С начала 90-х годов XX столетия в мире отмечается устойчивый интерес к комплексам с беспилотными летательными аппаратами (БЛА). Это проявляется, в частности, в возрастании числа публикаций по вопросам создания и применения комплексов с БЛА, в подключении все новых стран к их разработке, непрерывном росте ТТХ разрабатываемых комплексов, росте экспортных поставок и др.
Показательно, что такой интерес проявляется как со стороны стран, имеющих хорошо технически оснащенные армии, так и со стороны ряда стран, испытывающих определенные трудности с их оснащением современным вооружением и военной техникой. При этом для первой группы стран характерно отношение к комплексам с БЛА как к одному из средств реализации новейших военно-технических концепций, для второй — как альтернативному боевому средству, позволяющему наращивать боевой потенциал войск при ограниченных расходах на разработку, производство и эксплуатацию военной техники. Указанные факторы определяют целесообразность уточнения взглядов на роль и место комплексов с БЛА в системе вооружения ВС РФ в интересах оценки перспектив развития этого вида ВВТ в нашей стране.
Роль комплексов с БЛА в составе современных и перспективных систем вооружения основных армий мира определяется присущими им боевыми свойствами и особенностями, радикально отличающими их от других средств, включая пилотируемую авиацию, в том числе:
- возможность значительного сокращения массогабаритных характеристик летательных аппаратов, соответственно снижения их стоимости и повышения живучести в условиях противодействия сил и средств ПВО противника;
- возможность создания малоразмерных летательных аппаратов большой продолжительности полета;
- возможность повышения уровня ТТХ БЛА, дополнительного сокращения стоимости их производства и эксплуатации за счет сокращения по сравнению с самолетами пилотируемой авиации назначенного летного ресурса;
- возможность использования для решения различных задач в зависимости от варианта целевой нагрузки;
- возможность решения разведывательных задач в реальном масштабе времени или близком к нему;
- отсутствие технических и психофизиологических ограничений на использование в особо сложных и опасных условиях, допустимость повышенного риска потерь в ходе решения важных задач;
- значительное, на один-два порядка, сокращение по сравнению с пилотируемой авиацией необходимой летной эксплуатации в мирное время для обеспечения боевой подготовки личного состава;
- высокая боеготовность и мобильность;
- возможность создания компактных, мобильных, сравнительно простых и недорогих комплексов для использования в неавиационных формированиях.
Вместе с тем комплексам с БЛА на современном этапе их развития присущ ряд недостатков, к числу которых относятся:
- меньшая по сравнению с пилотируемой авиацией гибкость применения;
- нерешенность ряда проблем связи, вопросов посадки и спасения;
- более низкий по сравнению самолетами пилотируемой авиации уровень надежности;
- большие расходы на создание целевых нагрузок;
- ограничения на полеты в населенных районах в мирное время и некоторые другие.
Современные комплексы с БЛА способны выполнять следующие задачи:
- воздушной разведки общего и специального назначения;
- радиоэлектронной борьбы, включая электронную разведку, радиоэлектронное подавление радиоэлектронных средств противника, насыщение зон ПВО ложными целями;
- целеуказания системам оружия с лазерным наведением; корректировку артиллерийского огня;
- поражения наземных целей, включая поражение РЛС;
- обеспечения радиорелейной связи;
- применение в качестве воздушных мишеней.
В качестве перспективных задач комплексов с БЛА рассматриваются борьба с баллистическими ракетами и ведение воздушного боя.
Таким образом, комплексы с БЛА принципиально могут решать те же задачи, что и пилотируемая авиация. В связи с этим характерным для взглядов на их роль и место в системе авиационных вооружений является их развитие в русле общих концепций применения авиации в современной войне. А на их соотношение с пилотируемой авиацией оказывают влияние такие факторы, как особенности действующей военной доктрины, соотношение уровней технической оснащенности различных видов ВС, ожидаемый характер боевых действий, экономические возможности государства, научно-технический потенциал промышленности, профессиональная подготовка военнослужащих. В настоящее время в качестве основной области применения комплексов с БЛА рассматривается разведка и доразведка объектов противника, наблюдение поля боя, информационное обеспечение применения огневых и ударных средств в разведывательно-ударных системах, в меньшей степени — для постановки помех, ретрансляции связи и огневого поражения объектов. В интересах решения разведывательных задач создается подавляющее большинство комплексов с БЛА.
Вместе с тем необходимо отметить, что в последние годы в ряде стран, прежде всего в США, активизировались работы в области создания боевых (ударных) БЛА, включая крупноразмерные БЛА для замены пилотируемой авиации при решении задач в сложных и опасных условиях, развернуты исследования по созданию комплексов новых классов и назначений, включая БЛА большой продолжительности полета для борьбы с баллистическими ракетами, микроБЛА, беспилотные истребители.
Используемые классификации БЛА, как правило, основываются на следующих признаках: предназначение, глубина применения, кратность применения, взлетная масса, конструктивная схема, летно-технические характеристики, способ управления, тип силовой установки, способ взлета и посадки. В настоящее время наибольшее распространение за рубежом получила классификация БЛА, наиболее полно отражающая современные взгляды на формы и способы их применения. Классификация предусматривает деление БЛА по предназначению на разведывательные, боевые и БЛА обеспечения (предназначенные для выполнения других задач). В свою очередь боевые БЛА подразделяются на специализированные ударные БЛА (многоразовые БЛА с дальностью полета до нескольких тысяч км) и ударные аппараты одноразового применения (время полета — до 5 ч, дальность действия до 300—400 км). Разведывательные БЛА подразделяются на два класса — тактические и стратегические, а по дальности и продолжительности полета — на десять категорий.
Ведущие позиции в области беспилотной авиации в мире в настоящее время занимают США и Израиль, создавшие и применившие уже несколько поколений комплексов с БЛА.
В настоящее время в ВС США на вооружении находятся БЛА RQ-1 А «Предетер», RQ-4 А «Глоубал Хок» (ВВС), «Хантер» (армия), «Пионер» (ВМС и Корпус морской пехоты). Разрабатываются, проходят испытания или находятся в начальной стадии создания БЛА RQ-1 В «Предетер Б», RQ-4 А «Глоубал Хок», Х-45 А, Х-47 А «Пегас», «Сенсор Крафт» (ВВС), «Шедоу 200», «Шедоу 400», «Шедоу 600» (армия), «Файр Скаут», А160 «Хамминберг», Х-47 В (ВМС).
Анализ проводимых в США разработок показывает, что основное внимание уделяется созданию разведывательных комплексов с БЛА большой продолжительности полета и боевым (ударным) БЛА. Направленность этих работ свидетельствует о стремлении внедрения новых технологий ведения боевых действий с использованием интеллектуального оружия.
Особенность развития этого вида ВВТ в Израиле заключается в его тесной связи с решением наиболее актуальных задач ВС. В качестве одной из таких задач в настоящее время рассматривается задача борьбы с баллистическим ракетами. Для ее решения Израиль планирует разработать и принять на вооружение по крайней мере два типа новых БЛА с увеличенной продолжительностью полета, имеющих уменьшенную эффективную поверхность рассеяния и способных обнаруживать и уничтожать мобильные пусковые установки баллистических ракет типа «Скад» и стартовавшие ракеты на начальном участке траектории. Уничтожение баллистических ракет на конечном участке траектории при этом возлагается на средства ПРО ближнего действия.
Особенности современного положения России предопределяют необходимость собственного подхода, отказ от прямого копирования зарубежных концепций построения и применения комплексов с БЛА. Особую остроту в ВС РФ в настоящее время приобрела проблема нехватки разведывательных средств, в особенности средств воздушной разведки, как пилотируемых, так и беспилотных.
Для ВВС представляют интерес прежде всего комплексы с БЛА, возможности которых соответствуют зонам ответственности объединений ВВС, их задачам и характеру действий. В соответствии с этим ВВС в первую очередь необходимо иметь в своем составе комплексы с БЛА большой дальности действия (300 и более км) фронтового назначения. В перспективе не исключено использование комплексов с БЛА большей дальности для обеспечения действий пилотируемой авиации при решении задач в стратегической глубине.
Важнейшими задачами комплексов с БЛА ВВС являются: обеспечение действий пилотируемой авиации (разведка, уничтожение средств ПВО и постановка помех); обеспечение действий других видов ВС (в первую очередь выполнение воздушной разведки в сложных условиях). Тем самым комплексы с БЛА призваны дополнить пилотируемую авиацию в той части, в которой наращивание возможностей последней невозможно или нерационально.
Для российских ВВС задача скорейшего обновления и расширения парка комплексов с БЛА имеет и другую, не менее важную причину. Она заключается в том, что комплексы с БЛА при решении обеспечивающих и отдельных боевых задач ВВС являются альтернативой пилотируемым самолетам, которая в современных условиях может оказаться по ряду критериев более предпочтительной. Это связано прежде всего с тем, что при существующем уровне финансирования в ближайшие годы произойдет значительное сокращение самолетного парка по причине истечения назначенного ресурса или календарного срока службы авиационной техники. Восстановление и наращивание возможностей ВВС возможно путем разработки и производства комплексов с БЛА, которые требуют, по крайней мере, на порядок меньших расходов по сравнению с пилотируемыми самолетами, включая расходы на создание и содержание наземной инфраструктуры, подготовку и тренировку наземного персонала.
Таким образом, применение комплексов с БЛА позволяет наращивать возможности пилотируемой авиации с одновременным снижением затрат на содержание авиационного парка.
В последние годы определилась очевидная необходимость применения комплексов с БЛА непосредственно в войсковых структурах Сухопутных войск (СВ). К этому вынуждает, во-первых, необходимость существенного снижения времени прохождения разведывательной информации к потребителю и командной информации от органов управления к комплексу с БЛА, во-вторых, необходимость организации гибкого взаимодействия органов управления и огневых средств СВ с информационными средствами воздушного базирования, в-третьих, необходимость обеспечения применения и функционирования воздушных разведывательных комплексов непосредственно в боевых порядках СВ.
Первоочередными задачами комплексов с БЛА СВ являются: воздушная разведка и информационное обеспечение применения огневых и ударных средств СВ, включая наблюдение поля боя, артиллерийскую разведку, обеспечение целеуказания, корректирование артиллерийского огня, лазерную «подсветку», доразведку объектов ударов. В числе других задач следует отметить воздушную ретрансляцию в системе связи тактического звена управления СВ и постановку помех средствам связи в тактической глубине обороны противника.
Таким образом, роль комплексов с БЛА для СВ в первую очередь определяется необходимостью иметь в составе ракетных войск и артиллерии (РВ и А) собственные средства воздушной разведки, отвечающие их требованиям по глубине ведения разведки, точности определения координат целей, оперативности получения информации и позволяющие обеспечить полную реализацию боевых возможностей современных и перспективных образцов РАВ по точности и дальности действия. Место разведывательных комплексов с БЛА для СВ определяется их включением в состав систем разведки войсковых формирований соответствующего уровня.
Необходимость разработки комплексов с БЛА в интересах ВМФ обусловлена следующими основными обстоятельствами. Надводные корабли ВМФ характеризуются достаточно большой ударной мощью ракетного оружия и крайне слабой их обеспеченностью своевременной, полноценной и достоверной информацией о противнике, необходимой для выработки целеуказания имеющемуся ракетному оружию. Существующие и разрабатываемые противокорабельные ракеты (ПКР) тактического и оперативно-тактического назначения практически не могут реализовать свои потенциальные характеристики по дальности стрельбы. Причина состоит в том, что корабли — носители ПКР классов «ракетный катер», «корвет» и береговые ракетные комплексы не обладают собственными разведывательными средствами с дальностью действия, соответствующей возможностям ударного оружия, и не могут эффективно пользоваться информационной поддержкой внешних разведывательных средств (авиационных и космических), оперативность которых для этих целей недостаточна. Пилотируемые вертолеты палубного базирования имеются только на крупных кораблях.
Комплексы с БЛА представляют интерес и родов войск ВС и специальных войск — ВДВ, войск связи, ПВО, РЭБ, для вооруженных и военизированных формирований других ведомств — ФСБ, МВД, МЧС.
Существующее в настоящее время мнение о наименьшей актуальности для ВС РФ ударных вариантов БЛА, основывающееся на положении о достаточности имеющихся традиционных ударных и огневых средств при неприемлемо низком уровне их обеспечения, может быть оценено как справедливое, но при одном исключении. БЛА продолжают оставаться одним из наиболее эффективных видов оружия для борьбы со средствами ПВО, в том числе с радиоизлучающими средствами. БЛА обладают заметными преимуществами над управляемыми ракетами «воздух — РЛС» благодаря большой продолжительности дежурства в воздухе, возможности размещения на борту различных датчиков и информационного обмена с оператором. Указанные факторы служат основанием для вывода о перспективности применения комплексов с БЛА в ударных вариантах в качестве эффективного средства для уничтожения объектов ПВО противника.
Современное состояние разработки беспилотных авиационных комплексов достигло стадии, когда необходимо уточнить принципиальные положения программы их создания. Это обусловлено требованиями Военной доктрины России, возникновением качественно новой военно-политической обстановки и экономических условий создания военной техники, значительным изменением в системе кооперации предприятий, участвующих в разработке и производстве вооружений. С другой стороны, затягивание сроков проведения разработок из-за ограниченного финансирования и обусловленное этим моральное старение комплексов в процессе их создания требуют уточнения технического облика ряда разрабатываемых комплексов с БЛА, корректировки планов проведения заданных НИОКР.
При уточнении программы создания комплексов с БЛА необходимо учитывать роль и место таких комплексов в перспективной системе вооружений России, реальные возможности предприятий промышленности, участвующих в создании и эксплуатации этих комплексов на всех этапах их жизненного цикла, в том числе накопленный этими предприятиями научно-технический задел, а также реальные возможности финансирования разработки и строительства этого вида военной техники.
(А. Скотников, В. Якубов, С. Шиховцев)
Смотрите также: Беспилотные летательные аппараты (БЛА) зарубежных стран. Разработка и основные модели. БЛА зарубежных стран: боевое применение Подготовка операторов БПЛА в ВС США Беспилотники России: современные и перспективные модели
Факт
По некоторым данным, в настоящее время на основе комплекса ХААРП создается система ПВО/ПРО на новых физических принципах. Основной целью создателей ХААРП является изучение так называемых авроральных эффектов, что, возможно, позволит создавать в верхних слоях атмосферы плазмоиды – своеобразные управляемые шаровые молнии, густая сеть которых явится непреодолимым препятствием для самолетов и для баллистических ракет.
Источник: