Страна Россия является огромной по своей территории. Значительные территории нашей родины занимают труднопроходимые территории, но и на их работают люди, несут службу войска. Естественно, люди нуждаются в транспорте.
Обычные грузовики в таких условиях имеют достаточно ограниченную применяемость, здесь на помощь приходит вездеход ГАЗ-34039. Эта машина является представителем уже третьего поколения гусеничных вездеходов, разработанных в Нижнем Новгороде.
Содержание
История и предназначение
Фактически ГАЗ 34039 — это модернизированная версия старого советского бронетранспортера ГАЗ-7, который широко выпускался в СССР с 1968 по 1985 год.
Особенностью машины считался высокий показатель грузоподъемности, составляющий примерно одну тонну, а также возможность буксировки прицепов до двух тысяч килограмм.
Вездеход часто эксплуатировался в качестве эвакуатора с места происшествий и даже для транспортировки раненных, особенно в северных регионах страны.
С 1985 года на конвейере появляется ГАЗ 34039, оснащенный улучшенным технологическим оборудованием и силовыми установками. Производством новых моделей занимался Заволжский завод тяжелой техники, а на сегодняшний день автомобили этой серии выпускаются компанией «Группа ГАЗ», сформировавшейся после распада СССР.
Что касается современной истории автомобиля, то в 2010 году на международной выставке средств обороны был представлен новый бронетранспортер ГАЗ 34039 «Ирбис».
Получив множество положительных отзывов и несколько наград, вездеход запустили в массовое производство, и с 2011 года он активно поставляется на российский автомобильный рынок.
Снегоболотоход предназначен в основном для дальних северных регионов страны, где занимаются добычей нефтяных продуктов. Также автомобиль пригоден для строительной сферы и может использоваться в качестве перевозчика грузов.
Несмотря на относительно высокий уровень продаж и хорошие отзывы клиентов, компания «Группа ГАЗ» только начинает свой путь в большом бизнесе и в ближайшее время планирует представить новые модифицированные версии автомобилей, которые будут соответствовать всем мировым стандартам. Главной целью производителей является монополия над поставками военной техники, и для этих целей они выделяют огромные финансовые средства.
Особенности конструкции
Основными отличительными особенностями советского снегоболотохода можно считать следующие:
- Минимальное число конструктивных элементов;
- Тихоходный тракторный дизель минского моторного завода ММЗ Д24512С;
- Верхние люки в кабине, позволяющие выбраться при затоплении вездехода;
- Остекление стеклопакетами. Все стеклопакеты, в том числе и два лобовых, сделаны плоскими для удешевления их замены;
- Кабина и салон утеплены легким полимерным утеплителем;
- Для механической защиты кабины установлен трубчатый каркас;
- КПП и главная передача объединены в одном картере;
- Привод на передние звездочки, что дало значительное уменьшение числа элементов трансмиссии;
- Независимая торсионная подвеска с минимальным числом деталей.
Шасси ГАЗ-34039 используется для производства вездеходов с большим числом модификаций. По кузову выпускается около двух десятков вариантов: 34039-22, -32, -33, -13, -12 и другие. Платформа салона сделана универсальной и легко переоборудуется под любые задачи.
Технические характеристики и устройство вездехода ГАЗ-34039
Технические характеристики:
- Снаряженная масса — 4,8 тонн;
- Грузоподъемность — 1,2 тонны;
- Вместимость — 10 человек (имеется 4 спальных места);
- Объем двигателя — 4,75;
- Мощность — 109 лошадиных сил при 2,4 тысячах оборотах;
- Максимальный крутящий момент — 350 Нм при 1,7 тысяче оборотов;
- Число цилиндров — 4;
- Длина — 5,7 метров;
- Ширина — 2,5 метра;
- Высота — 2 метра;
- Колесная база — 3,6 метров;
- Клиренс — 40 сантиметров;
- Вес прицепа — не более 2 тонн;
- Топливный бак — 370 литров;
- Максимальная скорость по дороге — 60 км/ч;
- Максимальная скорость по воде — 6 км/ч.
В серийное производство техника поступила в 1985 году. Главной особенностью стала возможность передвигаться по водной поверхности. Гусеничное устройство позволяло передвигаться в условиях вечной мерзлоты по заснеженным территориям. В основе транспорта может лежать один из трех видов гусениц:
- С металлическими шарнирами. Такое устройство также называют открытыми шарнирами. Вариант считается самым простым, траки и элементы крепления производятся из высокопрочной стали;
- С резиново-металлическими шарнирами. Между металлическими запчастями устанавливается резиновая втулка, которая снижает трение деталей и повышает запас рабочего ресурса;
- Асфальтоходные гусеницы. Сложная конструкция, позволяющая вездеходу передвигаться по дорогам общего пользования. На экземпляры 34039 устанавливаются с 2011 года.
Инженеры распределили нагрузку на всю поверхность гусениц. Это позволило до минимума снизить нагрузку на почву при движении машины. Почва и растительность не разрушаются. Это также улучшило тяговые характеристики автомобиля. Всего используется 12 опорных катков (по 6 на каждую сторону). За движение гусениц отвечают четыре колеса (по 2 с каждой стороны).
Главная задача водителя — контролировать износ пальцев шарниров и натяжение ленты. В процессе эксплуатации лента растягивается, что может привести к ее обрыву. В результате этого существует вероятность повреждения шин опорных катков. В ситуациях, когда необходимо преодолеть талый снег или липкую грязь, ленту растягивают собственноручно для улучшения проходимости. Благодаря большому углу атаки спереди и сзади на ленте, ГАЗ-34039 способен преодолевать большие препятствия.
Дизельный силовой агрегат располагается под кабиной. Отсутствие выступающих частей перед обзором водителя обеспечивает хорошую видимость передней полусферы. В центре кабины расположен капот. При его открытии техник получает полный доступ к силовой установке и ее основным техническим узлам. Кабина рассчитана на водителя и одного пассажира. Окна оснащены двойными стеклопакетами, которые сохраняют тепло внутри салона даже в самых суровых климатических условиях. Для поддержания комнатной температуры предусмотрено отопительное оборудование.
Модификации
Большинство вариантов гусеничного вездехода отличаются друг от друга основным назначением и устройством кузова. Так, под индексом ГАЗ-34039-22 выпускается грузопассажирская модификация с открытым тентованным кузовом. ГАЗ-34039-23 – такая же машина, но с гусеницами с открытым шарниром.
ГАЗ-34039-32 и ГАЗ-34039-33 – пассажирское исполнение с металлическим кузовом, оснащенным автономным отопителем. Различие – снова в конструкции гусениц. Ранее для перевозки пассажиров выпускались варианты с утепленным тентом, носившие обозначения ГАЗ-34039-12 и ГАЗ-34039-13.
Отдельно в производственной гамме стоит «вездеходная» карета скорой помощи ГАЗ-340394.
Помимо установки медицинского оборудования, модификация отличается тем, что предлагается только с гусеницами с резинометаллическим шарниром.
Модель вездехода ГАЗ-34039 «Ирбис» сохраняет цифровой индекс базового шасси, но отличается от ГАЗ-34039-33 или ГАЗ-34039-32 значительнее, чем медицинская модификация. На шасси «Ирбиса» установлен просторный пластиковый кузов, обеспечивающий не только лучшую эргономику водительского места и повышенный комфорт пассажиров – но и большую грузоподъемность. Доступ к двигателю стал осуществляться изнутри салона, что облегчает ремонт и обслуживание при низких температурах.
На базе гусеничных вездеходов строятся и специализированные машины, которым не присваивалось отдельного индекса. Грузопассажирский ГАЗ-34039-22 используется в качестве шасси для пожарной машины, буровой установки с гидроприводом и другого спецоборудования. ГАЗ-34039 «Ирбис» тоже предлагается в различных исполнениях – с установкой полностью жилого модуля, в виде пожарной машины, аварийно-спасательного транспорта.
Сравнение с предшественником ГАЗ-71
Неэкономичный карбюраторный двигатель ЗМЗ-41 был заменен на дизельный Д24512С. В результате расход топлива снизился в два раза (50 л/100 км вместо 100 л/100 км), а само топливо было заменено с бензина на дизельное. Общая стоимость эксплуатации снизилась в три раза. Вездеход стал унифицированным по топливу с грузовыми автомобилями, отопителями, буровыми установками и другой техникой, широко используемой на крайнем севере.
Добавлена задняя звездочка, угол атаки гусеницы при движении задним ходом стал таким же, как и спереди.
Запас хода увеличен с 400 до 700 км. При расходе 50 л/100 км общая емкость баков составляет 370 л.
Источники
- https://warbook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/gaz-34039/
- https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/gaz-34039/
- https://gun-35.ru/voennaya-tehnika/gaz-34039-tehnicheskie-harakteristiki-snegobolotohod-irbis-vezdehod-gusenichnyj-gazushka-modifikatsii.html
- https://warways.ru/gruzovye-mashiny/gaz-34039.html
Машины Автор статьиВиктор ГеннадьевичОтставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.Написано статей482
Источник: