армия и оружие

Проект 20380 на боевом дежурстве — корветы Бойкий, Стойкий, Стерегущий, Разумный и другие

Традиционно названия сторожевых кораблей подбираются в виде прилагательных частей речи, что порой приводит к очень метким их наименованиям. Так, например, «Стерегущий» был первым детищем в проекте 20380, начальным символом в классе сторожевых кораблей. «Бойкий» — это уже более основательное и успешное произведение корабелов, ставший серийным третьим в списке. Через десятилетия наступает пора именитого «Разумного» – поскольку если корабль станет подлинно массовым, это будет лучшей демонстрацией того, что выбор направления на новые для страны классы корветов был сделан правильно.

Сторожевые корабли, как класс в прибрежных зонах со времен Советского Союза, – это именно то самое всем известное, пустовавшее место в течение десятилетий. Отчего так вышло, можно узнать, ознакомившись с историей «Новика» — корабля проекта 12441.

Так, в начале 1990-х годах утвердили проект 12440, который был спроектирован по новейшим тогдашним технологиям с:

  • Газотурбинной силовой установкой, имеющей два маршевых и два форсажных двигателя;
  • Корпусом и надстройкой, выполненными с добавлением материалов из композита, что давало малую радиолокационную заметность, отвечающим стелс-технологиям;
  • Самым современным и перспективным на ту пору зенитно-ракетным комплексом «Полимент / Редут», ангаром, в котором постоянно базировался противолодочный вертолет.

Позднее, через три года завершили корректировку проекта, вызванную развалом Союза. Из-за этого многие предполагаемые поставщики в один момент стали иностранными. Проекту приходилось неоднократно модернизироваться в процессе постройки. Работали над улучшением ходовых и боевых параметров корабля. Одновременно с этим работали и над его водоизмещением, а оно значительно превышало первоначальные характеристики задания. «Новику» удалось близко подойти к классам кораблей, которые способны к длительным патрулированиям и сопровождениям судов, при этом оставаться обладающими излишними параметрами для службы в прибрежной акватории.

В результате с самым продвинутым российским кораблем в техническом плане поступили как часто это бывает: его переквалифицировали в учебный, но так и не достроили. Нечто схожее приключилось еще с одним проектом 11540. Это был «Неустрашимый», который разрабатывали в 1970-е годы. Его задумали в качестве малого противолодочного корабля, имеющего водоизмещение восемьсот  тонн, но за несколько лет оно повысилось до полутора тысяч, потом до двух тысяч, а с вертолетом дошел и до двух с половиной  тонн, оказавшись в морской зоне. В результате «Неустрашимого» на воду спустили только через двадцать лет.

Безусловно, быстрому, неплохо защищенному и вооруженному «Новику» несложно справляться с всякими заданиями прибрежной акватории. Его критическим недостатком была, стоимость. Хотя при охране морских границ, а также для того, чтобы своевременно отреагировать на любой локальный территориальный конфликт, необходимо присмотреться к сторожевым кораблям, их должно быть оптимальной количество.

Вследствие этого в самом конце девяностых объявили конкурс для разработки более легких и дешевых сторожевых кораблей. Он был выигран Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз», спроектировавшим «Новика».

Корабли проекта 20380 типа «Стерегущий», а в дальнейшем, и «Бойкий», и «Стойкий» обещали быть основой российского ВМФ в прибрежной акватории. Причем, невзирая на большую дешевизну по отношению к «Новику», он, вне всяких сомнений, стал самым инновационным и технически совершенным проектом в отечественном флоте.

Среди нововведений можно отметить появление переработанных обводов корпуса, а с ними понижение гидродинамического сопротивления, вертолетного ангара, впервые размещенного на настолько малом корабле. Важнейший прорыв был достигнут в применении единого информационного комплекса, по управлению вооружением и электрооборудованием. Тогда же корабли получили новые классовые обозначения, соответствующие времени и международной терминологии. Это уже были не «сторожевики», а корветы.

Незаметные, обтекаемые – «невидимки»

По сравнению с предыдущими, проект 20380 уже в наши дни называют удачным. Некоторым журналистам даже повезло подняться на «Бойкий», который стоял у заводского причала завода «Северной верфи», когда была завершающая стадия заводского испытания. Другие, «Стерегущий» вместе с «Сообразительным», уже находятся на вооружении российских ВМС. Еще несколько корветов, включая «Стойкий» заложила «Северная верфь» и Амурский судостроительный завод.

Главными составляющими успеха проекта 20380 были со всей тщательностью проработанные конструкции в корпусе, а также единый электронный комплекс автоматизации. Это в основном выразилось и в боевых качествах, и составе вооружений, и комфортности для экипажа, а также надежности, ремонтопригодности и возможности модернизирования машин.

Обводами в стальном корпусе корабля занимались, не имея опыта их разработок. Однако все прошло так успешно, что справились с уменьшением гидродинамического сопротивления на 25%. Благодаря этому использовалась не такая мощная, а легкая главная энергетическая установка. Это повлекло за собой высвобождение более 15% водоизмещения и увеличило боевую нагрузку, а также солидный для 1500-ти тонного корабля перечень разнообразных вооружений, включая вертолетную площадку. Более того нашлось место противолодочному вертолету «Ка-27», место для ангара и двадцать тонн запаса горючего для вертолета.

Улучшение мореходности корвета позволило применять его вооружение при пятибалльных волнениях, что на два балла больше, чем у предшественников. Кроме того, более слабая ГЭУ могла работать тише, что снизило заметность корабля в гидроакустических диапазонах. Чтобы уменьшить шумность в двигателях, применялись методики, проверенные на подлодках.

Главная энергетическая установка состоит из двух дизель-дизельных агрегатов, которые специально разрабатывали на «Коломенском заводе», взяв за основу проверенный дизель Д49 на микропроцессорном управлении. Мощность главной энергетической установки может достигать до 24 000 лошадиных сил. При четырех дизель-генераторах по 630 кВт, от каждого из них обеспечивается бортовая сеть.

«Стерегущий» не просто так стали называть – невидимка. При строительстве были применены принципы стелс-технологий, которые являются непременным атрибутом в современных кораблях таких классов. Широкую корабельную надстройку сделали из трудногорючего радиопоглощающего стекло-углепластика. Посты антенн с ракетным вооружением убрали внутрь корпуса. С «Пакетом-НК», четырехтрубными 330-мм торпедными аппаратами ПТЗ поступили грамотно: скрыли в лацпортах. В общей сложности среднюю круговую эффективную поверхность рассеяния в корабле уменьшили втрое, если сравнивать с предшественниками. Благодаря этому вероятность наведения и попадания в него противокорабельными крылатыми ракетами снизилась с 0,5 до 0,1.

Рука об руку

Введение единой боевой информационно-управляющей системы можно назвать главным нововведением в проекте 20380, которое повлияло на особенности тактических характеристик кораблей, на проживание экипажа, на надежность всех техсредств, а также на скоростную модернизацию в вооружениях. Ранее системы находились в разных местах корабля, а все координирование возлагалось на экипаж. Сейчас это поручено интегрированной мостиковой системе, которая управляет всеми корабельными системами, от механических до оружейных.

Также в интегрированной мостиковой системе имеется пара компонентов:

  • Секция по управлению ракетными и противолодочными средствами;
  • Секция по контролю над радиолокационной борьбой и освещением воздушных, надводных и подводных условий.

Первая секция располагает тремя постами, расположенными рука об руку прямо у капитанского мостика. Это места работы командиров БЧ. Один занимается противолодочной борьбой, а второй – противокорабельным комплексом. Внешний облик их постов почти одинаков. Он состоит из больших экранов, на которых выводятся сведения о целях и о боевых системах. Такими же экранами обладают командир корвета и вахтенный офицер.

Третий командир БЧ координирует все системы вооружений, а также выдает рекомендации для командира корабля в случаях применения оружия. Важным аспектом является тот факт, что командир корабля, с рулевым, вахтенным офицером, а также командирами БЧ пребывают в стенах одного помещения, а это способствует молниеносному принятию скоординированных решений и их немедленному исполнению.

Корветы оснащены системами координирования работы вооружения и системами обнаружения нескольких целей. Технические стороны почти не известны, но отмечается, что каждая новая система на новом корабле стает еще сильнее.

Сущность ее в том, что сведения о воздушных, надводных и подводных условиях, об обнаруженных целях и связях, сконцентрированы как единый центр, также и обрабатываются. Система определяет опасный уровень цели, принимает решение о виде оружия, которое необходимо применить. Далее эти сведения молниеносно отправляются для ближайших кораблей, вертолетов и самолетов для всеобщего координирования дальнейших мероприятий.

Применять такую систему будет логичным во взаимодействии с вертолетами, которые, неуязвимы для подлодок, а использование активных средств по гидроакустическому обнаружению, обладает перед кораблями неоспоримыми преимуществами при освещении подводных условий. Максимально автоматизированные все системы кораблей привели к многократному уменьшению времени, необходимого для принятия любого решения, а также облегчению труда экипажа и снижению его численности до ста военнослужащих.

Корветы готовы к апгрейдам

Объединенные информационные сети на кораблях влекут за собой дополнительные преимущества, связанные с надежной, ремонтопригодной и скоростной модернизацией оснащения. В процессы постройки корветов задействовали промышленные и исследовательские организации из всей России, и их тысячи, но при современных электронных технологиях множество компонентов уменьшилось и облегчилось.

Модульные концепции кораблей предусматривают возможную установку новейшего вооружения по мере его поступления в действие. В частности, если титульный корабль проекта 20380 «Стерегущий» был оборудован зенитно-ракетным комплексом «Кортик-М», «Бойкий» обзавелся более современным и более мощным «Редутом», а «Стойкий» получил еще более совершенное вооружение.

Корвет «Стойкий»

Корвет «Стойкий» является третьим серийным корветом в проекте 20380, построенным для Балтийского флота. Это уже принципиально новый корабль для российских ВМС, тактико-технические характеристики и боевые свойства которого на порядок превосходят подобные корабли в своем классе.

Важнейшей особенностью корвета является то, что он более резкий, многофункциональный, гибкий, компактный, малозаметный, с высоким уровнем автоматизированных и интегрированных систем. Проектом предусмотрены существенные потенциалы для его дальнейшего модернизирования. Корвет проекта 20380 с водоизмещением более двух тысяч тонн, длиной сто метров и шириной тринадцать метров развивае скорость до двадцати семи узлов. Дальность морских переходов, которые может совершить корабль, увеличена до четырех тысяч морских миль. Корабль уже не такой громкий, каковыми были его предшественники.

Корвет вооружен сто миллиметровым универсальным артиллерийским комплексом, зенитным ракетно-артиллерийским комплексом. Кроме того на вооружении имеются сверхзвуковые ракеты и автоматические артиллерийские установки. В авиагруппу этого судна, впрочем, как и в предыдущих корветах, включили по одному вертолету Ка-27ПЛ. Корабль получил строгий внешний вид, который отвечает всем современным требованиям Стелс-технологий.

Серийные, но разные по своей неповторимости корветы

Как часто это случается со всеми новыми проектами, корабли повстречали на своих путях множество критических замечаний. В основном, подвергалась критике недостаточная дальность плавания. Однако это все же вызвано тем, что ранее вообще отсутствовал сам класс корветов на вооружении российских Военно-Морских Сил. Скептики должны понять, что и сам перечень задач, стоящий перед ВМС, значительно изменился. На сегодняшний день иметь в своем распоряжении десятки корветов куда актуальнее, чем обладать в небольшом количестве океанскими эсминцами.

Дискуссии часто завязывались из-за корабельных вооружений, сомнения вызывала защищенность и живучесть. Тем не менее, этим качествам тоже непросто уделять внимание, если не иметь хотя бы общего представления о тех тактических схемах, которыми характеризуются собственно классы корветов. Хотя сам проект и перспективный, но пока еще не совершенный.

В первые несколько лет служебно-боевой деятельности на «Стерегущем» два раза появлялись проблемы с главной энергетической установкой. Эти чрезвычайные ситуации стали предлогами для сопоставления «дизель-дизеля» с газотурбинным двигателем, который более надежный и легкий, однако несравненно более дорогой.

Также корвет «Бойкий» не смог сразу же войти в строй, когда обнаружились неполадки в сто миллиметровой артустановке. «Универсал» отказался функционировать в условиях штатного режима, причем не только на самом проекте 20380. Эта же участь постигла индийский фрегат от российского производителя.

Как бы там ни было, главным преимуществом всех кораблей типа корвет является их гибкость. Дизельные установки имеют потенциал доработок, артиллерийские установки могут быть заменены, однако сами корабли не будут оставаться на стапелях, и не станут превращаться в «недострои». По словам разработчиков корветов ни один из кораблей не будет повторять предыдущего. Собственно из-за гибкости, доступности, серийности и в перспективе массовости корветов российского производства проект 20380 ожидает большой успех, впрочем, как и все российские Военно-Морские Силы.

Источник: militaryarms.ru

LEAVE A RESPONSE