Противокорабельные крылатые ракеты (ПКР) предназначены для нанесения ударов по кораблям противника. Ими могут вооружаться как подводные лодки, так и надводные корабли различных классов и водоизмещений – от ракетных крейсеров до судов «москитного флота». Противокорабельные ракеты являются основным ударным средством современных кораблей в борьбе с надводными целями (не считая, конечно, палубной авиации, однако по-настоящему серьезными авианосными силами в настоящее время располагают только ВМС США).
ПКР разрабатываются и используются в комплексе: корабль-носитель, пусковая установка, комплекс управления и сама ракета.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫХ КРЫЛАТЫХ РАКЕТ
Специалисты обычно подразделяют ПКР на ракеты дальнего (более 200 км), среднего (40…200 км) и ближнего (5…40 км) действия.
Выделяют противокорабельные ракеты с полубронебойной, фугасной, осколочно-фугасной, осколочной и ядерной боевой частью (БЧ).
ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЦЫ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫХ КРЫЛАТЫХ РАКЕТ
Противокорабельные ракеты зародились как класс оружия в конце Второй мировой войны: немецкая «Хеншель» Hs293, японская «Окка» — правда, это были ракеты воздушного базирования, которые сбрасывались с бомбардировщиков. ПКР морского базирования начали развиваться в 1950-х гг., в первую очередь, благодаря стараниям советских специалистов. Американцы тогда были слишком увлечены возможностями ядерного оружия, считая его «абсолютным» на земле, на море и в воздухе. Советское же руководство считало необходимым иметь на вооружении флота специализированное противокорабельное оружие. Противокорабельные ракеты на вооружении ВМФ СССР были призваны компенсировать огромное превосходство НАТО в численности надводных кораблей.
Во второй половине 1950-х гг. в СССР создается противокорабельная ракета П-15 «Термит» контейнерного хранения, которая могла быть установлена на любой надводный корабль или катер. В связи с принятием на вооружение стран НАТО зенитно-ракетных комплексов корабельного базирования советские ПКР уже не могли преодолевать ПВО вероятного противника, и советское руководство приняло решение о разработке противокорабельных ракет со сверхзвуковой скоростью полета. Создаются сверхзвуковые противокорабельные ракеты К10С и П-35.
Противокорабельная ракета П-1000 «Вулкан»
Только в 60-е гг. руководство стран НАТО должным образом оценило эффективность противокорабельных ракет. В конце 60-х – начале 70-х гг. на Западе создаются ПКР «Гарпун» (США), «Экзосет» (Франция), «Отомат» (Италия), а в 1981 г. принята на вооружение крылатая ракета большой дальности «Томагавк» (США). К этому времени концепция сверхзвуковой крылатой ракеты, идущей к цели на большой высоте, уже изжила себя – несмотря на большую скорость, она обнаруживалась средствами ПВО противника на большом удалении и достаточно легко перехватывалась. Поэтому упор стал делаться на малозаметности ракеты: она должна была идти на высоте всего нескольких метров над водой, и таким образом оставаться «невидимой» как можно дольше. Однако для сверхзвуковых крылатых ракет такая концепция оказалась неприемлемой: слишком сильное сопротивление воздуха на малой высоте вызывало перерасход топлива и снижало радиус де йствия ракеты. Поэтому в советских ПКР разработки 70-х – 80-х гг. – П-700 «Гранит» и П-800 «Оникс» была реализована комбинированная схема полета: большую часть траектории ракета шла в разреженных слоях атмосферы на высоте 15 – 20 тыс. м, а на конечном участке траектории снижалась до высоты 20-50 м. Была разработана и советская дозвуковая ПКР Х-35 со скоростью 0,9М и высотой полета на маршевом участке 10-15 м, а на конечном участке – 4 м.
В целом, советский флот, никогда не располагавший мощной палубной авиацией, в борьбе с ВМС вероятного противника мог рассчитывать только на свои противокорабельные ракеты, которые были совершеннее западных аналогов. Для уничтожения крупных надводных кораблей противника, и прежде всего, авианосцев, предполагалось использовать залп из нескольких десятков ПКР П-500 «Базальт» и П-700 «Гранит». Эти сверхзвуковые дальнобойные ракеты с очень мощной БЧ составляли основное вооружение тяжелых атомных ракетных крейсеров типа «Киров», ракетных крейсеров типа «Слава», тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и атомных подводных ракетоносных крейсеров проекта 949А «Антей».
Наиболее совершенным образцом российских ракетных комплексов данного типа сегодня является П-1000 «Вулкан». В данной ПКР реализована система «искусственного интеллекта»: ракеты в залпе обмениваются информацией, автоматически распределяются по целям во вражеском ордере кораблей в зависимости от их важности, осуществляют противозенитное маневрирование. Сверхзвуковая скорость ПКР (до 2,5М) и бронированная головная часть облегчают ракете прорыв через систему ПВО противника. Дальность стрельбы у П-1000 повышена до 700 км. В настоящее время корабли, ранее имевшие на вооружении ПКР П-500 и П-700, перевооружены ракетами П-1000.
Для поражения кораблей водоизмещением до 20000 тонн в СССР/России создана ракета П-270 «Москит». Эта сверхзвуковая (скорость – до 2,8М) ракета, оснащенная БЧ массой 300 кг, может применяться на дальности до 120 км при полете над водой и до 250 км – при высотном полете. При полете над водой ракета проходит основной участок траектории на высоте 20 м, а у цели снижается до 7 м и может выполнять противозенитный маневр.
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ПКР
Как правило, ракетный комплекс включает следующие основные системы: хранения, контроля, предстартовой подготовки и старта. Ракета, в свою очередь, состоит из корпуса, боевой части (БЧ), двигателя с топливом и бортовой системы управления.
Как известно, крылатая ракета (далее мы будем рассматривать только их) летит за счет подъемной силы, возникающей на ее несущих поверхностях. Противокорабельные ракеты имеют обычно крестообразное крыло и такое же оперение с рулями управления. Аэродинамическая компоновка чаще бывает выполнена по обычной (самолетной) схеме с рулями в хвостовой части (ПКР «Томагавк», «Гарпун», «Экзосет» и др.).
ПКР «Томагавк»
Корпус ракеты обычно изготавливается из алюминиевых сплавов. Общая масса рассматриваемых ракет колеблется в достаточно широких пределах: 300 кг («Си Киллер»), 850 кг («Экзосет» ММ-40) и 1225 кг («Томагавк»).
На ПКР применяются полубронебойная («Гарпун», «Экзосет») или фугасная («Отомат») боевые части, которые считаются наиболее эффективными для поражения кораблей. Масса взрывчатого вещества (ВВ) БЧ колеблется от 60 («Си Киллер») до 180 кг («Гарпун») и 500 кг («Томагавк» и П-1000 «Вулкан»).
Существуют также ядерные БЧ для ПКР. Ракета «Томагавк» BGM-109A оснащена ядерным боезарядом мощностью 200 кт. Ракеты П-700 «Гранит» и П-1000 «Вулкан» могут оснащаться ядерным боезарядом мощностью, по некоторым данным, до 500 кт.
Большинство ракет с обычными БЧ имеет контактный взрыватель замедленного действия, рассчитанный на проникновение БЧ ракеты внутрь корабля. Часто дополнительно устанавливается и неконтактный взрыватель, срабатывающий при пролете ракеты над целью (в случае промаха). Обычно БЧ имеет и самоликвидатор, подрывающий ракету при промахе.
В качестве маршевого двигателя на противокорабельных ракетах применяются турбореактивные (ТРД), турбовентиляторные (ТРДД) и твердотопливные (РДТТ) двигатели. ТРД и ТРДД, как известно, используют в качестве окислителя топлива (керосина) атмосферный воздух и принимаются на ракетах дальнего и среднего действия («Томагавк», «Гарпун», «Отомат» и др.). РДТТ оснащены практически все ракеты ближнего действия («Габриэль», «Пингвин» и др.).
ПКР «Экзосет»
В случае применения на ракете маршевого ТРД, она снабжается пороховым стартовым двигателем (ускорителем), который обеспечивает ее полет в первые секунды (2…6 с) до достижения скорости, при которой возможна нормальная работа маршевого ТРД. РДТТ, применяемые на ракетах ближнего действия, обычно имеют две ступени: одна, более мощная — для кратковременной работы в момент старта (2…3 с), вторая маршевая — для обеспечения сравнительно длительного полета ракеты до цели (80…100 с). Двигатели ПКР производства стран НАТО обеспечивают только дозвуковые скорости полета 0,7…0,95М. В целом, при разработке противокорабельных ракет на Западе упор делался на высокую точность и малозаметность. В то же время советские (российские) ПКР «Гранит» и «Вулкан» развивают гораздо более высокую скорость, чем зарубежные ракеты – 2-2,5М. Это, а также бронирование головной части, повышают их возможности по прорыву ПВО противника.
Бортовая система управления ракетой предназначена для поддержания заданной траектории и режима полета, а также для выбора цели и наведения на нее ракеты на конечном участке полета без участия средств наведения корабля. На рассматриваемых ПКР чаще применяются чисто автономные системы управления («Гарпун», «Отомат» и др.), которые освобождают экипаж корабля от необходимости наводить ракету на цель. Их инерциальная система основана на свойстве волчка сохранять плоскость своего вращения; активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН) является небольшим радиолокатором; инфракрасная же (тепловая) ГСН используется для наведения тепловое поле корабля. Что же касается полуактивной радиолокационной ГСН, то она предусматривает участие аппаратуры корабля, которой как бы высвечивает цель, облучая ее своей РЛС для того, чтобы отраженные лучи использовались ГСН ракеты. При радиокомандной системе управления («Си Киллер», «Габриэль» Мк-1) ракета наводится на цель с корабля с помощью закодированных радиокоманд. При этом осуществляется радиолокационное или оптическое слежение за целью и ракетой с корабля. На ракете «Томагавк» BGM-109A применена оригинальная система наведения, кратко рассмотренная ниже.
ТТХ некоторых противокорабельных крылатых ракет
«Томагавк» BGM-109B
Экзосет MM.40 blok 3
«Отомат» Мк.2
«Вулкан» П-1000
Год принятия на вооружение
1981
2007
1974
1987
Страна
США
Франция
Италия
СССР/Россия
Дальность, км
550
180
100
700
Тип БЧ
Полубронебойная
Полубронебойная
Фугасная
Фугасно-кумулятивная
Масса БЧ, кг
500
160
200
500 (масса ВВ)
Скорость, М
0,95
0,93
0.9
2-2,5
Система наведения
Инерциальная и активная РЛ ГСН
Инерциальная и активная РЛ ГСН
Инерциальная и активная РЛ ГСН
Инерциальная и активная РЛ ГСН
Как нетрудно заметить, все неавтономные системы наведения ракет, т. е. полуактивная радиолокационная, по лучу и командная предусматривают участие экипажа корабля в управлении ракетой до самой цели. Это, безусловно, сковывает маневры корабля.
Рассматриваемые комплексы предусматривают полет ракет на высоте 10…15 м над поверхностью воды, что сильно затрудняет их обнаружение РЛС – корабля-цели. Система самонаведения (СН) ракеты «захватывает» цель на расстоянии 10…15 км и принимает управление полетом на себя. На расстоянии 10…15 км от цели ракета иногда снижается до предельно малой высоты 2…5 м («Гарпун», «Экзосет» и др.), на которой и летит до цели. Программой полета ракет «Гарпун» и «Отомат» Мк-2 на расстоянии 2…7 км до цели предусматривается подъем ракеты (горка) на 150…200 м с последующим пикированием на цель. Считается, что такая горка повышает эффективность атаки маневрирующей цели и уменьшает вероятность пролета ракеты над кораблем-целью, особенно в условиях волнения.
Как правило, пусковые установки ПКР на кораблях используются и для их хранения. В этом случае они представляют собой круглые или прямоугольные контейнеры, нередко спаренные. Хранение ракет в контейнерах с необходимым микроклиматом весьма важно для обеспечения надежности ракет, особенно в штормовых или в зимних условиях, а также для повышения их готовности к немедленному пуску. При этом срок хранения ракет в контейнерах ограничен определенным периодом времени: между периодами профилактического обслуживания — около года, а общий срок хранения — 10-15 лет.
Пусковые установки иногда выполняются вращающимися и с изменяемым углом возвышения, но имеются и неподвижно закрепленные на палубе. Обычно программой полета ракеты предусматривается возможность пуска ее со значительным углом от направления на цель, вплоть до 180° («Отомат» и др.), т. е. в обратную сторону. Однако есть комплексы, где эти углы незначительны и в этом случае ПУ предусматривается поворотной, чтобы в меньшей степени сковывать маневрирование корабля перед пуском ракет.
Основное оборудование систем контроля, проверки и пуска ракеты, так же как и системы управления, обычно размещается в соответствующем боевом посту УРО.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫХ РАКЕТ
В настоящее время продолжается развитие противокорабельных ракет, прежде всего, в направлении дальнейшего повышения дальности их действия и снижения радиолокационной заметности. Вместе с тем, разработчики стараются идти по пути максимальной унификации создаваемой ракетной техники, чтобы на основе одного образца можно было создавать модификации для решения разнообразных задач. Примером такого подхода стал перспективный российский ракетный комплекс Club, на основе которого создан корабельный ракетный комплекс малой дальности Club-N или «Калибр». В данной ракете реализовано еще одно интересное техническое решение: весь путь ракета проходит на малой высоте и дозвуковой скорости, а при приближении к цели резко ускоряется.
США в настоящее время разрабатывают ряд перспективных противокорабельных ракетных комплексов морского базирования. Здесь прослеживается тенденция адаптации вооружения американских ВМС под те задачи, которые сейчас перед ними чаще всего стоят. А это отнюдь не сокрушение флотов технологически развитых держав. В последнее время США воюют с гораздо более слабыми и отсталыми в технологическом плане странами, флот которых, в основном, состоит из небольших судов (так называемый, «москитный флот»). Тратить на такого противника дорогие ракеты с избыточными боевыми характеристиками нерационально, лучше обойтись менее совершенными, но более дешевыми образцами. Одной из первых подобных ракет стала Raytheon AGM-175 Griffin-B. Первоначально AGM-175 была создана в виде авиационной ракеты, затем на ее основе был разработан вариант морского базирования. Данная ракета используется с пусковой установки Mk.49 для пуска зенитных ракет, которой оснащены все современные американские военные корабли. Таким образом, новая ПКР просто входит в состав вооружения корабля без каких-либо конструктивных его доработок. Боевые характеристики противокорабельной ракеты AGM-175 очень скромные: она несет боевую часть весом всего в 5,9 кг и обладает дальностью до 5,5 км. Однако для борьбы с катерами «москитного флота» большего и не надо. Подобная ПКР, получившая название «Бримстоун», разработана и европейскими конструкторами. Ее прототипом послужила противотанковая ракета. Она предназначена для уничтожения высокоскоростных маневрирующих катеров.
Вместе с тем в США продолжают создаваться новые образцы противокорабельных ракет для противостояния флотам больших держав, и прежде всего, Китая. Китайские военные заявили о принятие на вооружение противокорабельных ракет с дальностью 200-250 км, что соответствует лишь последним модификациям ПКР «Гарпун». В то же время на складах ВМС США находится немало старых «Гарпунов» с дальностью всего 140-150 км. Таким образом, превосходство американского флота над китайским оказалось под вопросом.
В начале 2000-х гг. под эгидой DARPA была начата разработка сверхзвуковой дальнобойной ПКР LRASM-A. Ее дальность должна составить 550-600 км. В настоящее время идут испытания, ее принятие на вооружение состоится не ранее 2015-2016 гг. В то же время разработка еще больее дальнобойного варианта этой ракеты LRASM-B была прекращена вследствие бесперспективности проекта.
Индийская ПКР «БраМос»
Однако все это использование уже достаточно старых технологий. Если говорить о попытках создать что-то революционное, то это такие образцы противокорабельных ракет, как RATTLRS и ArcLight.
RATTLRS (Revolutionary Approach To Time Critical Long Range Strike – «Революционный принцип сокращения полетного времени») подразумевает создание ракеты с очень большой полетной скоростью – 3-4М. Целью создания ракеты RATTLRS является замена уже устаревающих ракет BGM-109B «Томагавк». Пока что вся информация о проекте засекречена, однако известно, что имеются определенные проблемы, и судьба его под большим вопросом.
В проекте ArcLight была поставлена цель создать ПКР с максимальным радиусом действия. При ее разработке за основу взята противоракета SM-3. Согласно техническому заданию, ракета ArcLight должна поражать цели на дальности 3700 км, что существенно превосходит все когда-либо созданные образцы ПКР. «Платой» за дальность станет относительно легкая БЧ, которую сможет нести ракета – всего 120 кг. Состояние проекта в настоящее время не разглашается. Возможно, что он также будет свернут.
Тем временем ракетные технологии, которые во времена «Холодной войны» были, по сути, прерогативой лишь первоклассных в военно-техническом отношении держав, теперь успешно осваиваются государствами, которые еще вчера относили к «странам третьего мира». В начале 2012 г. Ираном успешно испытана противокорабельная ракета собственной разработки «Гадер». Известно, что ее дальность составляет 200 км. Из обсуждений на западных форумах, можно сделать вывод, что данная ракета, во многом, аналогична американской ПКР «Гарпун».
Индия при содействии России разработала свою сверхзвуковую противокорабельную ракету – «БраМос». Ее основой послужил экспортный вариант ракеты П-800 «Оникс» — «Яхонт». Масса БЧ ракеты составляет 300 кг. При полёте по комбинированной траектории (с подъемом на большую высоту) ее дальность составляет 300 км, а исключительно на малой высоте — 120 км.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ближайшие десятилетия противокорабельные крылатые ракеты останутся основным вооружением флота. Вместе с тем флоты ведущих стран мира постепенно утрачивают «монополию», поэтому военно-политическому руководству развитых стран придется задуматься, как удержать превосходство в этой области. Совершенствование противокорабельных ракет будет идти, прежде всего, по пути понижения радиолокационной заметности, повышения экономичности ракетных двигателей, повышения гибкости управления и «интеллекта», расширения номенклатуры ракет и их удешевления. Вместе с тем, появление в ближайшее время «прорывных» образцов противокорабельных крылатых ракет, значительно превосходящих нынешний технологический уровень, остается под вопросом.
(Подготовлено: www.modernarmy.ru)
Факт
К 2020 году в США планируют разработать робота, который будет сопровождать военнослужащего подобно служебной собаке. Предполагается, что управление роботом будет осуществляться голосом и/или жестами. При этом в память аппаратуры должны быть заложены физиологические особенности человека, управляющего роботом, чтобы исключить перехват управления…
Источник: