армия и оружие

Программы создания беспилотных авиационных систем в интересах вооруженных сил США

Экспериментальный беспилотный летательный аппарат X-47B

В США ведутся работы, направ­ленные на создание беспилотных авиационных систем корабельного базирования. Одной из наиболее амби­циозных является программа UCLASS (Unmanned Carrier Launched Airborne Surveillance and Strike), предполагаю­щая разработку палубного беспилотно­го летательного аппарата (БЛА), спо­собного вести всепогодную воздушную разведку, поражать кри­тичные по времени цели на удалении более 1100 км от авианосца, а также приме­няться для ведения радио­электронной борьбы и ре­шения других задач.

Активность американцев в данной области в значи­тельной мере обусловлена тем, что использование пилотируемой палубной авиации в начальный пери­од конфликта со странами, обладающими высоким военным потенциалом, до завоевания господства в воздухе будет ограничено из-за неприемлемого уров­ня потерь от средств ПВО противника.

В соответствии с требованиями, разработанным министерством ВМС, максимальная продолжитель­ность полета беспилотных машин составит не менее 12 ч. Достижение этой, не ограниченной физиологи­ческими возможностями экипажа характеристики, в том числе благодаря приме­нению дозаправки топли­вом в воздухе, позволит со­кратить потребный наряд сил для организации не­прерывной разведки и воз­душного патрулирования, снизить интенсивность использования взлетно-по­садочного оборудования, а также загруженность инженерно-техни­ческого состава.

Согласно оценке прогнозируемых условий боевого применения и плани­руемых задач, перспективный аппарат должен обладать малой заметностью в радиолокационном и инфракрасном ди­апазонах длин волн. При этом его мас­са и габариты должны быть достаточно большими из соображений обеспечения устойчивости БЛА при взлете и посадке в условиях характерной высокой турбу­лентности воздушных потоков над полетной палубой авианосца.

В состав бортового обо­рудования БЛА планиру­ется включить комплекс оптоэлектронных и радиолокационных средств разведки, а также аппаратуру передачи данных по защищенным каналам радиосвязи.

Экспериментальный БЛА «Авенджер»

В ходе предварительных этапов НИОКР отрабаты­ваются различные концепции построения и примене­ния беспилотной системы, а также уточняются такти­ко-технические требова­ния к ее компонентам. В целях обеспечения конку­рентности исследований и расширения круга участву­ющих в них специалистов министерство ВМС США заключило контракты на проведение работ по дан­ной программе с несколь­кими ведущими национальными разработчиками беспилотной авиатехники. Наиболее перспективны­ми и соответствующими предъявляемым требова­ниям считаются экспери­ментальные боевые БЛА Х-47В и «Фантом Рэй» фирм «Нортроп-Грумман» и «Боинг» соответственно. В свою очередь, фирма «Дженерал атомикс» (раз­работчик многоцелевых аппаратов «Предатор» и «Рипер») предложила созданный в инициативном порядке БЛА большой продолжительности по­лета «Авенджер».

Собственный проект многоцелевой системы, основу которой составляет аппарат «Си Хост», раз­рабатывает фирма «Локхид-Мартин». Данная ма­шина предположительно является адаптированной для корабельного базиро­вания модификацией БЛА с большой продолжитель­ностью полета RQ-170 «Сентинел», который применялся аме­риканцами для ведения разведки в Ази­атском регионе.

ОСНОВНЫЕ ТТХ ПЕРСПЕКТИВНЫХ АМЕРИКАНСКИХ БЛА

 Модель

Х-47В

«Авенджер»

«Интегратор»

Масса, кг:

 

 

 

максимальная взлетная

19000

4500

61

полезной нагрузки (в том числе боевой)

2000 (900)

1350

22,7

Максимальная скорость полета, км/ч

1000

740

170

Практический потолок, м

10000

18 000

6100

Максимальная продолжительность полета (без дозаправки), ч

7

20

24

Максимальный радиус действия (без дозаправки), км

более 2400

4000

100

Геометрические размеры, м:

 

 

 

длина

11,5

11,6

2,2

размах крыла

18,8

19,5

4,8

 

Все участвующие в программе аппа­раты оснащаются турбореактивными двигателями, в конструкции которых реализованы решения по снижению заметности в радиолокационном и инфра­красном диапазонах.

Следует отметить, что ряд ключевых технологий, определяющих осуществи­мость данной концепции, уже разрабо­таны и прошли практическую демон­страцию в рамках программы UCAS-D, в которой задействовались два экспери­ментальных аппарата типа Х-47В.

Работы на предварительных этапах создания новой многоцелевой беспи­лотной системы UCLASS ведутся в значительной мере за счет собственных средств фирм-разработчиков. На даль­нейшее их финансирование планирует­ся выделять средства из бюджета Пен­тагона.

Наряду с этим особое место занимает программа создания корабельных БЛА вертолетного типа. Такие машины со­четают в себе гибкость использования и минимальные требования к услови­ям базирования. Разработка многоце­левой беспилотной системы на базе БЛА MQ-8B «Файрскаут» возложена на фирму «Нортроп-Грумман».

Систему воздушной разведки на базе аппаратов «Файрскаут» предполагается размещать на кораблях разных классов и использовать самостоятельно или совместно с палубными вертолетами в рамках обеспечения действий отдель­ных кораблей, корабельных ударных групп и подразделений морской пехо­ты. При выполнении наиболее часто решаемых палубной авиацией задач по разведке надводных (наземных) целей беспилотные аппараты MQ-8B будут иметь в 2-4 раза большую по сравне­нию с пилотируемыми вертолетами продолжительность полета, расходуя при этом в 3-5 раз меньше авиационно­го топлива.

БЛА MQ-8B «Файрскаут»

Основу разведывательного бор­тового радиоэлектронного обо­рудования аппарата составляет оптоэлектронная станция (ОЭС) «Брайт Стар-2» с телевизионной и тепловизионной камерами и ла­зерным дальномером-целеуказателем. Для обеспечения ведения разведки в сложных метеоусло­виях рассматривается возмож­ность оснащения машины мало­габаритной радиолокационной станцией.

Управление БЛА осуществляется по командам оператора корабельного пун­кта управления по радиоканалам на дальности прямой видимости, а также автономно по введенной в бортовой компьютер программе. Система автома­тического управления машины с элек­тромеханическими исполнительными устройствами во всех каналах исполь­зует данные от инерциальной навигаци­онной системы, скомплексированной с КРНС «Навстар».

Американской фирмой «Сьерра Нева­да» разработана унифицированная си­стема UCARS (UAV Common Automatic Recovery System), обеспечивающая автоматическую посадку БЛА на пло­щадку ограниченного размера, в том числе на палубу движущегося корабля. Одним из основных элементов этой си­стемы является посадочный терминал со следящей параболической радиоло­кационной антенной и видеокамерой. После завершения полетного задания летательный аппарат в автоматиче­ском или ручном режиме прибывает в назначенную воздушную зону в преде­лах 4,5 км от места посадки, в которой излучением антенны активизируется установленный на борту БЛА радио­маяк. Сигналы маяка используются для вычисления относительных координат и скорости UCARS, которые передаются в пункт управления и применяются для выпол­нения автоматического или автоматизированного посадочного маневрирования. Изображение с цифровой видеокамеры позволяет оператору получать более точную информацию о пространственном положе­нии аппарата на конечном этапе посадки.

Ведутся работы по осна­щению БЛА MQ-8B управ­ляемым оружием, что по­зволит использовать их для решения задач поражения выявленных надводных или наземных целей.

Благодаря небольшим га­баритам три подобных ап­парата могут размещаться на площади, обычно зани­маемой одним вертолетом. Такое количество машин позволяет организовать их ротацию для обеспече­ния непрерывного присут­ствия в заданном районе либо (при одновременном применении) существенно расширить разведываемую зону.

UCARS достаточно успешно задействовалась для разведывательного обеспечения коалицион­ной группировки в Аф­ганистане. Применение этой системы обеспечива­ли гражданские специалисты фирмы «Нортроп-Грумман», а постановку за­дач, контроль их выполнения и анализ полученной информации – военные.

Вместе с тем на основе анализа ре­зультатов опытной эксплуатации беспи­лотной системы «Файрскаут» командо­вание ВМС США приняло решение о дальнейшем наращивании ее возмож­ностей. Признано целесообразным уве­личить продолжительность патрулиро­вания MQ-8B при применении ее в ус­ловиях повышенных температур наружного воздуха. Благодаря существенному росту массы полезной нагрузки аппара­тов будет обеспечено их использование для переброски военных грузов. В этих целях министерство ВМС США заклю­чило с фирмой «Нортроп-Грумман» контракт на разработку БЛА MQ-8C.

В ходе НИОКР исполь­зовались компоненты и ПО систем автоматического управления, передачи дан­ных, другого бортового и наземного оборудования, созданного для модифика­ции MQ-8B.

Планер и силовая уста­новка вертолета дорабо­таны для обеспечения его эксплуатации в морских условиях. Освободившееся пространство кабины пи­лотов, грузопассажирского отделения может исполь­зоваться для размещения целевой аппаратуры, до­полнительных топливных баков и различных грузов. Последние могут распола­гаться также на внешней подвеске (мак­симальная масса 1200 кг).

В перспективе предполагается при­обрести до 28 аппаратов этого типа. В случае успешного хода программы создания новой модификации может быть принято решение о корректировке количества закупаемых машин MQ-8B.

На завершающем этапе находится разработка новой системы воздушной разведки на базе тактического БЛА. Считается, что эта техника наиболее полно отвечает требованиям при веде­нии военных действий подразделени­ями и частями морской пехоты в звене «батальон-полк», а также надводными кораблями различных классов в ближ­ней морской зоне.

БЛА RQ-21A «Интегратор»

Головным разработчиком новой си­стемы является корпорация «Боинг» с проектом БЛА RQ-21A «Интегратор». В основе его конструкции лежат технологические решения, реализованные в беспилотной системе «Си Скэн» (раз­работана фирмой «Инситу», вошедшей в состав компании «Боинг»). Данная авиатехника применялась в Ираке в интересах морской пехоты США и про­демонстрировала свою высокую эффек­тивность, в частности, при обеспечении охраны районов базирования на ТВД.

Основным разведывательным обору­дованием БЛА RQ-21A «Интегратор» является гиростабилизированная оптоэлектронная станция в составе двух инфракрасных (среднего и дальнего ди­апазонов длин волн) и одной цифровой дневной телевизионной камеры, а также лазерных дальномера и целеуказателя. В качестве дополнительной полезной нагрузки, размещаемой в фюзеляжном отсеке или на крыльевых узлах внешней подвески, может устанавливаться также миниатюрная РЛС и радиоретрансляци­онная аппаратура.

Передача полученной видеоинфор­мации на пункт управления (наземный или корабельный) для последующей обработки и анализа осуществляется на дальность прямой видимости с исполь­зованием аппаратуры цифровых радио­каналов.

В соответствии с требованиями за­казчика обеспечена возможность экс­плуатации системы с площадок ограниченных размеров, в том числе с палуб надводных кораблей или защищенных позиций, при наличии ве­тра скоростью до 55 км/ч. Запуск оснащенного порш­невым двигателем (мощ­ность около 8 л.с.) БЛА осуществляется пневмати­ческой катапультой.

Для выполнения посадки используется устройство «Скай Хук», представляю­щее собой штангу с тросом длиной около 15 м. Захват троса происходит крюками, вмонтированными в законцовки передней кромки крыла. Все этапы захода и посадочного маневрирова­ния выполняются полно­стью автоматически с за­действованием дифференциального режима системы спутниковой навигации.

В соответствии с кон­трактом (43,7 млн долла­ров) фирма «Боинг» раз­работала и изготовила два опытных образца системы для проведения войсковых испытаний, которые нача­лись в 2012 году.

Достижение начальной боевой готовности подразделений, ос­нащенных новой техникой, ожидается в текущем году. Всего предполагается приобрести 56 беспилотных систем, в состав каждой из которых войдет до трех летательных аппаратов, наземная станция управления, взлетно-посадоч­ное оборудование, комплект запасных частей и инструментов.

В целом работы по созданию беспилотной авиатехники являются одним из наиболее приоритетных направлений повышения боевых возможностей вооруженных сил США, позволяющим достигать значительных преиму­ществ при решении различных обеспечивающих и боевых задач.

(Полковник А. Чекунов, «ЗВО»)

Факт

По некоторым данным, в настоящее время на основе комплекса ХААРП создается система ПВО/ПРО на новых физических принципах. Основной целью создателей ХААРП является изучение так называемых авроральных эффектов, что, возможно, позволит создавать в верхних слоях атмосферы плазмоиды – своеобразные управляемые шаровые молнии, густая сеть которых явится непреодолимым препятствием для самолетов и для баллистических ракет.

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE