппарата. Макеты такого вооружения были продемонстрированы незадолго до официального показа Ориона. В арсенале беспилотника имеется целый набор управляемых авиабомб. Они бывают двух типов: массой по 20 кг и массой по 50 кг.

    Отдельного интереса заслуживает так называемая планирующая бомба, получившая индекс УПАБ-50. Ее боевая часть заимствована от снаряда реактивной установки «Град».

    С подобным зарядом изготавливаются бомбы КАБ-50, которые оснащены инфракрасной головкой самонаведения. Более простой вариант бомбы – неуправляемый снаряд ФАБ-50. Меньшая по калибру авиабомба КАБ-20 несет в себе 7 кг заряда при общей массе 21 кг. Ее модифицированные варианты снабжены системами лазерного и спутникового наведения.

    Управляемые ракеты для беспилотников получили индекс Х-50. Их длина составляет 1,8 м, а диаметр – 180 мм. Ракета имеет массу 50 кг, причем 20 кг из них – масса боевой части ракеты. Летно-технические характеристики управляемой ракеты Х-50 пока официально не опубликованы.

    Конструкция аппарата и силовая установка

    Сам планер БПЛА относится серии планеров нормальной аэродинамической компоновки. Они имеет V-образное хвостовое оперение и прямое крыло. Фюзеляж выполнен с небольшим удлинением, а в его поперечном сечении прослеживается асимметрия. С целью облегчить конструкцию разработчики приняли решение использовать для создания фюзеляжа композиционные материалы. Крыло планера имеет небольшое сужение. Средства механизации управляются при помощи элементов дистанционной системы управления.

    Полезная нагрузка размещается внутри корпуса в районе передней стойки. Выступающие ее части прикрыты обтекателями. На предсерийных образцах были использованы двигатели Rotax 914 мощностью 86 кВт (115 л.с.). В серию беспилотники поступили с ответственной силовой установкой АПД-110/120, разработанной совместно ЦИАМ и компанией «Агат». Двухлопастный винт в диаметре достигает 1,9 м. Винт АВ-115 был специально разработан компанией «Аэросила» для аппаратов серии «Орион». Комплекс «Орион» — это не один летательный аппарат. В сосав комплекса входят 3 – 6 беспилотников, модуль управления взлётом и посадкой, модуль радиотехнических средств и модуль размещения операторов.

    Тактико-технические характеристики

    В технических характеристиках комплекса БПЛА «Орион» есть некоторые противоречивые сведения, которые будут уточнены со временем. Во-первых, Министерство обороны опубликовало ТТХ для Орион-Э, то есть для экспортной версии аппарата. Во-вторых, некоторые параметры были усреднены и требуют более детального измерения. На данный момент таблица ТТХ для Орион-Э выглядит так:

    • Длина – 8 м;
    • Размах крыльев – 16,3 м;
    • Высота – 3,2 м;
    • Взлетная масса – 1000 кг;
    • Масса полезной нагрузки – 200 кг;
    • Радиус применения с БЛА-ретранслятором: 300 км;
    • Продолжительность полета с полезной нагрузкой 60 кг – 24 часа;
    • Мощность двигателя (Rotax 914): 86 кВт (115 л. с.);
    • Высота полета – 7,5 км;
    • Крейсерская скорость – 120 км/ч.

    Противоречия встречаются даже на официальном сайте Министерства обороны. В разных таблицах указана разная масса полезной нагрузки. Она варьируется от 200 кг до 250 кг, а крейсерская скорость от 120 км/ч до 200 км/ч. Скорее всего, приведены усредненные и максимальные значения для указанных параметров. Прогнозируется, что показатели для моделей, поставляемых в ВС РФ, будут более высокими.

    Использование БПЛА «Орион»

    Беспилотник Орион стал первым разведывательно-ударным комплексом в российской армии. Ожидается, что с течением времени на вооружение поступят самые разные модификации боеприпасов, а также Орион будет использован, как платформа для создания альтернативных изделий с другими характеристиками. Штатные оптические средства аппарата позволяют вести наблюдение и поиск целей на местности. При помощи АСП Орион может наносить удары по наземным и надводным целям в радиусе несколько километров.

    Вооружение создано для поражения живой силы, неукрепленных сооружений, а также легкобронированной техники. Бомбы малого калибра уступают по мощности «полноразмерным» снарядам, однако они заполняют доселе пустовавшую нишу легких тяжелых АСП и обеспечивают гибкость применения беспилотной и пилотируемой боевой авиации.

    Беспилотники отличаются высоким боевым потенциалом, что неоднократно демонстрировалось в реальных вооруженных конфликтах. Разведывательно-ударные аппараты могут выступать, как дополнение к пилотируемой тактической авиации. Они берут на себя ряд трудоемких задач, а также снижают риск для людей. К сожалению, Россия отстает в производстве подобных аппаратов от Китая, Израиля и США. Но с поставкой в ВС комплекса «Орион» наша армия шагнула вперед на несколько лет в своем развитии. Учитывая, что в кратчайшие сроки планируется создание полноценного флота беспилотников с расширенными функциями, можно отметить, что мы сможем наверстать отставание за несколько лет.

    Самолеты Автор статьиВиктор ГеннадьевичОтставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.Написано статей482

    Источник: army-today.ru

    LEAVE A RESPONSE