армия и оружие

Роль Франции в разрешении вооруженных конфликтов в Африке

Участие ВС Франции в операциях за пределами национальной территории.

Руководство Франции в последнее время заметно активизировало деятельность по укреплению пози­ций страны на международной арене и обеспечению национальных интересов в различных регионах мира с использова­нием военно-силовых методов.

В качестве эффективного инструмента достижения своих целей военно-политическое руководство Франции рассматривает активное задействование национальных вооруженных сил в операциях за пределами территории страны. Кон­цептуальные основы применения ВС за рубежом изложены в основном доктринальном документе страны «Белая книга по вопросам обороны и национальной безопасности» (2013).

С целью достижения приоритетов оборонной стратегии (защита, сдержи­вание и реагирование) «Белая книга» декларирует, что национальные ВС должны быть способны участвовать как в самостоятельных операциях (например, ответные контртеррористические действия или эвакуация французских граждан и граждан стран Евросоюза), а также в коалиционных операциях в рам­ках НАТО либо ЕС, где Франция, с одной стороны, может взять на себя инициативу или оказывать доминирующее влияние (как, в частности, в Ливии в 2011 году), с другой – где она не является ведущим участником коалиции (например, война коалиции во главе с США в Афганистане). В любом случае стратегия вмешательства, по заявлению ВПР Франции, должна осуществляться на законных основаниях, определенных международным правом.

Решение на задействование француз­ских войск (сил) в военных операциях за рубежом принимается исходя из следу­ющих основных принципов:

  • наличие высокой степени угрозы национальной безопасности государства или международному миру и безопас­ности;
  • применение вооруженной силы только после того, когда предложенные меры иного характера не принесли ожи­даемого результата либо когда чрезвы­чайная ситуация требует немедленного применения принципа «обязанность защищать»;
  • соответствие положениям междуна­родного права;
  • суверенность политического строя Франции и свободы действий его ВПР;
  • соответствие устоям демократиче­ского общества – ясность и прозрачность целей, применяемых средств и т. п.;
  • способность выделять французские контингента достаточной численности, сохранение национального управления при их использовании и соответствия политической стратегии, нацеленной на надежное урегулирование кризиса;
  • определение времени и объема применения во­оруженной силы согласно взятым на себя обязатель­ствами и точного определе­ния и соблюдения бюджета операции.

С учетом вышеизложен­ного, французская концеп­ция обороны предусматри­вает несколько способов действий, в частности про­ведение:

  • гражданских операций по восстановлению инфра­структуры в стране или выполнению гуманитарных задач;
  • военно-гражданских операций по запросу руководства ка­кой-либо страны с целью восстанов­ления жизнедеятельности государства или стабилизации внутриполитической ситуации;
  • военных операций, которые, в свою очередь, подразделяются на специальные операции (проводятся на национальном уровне или с минимальным междуна­родным участием; освобождение залож­ников либо ликвидация террористов), операции среднего масштаба (на нацио­нальном уровне; эвакуация французских граждан из «горячих точек», а также «точечные» операции в ответ на агрес­сивные действия в отношении государ­ства), важные операции (проводимые на международном уровне; миротворческие операции, или операции по восстановлению мира и стабильности) и главные (основные) операции (на международном уровне в составе коалиционных сил либо в союзе с другими странами, осуществляются только за пределами своей территории).

Основные операции ВС Франции в Африке

Годы

Операции

2004

Уничтожение авиации ивуарийских ВВС в ответ на атаку французской базы в Буаке.

2006

Гуманитарная воздушно-морская операция «Балист» у побережья Ливана в ходе ливано-израильского конфликта с эвакуацией около 1 500 беженцев и французских граждан

2008

Содействие чадским войскам в защите столицы — г. Нджамена — во время ее штурма повстанцами и эвакуация иностранцев.

2008

Логистическая поддержка армии Джибути во время пограничного конфликта между Джибути и Эритреей.

2008

Логистическая поддержка Франции (совместно с Ливией) операции ВС стран Африканского союза — Коморских Островов, Сенегала, Судана и Танзании против сепаратистов о. Анжуан.

2011

Помощь оппозиции в свержении президента Кот-д Ивуара Л. Гбагбо.

2011

Операция «Харматтан». Участие французской армии в военной интервенции в Ливию.

2013

Операция «Сервал». Военная интервенция в Мали.

2013

Операция «Сангарис». Военная интервенция в ЦАР с целью прекращения гражданской войны.

В целом, согласно дан­ным, представленным МО республики по состоянию на март 2014 года, при­мерно 7330 французских военнослужащих задей­ствованы в 20 операциях за пределами национальной территории. При этом географически большинство операций с участием ВС Франции приходятся на Аф­риканский континент, кото­рый является традиционной зоной ее экономических, политических и военных интересов.

В настоящее время глав­ным содержанием проводи­мой на Черном континенте политики Франции остает­ся стремление сохранить позиции в регионе на фоне растущего давления со сто­роны США и Китая. В связи с этим, несмотря на некото­рое снижение в настоящее время уровня ее вовлечен­ности в региональные дела, усилия Парижа в африкан­ских странах направлены на создание условий, по­зволяющих оказывать воздействие на формирование внешнеполитического кур­са этих государств, а также обеспечивающих доступ французских компаний к разработке нефтегазовых месторождений, продвиже­ние на их рынки продукции французского ВПК.

С началом в 1960 году антиколониального движе­ния Франция де-юре пре­доставила независимость своим бывшим колониям на континенте, однако де-факто продолжила коорди­нировать различного рода действия в самих колониях, то есть прямое колониальное управление сменилось косвенным. При этом со многими бывшими колониями у нее существуют или договоры об обороне, или договоры о военно-техническом сотрудничестве (ВТС). Первые предусматривали ответ­ственность Франции за защиту данной страны от внутренних и внешних угроз. Кроме того, в соответствии с ними аф­риканцы предоставляли бывшей метро­полии приоритетные права на разведку и эксплуатацию полезных ископаемых.

В каждом государстве, подписавшем договор об обороне или ВТС, были созданы бюро военной помощи, деятельность которых координировалась мини­стерством сотрудничества, созданным в 1961 году. Такая система соглашений обеспечила Парижу возможность пре­вентивно и оперативно реагировать на любое изменение военно-политической обстановки в регионе, используя свои вооруженные силы.

В настоящее время для защиты своих заморских территорий и обеспечения влияния в зонах своих жизненных интересов у Франции на Черном кон­тиненте в ее бывших колониях имеется значительное количество военных баз. Их размещение и применение определяются рядом факто­ров, к числу которых можно отнести следующие:

  • экономическая важ­ность данной страны для Франции;
  • численность француз­ских граждан в стране;
  • доступ французских компаний к местным ме­сторождениям полезных ископаемых;
  • необходимость защиты важных транспортных ма­гистралей;
  • отношения с лидером страны.

В конце февраля 2008 года руководством Франции было объявлено о пересмотре всех военных соглашений, заключенных с рядом стран континента. В основном это касается исключения из до­говоров с франкоязычными государствами вопросов, связанных с их внутренней безопасно­стью. Одновременно в соответствии с разработанным в 2010 году планом Франция осуществляет поэтапное со­кращение своего военного присутствия в Африке.

В 2013 г. Франция была вынуждена вмешаться в вооруженный конфликт в Мали

По оценке военного руководства стра­ны, реализация данного плана позволит отказаться от весьма дорогостоящего присутствия в регионе на долгосрочной основе достаточно крупных воинских контингентов, уменьшив общую их чис­ленность с 8 до 5 тыс. человек. С этой целью в 2011 году были сокращены во­инские контингенты Франции в Джибути и Сенегале. В то же время для обеспече­ния своего присутствия под предлогом борьбы с терроризмом на севере Мали (район Тессалит вблизи границы Мали и Алжира) была создана новая военная база, о чем заявил министр обороны Жан-Ив ле Дриан 15 марта 2014 года в ходе визита в Алжир.

При оценке степени влияния Франции на Африканском континенте обращает на себя внимание тот факт, что бывшие колонии оказывают ей поддержку во всех важных вопросах международного со­трудничества — от борьбы с терроризмом до изменения климата, а 15 из 20 стран региона всегда поддерживают Париж в ООН по любым вопросам, что придает ему дополнительный дипломатический вес на международной арене.

Кроме того, в настоящее время на континенте проживают 240 тыс. граждан Франции, еще 150-200 тыс. французов работают в не­коммерческих и негосудар­ственных организациях, связанных с Африкой. В частности, в Мали рас­полагаются 50 филиалов французских компаний с общим числом занятых 2 тыс. человек. Они при­сутствуют также в соседних государствах. Исходя из этого, когда в 2013 году возникла угроза ослабления позиций Парижа в Мали, военное вмешательство ста­ло единственным возмож­ным вариантом разрешения ситуации.

Авиация ВМС Франции задействовалась в операции в Ливии (2011)

Таким образом, прямое вооруженное вмешатель­ство французских ВС в апреле 2011 года во внутрен­ний конфликт в Кот-д’Ивуаре, а также проведение с 2013-го военной операции «Сервал» по освобождению Мали от «террористиче­ских элементов» и восстановлению территориальной целостности его бывшей колонии свидетельствует с готовности Парижа отстаивать свои политические и экономические интересы в Африканском регионе любыми методами, включая силовые, осуществлять свержение неугодных режимов и обеспечивать приход к власти лояльных правительств.

При этом необходимо отметить, что любое военное вмешательство французов не встречает никаких протестов среди бывших колоний и почти никогда среди других стран Африки: интервенцию в Кот-д’Ивуар осудили лишь португальская Ангола и ЮАР, недавнюю операцию в Мали – только уже бывший президент Египта М. Мурси. Представители ООН также не препятствуют тому, чтобы французские патрули остались в Мали на неопределенный срок.

Таким образом, в настоящее время Франция проводит достаточно актив­ную внешнюю политику, принимая участие в операциях за пределами своей территории, в том числе для отстаивания национальных интересов и защи­ты своих граждан. Данные действия подтверждают тенденции сохранения взглядов официального Парижа на вооруженные силы как на одну из главных составляющих достижения своих политических и экономических целей.

В этой связи в отношении стран Африканского континента военно-полити­ческий курс Франции характеризуется стремлением ее руководства сохранить традиционное влияние на государства региона и способствовать развитию обстановки по выгодному для себя сценарию, несмотря на заметное сниже­ние своей роли на континенте. При этом Париж подчеркивает свое право на развитие привилегированных отношений с входящими в сферу жизненно важных интересов Франции странами, выражая готовность оказывать им всю необходимую финансовую и военную помощь.

(Подполковник Р. Пастернак, «ЗВО»)

Смотрите также: ВВС Франции в операции «Сервал» в Мали

Факт

Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., известной как операция «Буря в пустыне», группировка союзников в среднем ежедневно потребляла: 57 млн. л пресной воды, 95 тонн льда, 687 тыс. л бензина, 456 тыс. л дизтоплива, 198 тыс. л авиационного керосина. Количество вывозимых отходов составляло 145 тонн в день. Все это потребовало беспрецедентных усилий от 22-го командования армии США, занимавшегося тыловым снабжением группировки многонациональных сил…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE