армия и оружие

Проект 12700: тральщик ВМФ России «Георгий Курбатов»

Современный российский ВМФ переживает период модернизации и переоснащения. На смену боевым судам, которые строились еще во время существования Советского Союза, приходят новые современные боевые корабли. Ставка делается на ударные боевые корабли и подводные лодки, которые составляют основу любого современного флота. Однако в гонке вооружений не стоит сбрасывать со счетов корабли технической поддержки, без которых флот утрачивает свою боеспособность и оперативность.

Корабли противоминной защиты продолжают оставаться одним из основных элементов любого флота, и Россия сегодня предпринимает отчаянные попытки пополнить ряды своих флотом данного класса. Основной боевой единицей в структуре соединений противоминной защиты должен стать корабль проекта 12700.

Что представляет собой новейший тщ пр 12700 для российского флота

Корабли противоминной обороны, находящие в составе нынешнего ВМФ России, в большинстве своем являются судами старой советской постройки. Современные требования, которые предъявляются к ведению минной войны на море, указали на необходимость создания боевого судна совершенного иного типа. Новый тральщик должен быть совершенно неуязвимым для минного оружия и быть способным эффективно бороться с минной угрозой в прибрежной морской зоне.

Новинка заключалась в использовании для постройки судна совершенно новых для боевых кораблей конструктивных материалов. Новый базовый тральщик, получивший шифр «Александрит», был спроектирован Центральным МКБ «Алмаз». Идея создать противоминный корабль давно витала в кругах высшего военно-морского руководства страны. Только в нулевых годах техническое задание стало вырисовываться в реальный проект, который получил индекс 12700.

Новый базовый тральщик типа «Георгий Курбатов» должен стать основной боевой единицей для поиска, обнаружения и уничтожения мин всех классов и типов в местах базирования флота. Местом строительства нового судна стал Средне-Невский судостроительный завод. Серия получила производственный шифр БТ-730. Головной корабль серии, тральщик «Александр Обухов» проекта 12700 заложили в 2011 году. Почти через три года новейший базовый тральщик был спущен на воду. Результат работы питерских корабелов вдохновил военно-морское командование, поэтому в срочном порядке было принято решение продолжить серию. Уже на следующий год, в апреле 2020 года был заложен второй корабль, получивший название «Георгий Курбатов», соответствующее названию типа судов для данного проекта.

Базовый тральщик типа «Георгий Курбатов» проекта 12700 имеет композитный корпус, изготовленный из стеклопластика методом вакуумной диффузии. Длина судна составляет 62 метра. Впечатляет и водоизмещение тральщика. До этого момента все суда из композитных материалов имели водоизмещение не более 450 тонн. Российский базовый тральщик проекта 12700 имеет водоизмещение в два раза больше – 800 тонн. На сегодняшний день это единственное боевое судно в мире таких размеров, имеющее не металлический корпус.

По замыслу создателей новый базовый тральщик должен стать кораблем противоминной обороны нового поколения. В основу конструкции кораблей минно-тральной группы легла концепция «охоты за минами». Появление на вооружении флотов новых типов мин, оснащенных многоканальными взрывателями комбинированного типа, несло угрозу военному кораблю любого класса. Новые мины были нечувствительны к существующим типам трального оборудования, поэтому было решено перейти от массированного траления в слепую непосредственно к поиску мин и их уничтожению.

Основные конструктивные особенности тральщика проекта 12700

Благодаря стеклопластиковому корпусу корабль имеет пониженный фон физических и электрических полей, снижая вероятность срабатывания неконтактных мин. В отличие от стальных корпусов кораблей, конструкция из стекловолокна может без потери основных физико-химических свойств прослужить 30-40 лет. Проект 12700 считается самой успешной разработкой российских конструкторов за последнее десятилетие. Полученный практически опыт применения композитных материалов для строительства боевых судов, может положить начало строительству военных кораблей других классов, рассчитанных на действие в прибрежной морской зоне.

Для создания композитного корпуса впервые на корабельной верфи было применено новейшее оборудование, которое представляет собой опытное производство. Созданный с нуля производственный комплекс является уникальным в своем роде и не имеет аналогов в России. Технологические возможности комплекса оборудования обеспечивают возможность создавать монолитные стеклопластиковые корпуса длиной до 80 метров. Такой корпус обладает целым рядом очевидных преимуществ:

  • прочность, сравнимая со стальными конструкциями;
  • длительной срок эксплуатации;
  • минимальное технологическое обслуживание;
  • малый вес в сравнении с аналогичными по размеру стальными конструкциями.

Композитный корпус идеально подходит для установки на нем нового противоминного контура, который вместе с новейшими гидроакустическими станциями значительно увеличивает живучесть и боеспособность корабля. Новый противоминный контур устанавливается на корпусе корабля и на выносных подводных аппаратах, буксируемых судном. Помимо новинок в сфере обнаружения мин, новый тральщик оснащен и традиционным тральным оборудованием, контактными и неконтактными тралами. Набор противоминного оборудования и вооружения входит в единую систему управления, получившую короткое название АСУ ПМД. Управление противоминной системой осуществляется с командного пункта корабля.

Новинкой в противоминном оборудовании являются роботы, которые действуют автономно или с помощью телевизионного оборудования. Тральщик оснащен новейшей системой позиционирования и может вести поиск мин даже при волнении до 5-ти баллов.

В процессе создания корабля были учтены особенности высокой плавучести стеклопластикового корпуса. На новом судне запас плавучести составляет 70%, в отличие от традиционного для большинства военных судов запаса плавучести в 50-60%. Удалось не только создать мореходное прочное и устойчивое судно, но и маневренный боевой корабль.

Боевой корабль БТ типа «Георгий Курбатов» получил на оснащение мощную силовую установку. Дизельный двигатель мощностью 2500 л.с должен обеспечить кораблю максимальную скорость в 15 узлов. Дальность плавания экономичным ходом составляет 1500 км, что вполне достаточно для продолжительной боевой работы на довольно обширной акватории. Автономность плавания для нового корабля определена в 10 дней, что вполне достаточно для экипажа судна в количестве 41 человека.

Противоминное вооружение новейшего тральщика дополнено 30-мм артиллерийской установкой АК-306, переносными ЗРК «Игла» и двумя крупнокалиберными 14,5 мм пулеметами на турелях.

Будущее новых тральщиков проекта 12700

Следом за вторым кораблем серии БТ «Георгий Курбатов» в 2020 году с разницей в три месяца на стапелях Средне-Невского ССЗ были заложены еще два судна, которые на сегодняшний день находятся на разных стадиях строительства. Корабль «Георгий Курбатов» до сих пор не введен в строй. Причиной затягивания сдачи боевого корабля является пожар на судне, повредивший внутренние части главного корпуса. Сегодня активно ведутся восстановительные работы на корабле. Имеются предпосылки использовать основные узлы и агрегаты поврежденного корабля для ускорения постройки двух других судов серии.

Первенец серии, базовый тральщик проекта 12700 несет боевую службу в составе Балтийского флота. Тактико-технические характеристики, которые демонстрирует новое судно, говорят о правильности технического решения и хода конструкторской мысли. Боевые суда, изготовленные из композитных материалов, могут послужить основой для создания москитного флота, вооруженного ракетным оружием.

Источник: militaryarms.ru

LEAVE A RESPONSE