Участие ВС Франции в операциях за пределами национальной территории.
Руководство Франции в последнее время заметно активизировало деятельность по укреплению позиций страны на международной арене и обеспечению национальных интересов в различных регионах мира с использованием военно-силовых методов.
В качестве эффективного инструмента достижения своих целей военно-политическое руководство Франции рассматривает активное задействование национальных вооруженных сил в операциях за пределами территории страны. Концептуальные основы применения ВС за рубежом изложены в основном доктринальном документе страны «Белая книга по вопросам обороны и национальной безопасности» (2013).
С целью достижения приоритетов оборонной стратегии (защита, сдерживание и реагирование) «Белая книга» декларирует, что национальные ВС должны быть способны участвовать как в самостоятельных операциях (например, ответные контртеррористические действия или эвакуация французских граждан и граждан стран Евросоюза), а также в коалиционных операциях в рамках НАТО либо ЕС, где Франция, с одной стороны, может взять на себя инициативу или оказывать доминирующее влияние (как, в частности, в Ливии в 2011 году), с другой – где она не является ведущим участником коалиции (например, война коалиции во главе с США в Афганистане). В любом случае стратегия вмешательства, по заявлению ВПР Франции, должна осуществляться на законных основаниях, определенных международным правом.
Решение на задействование французских войск (сил) в военных операциях за рубежом принимается исходя из следующих основных принципов:
- наличие высокой степени угрозы национальной безопасности государства или международному миру и безопасности;
- применение вооруженной силы только после того, когда предложенные меры иного характера не принесли ожидаемого результата либо когда чрезвычайная ситуация требует немедленного применения принципа «обязанность защищать»;
- соответствие положениям международного права;
- суверенность политического строя Франции и свободы действий его ВПР;
- соответствие устоям демократического общества – ясность и прозрачность целей, применяемых средств и т. п.;
- способность выделять французские контингента достаточной численности, сохранение национального управления при их использовании и соответствия политической стратегии, нацеленной на надежное урегулирование кризиса;
- определение времени и объема применения вооруженной силы согласно взятым на себя обязательствами и точного определения и соблюдения бюджета операции.
С учетом вышеизложенного, французская концепция обороны предусматривает несколько способов действий, в частности проведение:
- гражданских операций по восстановлению инфраструктуры в стране или выполнению гуманитарных задач;
- военно-гражданских операций по запросу руководства какой-либо страны с целью восстановления жизнедеятельности государства или стабилизации внутриполитической ситуации;
- военных операций, которые, в свою очередь, подразделяются на специальные операции (проводятся на национальном уровне или с минимальным международным участием; освобождение заложников либо ликвидация террористов), операции среднего масштаба (на национальном уровне; эвакуация французских граждан из «горячих точек», а также «точечные» операции в ответ на агрессивные действия в отношении государства), важные операции (проводимые на международном уровне; миротворческие операции, или операции по восстановлению мира и стабильности) и главные (основные) операции (на международном уровне в составе коалиционных сил либо в союзе с другими странами, осуществляются только за пределами своей территории).
Основные операции ВС Франции в Африке
Годы
Операции
2004
Уничтожение авиации ивуарийских ВВС в ответ на атаку французской базы в Буаке.
2006
Гуманитарная воздушно-морская операция «Балист» у побережья Ливана в ходе ливано-израильского конфликта с эвакуацией около 1 500 беженцев и французских граждан
2008
Содействие чадским войскам в защите столицы — г. Нджамена — во время ее штурма повстанцами и эвакуация иностранцев.
2008
Логистическая поддержка армии Джибути во время пограничного конфликта между Джибути и Эритреей.
2008
Логистическая поддержка Франции (совместно с Ливией) операции ВС стран Африканского союза — Коморских Островов, Сенегала, Судана и Танзании против сепаратистов о. Анжуан.
2011
Помощь оппозиции в свержении президента Кот-д Ивуара Л. Гбагбо.
2011
Операция «Харматтан». Участие французской армии в военной интервенции в Ливию.
2013
Операция «Сервал». Военная интервенция в Мали.
2013
Операция «Сангарис». Военная интервенция в ЦАР с целью прекращения гражданской войны.
В целом, согласно данным, представленным МО республики по состоянию на март 2014 года, примерно 7330 французских военнослужащих задействованы в 20 операциях за пределами национальной территории. При этом географически большинство операций с участием ВС Франции приходятся на Африканский континент, который является традиционной зоной ее экономических, политических и военных интересов.
В настоящее время главным содержанием проводимой на Черном континенте политики Франции остается стремление сохранить позиции в регионе на фоне растущего давления со стороны США и Китая. В связи с этим, несмотря на некоторое снижение в настоящее время уровня ее вовлеченности в региональные дела, усилия Парижа в африканских странах направлены на создание условий, позволяющих оказывать воздействие на формирование внешнеполитического курса этих государств, а также обеспечивающих доступ французских компаний к разработке нефтегазовых месторождений, продвижение на их рынки продукции французского ВПК.
С началом в 1960 году антиколониального движения Франция де-юре предоставила независимость своим бывшим колониям на континенте, однако де-факто продолжила координировать различного рода действия в самих колониях, то есть прямое колониальное управление сменилось косвенным. При этом со многими бывшими колониями у нее существуют или договоры об обороне, или договоры о военно-техническом сотрудничестве (ВТС). Первые предусматривали ответственность Франции за защиту данной страны от внутренних и внешних угроз. Кроме того, в соответствии с ними африканцы предоставляли бывшей метрополии приоритетные права на разведку и эксплуатацию полезных ископаемых.
В каждом государстве, подписавшем договор об обороне или ВТС, были созданы бюро военной помощи, деятельность которых координировалась министерством сотрудничества, созданным в 1961 году. Такая система соглашений обеспечила Парижу возможность превентивно и оперативно реагировать на любое изменение военно-политической обстановки в регионе, используя свои вооруженные силы.
В настоящее время для защиты своих заморских территорий и обеспечения влияния в зонах своих жизненных интересов у Франции на Черном континенте в ее бывших колониях имеется значительное количество военных баз. Их размещение и применение определяются рядом факторов, к числу которых можно отнести следующие:
- экономическая важность данной страны для Франции;
- численность французских граждан в стране;
- доступ французских компаний к местным месторождениям полезных ископаемых;
- необходимость защиты важных транспортных магистралей;
- отношения с лидером страны.
В конце февраля 2008 года руководством Франции было объявлено о пересмотре всех военных соглашений, заключенных с рядом стран континента. В основном это касается исключения из договоров с франкоязычными государствами вопросов, связанных с их внутренней безопасностью. Одновременно в соответствии с разработанным в 2010 году планом Франция осуществляет поэтапное сокращение своего военного присутствия в Африке.
В 2013 г. Франция была вынуждена вмешаться в вооруженный конфликт в Мали
По оценке военного руководства страны, реализация данного плана позволит отказаться от весьма дорогостоящего присутствия в регионе на долгосрочной основе достаточно крупных воинских контингентов, уменьшив общую их численность с 8 до 5 тыс. человек. С этой целью в 2011 году были сокращены воинские контингенты Франции в Джибути и Сенегале. В то же время для обеспечения своего присутствия под предлогом борьбы с терроризмом на севере Мали (район Тессалит вблизи границы Мали и Алжира) была создана новая военная база, о чем заявил министр обороны Жан-Ив ле Дриан 15 марта 2014 года в ходе визита в Алжир.
При оценке степени влияния Франции на Африканском континенте обращает на себя внимание тот факт, что бывшие колонии оказывают ей поддержку во всех важных вопросах международного сотрудничества — от борьбы с терроризмом до изменения климата, а 15 из 20 стран региона всегда поддерживают Париж в ООН по любым вопросам, что придает ему дополнительный дипломатический вес на международной арене.
Кроме того, в настоящее время на континенте проживают 240 тыс. граждан Франции, еще 150-200 тыс. французов работают в некоммерческих и негосударственных организациях, связанных с Африкой. В частности, в Мали располагаются 50 филиалов французских компаний с общим числом занятых 2 тыс. человек. Они присутствуют также в соседних государствах. Исходя из этого, когда в 2013 году возникла угроза ослабления позиций Парижа в Мали, военное вмешательство стало единственным возможным вариантом разрешения ситуации.
Авиация ВМС Франции задействовалась в операции в Ливии (2011)
Таким образом, прямое вооруженное вмешательство французских ВС в апреле 2011 года во внутренний конфликт в Кот-д’Ивуаре, а также проведение с 2013-го военной операции «Сервал» по освобождению Мали от «террористических элементов» и восстановлению территориальной целостности его бывшей колонии свидетельствует с готовности Парижа отстаивать свои политические и экономические интересы в Африканском регионе любыми методами, включая силовые, осуществлять свержение неугодных режимов и обеспечивать приход к власти лояльных правительств.
При этом необходимо отметить, что любое военное вмешательство французов не встречает никаких протестов среди бывших колоний и почти никогда среди других стран Африки: интервенцию в Кот-д’Ивуар осудили лишь португальская Ангола и ЮАР, недавнюю операцию в Мали – только уже бывший президент Египта М. Мурси. Представители ООН также не препятствуют тому, чтобы французские патрули остались в Мали на неопределенный срок.
Таким образом, в настоящее время Франция проводит достаточно активную внешнюю политику, принимая участие в операциях за пределами своей территории, в том числе для отстаивания национальных интересов и защиты своих граждан. Данные действия подтверждают тенденции сохранения взглядов официального Парижа на вооруженные силы как на одну из главных составляющих достижения своих политических и экономических целей.
В этой связи в отношении стран Африканского континента военно-политический курс Франции характеризуется стремлением ее руководства сохранить традиционное влияние на государства региона и способствовать развитию обстановки по выгодному для себя сценарию, несмотря на заметное снижение своей роли на континенте. При этом Париж подчеркивает свое право на развитие привилегированных отношений с входящими в сферу жизненно важных интересов Франции странами, выражая готовность оказывать им всю необходимую финансовую и военную помощь.
(Подполковник Р. Пастернак, «ЗВО»)
Смотрите также: ВВС Франции в операции «Сервал» в Мали
Факт
Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., известной как операция «Буря в пустыне», группировка союзников в среднем ежедневно потребляла: 57 млн. л пресной воды, 95 тонн льда, 687 тыс. л бензина, 456 тыс. л дизтоплива, 198 тыс. л авиационного керосина. Количество вывозимых отходов составляло 145 тонн в день. Все это потребовало беспрецедентных усилий от 22-го командования армии США, занимавшегося тыловым снабжением группировки многонациональных сил…
Источник: