армия и оружие

Разведывательно-ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор»

Ка-52 в тренировочном полете

Ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» (по классификации НАТО “Hokum B”) является дальнейшим развитием знаменитого вертолета Ка-50 «Черная акула». Основное отличие Ка-52 от Ка-50 – наличие второго места для оператора вооружения, что расширяет функциональность Ка-52 от чисто ударного вертолета до разведывательной и командирской машины, способной выполнять разведку, целеуказание и координацию действий группы вертолетов.

 

НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ КА-50 И КА-52

К началу 80-х гг. вооруженные силы США и НАТО рас­полагали мощной группировкой специализированных вертолетов огневой поддержки, а наш транспортно-боевой Ми-24 при всех своих достоинствах был слишком большим и тяжелым для этого. Ответом на новый американский ударный вертолет АН-PA «Апач» должен был стать Ми-28, который ви­делся Заказчику как уменьшенный Ми-24 без кабины десанта. Именно на него делало ставку Министерство обороны, и когда появился альтернативный проект, сторонников у него оказа­лось немного.

Двухместные вертолеты Ми-28 и АН-64 создавались, что­бы «утюжить» боевые порядки противника, а одноместный Ка-50 должен был атаковать с большой дальности, и наведение ракет выполняла автоматика противотанкового ракетного ком­плекса «Вихрь». Он мог уничтожать любые танки, не входя в зону огня зенитной артиллерии и зенитных ракетных комплек­сов войсковой ПВО. Четыре бортовых цифровых ЭВМ решали задачи навигации, применения оружия и защитных систем, а также контроля систем вертолета.

Новое всегда пробивает себе дорогу ценой больших тру­дов, и коллективу ОКБ им. Н.И. Камова приходилось тратить много сил не только на совершенствование своей машины, но и на преодоление сопротивления «активных скептиков», мно­гие из которых носили генеральские погоны и занимали высо­кие посты. Государственные испытания подтвердили преиму­щества Ка-50 перед Ми-28, и он был рекомендован к принятию на вооружение.

Проверка шла в условиях, максимально приближенных к боевым (и это не газетный штамп!), и показала не только до­стоинства, но и недостатки машины. Было очевидно, что про­тивник будет искать способы борьбы с Ка-50, увеличивая даль­ность боя и снижая время реакции своих систем ПВО. «Атаки» объектов, прикрытых новыми отечественными комплексами «Тунгуска», «Тор» и др., показывали, что Ка-50 хотя и имеет пре­имущество перед Ми-28, но вовсе не является неуязвимым.

Американские и израильские вертолетчики для снижения потерь ударных вертолетов выполняли разведку района атаки и целеуказание специальными вертолетами. В связке с АН-64А действовал наводчик OH-58D «Кайова». а на замену этой машине, чья история восходила к 60-м гг., консорциум «Боинг-Сикорский» проектировал новый разведывательно-ударный вертолет LHX (RAH-66). Наш вертолет-разведчик Ми-24К боль­ше подходил для корректировки огня артиллерии и ракетных систем сухопутных войск, и ОКБ им. Камова предложило со­здать небольшую маневренную машину В-60Р, однако поме­шала «перестройка». Проект реализовать не удалось…

Не все ладилось и с бортовой автоматикой, доводка ко­торой затормозилась. Хотя Ка-50 официально был запущен в серию, это отразилось на отношении к нему Минобороны, а отказ принимать и оплачивать готовые вертолеты поставил в тяжелейшее положение коллективы ОКБ и серийного завода «Прогресс» в г. Арсеньев.

Установка оптико-электронной системы ГОЭС-451 комплекса «Аргумент-2000» под носовой частью Ка-52

Понимая обоснованность некоторых претензий Заказчика, Генеральный конструктор С.В. Михеев нашел выход из создав­шегося положения. При невозможности освоения еще одного изделия в условиях разразившегося в начале 90-х в пос­тперестроечной России жесточайшего (не то, что нынешний!) кризиса, он предложил сделать такой вертолет на базе Ка-50, сохранив 95% общих агрегатов планера и систем. Новое обо­рудование обеспечивало решение всех боевых задач в любую погоду и ночью. В экипаж вошел оператор, выполняющий фун­кции командира группы. Внезапно появляясь над полем боя, он оценивает обстановку, выделяет цели, распределяет объекты атаки между машинами своего боевого порядка, исполь­зуя автоматизированный комплекс телекодовой связи, а также атакует сам. Подобный вариант рассматривался при проекти­ровании одноместного Ка-50, но реализован был только в 90-х гг.

В 1994 г. проект и макет были представлены Государствен­ной комиссии. Как только информация об этом была обнародо­вана, ряд экспертов поспешили объявить о «провале концеп­ции одноместного вертолета». Однако новая машина должна была не заменить, а дополнить группировку Ка-50, как аме­риканский RAH-66 дополнял основные силы АН-64. Но явно отличаясь от него по внешнему виду, тот «притягивал» бы на себя огонь ПВО, как это было во Вьетнаме: партизаны Вьетконга были проинструктированы о том, что в разнородной группе вертолетов в первую очередь надо выбивать легкие ОН-6 и ОН-58. командирские машины. Новый вертолет Ка-52 в общем строю мало отличался бы от обычных Ка-50.

Создание двухместного разведывательно-ударного вер­толета стало не отходом от принципов, положенных в осно­ву проекта Ка-50, а их творческим развитием в изменившихся условиях возможной войны или контртеррористической операции.

 

КОМПОНОВКА КА-52

В большинстве боевых вертолетов оператор вооружения и летчик располагаются друг за другом, и фюзеляж по­лучается узким. Но длинная бронекоробка увеличивает разнос масс, делая вертолет инертным. В такой кабине летчик и опе­ратор общаются через переговорное устройство, но в бою счет идет на доли секунды и все решить может простой жест (на­пример, смотри — «стингер»!) и даже просто поворот головы. В ударных самолетах F-111, А-6, Су-24 и Су-34 летчик и штур­ман размещены бок о бок, и создатели Ка-52 «Аллигатор» выбрали такую же компоновку. Мидель при этом не пострадал — его задает широкая средняя часть фюзеляжа.

Серийный Ка-52 борт 51 в испытательном полете

В двухместной машине старались использовать максимум серийных узлов и агрегатов — даже лобовое стекло представ­ленного Госкомиссии макета представляло собой два бронеблока Ка-50. Но такой вариант забраковали из-за падения лет­ных качеств и неудобной компоновки кабины и оборудования. Степень унификации Ка-52 с серийным Ка-50 уменьшилась до 65%, зато большинство недостатков вертолета удалось устра­нить.

Исполняя требования Заказчика и находя новые пути со­вершенствования машины, конструкторы сделали кабину с гнутыми боковыми и верхними стеклами, что улучшило обтека­емость всего фюзеляжа. Прочность носовой части повысили, заменив боковые двери поднимающимися боковыми створка­ми. Большинство стрелочных приборов и телевизионный ин­дикатор из ЭЛТ заменили многофункциональные ЖКИ.

Но главным отличием Ка-52 стал новый комплекс оборудо­вания. В «шарике» за остеклением кабины находилась оптика обзорно-поисковой системы «Самшит», дневная телесистема для нормальной и низкой освещенности, тепловизор, лазер­ный дальномер-целеуказатель, совмещенный с пеленгатором лазерного пятна для автоматического сопровождения цели и подсвета ее при движении и вертолета, и цели. Днем в хоро­шую погоду «Самшит» позволяет обнаруживать и распознавать танк с расстояний до 15 км. Носовой обтекатель заняла боль­шая антенна РЛС «Арбалет-52», которая обнаруживает танк с дистанции 20 км, дает карту местности и предупреждает о пре­пятствиях. Над втулкой винта установили малую антенну той же станции для обнаружения воздушных целей и других объектов — эта антенна обнаруживает даже снаряды противника и атакующие ракеты.

 

 «АЛЛИГАТОР» ЗАВОЕВЫВАЕТ НЕБО

В опытный образец Ка-52 «Аллигатор» был пе­реоборудован серийный Ка-50. К декабрю 1996 г. машина была готова к ис­пытаниям, но было решено представить ее на выставке «Аэроиндий-96», и полеты были отложены. Черный вертолет с бортовым номером 061 и надписью “Alligator” привлек всеобщее внимание, но участие в авиашоу несколько задержало нача­ло испытаний. Наконец, 25 июня 1997 г. Александр Смирнов и Дмитрий Титов вы­полнили на Ка-52 первый полет.

Опытный вертолет Ка-52К

Потяжелевший Ка-52 имел самую высокую нагрузку на метр ометаемой пло­щади среди всех соосных вертолетов, и некоторые его летные качества по сравнению с Ка-50 понизи­лись. Но у редуктора ВР-80 оставался запас по пропускаемой мощности, и естественным решением было заменить старые двигатели ТВЗ-117ВМА. Альтернатива им была создана сов­местно санкт-петербургским КБ им. Климова и запорожским заводом «Мотор-Сич».

Взлетная мощность форсированного ТВЗ-117ВМА Ф вырос­ла с 222S до 2500 л.с, а на чрезвычайном режиме при отказе одного из двух двигателей другой выдает до 2800 л.с. Новая электрогидравлическая система регулирования повышает приемистость, устойчивость и надежность на переходных ре­жимах и при пусках ракет. Реализован вывод из помпажа и «вращающегося срыва» компрессора, а также автоматическое восстановление режима при эаглохании. Назначенный ресурс двигателя составляет 3000 ч, а межремонтный 1500 ч, вариант ТВЗ-117ВМА-С63 (ВК-2500) имеет несколько меньшие мощнос­ти (2400 л.с. на взлете и 2700 л,с. на режиме ЧР), но расход топлива у него меньше, а ресурс больше — до первого ремон­та 3000 ч и назначенный 7500 ч.

Еще одна группа проблем была связана с прицельными системами. Обзор вниз оптики «Самшит» был недостаточным, а ее заданные характеристики подтверждены на испытаниях не были. Надвтулочная антенна РЛС «Арбалет» не работала нормально, а полный отказ от локатора ограничивал всепегодность вертолета.

Отработка БРЭО Ка-52 заняла несколько лет. но в резуль­тате был создан новый прнцельно-пилотажный и навигацион­ный комплекс «Аргумент-2000». В его состав вошли обзорно-пилотажная система, поисково-прицельная система ГОЭС-451, оптическая часть которой смонтирована в носовой части фю­зеляжа, под обтекателем РЛС. Они могут работать круглосу­точно и в туман вместе с входящим в состав этого комплекса локатором «Арбалет-52», основная антенна которого установ­лена в носовой части. Это оборудование, бортовой комплекс обороны, а также включающий три радиостанции, систему засекречивания и аппаратуру передачи данных комплекс связи БКС-50 интегрированы е единое целое бортовой сетью БЦВМ «Багет-53» с открытой архитектурой, позволяющей без замены «железа» менять состав боевых систем, инсталлируя новый «софт».

Подготовка серийного производства Ка-52 на заводе «Прогресс» началась в 1997 г.. но из-за срыва финан­сирования начало поставок задержалось. Но время не было потрачено зря, и промышленность смогла поставить серийные Ка-52 в улучшенном варианте — он получил прицельно-пило­тажный и навигационный комплекс «Аргумент-2000» и двига­тели ВК-2500.

Первые четыре Ка-52 прибыли на базу Дальневосточного командования ВВС Черниговка 24 мая 2011 г. Ранее там бази­ровался 319-й Краснознаменный ОВП им. Ленина, который был лидером в освоении Ми-24А. Полк в Черниговке планировалось полностью перевооружить Ка-52 к концу 2012 г. На практике этого не было сделано к указанному сроку, однако, вероятно, перевооружение все-таки будет произведено несколько позже. Переучивание на новую технику ведется в 334-м Центре боевой подготовки на авиабазе Торжок.

Заказ на вертолеты Ка-52 для Министерства обороны Российской Федерации уже определен и выполняется. В 2012 г. изготовлен 21 вертолет Ка-52. Из них 5 переданы в Черниговку, а 16 — должны быть переданы в Кореновск в течение весны 2013 г.

Около ста машин собирается принять на вооружение Военно-Морской Флот Рос­сии для огневой поддержки морских десантов, сопровождения палубных транспортно-десантных вертолетов, уничтожения кораблей малого и среднего водоизмещения. Морской верто­лет Ка-52К имеет систему уменьшения габаритов, усиленные шасси, коррозионная стойкость планера и систем повышена. Вооружение Ка-52К в корабельном варианте на первом этапе будет таким же, как и в армейском.

Сейчас испытания по тематике Ка-52К идут на опытном вертолете №061. Базирование Ка-52К предполагается на отечественных десантных и многоцелевых кораблях, а также на закупаемых во Франции ДВКД типа «Мистраль». Во время визита этого корабля в Петербург прошла «примерка» Ка-52, которая показала, что вертолет и корабль вполне «подходят» друг другу. Сейчас испытания машины на борту большого про­тиволодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков» уже завер­шены.

Остро дискутируется вопрос стоимости Ка-52. Она составляет около 30 млн. долл. США за единицу. Эксперты либерального толка «предостерегают» россиян от втягивания в новую гонку вооружений. Но есть ли альтернатива поддержа­нию обороноспособности  страны на должном уровне? События в Аф­рике и на Ближнем Востоке убедительно доказывают — такой альтернативы нет.

Цена серийного Ка-52 высока, однако она определяется высокими качествами машины и значительным количеством необходимых боевых систем БРЭО на борту. Например, РЛС на серийном вертолете Ми-28Н ОКБ им. Миля пока нет, а на Ка-52 имеется. Летные характеристики Кз-52 также оцениваются специалистами очень высоко. Существенное превосходство он имеет и перед западными аналогами, в том числе лучшим американским всепогодным боевым вертолетом AH-64D «Апач», и во многом благодаря «фирменной» камовской соосной схеме.

 

ВООРУЖЕНИЕ КА-52 «АЛЛИГАТОР»

Развитие военной техники — это вечная борьба с про­тивником и во время войны, и в мирное время. Хочешь мира — готовься к войне, как говорили древние.

В 1989 году советские войска покинули Афганистан, а в 1991 г. страны Запада начали войну против Ирака, который столь неудачно пытался вернуть ранее принадлежавшие ему земли. В этих кампаниях активно применялись вертолеты, и тогда ведущие мировые эксперты единогласно утверждали, что превосходство в армейской авиации вооруженных сил США и НАТО над СССР, а затем и Россией сохранится всегда Однако с тех пор утекло много воды и ситуация поменялась, что подтверждает новая война в Афганистане

Вертолет Ка-52 «Аллигатор» с серийным противотанковым комплексом «Атака»

Главным оружием боевого вертолета является противотан­ковый ракетный комплекс — ПТРК. Двухместный Ка-52 получил в наследство от Ка-50 комплекс «Вихрь». Его ракета 9А4172 с автоматизированным лазерным наведением уничтожает танк с броней, эквивалентной 900-мм плите из гомогенной стали, с дистанции до 3 км. Динамическая защита — не преграда для ее тандемной кумулятивно-осколочно-фугасной БЧ.

Сравнительные испытания на Гороховецкем полигоне вер­толетов Ка-50 с ПТРК «Вихрь» и Ми-28 с ПТРК «Атака-ВМ» в сентябре-октябре 1986 г. показали преимущество первого комплекса. Сегодня это оружие превосходит и аналогичную американскую ПТУР AGM-114A, но тульские оружейники уже создали модернизированный комплекс ударного вооружения (КУВ) «Вихрь-М» с семейством ракег 9М4172.

Комплекс одной ракетой уничтожает танк с 1000-мм бро­ней за динамической защитой с дальности от 400 м до 10 км с вероятностью 80%. Обеспечено круглосуточное поражение не только бронетехники, но и оборонительных сооружений штатной БЧ или новыми — осколочной и термобарической. Вертолет Ка-52 может накрыть серией ракет «Вихрь» четыре мишени за 30 секунд.

Противотанковый ракетный комплекс «Вихрь» эффективен, но дорог, технически очень сложен, и доводка его столкнулась с серьезными проблемами. Они не были своевременно устра­нены из-за дезорганизации и срыва финансирования оборон­ной промышленности в 90-х гг., сейчас оружейники наверсты­вают упущенное.

Открытая архитектура электроники Ка-52 «Аллигатор» позволяет при­менить ПТРК «Атака» в варианте с лазерной системой наведе­ния. Сегодня базовая ракета этого комплекса 9М120 поражает танк с 800-мм броней и динамической защитой с вероятностью не ниже 0,65 одиночным выстрелом. Испытываются модифи­кации 9М120М с увеличенной до 950 им бронепробиваемостью, «противодотовая» 9М120Ф с фугасной боевой частью и вариант воздух-воздух 9М220.

Комплекс «Атака-В» выпускается серийно для Ми-24 и Ми-28Н. Он сравнительно дешев, прост и надежен. Но современ­ные средства ПВО армий НАТО могут уничтожить вертолет с дальности до 4 км с вероятностью до 100% за 4…10 с, а тот не успеет их сам обнаружить и обезвредить с помощью это­го ПТРК. Только КУВ «Вихрь-М» вертолета Ка-52 может вести огонь за пределами радиуса досягаемости самоходных ракет­ных  комплексов «Роланд», ПЗРК «Стингер», «Мистраль» и артиллерийских комплексов «Гепард».

Залп неуправляемых ракет С-8 эффективен против наступающей пехоты или бронетранспортеров

В арсенал Ка-52 введены и управляемые ракеты Х-25МЛ с тяжелой боевой частью, спроектированные для ударных само­летов. Но не только высокотехнологичные системы определя­ют облик современного боевого вертолета. Классическим его вооружением остаются неуправляемые ракеты, и Ка-52 несет 4 блока Б-8В20 по двадцать 80-мм снарядов С-8, которые поставляются в 15-ти модификациях с БЧ кумулятивно-осколочного, объемно-детонирующего или фугасно-проникающего действия, а против пехоты — со стреловидными поражающи­ми элементами и т.д. Американский АН-64 также несет 4 блока НАР, но 19-зарядных, и ракеты в них слабее — калибра 68 мм. а ведь кроме легких снарядов С-8 наш Ка-52 может взять 10 тяжелых НАР С-13 калибра 422 мм или четыре С-24 (240 мм). Традиционным вооружением российских боевых вертолетов являются свободнопадающие авиабомбы, чего не предусмотрено для АН-64. Между тем опыт Афганистана и Чечни показал, что их применение часто является лучшим вариантом по критерию «стоимость — эффективность».

Еще одним явным преимуществом вооружения Ка-52 «Аллигатор» перед аналогичными вертолетами НАТО является пушка 2А42. Зарубежные эксперты критикуют ее за большую массу, и действительно — американское орудие М-230 весит 54,4 кг, а наше — 115 (вместе с установкой НППУ-80 вертолетов Ка-50 и Ка-52). Но М-230 ве­дет огонь на дальность до 1500 м, а дальность боя нашей пушки 4000 м, и поражающее действие российских снарядов выше, чем американских М789 и М799 — на дистанции 1500 м они про­бивают 15-мм стальную броню при угле встречи 60 град. Пушка 2А42 была создана для сухопутных войск, и это облегчает снабжение боеприпасами группировки мотострелковых войск или десант­ников, которую поддерживают вертолеты Ка-50 и Ка-52. Американ­ское орудие использует специальные авиационные снаряды, и резервными типами являются боеприпасы авиапушек — ан­глийской ADEN или французской DEFA, но их баллистические данные еще ниже. Американский вертолет имеет традиционно больший боекомплект — 1200 снарядов против 470 у Ка-52, но обычно «Апач» берет лишь 320 снарядов.

Артустановки большинства вертолетов смонтированы под носовой частью it обеспечивают больший сектор обстрела, чем расположенная по правому борту в центре фюзеляжа не­съемная пушечная установка НППУ-80 вертолета Ка-52. Это дает Ми-28 и АН-64 определенные преимущества, но за них приходится платить. Расположенная в «бороде» под фюзеля­жем далеко от центра масс пушка делает вертолет инертным, отдача при стрельбе вбок мешает пилоту вести машину по на­меченной траектории и отклоняет ее от линии прицеливания. Да и целиться вбок не так-то просто. Из-за этого экипажи предпочитают вести огонь прямо вперед, целясь всем корпусом вертолета, и Ми-24П с неподвижной пушкой ГШ2-30 оказался лучше, чем Ми-24В с подвижным пулеметом ЯкБ-12,7. Разме­щение пушки вблизи центра масс на Ка-52 обращает недостат­ки такого решения в преимущества, повышая маневренность и скорость машины, а точность стрельбы получается в 4 раза выше, чем у Ми-28 и АН-64. Кроме 2А42, Ка-52 может брать два подвесных контейнера УПК 23-250 с пушками ГШ-23Л, которые весьма эффективны против легкобронированных целей и зе­нитных установок на малых дальностях.

В кабине Ка-52 установлен индикатор на фоне лобового стекла ИПС-28К. С его помощью можно стрелять не только по наземным, но и по маневрирующим воздушным целям, и уста­новка НППУ-80 здесь также весьма удобна, но камовский вер­толет имеет и управляемые ракеты «воздух-воздух».

Вертолет Ка-52 несет 4 ракеты 9М39 «Игла-В». Эта моди­фикация проверенного в бою переносного зенитного комплек­са с пассивной головкой самонаведения надежно выделяет истинную цель при темпе отстрела ловушек по одной каждые 0,3 сек при мощности их излучения, превышающей излучение самой цели.

В перспективе планируется ввести в состав вооружения  Ка-52 новую многоцелевую ракету «воздух-воздух».

 

ЛЕТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КА-52 «АЛЛИГАТОР». ПРЕИМУЩЕСТВА СООСНОЙ СХЕМЫ

Сегодня вооружение вертолета становится все мощнее, а электроника все изощреннее, но летные характеристики по-прежнему остаются важнейшим фактором успеха. Боевые вер­толеты отличаются от винтокрылых машин другого назначения высокой скоростью и маневренностью, и Ка-52 имеет здесь ряд существенных преимуществ.

Обычный вертолет расходует на компенсацию реактивного момента несущего ротора рулевым винтом до 10-20% мощ­ности двигателей, а при изменении режима работы силовой установки пилот должен регулировать тягу. Соосная схема таких потерь не допускает, а благодаря более высокому КПД ее энергетические характеристики выше на 6…10%. Осо­бенно важно это при разгоне с режима висения, например, при атаке из засады.

Ее аэродинамическая симметрия улучшает устойчивость и управляемость, а отсутствие перекрестных аэродинамических связей между продольным и боковым движением и независи­мость каналов управления упрощает пилотирование и делает его безопаснее. Летчик АН-64 или Ми-28 при изменении ре­жима полета должен парировать перебалансировку машины креном и скольжением, а пилот Ка-52 на это не отвлекается и не расходует тягу силовой установки. Понижено и негативное влияние воздушных потоков.

У соосного вертолета меньше моменты инерции и боль­ше управляющие моменты, что дает возможность выполнять более энергичные маневры с использованием нормальной перегрузки. Благодаря повышенной мощности продольного управления, Ка-52 «зависает» в конце маневра. Все это позволяет ему делать то, что другие не могут.

Одним из его специфических боевых маневров является плоский разворот, энергичное изменение курса без исполь­зования нормальной перегрузки. Ка-52 летает со скольжени­ем, недопустимым в схеме с РВ, и атакует обычный вертолет, просто поворачивая на него нос и не меняя курса. Он может устойчиво лететь хвостом вперед на скорости до 100 км/ч, а на скорости 230 км/ч углы скольжения достигают ±90 град. Противни­ку же, чтобы занять позицию для атаки, нужно разворачиваться «по-самолетному», тратя больше времени. Плоский разворот «носом против ветра» позволяет безопасно садиться с ма­лыми поступательными скоростями, когда аэродинамические приборы определения скорости не работают. Летчик-испыта­тель Н.П. Бездетнов разработал этот метод и доказал, что соосный вертолет может садиться на ограниченную площадку с нужного направления вне зависимости от ветра. Сравнительно небольшие габариты существенно облегчают пилотирование в стесненных условиях.

Энергетика и независимость каналов управления дают возможность Ка-52 непрерывно обстреливать цепь, постоянно перемещаясь вокруг нее с использованием маневра «ворон­ка». Он может атаковать внезапно, энергично обходя холмы по горизонтали (маневр «слалом») или огибая их вертикально ма­невром «дельфин», что позволяет уничтожать скорострельные зенитные установки, находясь в зоне их огня. Специальный режим работы РЛС «Арбалет-52» позволяет использовать эти приемы даже ночью.

Менее жесткие ограничения по угловым движениям позво­ляют Ка-52 выполнять вертикальные маневры «косая петля», «кувырок», «восходящая бочка» с кренами до 140 град. и углами тангажа 90 град. Пока их делают только испытатели, но в перспек­тиве они могут быть приняты и в войсках.

Вертолет Ка-52 «Аллигатор» превосходит всех своих конкурентов по маневренности. Скорость американского вертолета XRAH-66 несколько выше, но он на вооружение принят не был.

 

НАДЁЖНОСТЬ И ЖИВУЧЕСТЬ КА-52

Ка-52 «Аллигатор» имеет высокую живучесть благодаря бронированию, радиальной компоновке и силовой схеме, а жизненно важные системы — гидравлика, электрика и управление —дублирова­ны. Конструкция рассчитана не только на большие перегрузки и высокий ресурс, но и выдерживает боевые повреждения. Например, главный силовой элемент несущего винта представ­ляет собой двузамкнутый контур, который сохраняет несущую способность при пулевом простреле. Бронирование защища­ет экипаж от огня 12,7-мм пулеметов и высокоэнергетических осколков снарядов и ракет. Предусмотрены меры ремонта аг­регатов из композиционных материалов, которые составляют значительную долю конструкции.

Топливная система предохранена от возгорания и взрыва топлива, а также от возникновения в баках гидравлического удара при аварийной посадке. Сама соосная компоновка по­вышает выживаемость а бою. Летный эксперимент показал, что Ка-50 (и Ка-52) способен продолжать полет при полном разрушении хвостового оперения, тогда как АН-64 и Ми-28 не сохраняют управ­ляемость при выходе из строя хвостового винта.

Не допустить поражения ракетами с тепловым самонаведением помогают экранно-выхлопные устройства, сни­жающие, рассеивающие и искажающие тепловой след двигателей. Средства предупреждения об атаке ракетами, об­лучении вертолета вражескими РЛС и лазерными системами целеуказания и помеховое оборудование сведены в бор­товой комплекс обороны, управляемый компьютером.

Но опыт войн свидетельствует о том, что потери любой самой совершенной техники неизбежны, и задача конструкто­ра — обеспечить максимальные шансы выживаемости экипажа. Лучше всего, когда пилот имеет возможность выпол­нить безопасную вынужденную поездку, и чрезвычайный режим работы двигателя ВК-2500 дает резерв тяги для энергичного выхода из боя на одном двигателе, или при отказе в жару, в горах.

Если вышли из строя оба двигателя, остается авторотация. Самолет в такой ситуации планирует, вертолет использует са­мовращение ротора. Аэродинамическая симметрия и отсутс­твие перекрестных связей в управлении делают посадку на авторотации безопаснее в сравнении с обычным вертолетом.

Но авторотация возможна не всегда, и экипаж Ка-52 защи­щен от удара. Если есть время выпустить шасси, то основную часть нагрузки воспримут его амортизаторы, а дальше стойки, ломаясь, защитят фюзеляж и кабину от тяжелых разрушений. Бронированная носовая часть сопротивляется деформации, а под креслами находятся специальные сминаемые блоки, которые гасят энергию падения. Такие меры предусмотрены и на Ми-28, и на «Апаче», но летчики Ка-52 (и Ка-50) имеют еще один путь к спасению — катапультируемые кресла К-37-800М. Они разработаны специально для вертолетов с учетом спе­цифики их применения и полностью испытаны на летающей лаборатории. При катапультировании специальное устройство «разрывает» остекление кабины, а лопасти винтов отстрели­ваются.

В заключение необходимо вспомнить еще об одной осо­бенности Ка-52. Этот скоростной и маневренный вертолет по простоте пилотирования можно сравнить с легкомоторным са­молетом первоначального обучения. В роли «летающей пар­ты» он будет лучше АН-64, РАН-2 и других вертолетов НАТО. Пилотирование Ка-52 косит «инстинктивный» характер и лег­ко усваивается как курсантом, так и тем, кто давно летает на обычных вертолетах. Это качество боевого вертолета позво­лило отказаться от траты денег на выпуск специальной двух­местной учебной модификации.

 

КА-52 НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ

19 апреля 2000 г. Южная Корея объявила о намерении купить 40 вертолетов огневой поддержки. В тендере участвовали американские вертолеты Белл AH-1Z «Кинг Коб­ра», MDD — «Боинг» АН-64D и «Сикорски» AUH-60 «Блэк Хок», европейские «Еврокоптер Тигр» и Агуста A-129INT «Мангуста», а также российские Ми-28НЭ и Ка-52К (литера К в данном слу­чае обозначала «Корея» или «коммерческий»), отвечавшие требованиям корейской армии. Было использовано принятое в Корее оборудование производства Франции, Бельгии и Израиля, также намечалось, модернизировать и использовать уже имеющуюся в этой стране базу обслуживания гражданских Ка-52 и двигателей Т63417ВМАР.

Корейская сторона была ознакомлена с производством вертолета и комплектующих, группа петчикоа ВВС Южной Ко­реи получила возможность совершить полеты на Ка-52 с боевыми стрельбами.

В конкурсе Ка-52К показал все свои сильные стороны и уникальные возможности, недоступные конкурентам, однако в вопросах закупок вооружений южнокорейское правительство всегда огладывается на «большого брата» с другого берега Тихого океана, и контракт заключен не был. Очевидно, что ре­шение было продиктовано отнюдь не соображениям технического плана То же можно сказать и о переговорах о поставке двухместной модификации Ка-50-2 «Эрдоган» Турции. Интере­совался Ка-52 и Китай, однако он предпочитает покупать не готовую продукцию, а лицензии.

Сравнивая экспортный потенциал Ка-52, Ми-28НЭ и АН-64D, можно отметить более высокую степень доводки борто­вой электроники последнего благодаря последовательной работе в этом направлении и стабильному финансированию. Тем не менее, вооружение, эффективность которого зависит от работы БРЭО, все же мощнее у российских вертолетов. Несколько уступая в дальности, российские вертолеты лучше «апача» по скорости, маневренности и высотности, в т.ч. в жаркую погоду и в горах. В целом, если рассматривать лишь технические аспекты, то для Ка-52 более «опасным» конкурентом является Ми-28НЭ, однако есть и другие факторы — и они подчас сильнее.

Продвижение Ка-52 на внешний рынок продолжается, и стимулировать экспорт может широкая эксплуатация в рос­сийских вооруженных силах. Борьба за контракты предстоит жесткая, и не стоит ожидать джентльменского поведения от зарубежных конкурентов. Очевидно, покупателей стоит искать среди наших традиционных клиентов или стран, сохраняющих более-менее независимый курс.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принятие на вооружение разведывательно-ударного и командирского вертолета Ка-52 «Аллигатор» обеспечивает качест­венный рост ударного потенциала армейской и морской авиа­ции за счет расширения зоны поддержки войск и обеспечения совместных боевых операций круглосуточно в любых метео­условиях. Повышение уровня автоматизации обмена боевой информацией дает возможность быстрее реагировать на из­менение обстановки. Бортовые системы и вооружение Ка-52 позволяют находить и поражать тщательно замаскированные, «тихие» неизлучающие объекты, и это крайне важно в пери­од, когда технология «стелс» активно внедряется на флоте и в сухопутных войсках. Возможность действий против наземных, морских и воздушных целей делает Ка-52 незаменимым и в наступлении, и в обороне, и в миротворческих операциях, и в борьбе с бандами боевиков. А планируемая модернизация на долгие годы гарантирует успешное применение Ка-52 как в локальных конфликтах «малой интенсивности», так и в «высо­котехнологичной войне».

(«Наука и техника»)

Смотрите также: Сюжет канала «Россия» о вертолете Ка-52

Факт

В настоящее время в составе ВМС США числится 11 авианосцев, из них 10 – типа «Нимитц» и 1 — «Энтерпрайз». Больше авианосцы типа «Нимитц» строиться не будут. В 2008 году был заложен первый авианосец нового поколения «Джеральд Р.Форд» (CVN-78), который планируется ввести в строй в 2015 году…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE