После Второй Мировой войны символом военно-морского могущества США стали тяжелые авианосцы (вспомним тот же самый «Нимиц»), то в СССР ситуация была намного сложнее. На роль лавной ударной силы претендовать не мог никто – ни старые артиллерийские крейсера, ни новые ракетные. И только в начале 70-х годов началось строительство кораблей, подобных которым не было нив одном флоте мира.
Такими кораблями стали тяжелые ракетные крейсера с ядерной силовой установкой проекта 1144 «Орлан», хотя чаще всего их называют по имени головного крейсера – классом «Киров». Большинство «Орланов» прослужили немного лет, и поэтому стали своеобразным воплощением тяжелого положения флота в 90-е годы.
Содержание
История создания
26 марта 1974 года на Балтийском заводе в Ленинграде заложили первый корабль уникального проекта «Орлан».
В структуре отечественного ВМФ Северный флот занимает особое место. Это самый молодой из всех флотов России, ведущий свою историю всего лишь с 1933 года, но вместе с тем — и самый мощный. Причиной тому — специфическая роль, которую Северный флот играл в годы «холодной войны». Балтийский и Черноморский флоты оказались существенно ограничены в возможностях из-за особенностей акватории базирования — внутренних морей, тогда как Тихоокеанский и Северный были флотами именно открытого океана. При этом с точки зрения безопасности и недосягаемости баз в более выгодном положении оказался именно флот на севере страны, и потому на его плечи легла основная нагрузка противостояния с потенциальными противниками в послевоенное время.
Именно поэтому в составе Северного флота, как правило, новые корабли появлялись в первую очередь. Так было и с уникальными крейсерами проекта 1144 — типа «Орлан», первыми и единственными в России надводными боевыми кораблями с ядерной энергетической установкой. На сегодняшний день моряки-североморцы — единственные, которые несут службу на входящим в боевой состав флота корабле этого проекта: тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» с конца 1990-х является их бессменным флагманом. А начало строительству кораблей проекта «Орлан» было положено 26 марта 1974 года, когда на стапелях Балтийского завода в Ленинграде был заложен первый крейсер серии — «Киров».
История создания этих кораблей начинается в 1964 году, когда руководство СССР, вдохновленное успехом первого в мире атомного надводного корабля — ледокола «Ленин» — и стремясь не отстать от США, которые в 1961 году ввели в боевой состав флота первый в мире атомный ракетный крейсер «Лонг Бич», решило создать собственный корабль такого же класса. По первоначальной задумке главной целью нового корабля должны были стать подводные ракетоносцы противника. То есть фактически в СССР собирались строить атомный крейсер-рейдер, который в мирное время контролировать бы американские ПЛАРБ в местах несения ими боевого дежурства, а в военное — охотился за ними и уничтожал.
Замах был серьезный: первоначальная идея постройки атомных противолодочных кораблей предусматривала, что на каждую американскую подлодку-ракетоносец будет приходиться по отдельному «рейдеру». Получалось, что серия таких кораблей включала бы не менее 35-40 единиц. С одной стороны, опыт строительства крупных серий кораблей с атомными энергетическими установками в СССР был — а с другой, это были подводные лодки, имеющие гораздо более узкие задачи. Надводных же проектов подобного масштаба и сложности страна еще не реализовывала.
Именно уникальность задачи, поставленной перед проектировщиками ленинградского ЦКБ № 53, которое в январе 1966 года было переименовано в Северное проектно-конструкторское бюро, и особые условия, которым должен был соответствовать новый проект, и стали причиной десятилетнего периода проектирования. В итоге первоначальное водоизмещение в 8000 тонн, о котором говорили правительство и военные, выросло в три с лишним раза — до почти 26 000 тонн. Постепенно расширился и список задач, которые должны были выполнять корабли нового проекта. Стало понятно, что в качестве охотников за баллистическими подлодками США они привлекут особое внимание противника, а значит, их нужно обеспечить достаточным количеством защитного вооружения. Так к номенклатуре чисто противолодочных средств нападения добавились средства ПВО и противокорабельные ракеты. А необходимость обеспечить длительную автономность плавания привела к тому, что пришлось существенно пересматривать бытовые условия для экипажа, что не могло не сказаться на увеличении водоизмещения.
Эскизное проектирование корабля нового проекта было завершено в 1969 году. Но просто перейти от эскиза к техническому проекту не получилось. 25 мая 1971 года вышло очередное постановление правительства, которым проект большого противолодочного корабля 1144 «Орлан» объединили с проектом атомного ракетного крейсера 1165 «Фугас», который, по идее, предназначался для борьбы с авианосными и корабельными ударными группами противника. Стало понятно, что из «Орланов» получаются уже не противолодочные корабли, пусть и очень большие, а скорее крейсеры, и в итоге новинке присвоили окончательную классификацию атомного ракетного крейсера.
Наконец, в 1972 году, после всех дополнений и изменений, завершилось техническое проектирование корабля, а еще через два года первенец серии, получивший имя «Киров», был заложен на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде. Головной крейсер получил это имя не только в честь Сергея Кирова, но и как преемник первого легкого крейсера советской постройки, вступившего в строй в 1938 году. Поэтому первенец надводного атомного военного флота получил вместе с именем и почетное звание Краснознаменного, а также и кормовой флаг с изображением ордена Боевого Красного Знамени — награды своего предшественника.
Поскольку совершенно скрыть постройку столь крупного — а наибольшая длина «Кирова» составляла ни много ни мало 250 метров! — корабля было невозможно, на Западе очень быстро узнали, что Советский Союз строит что-то вроде линкора. Правда, позднее специалисты НАТО пришли к выводу, что к спуску на воду готовится все-таки не линкор, а первый в СССР атомный ракетный крейсер, и присвоили проекту наименование «Kirov class».
Корабль получился действительно необычный и во многом новаторский для российского судостроения. Например, на нем впервые использовали такое решение, как размещение основной части оружейных комплексом в подпалубных помещениях: так расположили и пусковые установки противокорабельных ракет «Гранит», и шахты системы ПВО С-300 «Форт» — флотской модификации комплекса. Так же скрыто разместили на борту крейсера и два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата: их установили на второй палубе, и чтобы вести торпедную стрельбу, нужно было открыть закрытые в походном положении бортовые лацпорты. Кроме того, «Киров» был оснащен зенитно-ракетным комплексом «Оса-МА», имел неплохое артиллерийское вооружение — две одноствольные 100-мм артустановки АК-100 и восемь шестиствольных 30-мм артустановок АК-630М, — и приличное противолодочное: 12-ствольная 213-мм реактивная бомбометная установка РБУ-6000 и две шестиствольные 305-мм РБУ-1000. Наконец, на его борту постоянно базировался вертолетный отряд, в который могли входить два вертолета Ка-27 или три Ка-25.
27 декабря 1977 года атомный ракетный крейсер «Киров», классификация которого к этому времени пополнилась еще одним определением — «тяжелый» — был спущен на воду, а через три года, 30 декабря 1980-го, ступил в строй. Через четыре года флот получил второй корабль проекта 1144, который существенно отличался от головного и потому формально считался построенным по проекту 11442 — тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе». В 1988 году моряки получили еще один крейсер проекта 11442 — «Калинин». Четвертый и последний корабль серии — «Куйбышев», который еще на стапеле переименовали в «Юрий Андропов» — заложили в 1986 году и спустили на воду в 1989-м, но в боевой состав флота он по очевидным причинам вошел только девять лет спустя, в 1998 году. К этому времени он уже получил новое имя — «Петр Великий», и сегодня это единственный из крейсеров проекта «Орлан», который несет боевую службу.
А самый первый из «Орланов» — «Киров», в 1992 году получивший имя «Адмирал Ушаков», — в 2002 году был выведен из состава флота и сейчас готовится к утилизации. За два с лишним десятка лет своей боевой службы он пережил многое. Например, в 1984 году, когда на складе боеприпасов в Североморске начался пожар, сопровождавшийся многочисленными взрывами, «Киров» был единственным кораблем, который остался в гавани базы. Он и только он мог, если бы из-за взрывов начали стартовать складированные в арсенале ракеты и полетели в сторону города, уничтожить их с помощью своих бортовых средств ПВО. А пять лет спустя «Киров» был одним из кораблей, которые на всех парах шли на помощь тонущей в Норвежском море подлодке «Комсомолец» — но не дошел из-за серьезной поломки двигательной системы.
Конструкция
Атомный ракетный крейсер «Киров» имеет пятипалубный корпус с «клиперским» форштевнем и традиционными для советских кораблей крупными мачтами в виде пирамид.
Грани надстроек и мачт ради снижения радарной заметности выполнялись скошенными.
Внешне крейсер выделяет очень длинный полубак, в котором размещаются шахты ракетных установок. В бульбообразном носу поместили антенну гидроакустического комплекса. В конструкции предусмотрено, что необычно для ракетных кораблей того времени, бронирование – защита жизненно важных узлов доходит до 100 мм.
Главная силовая установка – два водо-водяных двухконтурных реактора, есть резервные паровые котлы, для которых в фок-мачте есть дымоходы. При передвижении на резервных котлах «Киров» может развить до 17 узлов – примерно половину максимальной скорости.
Вооружение крейсеров проекта 1144 «Орлан»
ПКР П-700 «Гранит»
Основным оружием данных крейсеров были ПКР П-700 «Гранит» — сверхзвуковые крылатые ракеты третьего поколения, обладающие пониженным профилем траектории полета к цели. При стартовой массе 7 тонн данные ракеты развивали скорость до 2,5 М и могли нести обычную боевую часть массой 750 кг или ядерный заряд-моноблок мощностью до 500 кт на расстояние до 625 км.
Длина ракеты составляет — 10 метров, диаметр — 0,85 метра. 20 противокорабельных крылатых ракет «Гранит» были установлены под верхней палубой крейсера, с углом возвышения 60 градусов. Пусковые установки СМ-233 для данных ракет производились на ПО «Ленинградский металлический завод». По той причине, что ракеты «Гранит» первоначально предназначались для субмарин, перед пуском ракеты установка должна заполняться забортной водой.
