армия и оружие

Роль беспилотных комплексов в системе вооружения современной армии

С начала 90-х годов XX столетия в мире отмеча­ется устойчивый интерес к комплексам с беспи­лотными летательными аппаратами (БЛА). Это проявляется, в частности, в возрастании числа публикаций по вопросам создания и примене­ния комплексов с БЛА, в подключении все новых стран к их разработке, непрерывном росте ТТХ разрабатываемых комплексов, росте экспортных поставок и др.

Показательно, что такой интерес проявляется как со сто­роны стран, имеющих хорошо технически оснащен­ные армии, так и со стороны ряда стран, испытывающих определенные трудности с их оснащением современным воо­ружением и военной техникой. При этом для первой группы стран характерно отношение к комплексам с БЛА как к одно­му из средств реализации новейших военно-технических кон­цепций, для второй — как альтернативному боевому средству, позволяющему наращивать боевой потенциал войск при огра­ниченных расходах на разработку, производство и эксплуата­цию военной техники. Указанные факторы определяют целе­сообразность уточнения взглядов на роль и место комплексов с БЛА в системе вооружения ВС РФ в интересах оценки пер­спектив развития этого вида ВВТ в нашей стране.

Роль комплек­сов с БЛА в составе современных и перспективных систем во­оружения основных армий мира определяется присущими им боевыми свойствами и особенностями, радикально отличаю­щими их от других средств, включая пилотируемую авиацию, в том числе:

  • возможность значительного сокращения массогабаритных характеристик летательных аппаратов, соответствен­но снижения их стоимости и повышения живучести в условиях противодействия сил и средств ПВО противника;
  • возможность создания малоразмерных летательных аппаратов большой продолжительности полета;
  • возможность повышения уровня ТТХ БЛА, дополнительного сокращения стоимости их произ­водства и эксплуатации за счет сокращения по сравнению с са­молетами пилотируемой авиации назначенного летного ресур­са;
  • возможность использования для решения различных задач в зависимости от варианта целевой нагрузки;
  • возможность ре­шения разведывательных задач в реальном масштабе времени или близком к нему;
  • отсутствие техниче­ских и психофизиологических ограниче­ний на использование в особо сложных и опасных условиях, допустимость повы­шенного риска потерь в ходе решения важных задач;
  • значительное, на один-два порядка, сокращение по сравнению с пи­лотируемой авиацией необходимой лет­ной эксплуатации в мирное время для обеспечения боевой подготовки лично­го состава;
  • высокая боеготовность и мо­бильность;
  • возможность создания ком­пактных, мобильных, сравнительно про­стых и недорогих комплексов для использования в неавиаци­онных формированиях.

Вместе с тем комплексам с БЛА на со­временном этапе их развития присущ ряд недостатков, к чис­лу которых относятся:

  • меньшая по сравнению с пилотируемой авиацией гибкость применения;
  • нерешенность ряда проблем связи, вопросов посадки и спасения;
  • более низкий по сравне­нию самолетами пилотируемой авиации уровень надежности;
  • большие расходы на создание целевых нагрузок;
  • ограничения на полеты в населенных районах в мирное время и некоторые другие.

Современные комплексы с БЛА способны выполнять сле­дующие задачи:

  • воздушной разведки общего и специально­го назначения;
  • радиоэлектронной борьбы, включая электрон­ную разведку, радиоэлектронное подавление радиоэлектрон­ных средств противника, насыщение зон ПВО ложными целями;
  • целеуказания системам оружия с лазерным наведением; кор­ректировку артиллерийского огня;
  • поражения наземных це­лей, включая поражение РЛС;
  • обеспечения радиорелейной свя­зи;
  • применение в качестве воздушных мишеней.

В качестве пер­спективных задач комплексов с БЛА рассматриваются борьба с баллистическими ракетами и ведение воздушного боя.

Таким образом, комплексы с БЛА принципиально мо­гут решать те же задачи, что и пилотируемая авиация. В свя­зи с этим характерным для взглядов на их роль и место в системе авиационных вооружений является их развитие в рус­ле общих концепций применения авиации в современной во­йне. А на их соотношение с пилотируемой авиацией оказыва­ют влияние такие факторы, как особенности действующей воен­ной доктрины, соотношение уровней технической оснащенно­сти различных видов ВС, ожидаемый характер боевых действий, экономические возможности государ­ства, научно-технический потенциал про­мышленности, профессиональная подго­товка военнослужащих. В настоящее вре­мя в качестве основной области приме­нения комплексов с БЛА рассматривается разведка и доразведка объектов против­ника, наблюдение поля боя, информаци­онное обеспечение применения огневых и ударных средств в разведывательно-ударных системах, в меньшей степе­ни — для постановки помех, ретрансля­ции связи и огневого поражения объек­тов. В интересах решения разведыватель­ных задач создается подавляющее боль­шинство комплексов с БЛА.

Вместе с тем необходимо отметить, что в последние годы в ряде стран, пре­жде всего в США, активизировались ра­боты в области создания боевых (удар­ных) БЛА, включая крупноразмерные БЛА для замены пилотируемой авиации при решении задач в сложных и опас­ных условиях, развернуты исследования по созданию комплексов новых классов и назначений, включая БЛА большой продолжительности полета для борьбы с баллистическими ракетами, микроБЛА, беспилотные истребители.

Используемые классификации БЛА, как правило, основыва­ются на следующих признаках: предназначение, глубина при­менения, кратность применения, взлетная масса, конструктив­ная схема, летно-технические характеристики, способ управ­ления, тип силовой установки, способ взлета и посадки. В на­стоящее время наибольшее распространение за рубежом по­лучила классификация БЛА, наиболее полно отражающая со­временные взгляды на формы и способы их применения. Клас­сификация предусматривает деление БЛА по предназначению на разведывательные, боевые и БЛА обеспечения (предназна­ченные для выполнения других задач). В свою очередь бое­вые БЛА подразделяются на специализированные ударные БЛА (многоразовые БЛА с дальностью полета до нескольких тысяч км) и ударные аппараты одноразового применения (время по­лета — до 5 ч, дальность действия до 300—400 км). Разведы­вательные БЛА подразделяются на два класса — тактические и стратегические, а по дальности и продолжительности поле­та — на десять категорий.

Ведущие позиции в области беспилотной авиации в мире в настоящее время занимают США и Израиль, создавшие и при­менившие уже несколько поколений комплексов с БЛА.

В настоящее время в ВС США на вооружении находятся БЛА RQ-1 А «Предетер», RQ-4 А «Глоубал Хок» (ВВС), «Хантер» (армия), «Пионер» (ВМС и Корпус морской пехоты). Разрабаты­ваются, проходят испытания или находятся в начальной ста­дии создания БЛА RQ-1 В «Предетер Б», RQ-4 А «Глоубал Хок», Х-45 А, Х-47 А «Пегас», «Сенсор Крафт» (ВВС), «Шедоу 200», «Шедоу 400», «Шедоу 600» (армия), «Файр Скаут», А160 «Хамминберг», Х-47 В (ВМС).

Анализ проводимых в США разработок показывает, что основное внимание уделяется созданию разведывательных комплексов с БЛА большой продолжительности полета и боевым (ударным) БЛА. Направленность этих работ свидетельству­ет о стремлении внедрения новых технологий ведения боевых действий с использованием интеллектуального оружия.

Особенность развития этого вида ВВТ в Израиле заключа­ется в его тесной связи с решением наиболее актуальных за­дач ВС. В качестве одной из таких задач в настоящее время рас­сматривается задача борьбы с баллистическим ракетами. Для ее решения Израиль планирует разработать и принять на во­оружение по крайней мере два типа новых БЛА с увеличен­ной продолжительностью полета, имеющих уменьшенную эф­фективную поверхность рассеяния и способных обнаруживать и уничтожать мобильные пусковые установки баллистических ракет типа «Скад» и стартовавшие ракеты на начальном участке траектории. Уничтожение баллистических ракет на конеч­ном участке траектории при этом возлагается на средства ПРО ближнего действия.

Особенности современного положения России предопре­деляют необходимость собственного подхода, отказ от пря­мого копирования зарубежных концепций построения и при­менения комплексов с БЛА. Особую остроту в ВС РФ в насто­ящее время приобрела проблема нехватки разведывательных средств, в особенности средств воздушной разведки, как пило­тируемых, так и беспилотных.

Для ВВС представляют интерес прежде всего комплексы с БЛА, возможности которых соответствуют зонам ответствен­ности объединений ВВС, их задачам и характеру действий. В со­ответствии с этим ВВС в первую очередь необходимо иметь в своем составе комплексы с БЛА большой дальности действия (300 и более км) фронтового назначения. В перспективе не ис­ключено использование комплексов с БЛА большей дальности для обеспечения действий пилотируемой авиации при реше­нии задач в стратегической глубине.

Важнейшими задачами комплексов с БЛА ВВС являют­ся: обеспечение действий пилотируемой авиации (разведка, уничтожение средств ПВО и постановка помех); обеспечение действий других видов ВС (в первую очередь выполнение воз­душной разведки в сложных условиях). Тем самым комплексы с БЛА призваны дополнить пилотируемую авиацию в той части, в которой наращивание возможностей последней невозможно или нерационально.

Для российских ВВС задача скорейшего обновления и рас­ширения парка комплексов с БЛА имеет и другую, не менее важ­ную причину. Она заключается в том, что комплексы с БЛА при решении обеспечивающих и отдельных боевых задач ВВС яв­ляются альтернативой пилотируемым самолетам, которая в со­временных условиях может оказаться по ряду критериев более предпочтительной. Это связано прежде всего с тем, что при су­ществующем уровне финансирования в ближайшие годы произойдет значительное сокращение самолетного парка по причине исте­чения назначенного ресурса или календарного срока службы авиационной техники. Восстановление и наращивание возмож­ностей ВВС возможно путем разработки и производства ком­плексов с БЛА, которые требуют, по крайней мере, на порядок меньших расходов по сравнению с пилотируемыми самолета­ми, включая расходы на создание и содержание наземной инфраструктуры, подготовку и тренировку наземного персонала.

Таким образом, применение комплексов с БЛА позволяет наращивать возможности пилотируемой авиации с одновре­менным снижением затрат на содержание авиационного парка.

В последние годы определилась очевидная необходи­мость применения комплексов с БЛА непосредственно в вой­сковых структурах Сухопутных войск (СВ). К этому вынуждает, во-первых, необходимость существенного снижения времени прохождения разведывательной информации к потребителю и командной информации от органов управления к комплексу с БЛА, во-вторых, необходимость организации гибкого взаимодействия органов управления и огневых средств СВ с инфор­мационными средствами воздушного базирования, в-третьих, необходимость обеспечения применения и функционирова­ния воздушных разведывательных комплексов непосредствен­но в боевых порядках СВ.

Первоочередными задачами комплексов с БЛА СВ являют­ся: воздушная разведка и информационное обеспечение при­менения огневых и ударных средств СВ, включая наблюдение поля боя, артиллерийскую разведку, обеспечение целеуказа­ния, корректирование артиллерийского огня, лазерную «под­светку», доразведку объектов ударов. В числе других задач сле­дует отметить воздушную ретрансляцию в системе связи так­тического звена управления СВ и постановку помех средствам связи в тактической глубине обороны противника.

Таким образом, роль комплексов с БЛА для СВ в первую оче­редь определяется необходимостью иметь в составе ракетных войск и артиллерии (РВ и А) собственные средства воздушной разведки, отвечающие их требованиям по глубине ведения раз­ведки, точности определения координат целей, оперативности получения информации и позволяющие обеспечить полную ре­ализацию боевых возможностей современных и перспективных образцов РАВ по точности и дальности действия. Место разведывательных комплексов с БЛА для СВ определяется их включе­нием в состав систем разведки войсковых формирований соот­ветствующего уровня.

Необходимость разработки комплексов с БЛА в интересах ВМФ обусловлена следующими основными обстоятельствами. Надводные корабли ВМФ характеризуются достаточно большой ударной мощью ракетного оружия и крайне слабой их обеспеченностью своевременной, полноценной и достоверной ин­формацией о противнике, необходимой для выработки целеу­казания имеющемуся ракетному оружию. Существующие и раз­рабатываемые противокорабельные ракеты (ПКР) тактическо­го и оперативно-тактического назначения практически не мо­гут реализовать свои потенциальные характеристики по даль­ности стрельбы. Причина состоит в том, что корабли — носите­ли ПКР классов «ракетный катер», «корвет» и береговые ракет­ные комплексы не обладают собственными разведывательными средствами с дальностью действия, соответствующей возмож­ностям ударного оружия, и не могут эффективно пользовать­ся информационной поддержкой внешних разведывательных средств (авиационных и космических), оперативность которых для этих целей недостаточна. Пилотируемые вертолеты палуб­ного базирования имеются только на крупных кораблях.

Комплексы с БЛА представляют интерес и родов войск ВС и специальных войск — ВДВ, войск связи, ПВО, РЭБ, для воору­женных и военизированных формирований других ведомств — ФСБ, МВД, МЧС.

Существующее в настоящее время мнение о наименьшей актуальности для ВС РФ ударных вариантов БЛА, основывающе­еся на положении о достаточности имеющихся традиционных ударных и огневых средств при неприемлемо низком уровне их обеспечения, может быть оценено как справедливое, но при одном исключении. БЛА продолжают оставаться одним из наи­более эффективных видов оружия для борьбы со средствами ПВО, в том числе с радиоизлучающими средствами. БЛА обла­дают заметными преимуществами над управляемыми ракета­ми «воздух — РЛС» благодаря большой продолжительности де­журства в воздухе, возможности размещения на борту различ­ных датчиков и информационного обмена с оператором. Ука­занные факторы служат основанием для вывода о перспектив­ности применения комплексов с БЛА в ударных вариантах в ка­честве эффективного средства для уничтожения объектов ПВО противника.

Современное состояние разработки беспилотных авиаци­онных комплексов достигло стадии, когда необходимо уточ­нить принципиальные положения программы их создания. Это обусловлено требованиями Военной доктрины России, возник­новением качественно новой военно-политической обстанов­ки и экономических условий создания военной техники, зна­чительным изменением в системе кооперации предприятий, участвующих в разработке и производстве вооружений. С дру­гой стороны, затягивание сроков проведения разработок из-за ограниченного финансирования и обусловленное этим мораль­ное старение комплексов в процессе их создания требуют уточ­нения технического облика ряда разрабатываемых комплексов с БЛА, корректировки планов проведения заданных НИОКР.

При уточнении программы создания комплексов с БЛА необходимо учитывать роль и место таких комплексов в пер­спективной системе вооружений России, реальные возмож­ности предприятий промышленности, участвующих в созда­нии и эксплуатации этих комплексов на всех этапах их жизнен­ного цикла, в том числе накопленный этими предприятиями научно-технический задел, а также реальные возможности финансирования разработки и строительства этого вида военной техники.

(А. Скотников, В. Якубов, С. Шиховцев)

Смотрите также: Беспилотные летательные аппараты (БЛА) зарубежных стран. Разработка и основные модели. БЛА зарубежных стран: боевое применение Подготовка операторов БПЛА в ВС США Беспилотники России: современные и перспективные модели

Факт

По некоторым данным, в настоящее время на основе комплекса ХААРП создается система ПВО/ПРО на новых физических принципах. Основной целью создателей ХААРП является изучение так называемых авроральных эффектов, что, возможно, позволит создавать в верхних слоях атмосферы плазмоиды – своеобразные управляемые шаровые молнии, густая сеть которых явится непреодолимым препятствием для самолетов и для баллистических ракет.

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE