В 1943 году вермахт вооружился новой техникой, которая обладала мощным орудием вместе с отличной бронезащитой. Это был тяжелый танк Pz Kpfw Tiger или, как его называли, Тигр. Перед Курской битвой бронетанковые соединения Красной Армии имели тяжелые танки КВ, которые просто не могли бороться на равных с новыми немецкими машинами.
Чтобы вернуть преимущество РККА, было необходимо создать новую машину, которая будет иметь пушку большого калибра и непробиваемую броню. Именно такой грозной машиной должен был стать герой данной статьи – тяжелый танк ИС-4.
Содержание
История создания
Работы по созданию проекта были начаты в 1943 году на ЧКЗ в г. Челябинске в СКБ-2, в то время, когда был принят на вооружение ИС-122. Руководил созданием проекта сначала Троянов Л.С., чуть позже на должность руководителя был назначен Балжи М.Ф., создатель ИС-3.
Проект под обозначением «К» изначально предназначался для борьбы с немецкими тяжелыми танками, как основной противник Panther,Tiger и их модификаций. Требуемые характеристики и чертеж агрегатов машины были приняты 10 декабря 1943 г., а через 4 месяца был создан макет из дерева.
При конструировании за основу был взята компоновка танка ИС, с модернизацией и изменениями узлов машины.
Бронезащита машины была существенно увеличена, что способствовало внесению изменений в ходовую часть из-за возросшей массы. Так количество опорных катков увеличилось до 7 штук с каждой стороны машины, а ширина гусениц выросла до 730 мм. Кроме того, мощности существующего двигателя, устанавливаемого на ИС-3, для такой тяжелой машины было явно недостаточно.
На помощь пришло конструкторское бюро при ЧТЗ — СКБ-12 (занимающееся разработкой дизельных двигателей) с новым 12-цилиндровым В-12, спроектированным на основе знаменитого двигателя В-2. Также к концу проектирования машины была разработана новая трансмиссия. Увеличение бронирования повлекло за собой и изменение крепления башни с новой системой управления поворотом.
В середине весны 1944 года проект был утвержден и получил название «Объект 701». Всего существовало шесть версий проекта, главным отличием которых являлась установленная артиллерийская система.
И если после проведения всех испытаний и устранения недостатков вопросов по машине не было, то в случае оснащения танковым орудием объекта 701 перед разработчиками стала дилемма. Выбор был непростой – это пушки, калибром 122 мм, С-34-II и Д-25Т. И если первая обладала большой точностью, то вторая производилась серийно. Последний фактор и стал убедительным в принятии решения об оснащении объекта 701 артиллерийской системой Д-25Т.
Новый танк получился громоздким и проигрывал ИС-3 из-за большей массы и низкой проходимости, но выигрывал за счет более сильной бронезащиты. Именно последний фактор способствовал запуску в серию объекта.
Через год, 29 апреля 1946 танк был принят на вооружение и получил название ИС-4, к сентябрю этого же года изготовлено 25 единиц. Данная партия предназначалась для проведения испытаний, через месяц, 8 октября ИС-4 был запущен в серию. Налаживание массового производства шло очень медленно и за три месяца удалось изготовить всего 20 единиц.
Версии танка и его конструкция
За период производства с 1946 по 1949 г.г. было изготовлено 244 единицы. Кроме серийной машины, выпускались ИС-4 еще в двух модификациях:
- командирская версия (ИС-4К) оснащалась дополнительной радиостанцией;
- танк с улучшенной ходовой частью получил название ИС-4М.
ИС-4 вооружался 122 мм артиллерийской системой Д-25Т с боекомплектом в 30 выстрелов и двумя 12,7 мм пулеметами ДШК (спаренный и зенитный). На машинах применялся дизельный двигатель В-12 мощностью 750 л.с. и механическая трансмиссия планетарного типа.
Скорость машины по шоссе составила 43 км/ч, запас хода 170 км. Броня гомогенного типа, бронезащита корпуса – лоб 160 мм, корма 160 мм, борта 120 мм. Бронирование лба башни достигало 250 мм. Масса танка – 60 тонн. Экипаж машины состоял из 4 человек — механика-водителя, наводчика, заряжающего и командира.
Технические характеристики танка
— длина с пушкой
— длина корпуса
— ширина
— высота
— клиренс 9700
6520
3220
2445
450 9790
6600
3260
2480
410
— лоб корпуса (верх)
— лоб корпуса (низ)
— борт (низ)
— подбашенная
— корма (верх)
— корма (средн.)
— корма (низ)
— крыша башни
— крыша МТО
— башня литая гомогенная броня с
поверхностной закалкой ТВЧ
120/61
160/29
160
160/22
120/38
120/32
120/39
30 — 40
30
160 140
160
160100
250…170
12,7-мм пулемет ДШК (500), казённо-зарядный миномёт 122-мм пушка Д-25Т (30),
2 х 12,7-мм пулемет ДШК (1000)
— высота стенки
— ширина рва
— глубина брода
— угол подъёма 35° 1,0 м
2,8 м
1,5 м
35°
* по заключению на ТП
** с использованием внешних баков
Вооружение
- Масса орудия, кг – Неизвестно
- Боекомплект, сн. – 30
- Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, – 800
- Прицельная дальность, м, – 3000
- Углы вертикальной наводки, град.: −3°…+20°
Бронепробиваемость
Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности.
- Бронебойный, на расстоянии 500 м, мм/град. – 155/90°
- Бронебойный, на расстоянии 1 км, мм/град. – 145/90°
- Бронебойный, на расстоянии 2 км, мм/град. – 125/90°
- Скорострельность, выстр./мин – до 2
Дополнительное вооружение
Один ДШК, спаренный с орудием, второй ДШК установлен на башне в качестве турели.
Модернизации
- ИС-4К – «Командирский». Танк оборудован дополнительной радиостанцией.
- ИС-4М – «Модернизированный». Были произведены изменения в ходовой части, что позволило немного улучшить подвижность. Остальные изменения незначительны.
- ИС-4 и его модернизации были сняты с вооружения СССР в 1960 году, но остались ДОТы на основе башни ИС-4.
Дальнейшая судьба танка
Все 244 экземпляра ИС-4 несли службу в частях на Дальнем Востоке и были сняты с вооружения в 60-х годах. Причиной отказа от дальнейшего выпуска танка явилась дороговизна и сложность производства, что исключало возможность массового выпуска в случае войны с вероятным противником. Чрезмерная масса танка снижала возможности перевозки железнодорожным или автомобильным транспортом.
Кроме того, болезни ходовой части, которые появились еще в ходе изготовления первых образцов и проведения испытаний, так и не были до конца устранены. В боевых конфликтах во второй половине 40-х и до 60-х годов, танк участия не принимал, наверно, сказалась сложность его транспортировки на возможный театр боевых действийи дороговизна обслуживания. Оставшиеся к концу службы танки стали мишенями при проведении учебных стрельб, а демонтированные башни с орудиями, устанавливались как отдельные огневые точки на границе с Китаем.
Сегодня, несколько единиц ИС-4 сохранилось и их можно увидеть как в экспозиции музея, так и виде памятника:
- музей бронетанковой техники в Кубинке;
- парк Дома офицеров РА в г. Чита;
- памятник в г. Забайкальск.
К моменту запуска ИС-4 в массовое производство война подошла к концу, соответственно и основное предназначение машины, как убийцы немецких тяжелых танков и самоходных установок оказалось не востребованным.
Высокая трудоемкость, дороговизна изготовления машины, большой вес и ненадежность некоторых агрегатов – все это способствовало тому, что машина была снята с производства через три года и в дальнейшем не принимала участия в каких-либо боевых действиях. На смену тяжелым танкам постепенно пришли основные, которые не уступали по мощности вооружения, но имели улучшенные динамические характеристики. А сниженный вес основных машин сделал их универсальными.
Источники
- https://warbook.club/voennaya-tehnika/tanki/is-4/
- https://topwar.ru/14412-tank-is-4-samyy-tyazhelyy-seriynyy-v-sssr.html
- https://tanki-tut.ru/ussr-russia/is-4/
- https://gun-35.ru/istoriya/tank-is-4-obzor-istoriya-sozdaniya-tehnicheskie-harakteristiki-vooruzhenie-konstruktsiya-boevoe-primenenie.html
Танки Автор статьиВиктор ГеннадьевичОтставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.Написано статей482
Источник: