Самоходный ПТРК 9К114 «Штурм-С» на Чебаркульском полигоне. 2010 год.
В 1970-е годы в рамках работ над противотанковыми ракетными комплексами (ПТРК) второго поколения в КБ Машиностроения в Коломне под руководством С.П. Непобедимого был разработан уникальный ПТРК большой дальности «Штурм».
Комплекс создавался как самоходный («Штурм-С») и вертолетный («Штурм-В») с единой ракетой, едиными основами построения системы управления и максимальной степенью унификации аппаратуры.
ИДЕОЛОГИЯ «ШТУРМА»
Как практически все ПТРК второго поколения, «Штурм» обеспечивает полуавтоматическое наведение ракеты на цель. Его главными отличиями от большинства современников стали сверхзвуковая скорость полета ракеты и связанная с этим передача команд управления по радиоканалу. Отсутствие тянущегося за ракетой кабеля позволило повысить скорость полета ракеты до 510 м/с (у ПТУР с проводной линией – до 300 м/с), дальность стрельбы – до 5000 м, что облегчило её использование в самоходном и вертолетном вариантах. В США и НАТО комплексу присвоили обозначение АТ-6 Spiral.
РАКЕТА И АППАРАТУРА НАВЕДЕНИЯ
ПТУР 9М114 («Кокон») выполнена по аэродинамической схеме «утка» с передним размещением рулей и складным крестообразным прямоугольным крылом. Ракета оснащена двухрежимным твердотопливным маршевым двигателем, отстыковываемой моноблочной кумулятивной боевой частью, турбогенераторным источником питания. В хвостовой части располагаются приборный отсек, антенна и импульсный источник инфракрасного излучения, служащий для отслеживания положения ракеты аппаратурой наведения. ПТУР хранится в стеклопластиковом транспортно-пусковом контейнере (ТПК), пуск производится из ТПК с помощью разгонного двигателя. В полете ракета вращается, что обеспечивает возможность управления по одноканальной схеме.
Хвостовая часть ПТУР 9М120 и транспортно-пусковой контейнер.
СВЧ радиоканал управления организуется между командно-шифраторным блоком аппаратуры наведения, помещенной на пусковой установке, и дешифраторно-ис-полнительным блоком ПТУР. Надежность и помехозащищенность командной линии, а также возможность одновременной работы нескольких комплексов обеспечиваются кодированием сигнала, его качественной селекцией, «обуженным» диапазоном с пятью литерными частотами, узкой диаграммой направленности антенн. Минимальная дальность стрельбы великовата – 400 м, но ПТРК данного класса и не предназначен для борьбы с целями на близких расстояниях. Впоследствии комплекс пополнился ракетой 9М114Ф (фугасной, с термобарической боевой частью) и 9М114М с тандемной боевой частью для поражения танков с динамической защитой. Комплекс может использоваться также для поражения ДОТ, ДЗОТ (в Афганистане «Штурмы» успешно поражали огневые точки и укрепления душманов), а также зависших вертолетов.
НОСИТЕЛИ
Комплекс 9К113 «Штурм-В», принятый в 1976 году как вооружение боевого вертолета Ми-24В, заменил комплекс «Фаланга» предыдущего поколения. Вертолет нес четыре ПТУР, после модернизации 1986 года – до 16. «Штурм-В» может использоваться и в составе вооружения боевого вертолета Ми-28, транспортно-боевого Ка-29. Самоходный вариант ПТРК 9К114 «Штурм-С» принят на вооружение в 1979 году и выполнен на шасси гусеничного бронетранспортера МТ-ЛБ. Боевая машина, несущая «Штурм-С», получила индекс 9П149. Ее масса – 12 т, скорость хода – до 60 км/ч по суше и до 6 км/ч на плаву.
Направляющая ПТУР смонтирована на подъемной штанге в кормовой части машины, углы наведения направляющей по вертикали – от -5° до +15°, по горизонтали – по 85° вправо и влево. После пуска следующая ПТУР автоматически подается на направляющую через люк в крыше из магазина револьверной схемы, вмещающего 12 ПТУР. Перископический прицел и аппаратура наведения смонтированы впереди вместо пулеметной башенки. Автоматизация перезаряжания позволила сократить расчет (экипаж) «Штурма-С» до двух человек и достичь скорострельности 3-4 пуска в минуту. Расположение направляющей и приборов наведения, небольшая высота машины (1,8 м) позволяют вести стрельбу из укрытия. Стрельба начинается с расстояния большего, чем эффективная дальность стрельбы танковых пушек, при этом сравнительно небольшое время полета ПТУР до цели (14,5 с – на 5000 м, 7,5 с – на 3000 м) затрудняет противнику противодействие расчету комплекса.
«АТАКА» ДОПОЛНЯЕТ «ШТУРМ»
Вертолет Ми-24В армейской авиации Польши с двумя ПТУР «Штурм».
В начале 1990-х годов КБ Машиностроения представило существенно модернизированный комплекс с новой ракетой 9М120 «Атака», предназначенной для поражения танков, железобетонных и броневых сооружений, ДОТ, ДЗОТ, низколетящих малоскоростных целей, катеров и других надводных целей. Максимальная скорость полета ПТУР – 550 м/с. Кроме увеличенной дальности стрельбы «Атака» отличается усиленной боевой частью. Тандемная боевая часть ПТУР обеспечила подрыв элементов динамической защиты и бронепробиваемость за ней в 800 мм. Телескопическая конструкция боевой части позволила сохранить габариты ракеты с ТПК прежними. В США и НАТО для «Атаки» приняты обозначения АТ-9 и Spiral-2. «Атака» может размещаться на боевой машине 9П149 (12 шт.), боевой машине поддержки танков (4 шт.), в составе комплекса «Штурм-ВМ» — на модификациях вертолетов Ми-24, Ми-8, Ка-29 (8 шт.), Ми-28 и Ка-52 (до 16 шт.). Модификация самоходного ПТРК «Штурм-СМ» и вертолетного «Штурм-ВУ» предполагает введение обзорно-прицельной системы с телевизионным и тепловизионным каналами и дополнительного лазерно-лучевого канала управления ПТУР. Представлена также пусковая установка в виде универсального боевого модуля. Многофункциональным комплексом «Штурм» с вариантами ракет 9М114 и 9М120 могут вооружаться катера.
В 1990-е годы модернизация комплекса продолжилась. Ракета 9М120Ф получила боевую часть увеличенного фугасного действия, 9М120 – осколочную с готовыми осколками и неконтактным взрывателем для поражения воздушных целей. Дальность стрельбы ПТУР 9М120Д увеличилась до 10000 м.
(Статья подготовлена для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru по материалам энциклопедии «Вооруженные силы стран мира» . При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).
Факт
Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., известной как операция «Буря в пустыне», группировка союзников в среднем ежедневно потребляла: 57 млн. л пресной воды, 95 тонн льда, 687 тыс. л бензина, 456 тыс. л дизтоплива, 198 тыс. л авиационного керосина. Количество вывозимых отходов составляло 145 тонн в день. Все это потребовало беспрецедентных усилий от 22-го командования армии США, занимавшегося тыловым снабжением группировки многонациональных сил…
Источник: