армия и оружие

Развитие сил информационных операций США до 2020 года

25-метровая антенна РТМ-100, используемая
для усиления сигнала переносных
радиопередатчиков

Бурное развитие в конце XX — начале XXI века информационных техно­логий (ИТ), широкая информатизация общественной жизни и особенно вооруженных сил наиболее развитых государств значительно изменили характер, методы и способы информационной деятельности всех государ­ственных структур. Новые информационные технологии оказали существенное влияние на стратегию и тактику, формы и способы ведения военных действий в операциях XXI века. Как в мирное, так и в военное время достижение информационного превосходства над вероятным, потенциальным или действующим против­ником стало одной из основных целей ведущих государств, и в первую оче­редь Соединенных Штатов.

Вооруженные силы США входят в число лидеров в области теории и практики информационного противоборства. Их основным инструментом по достижению соответствующего превосходства над противником явля­ются информационные операции (ИО). ИО представляют собой интегрированное использование в ходе военной операции информационных воз­можностей (ИВ) войск (сил) в соответствии с военными целями операции и направлены на нарушение, искажение или контроль процесса принятия решения потенциальным или реальным противником при одновремен­ной защите своих войск (сил) от аналогичных действий противника (Joint Publication 3-13, 2012).

В последнее время в ВС США большое внимание уделяется развитию концептуальных основ информационных операций. Так, в 2012 и 2013 годах в вооруженных силах был организован и проведен ряд тематических конференций под руковод­ством заместителя начальника управления по глобальным операциям КНШ ВС США и начальника управления по информационным операциям аппа­рата заместителя министра обороны по политическим вопросам.

В ходе них обсуждались перспективы развития теории ИО на средне­срочную перспективу. Идеи и предложения рассматривались с учетом по­ложений ключевых документов американских вооруженных сил, таких как «Стратегия национальной безопасности» 2010 года, «Национальная воен­ная стратегия» 2011-го, «Удерживая глобальное американское лидерство. Приоритеты военного строительства в XXI веке»2.

Наибольшее внимание в ходе конференций было уделено анализу пер­спективной концепции информационных операций ВС США с учетом их проведения в рамках глобально интегрированных операций (ГИО).

Суть концепции ГИО изложена в основополагающей концепции строительства и применения национальных ВС «Единые силы-2020». Согласно ее положениям предусматривается координация в вопросе применения войск (сил) США, рассредоточенных по всему земному шару, быстрое создание объединенных группировок, точно соответствующих решаемой задаче и способных действовать как единое целое. Это достигается несмотря на принадлежность вхо­дящих в ее состав сил и средств к различным видам и родам войск, уровням подчиненности, географическим районам и организационным структурам. Данный документ является одним из определяю­щих при подготовке уставных документов ВС США.

Участники конференции отмечали, что при развитии теории информаци­онных операций необходимо в первую очередь учитывать следующие эле­менты ГИО:

  • управление войсками (силами);
  • захват, удержание и использо­вание инициативы во времени и во всех операционных средах и обеспечение согласованности действий в них;
  • организация взаимодействия;
  • сведение к минимуму нежелательных последствий военных операций, в том числе непредвиденных потерь среди личного состава войск (сил) и мирного насе­ления.

Под управлением войсками понимают комплекс мероприятий, выполне­ние которых позволяет командному составу осуществлять эффективное и непрерывное руководство действиями подчиненных. При этом командир предоставляет им возможность принимать решения и действовать самосто­ятельно, проявляя разумную инициативу в соответствии с замыслом опера­ции в условиях динамично меняющейся обстановки.

Американские специалисты в области ИО отмечают, что именно гиб­кость и адаптивный подход к управлению войсками (силами) позволяют командирам (командующим) более оперативно решать возникающие перед ними задачи и тем самым формировать нужный контекст ведения военных действий. При этом под «контекстом» понимаются те факторы, условия и обстоятельства, которые дают возможность прогнозировать (создавать) и контролировать развитие ситуации (обстановки) как на локальном, реги­ональном, так и на международном уровне в выгодном для Соединенных Штатов свете.

В качестве примера участники заседаний приводили отдельные случаи в ходе операции «Свобода Ираку», когда тактическим группам информаци­онного обеспечения бое­вых действий ВС США со временем стала пре­дставляться большая свобода. Это позволило им самостоятельно опре­делять необходимые в текущей ситуации темы информационных сооб­щений, а также средства и способы их распро­странения, что дало по­ложительный эффект.

Адаптивный подход к управлению войсками является очень важным для подразделений информационных операций ВС Соединенных Шта­тов. Например, при про­ведении гуманитарных операций, операций по ликвида­ции последствий чрезвычайных ситуаций происходит непосред­ственный контакт с целевой ау­диторией (ЦА). При этом при­меняются современные средства коммуникации и широко исполь­зуются социальные СМИ, что позволяет силам ИО более опера­тивно формировать необходимый «контекст» в зоне своей ответ­ственности, донося до аудитории информацию о причинах, целях и важности появления американ­ских вооруженных сил в данном месте для создания положитель­ного образа страны.

Образец примерного состава объединенной межведомственной
координационной группы ВС США

По словам бывшего команду­ющего объединенным централь­ным командованием Дж. Маттиса, «в ходе проведения американ­скими ВС операций в условиях воспрещения доступа и ограни­чения свободы их действий со стороны противника установле­ние контроля над возможностью целевой аудитории получать, вос­принимать и реагировать на ин­формацию может заменить меро­приятия по захвату территории, что обеспечит в перспективе превосходство ВС США». Для этой цели командующий должен будет правильно понять и оценить то информационное пространство (ИП) в котором он действует, и принять соответствующие меры для захвата, удержания и использования инициативы во времени и во всех операционных средах.

Как отмечают американские военные специалисты, в ходе информацион­ных операций необходимо постоянно оказывать воздействие на ЦА. Силы информационных операций ВС США должны действовать так, чтобы в информационном пространстве не образовы­вался «информационный вакуум», который мог бы заполнить противник. По мнению участников заседаний, в условиях наличия большого количе­ства источников и каналов передачи от ВС США информации, адресован­ной целевой аудитории, важно, чтобы она совпадала с проводимыми ими реальными мероприятиями.

В ходе конференций обращалось внимание на следующий важный эле­мент, который необходимо учитывать при развитии концепции информационных операций вооруженных сил США, — это обеспечение согла­сованности задействования информационных возможностей во всех операционных средах (наземной, воздушной, космической, морской и киберсферах). Информационное превосходство над противником в ходе ИО ВС США может быть достигнуто только при проведении кон­кретных согласованных и взаимодополняющих мероприятий. Так, могут быть активно задействованы подразделения операций в киберпространстве или силы радиоэлектронной борьбы для воздействия на боевую технику и военную инфраструктуру противника, что, в свою очередь, позволит бое­вым самолетам ВВС США (воздушная сфера), использующим GPS-системы (космическая сфера), нейтрализовать (уничтожить) часть системы ПВО противника (наземная сфера).

Важно также отметить, что в целях повышения эффективности таких ме­роприятий в условиях будущих ГИО особое внимание было обращено на более качественную организацию и расширение межведомственного и международного взаимодействия. В национальных ВС имеется достаточ­но большой опыт подобных мероприятий. Например, в ходе военной кам­пании в Афганистане представители МО США и специалисты ИО, реализовывая мероприятия стратегической коммуникации как составной части информационной операции, сотрудничали и работали со следующими пар­тнерами: управление Белого дома по межрелигиозным инициативам; центр им. Джорджа К. Маршалла; госдепартамент (в том числе посольства США в Кабуле, Исламабаде, Агентство США по международному развитию, со­вет управляющих по иновещанию); делегации представителей конгресса США в Афганистане; ЦРУ; оперативный центр СМИ НАТО; миссия ООН по оказанию помощи в Афганистане; правительство Афганистана и др.

Предполагается, что налаженные связи как внутри Пентагона, так и на межведомственном и международном уровне дают возможность выбирать партнеров для решения конкретных задач информационных операций, что, в свою очередь, позволя­ет достигать поставленных целей военной операции (кампании) оператив­нее, меньшими силами и средствами.

В приведенной ниже схеме показан примерный состав объединенной межведомственной координационной группы (ОМКГ) ВС США. Она пред­ставляет собой штабной орган, развертываемый в качестве вспомогатель­ного элемента при штабе командующего объединенным командованием или командующего ООФ США. Данная группа предназначена для согласо­вания вопросов органов исполнительной власти в области планирования и ведения военных операций, а также для оказания помощи командующему в решении боевых задач, в том числе в выполнении мероприятий в рамках информационных операций.

Участники заседаний отметили необходимость развития концепции ИО ВС с учетом такого элемента ГИО, как сведение к минимуму нежела­тельных последствий военных операций, в том числе непредвиденных потерь среди личного состава войск (сил) и мирного населения. Как утверждают американские военные специалисты, накопленный опыт в ходе боевых действий позволяет сделать вывод, что во время проведения воен­ной операции (боевых действий) имеется так называемый порог исполь­зования летального оружия – критическая точка, пересекая которую ВС США рискуют оказаться в ситуации резкого противодействия со стороны местного мирного населения и мирового сообщества.

Военные специалисты заявили, что командующие войсками (силами) должны четко осознать, что «целью любой военной операции (боевых дей­ствий) должно стать не физическое уничтожение противника, разруше­ние его военной инфраструктуры, уничтожение военной техники и лично­го состава, а принуждение его сложить оружие и прекратить сопротив­ление».

Так, в ходе боевых действий в городских условиях военным приходится разрушать жилые дома и здания, где может находиться противник, с целью заставить его выйти наружу, в результате чего они настраивают против себя местное население, которое лишается «крыши над головой». Данный фак­тор должен учитываться в период после проведения активной фазы воен­ных действий, когда придется заниматься вопросами восстановления поли­тической стабильности в стране. Кроме того, непродуманное применение летального оружия зачастую ведет к человеческим жертвам среди мирного населения, что, в свою очередь, может быть использовано противником как повод для антиамериканской пропаганды.

Именно информационные операции, являясь по большей части мероприятиями, где применяется оружие нелетального воздействия, позволяют добиться тех же самых результатов, что и в случае применения традиционного оружия, минимизиро­вав при этом или сведя на нет возможные негативные последствия.

По словам аналитика МО США Лары М Дадкхах, изучавшей войну в Аф­ганистане, возможности боевиков движения «Талибан» вести ИО были по­рой самой «эффективной противовоздушной обороной». В конечном итоге совершенно не важно, каким способом ликвидирован военный самолет – физически сбит ракетой или «посажен» в резуль­тате действия вражеской пропаганды.

Развивая данную тему, командование ВС США определило, что «целью органов ИО станет бо­лее точное установле­ние соотношения при­менения оружия леталь­ного и нелетального воздействия для повы­шения эффективности применения информа­ционных возможностей войск (сил) и тем самым более быстрого достижения цели военной операции». При этом оно ре­комендовало учесть вышеназванные элементы в последующей редакции наставления КНШ ВС США JP 3-13 «Информационные операции», а также во входящих в серию JP 3-13.XXX наставлениях, имеющих прямое отно­шение к информационным операциям. Со своей стороны специалисты ВС отметили крайнюю необходимость подготовки и выпуска нового докумен­та, посвященного оценке ИО.

В настоящее время в ВС США нет четкой схемы оценки информационных опе­раций. Неоднократно официальные лица в МО США и бывший министр обороны Леон Панетта заявляли о том, что эффективность таких меропри­ятий (например, информационного обеспечения военных действий) очень сложно просчитать, трудно определить те силы и средства информацион­ных операций, применение которых послужит основной причиной отказа противника оказывать сопротивление в том или ином случае и позволит достичь цели военной операции. В условиях финансовых ограничений учет критерия «стоимость/эффективность» ИО ВС США становится особенно актуальным.

В 2013 году обсуждался вопрос о целесообразности финансового обе­спечения в размере 19,7 млн долларов таких «продуктов» ИО, как функ­ционирование десяти интернет-ресурсов, подготовленных объединенным командованием сил специальных операций (ССО) ВС США и направлен­ных на оказание информационно-психологического воздействия на опре­деленные целевые аудитории. По данным издания «США сегодня», в 2012 году на обеспечение работы сайтов всех объединенных командований было потрачено 22 млн долларов. Официальные представители Пентагона рас­сматривают интернет-сайты как «важный инструмент воздействия на ино­странную аудиторию и как одно из средств борьбы с экстремизмом, помо­гающих командующему войсками (силами) достичь поставленной цели в зоне ответственности».

В связи с этим в объединенном центре информационных операций ВС США разрабатывается схема их оценки. Примерный алгоритм был пред­ставлен в виде восьми последовательных шагов с выполнением конкретных действий во время каждого из них:

  • шаг первый — характеристика информационного пространства;
  • шаг второй — включение оценки ИО в план (планирование) военной опе­рации;
  • шаг третий — изучение потребностей в информации для оценки ИО и планирование сбора данных;
  • шаг четвертый — составление исходных данных оценки ИО;
  • шаг пятый — выполнение мероприятий ИО и разведывательного обеспе­чения;
  • шаг шестой — наблюдение и сбор данных для оценки ИО;
  • шаг седьмой — анализ полученных данных; выполнение оценки ИО;
  • шаг восьмой — доклад полученных результатов и представление реко­мендаций командиру.

При этом ожидается, что оценка операций будет иметь место как в ходе подготовки (моделирования) операции или штабной игры, так и во время проведения и после их завершения.

Распространение печатных СМИ — важный
инструмент информационно-психологического
воздействия на местное население

Помимо обсуждения направлений развития теории ИО американские во­енные эксперты рассмотрели перспективные направления обучения и под­готовки личного состава — специалистов по ИО на период до 2020 года. Так, были определены шесть областей знаний, которыми должен овладеть специалист по информационным операциям ВС США:

1.  Теория ИО, межкультурная коммуникация и информационное пространство. Предполагается изучение психологии человека, культурных особенностей и других составляющих, которые влияют на процесс воспри­ятия и интерпретации информации человеком, принятия и реализации им решения; принципы вербального и невербального общения; состав и осо­бенности физической, когнитивной и информационной сфер информацион­ного пространства, а также их возможное влияние на проведение военной (информационной) операции.

2. Критическое мышление и правила коммуникации. Здесь необходи­мо рассмотреть следующие вопросы: принципы построения и функциони­рования сложных социальных/технических систем процессов коммуника­ции; применение аналитических методов и приемов для решения сложных задач; понимание общих принципов психологии человеческого мышления.

3.  Состав информационных возможностей и их применение в ИО. Должны быть изучены организация, применение и ограничения при ис­пользовании ИВ министерством обороны США, межведомственными пар­тнерами, союзниками и партнерами по коалиции; получены навыки опре­деления ЦА, а также цели, темы информационных сообщений, их вид и способы распространения в процессе информационного обеспечения во­енных действий; изучены правовые вопросы проведения ИО, в том числе в ходе задействования отдельных ИВ, а также требуемые для этого полно­мочия; изучены на основе накопленного опыта и с учетом прогнозирования возможных будущих военных операций правила и принципы обеспечения согласованности применения информационно сопряженных возможностей во всех сферах.

4.  Планирование совместных, межведомственных и объединенных операций. Необходимо знать правила, принципы, задачи, возможности, ограничения и средства координации действий с межведомственными пар­тнерами и неправительственными организациями; иметь представление о том, как, применяя имеющиеся в ВС возможности (средства), использовать их в интересах других (не военных) инструментов обеспечения националь­ной мощи страны (дипломатических, экономических и др.); представлять механизмы реализации президентом и министром обороны США страте­гического руководства; уметь определять потребности национальных во­оруженных сил в ИО в повседневной деятельности и в случае кризисной ситуации, а также возможности Пентагона обеспечивать силы информаци­онных операций необходимыми ресурсами, проводить операции и боевые действия, необходимые для предотвращения, уменьшения и устране­ния последствий различ­ных рисков.

5. Разведывательное обеспечение инфор­мационных операций. Следует представлять себе процесс разведы­вательного обеспечения ИО, в том числе процесс его интеграции в общую схему планирования во­енной операции; уметь определять имеющие­ся и необходимые раз­ведывательные силы и средства, их возможности и масштаб применения; понимать суть процесса сбора, обработки, анализа и распределения/распространения разведыва­тельных сведений как для своих, так и для ВС в составе многонациональ­ных сил; уметь определять намерения противника, а также оценивать его возможности по ведению разведки и др.

6. Целераспределение/целеуказание и ведение огня. В данной области специалисты должны знать процесс интеграции и синхронизации ведения огня с применением оружия как летального, так и нелетального воздействия ВС США, союзниками/партнерами по коалиции с целью создания определенных эффектов в отношении объекта воздействия; уметь выбирать и определять приоритетные цели, в том числе критические, и необходимые силы и средства, масштаб и продолжительность воздействия на них; прово­дить оценку ИО; осуществлять моделирование воздействия на различные системы (управления и ведения огня) противника; знать и уметь применять основные принципы международного права в процессе целераспределения/целеуказания.

Участниками круглых столов было определено, что теоретическими и практическими навыками в таких вопросах должны обладать не только ря­довой состав, младшие и старшие офицеры, но и высшие офицеры, в связи с чем в ВС США организованы и постоянно совершенствуются соответству­ющие программы курсов обучения.

При определении направлений развития теории информационных опера­ций военные специалисты постоянно учитывают также многочисленные доклады и выступления их партнеров в ходе различных тематических засе­даний («Информационные операции-2013», конференции с участием стран Североамериканского и Южноамериканского континентов и др.).

Таким образом, в вооруженных силах США происходит дальнейшее возрастание роли информационных операций, развиваются теорети­ческие основы, увеличивается численный состав подразделений ИО с одновременным расширением учебно-материальной базы подготовки специалистов в данной области. Особую значимость приобретают объединенное командование ССО и киберкомандование вследствие повышенного внимания Пентагона к информационному обеспечению во­енных действий (а также применению специальных способов ведения войны) и киберпространству как возможному ТВД.

(Д. Давыдов, «ЗВО»)

Факт

Увеличение кратности бинокля при прочих равных условиях ведет к потере качества наблюдения в темноте. В бинокль кратностью выше 8-10 наблюдать можно только со штатива, иначе дрожание рук ощутимо «смазывает» картинку.  Оптимальными для полевых условий являются бинокли 6х30, 7х35, 8х40…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE