С появлением атомных подводных лодок (ПЛ) многие стали скептически высказываться о субмаринах, работающих на электро-дизельных двигателях. Несмотря на это такие подлодки до сих пор присутствуют на вооружении многих стран мира, включая ведущие державы.
Сохранение дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) как класса обусловлено несколькими недостатками атомоходов. Ключевыми выделяют излишний шум, радиационный фон и большие габариты, не позволяющие активно действовать на мелководье и в стесненных условиях.
«Варшавянка» — объединенное название двух проектов подводных лодок, работающих на дизельных генераторах (ДПЛ). Изначально такие субмарины производились на экспорт, позже стали поступать на вооружение российского флота.
История разработки
Подводная лодка «Варшавянка»
Разработку проекта 636 начали в СССР в 1970-х годах. Именно тогда оформлено техническое задание, новая лодка должна была противодействовать подводным и надводным кораблям противника. Субмарины данного проекта предполагалось строить на экспорт в страны Варшавского договора, отчего и получили названия «Варшавянка».
Несмотря на давние сроки строительство кораблей проекта 636 началось только с середины 1990-х. Основным заказчиком выступил Китай, две лодки были собраны для Алжира. Доработанную модель 636.1 собирали для Вьетнама и Алжира, рассматривалась вероятность поставок в Индию.
С 2010-ого начато строительство подлодок для ВМФ России, проект получил номер 636.3. В строй вступило уже 6 подлодок, седьмая будет принята в ноябре-декабре 2020, восьмая готовится к спуску на воду, еще две строятся.
Отдельно выделяют проект 877 «Палтус». Данные подлодки также называют «Варшавянкой», поскольку часть из них шла на экспорт в страны Варшавского договора. При рассмотрении технических характеристик ориентируются на оба проекта ввиду их сходства.
Основные цели и задания
Ключевое назначение дизель-электрической подводной лодки — поддержка флота. В боевые задачи проекта 636 ставится борьба с надводными и подводными кораблями противника и противодействие угрозам транспортных кораблей и авианосных групп. «Варшавянка» может применяться для защиты побережья, военно-морских баз, коммуникаций, границ и флота.
Особенности конструкции ПЛ проектов 636 и 877
636.3 — модификация «Варшавянки», используемая для российского флота
Конструктивно Варшавянка подводная лодка имеет немало сходств в пр. 636 и 877, из-за чего их строение рассматривают одновременно. Ключевые особенности — веретенообразная форма лодок и компоновка внутренних отсеков.
Корпус веретенообразной формы с минимальным количеством отверстий
Корпус подводных лодок веретенообразный, многие аналитики также сравнивают его с дирижаблем. Количество забортных дыр (отверстий) сведено к минимуму. Это позволило добиться оптимальной обтекаемости и увеличить подводную скорость за счет уменьшения надводной.
Шесть отсеков
«Варшавянка» имеет разделение на внешний легкий корпус и внутренний прочный. Последний делится на шесть отсеков:
- носовой имеет три палубы, верхняя — торпедная, средняя — жилая и нижняя для размещения аккумуляторных батарей;
- второй отсек командный, также делится на три палубы, сверху вниз размещены центральный пост, рубки радиста и штурмана, здесь же находятся все выдвижные устройства;
- третий отсек жилой, две верхние палубы заняты помещениями для экипажа, нижняя — дополнительные аккумуляторы;
- в четвертом отсеке находится дизель-генераторный двигатель;
- пятый — электромоторный, отсюда также выпускается аварийный буй.
Кормовой отсек механико-технический. Здесь находятся электродвигатели экономичного хода, приводы рулей и кормовой люк.
Вооружение
«Варшавянка» 636.3 на стоянке
Вооружение подлодок «Варшавянка» делится на следующие категории:
- торпедно-минные снаряды;
- противокорабельные ракетные установки;
- противовоздушная оборона.
Вооружение ПВО представлено ПЗРК «Стрела-3» или «Игла». Боекомплект — 8 зенитно-управляемых ракет.
Шесть торпедных аппаратов
«Варшавянка» имеет 6 торпедных аппаратов в носовой части. Калибр — 533 мм, система имеет автоматическую подачу снарядов. Боекомплект предусматривает 18 торпед.
Донные мины
Помимо запуска торпед подводная лодка может размещать донные мины. В боекомплекте их 24 штуки.
Противокорабельные ракеты «Калибр»
Для поражения надводных целей предусмотрено 4 установки для противокорабельных ракет «Калибр». Применяются ПКР ЗМ-54. Экспортные подлодки оснащались модификациями ЗМ-54Э и ЗМ-54Э1.
Технические характеристики
ТТХ «Варшавянки» 636.3
Несмотря на сходства в конструкции и компоновке технические характеристики подводной лодки «Варшавянка» проектов 636 и 877 имеют определенные отличия. Большинство из них незначительные. К примеру, по данным Википедии, экипаж лодок 636 — 52 человека, у проекта 877 — 57 человек.
Водоизмещение
Надводное и подводное водоизмещение «Варшавянки» проекта 636 составляет 2350 и 3950 тонн. У подводных лодок проекта 877 данные показатели ниже — 2300 и 3040 тонн соответственно.
Дальность плавания
У обоих проектов автономность плавания составляет 45 суток. У «Варшавянки» дальность хода зависит от скорости. Экономичным ходом в 3 узла подлодка преодолевает до 400 миль. При работе двигателя под водой и скорости 7 узлов дальность хода составляет 7500 миль. Максимальная скорость над и под водой — 17 и 20 узлов.
Глубина погружения
У подводных лодок проекта 636 и 877 рабочая глубина погружения составляет 240 метров. Предельная глубина отличается, у «Варшавянки» — 300 м, у «Палтуса» — 350 м.
Движитель (дизельный)
Силовая установка подлодок «Варшавянка» и «Палтус» представлена следующими агрегатами:
- два дизельных генератора 4-2ДЛ42М по 1000 кВт;
- основной электродвигатель ПГ165 мощностью 5500 л. с.;
- электродвигатель экономического хода мощностью ПГ166 190 л. с.;
- два резервных двигателя ПГ168 по 102 л. с. каждый.
В качестве движителя используется один семилопастный низкооборотный винт. Подлодки проекта 636.3 считаются наиболее ходовыми. На них установлены более современные дизельные двигатели, что обеспечивает лучшую мощность и скорость хода.
Габариты и вес
По габаритам «Варшавянка» имеет следующие показатели:
- длина по ватерлинии — 72,6 м;
- наибольшая ширина подлодки — 9,9 м;
- осадка по ватерлинии — 6,2 м.
Модификация для российского флота 636.3 имеет незначительные отличия, ее длина составляет 73,8 м. Вес подводных лодок соответствует их водоизмещению.
Достоинства и недостатки
Подводные лодки «Варшавянка» продолжают поступать на вооружение российского флота
Ключевое преимущество подводных лодок «Варшавянка» — их скрытность. Конструктивные особенности субмарины в сочетании с малошумными двигателями позволяет ей подходить к целям практически вплотную, оставаясь невидимой для большинства средств обнаружения.
Данные аспекты в сочетании с собственной дальностью обнаружения делает подводные лодки оптимальным выбором в борьбе с кораблями противника. В большинстве случаев именно нанесение первого удара и возможность уйти от ответного решает исход боя.
Другое преимущество — противокорабельные ракеты «Калибр» способные поражать надводные цели из-под воды. Это в значительной степени расширяет спектр боевых возможностей подводной лодки. Дополнительно указывается и вероятность применения «Варшавянки» на любых широтах.
Прямых недостатков данного типа субмарин пока не выявлено. Есть определенные ограничения в огневой мощи, однако данные показатели не считаются критичными. Не выявлено недостатков и в ходе боевого применения подлодки.
Применение в боевых условиях и обеспечения дежурства
Лодки проекта «Варшавянка» имеются на вооружении Китая, Вьетнама и Алжира. В последнее десятилетие 6 лодок поступило на вооружение российского флота, большая часть патрулирует Черное море. Седьмая лодка также заканчивает государственные испытания. Ожидается, что в 2017-22 годах шесть лодок войдут в состав Тихоокеанского флота.
Первое боевое применение подводной лодки зафиксировано 8 декабря 2015 года. Б-237 «Ростов-на-Дону» из Средиземного моря успешно выпустил ракеты «Калибр-ПЛ» по позициям сирийских террористов в провинции Ракка.
Источник: militaryarms.ru