По опыту оперативной и боевой подготовки ВМФ, сбить «Гранит» очень сложно. Даже если поразить ПКР противоракетной, она из-за своей огромной скорости и массы может сохранить достаточный импульс, для того чтобы «достать» корабль-цель.
ЗРК «Форт»
В качестве противовоздушной обороны (ПВО) на крейсере предусмотрено 12 установок С-300Ф «Форт». Каждая имеет восемь пусковых труб барабанного типа, предназначена для поражения высокоскоростных, маневренных и небольших целей как на малых, так и на больших высотах. Интервал стрельбы — 3 секунды, боекомплект — 96 ракет.
ЗРК «Оса-М»
Дополнительная противовоздушная оборона обеспечивается зенитно-ракетными комплексами М-4 «Оса-М». Таких установок две, каждая предназначена для запуска двух ракет. Скорострельность — 2 выстрела в минуту, дальность поражения — 15 км, в высоту — 3,5-4 км. Боекомплект — 40 ракет.
«Тор-М1»
Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М1», в морской версии более известный как ЗРК «Кинжал» установлен на корабле «Петр Великий» того же проекта 1144. Для крейсера «Киров» подобного вооружения не предусмотрено ввиду отказа от дальнейшей модернизации судна.
Технические характеристики
Атомные крейсера проекта 1144 прямых аналогов не имели и не имеют. В американском флоте просто не было кораблей, перед которыми бы ставились аналогичные задачи.
«Орланы» должны были служить флагманскими кораблями, возглавлять соединения, прикрывать другие корабли от атак с воздуха и из-под воды, наконец, действовать самостоятельно.
Уникальность подтверждает и то, что в англоязычных источниках «Орланы» официально считаются линейными крейсерами – кроме них, ни один современный корабль к этому классу не причисляли. В США были построены четыре атомных ракетных крейсера типа «Вирджиния», но и по размерам, и по боевым возможностям они уступали советским.
Другой возможный «аналог» «Кирова», как ни странно, модернизированные в 80-е годы линкоры типа «Айова». Во всяком случае, их расконсервация была прямо связана с постройкой советских кораблей, и они должны были служить флагманами особых соединений, так называемых «Battleship Battle Groups».
Крейсера «Вирджиния», в отличие от «Кирова», предназначались для сопровождения авианосцев. Их роль в ударной группе, прежде всего, обеспечивать противовоздушную и противолодочную защиту с помощью ракет «Стандарт» и противолодочных ракет ASROC. Пусковые установки крылатых ракет «Томагавк» для обеспечения ударных возможностей был добавлены позже. Корабли достаточно быстро списали, сочтя их эксплуатацию слишком невыгодной.
Сравнивать современные корабли с заложенными ещё до Второй Мировой воде бы некорректно, но сразу бросается в глаза, что зенитное и противолодочное вооружение модернизированных линкоров сводилось к «средствам самообороны». Задачи по прикрытию эскадры на них не возлагались – наоборот, это корабли ударной группы должны были прикрывать флагман.
Разумеется, артиллерийское вооружение «Айов» было несравнимо мощнее. Большой вес брони сильно увеличивал водоизмещение старых кораблей, а артиллерийские системы требовали большого количества обслуги.
Тяжёлые крейсера проекта «Орлан» оказались крайне мощными, защищёнными и универсальными кораблями.
Все реально имевшиеся недостатки кораблей были не просчётами конструкторов, а следствием проблем, существующих в самом государстве. Вины «Кирова» в том, что адмиралы не очень точно представляли, как его надо использовать, нет.
И тем более корабль не виноват в том, что страна уже к 1990 году с трудом изыскивала средства на его содержание. Хорошо, что хотя бы один корабль уникального класса удалось сохранить в боеготовом состоянии. И жаль, что головной «Киров», совершив всего один боевой поход, буквально сгнил в отстое.
Уникальность отечественного проекта
Аналогов наши крейсеры такого класса в мире точно не имеют: ближайший американский вариант, «Вирджиния», меньше по водоизмещению в 2,5 раза. Упоминавшийся выше «Лонг Бич» вообще меньше в полтора раза. Кроме того, данные крейсеры получили максимальную унификацию с сухопутными образчиками вооружений, что теоретически позволяет пополнять боезапас практически на любой базе, имеющей береговые оборонительные комплексы.
Впрочем, особенно это заметно на примере второго и последующего кораблей, так как на «Кирове» эти технологии еще не были в достаточной степени апробированы.
Источники
- https://zen.yandex.ru/media/rusplt.ru/atomnyi-pervenec-tiajelyi-raketnyi-kreiser-kirov-5c98dbd5d82a0800b26c1847
- https://warbook.club/voennaya-tehnika/voennye-korabli/kirov/
- https://gunsfriend.ru/krejser-kirov-tazelyj-atomnyj-korabl-proekt-1114-ekipaz-tehniceskie-harakteristiki-primenenie/
- https://vfront.ru/flotiliya/krejser-kirov-vikipediya.html
Корабли Автор статьиВиктор ГеннадьевичОтставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.Написано статей482
Источник: