армия и оружие

Подробный обзор вездехода ГАЗ-34039, его особенности

Страна Россия является огромной по своей территории. Значительные территории нашей родины занимают труднопроходимые территории, но и на их работают люди, несут службу войска. Естественно, люди нуждаются в транспорте.

Обычные грузовики в таких условиях имеют достаточно ограниченную применяемость, здесь на помощь приходит вездеход ГАЗ-34039. Эта машина является представителем уже третьего поколения гусеничных вездеходов, разработанных в Нижнем Новгороде.

Содержание

  • История и предназначение
  • Особенности конструкции
  • Технические характеристики и устройство вездехода ГАЗ-34039
  • Модификации
  • Сравнение с предшественником ГАЗ-71
  • Источники
  • История и предназначение

    Фактически ГАЗ 34039 — это модернизированная версия старого советского бронетранспортера ГАЗ-7, который широко выпускался в СССР с 1968 по 1985 год.

    Особенностью машины считался высокий показатель грузоподъемности, составляющий примерно одну тонну, а также возможность буксировки прицепов до двух тысяч килограмм.

    Вездеход часто эксплуатировался в качестве эвакуатора с места происшествий и даже для транспортировки раненных, особенно в северных регионах страны.

    С 1985 года на конвейере появляется ГАЗ 34039, оснащенный улучшенным технологическим оборудованием и силовыми установками. Производством новых моделей занимался Заволжский завод тяжелой техники, а на сегодняшний день автомобили этой серии выпускаются компанией «Группа ГАЗ», сформировавшейся после распада СССР.

    Что касается современной истории автомобиля, то в 2010 году на международной выставке средств обороны был представлен новый бронетранспортер ГАЗ 34039 «Ирбис».

    Получив множество положительных отзывов и несколько наград, вездеход запустили в массовое производство, и с 2011 года он активно поставляется на российский автомобильный рынок.

    Снегоболотоход предназначен в основном для дальних северных регионов страны, где занимаются добычей нефтяных продуктов. Также автомобиль пригоден для строительной сферы и может использоваться в качестве перевозчика грузов.

    Несмотря на относительно высокий уровень продаж и хорошие отзывы клиентов, компания «Группа ГАЗ» только начинает свой путь в большом бизнесе и в ближайшее время планирует представить новые модифицированные версии автомобилей, которые будут соответствовать всем мировым стандартам. Главной целью производителей является монополия над поставками военной техники, и для этих целей они выделяют огромные финансовые средства.

    Особенности конструкции

    Основными отличительными особенностями советского снегоболотохода можно считать следующие:

    • Минимальное число конструктивных элементов;
    • Тихоходный тракторный дизель минского моторного завода ММЗ Д24512С;
    • Верхние люки в кабине, позволяющие выбраться при затоплении вездехода;
    • Остекление стеклопакетами. Все стеклопакеты, в том числе и два лобовых, сделаны плоскими для удешевления их замены;
    • Кабина и салон утеплены легким полимерным утеплителем;
    • Для механической защиты кабины установлен трубчатый каркас;
    • КПП и главная передача объединены в одном картере;
    • Привод на передние звездочки, что дало значительное уменьшение числа элементов трансмиссии;
    • Независимая торсионная подвеска с минимальным числом деталей.

    Шасси ГАЗ-34039 используется для производства вездеходов с большим числом модификаций. По кузову выпускается около двух десятков вариантов: 34039-22, -32, -33, -13, -12 и другие. Платформа салона сделана универсальной и легко переоборудуется под любые задачи.

    Технические характеристики и устройство вездехода ГАЗ-34039

    Технические характеристики:

    • Снаряженная масса — 4,8 тонн;
    • Грузоподъемность — 1,2 тонны;
    • Вместимость — 10 человек (имеется 4 спальных места);
    • Объем двигателя — 4,75;
    • Мощность — 109 лошадиных сил при 2,4 тысячах оборотах;
    • Максимальный крутящий момент — 350 Нм при 1,7 тысяче оборотов;
    • Число цилиндров — 4;
    • Длина — 5,7 метров;
    • Ширина — 2,5 метра;
    • Высота — 2 метра;
    • Колесная база — 3,6 метров;
    • Клиренс — 40 сантиметров;
    • Вес прицепа — не более 2 тонн;
    • Топливный бак — 370 литров;
    • Максимальная скорость по дороге — 60 км/ч;
    • Максимальная скорость по воде — 6 км/ч.

    В серийное производство техника поступила в 1985 году. Главной особенностью стала возможность передвигаться по водной поверхности. Гусеничное устройство позволяло передвигаться в условиях вечной мерзлоты по заснеженным территориям. В основе транспорта может лежать один из трех видов гусениц:

    • С металлическими шарнирами. Такое устройство также называют открытыми шарнирами. Вариант считается самым простым, траки и элементы крепления производятся из высокопрочной стали;
    • С резиново-металлическими шарнирами. Между металлическими запчастями устанавливается резиновая втулка, которая снижает трение деталей и повышает запас рабочего ресурса;
    • Асфальтоходные гусеницы. Сложная конструкция, позволяющая вездеходу передвигаться по дорогам общего пользования. На экземпляры 34039 устанавливаются с 2011 года.

    Инженеры распределили нагрузку на всю поверхность гусениц. Это позволило до минимума снизить нагрузку на почву при движении машины. Почва и растительность не разрушаются. Это также улучшило тяговые характеристики автомобиля. Всего используется 12 опорных катков (по 6 на каждую сторону). За движение гусениц отвечают четыре колеса (по 2 с каждой стороны).

    Главная задача водителя — контролировать износ пальцев шарниров и натяжение ленты. В процессе эксплуатации лента растягивается, что может привести к ее обрыву. В результате этого существует вероятность повреждения шин опорных катков. В ситуациях, когда необходимо преодолеть талый снег или липкую грязь, ленту растягивают собственноручно для улучшения проходимости. Благодаря большому углу атаки спереди и сзади на ленте, ГАЗ-34039 способен преодолевать большие препятствия.

    Дизельный силовой агрегат располагается под кабиной. Отсутствие выступающих частей перед обзором водителя обеспечивает хорошую видимость передней полусферы. В центре кабины расположен капот. При его открытии техник получает полный доступ к силовой установке и ее основным техническим узлам. Кабина рассчитана на водителя и одного пассажира. Окна оснащены двойными стеклопакетами, которые сохраняют тепло внутри салона даже в самых суровых климатических условиях. Для поддержания комнатной температуры предусмотрено отопительное оборудование.

    Модификации

    Большинство вариантов гусеничного вездехода отличаются друг от друга основным назначением и устройством кузова. Так, под индексом ГАЗ-34039-22 выпускается грузопассажирская модификация с открытым тентованным кузовом. ГАЗ-34039-23 – такая же машина, но с гусеницами с открытым шарниром.

    ГАЗ-34039-32 и ГАЗ-34039-33 – пассажирское исполнение с металлическим кузовом, оснащенным автономным отопителем. Различие – снова в конструкции гусениц. Ранее для перевозки пассажиров выпускались варианты с утепленным тентом, носившие обозначения ГАЗ-34039-12 и ГАЗ-34039-13.

    Отдельно в производственной гамме стоит «вездеходная» карета скорой помощи ГАЗ-340394.

    Помимо установки медицинского оборудования, модификация отличается тем, что предлагается только с гусеницами с резинометаллическим шарниром.

    Модель вездехода ГАЗ-34039 «Ирбис» сохраняет цифровой индекс базового шасси, но отличается от ГАЗ-34039-33 или ГАЗ-34039-32 значительнее, чем медицинская модификация. На шасси «Ирбиса» установлен просторный пластиковый кузов, обеспечивающий не только лучшую эргономику водительского места и повышенный комфорт пассажиров – но и большую грузоподъемность. Доступ к двигателю стал осуществляться изнутри салона, что облегчает ремонт и обслуживание при низких температурах.

    На базе гусеничных вездеходов строятся и специализированные машины, которым не присваивалось отдельного индекса. Грузопассажирский ГАЗ-34039-22 используется в качестве шасси для пожарной машины, буровой установки с гидроприводом и другого спецоборудования. ГАЗ-34039 «Ирбис» тоже предлагается в различных исполнениях – с установкой полностью жилого модуля, в виде пожарной машины, аварийно-спасательного транспорта.

    Сравнение с предшественником ГАЗ-71

    Неэкономичный карбюраторный двигатель ЗМЗ-41 был заменен на дизельный Д24512С. В результате расход топлива снизился в два раза (50 л/100 км вместо 100 л/100 км), а само топливо было заменено с бензина на дизельное. Общая стоимость эксплуатации снизилась в три раза. Вездеход стал унифицированным по топливу с грузовыми автомобилями, отопителями, буровыми установками и другой техникой, широко используемой на крайнем севере.

    Добавлена задняя звездочка, угол атаки гусеницы при движении задним ходом стал таким же, как и спереди.

    Запас хода увеличен с 400 до 700 км. При расходе 50 л/100 км общая емкость баков составляет 370 л.

    Источники

    • https://warbook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/gaz-34039/
    • https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/gaz-34039/
    • https://gun-35.ru/voennaya-tehnika/gaz-34039-tehnicheskie-harakteristiki-snegobolotohod-irbis-vezdehod-gusenichnyj-gazushka-modifikatsii.html
    • https://warways.ru/gruzovye-mashiny/gaz-34039.html

    Машины Автор статьиВиктор ГеннадьевичОтставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.Написано статей482

    Источник: army-today.ru

    LEAVE A RESPONSE