армия и оружие

Самоходная гаубица AS-90 «Brave Heart» (Великобритания)

Самоходная гаубица AS-90 калибра 155 мм является современной артиллерийской установкой, состоящей на вооружении армии Великобритании. Она разработана известной фирмой «Виккерс Шипбилдинг Анд Ин­жиниринг Лимитед».

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Проектирование самоходно-артиллерийской установки фирма на­чала в 80-е годы XX века в инициативном порядке. К моменту завершения разработ­ки выяснилось, что британская армия нуж­дается в замене устаревших самоходных гаубиц «Эббот». Изучалось два варианта замены: закупка в США модернизированной самоходной гаубицы M109 или участие в совместном европейском проекте самоход­ки, известной как SP-70. Но в ходе дискуссий их участники пришли к выводу о необходи­мости установки новой башни на проверен­ное гусеничное шасси. В 1981 г. фирма Вик­керс получил заказ на проектирование новой башни для самоходки SР-70, которая, как предполагалась станет единой в армиях ев­ропейских стран НАТО. Как многие другие «единые» европейские проекты, проект SP-70 успехом не завершился в силу разнооб­разных технических, экономических и по­литических противоречий сторон, прини­мавших в нем участие.

По аннулированию «единого» проекта SP-70 фирма «Виккерс» продолжила, разработку башни на собственный страх и риск. В резуль­тате появилась башня GBT-155, в которой была установлена 155-мм гаубица с длиной ствола 39 калибров, рассчитанная на стрельбу всеми типами 155-мм боеприпасов из арсеналов блока НАТО. У военных резко воз­рос интерес к этой башне, что заставило про­изводителя начать работу по проектированию гусеничного шасси, опять же на собственные средства фирмы.

Самоходная гаубица из 1-го полка королевской конной артиллерии. Босния, 1996 г.

Первый из двух прототипов, получив­ших обозначение AS-90, был собран в 1986 г. Прототип прошел интенсивные ходовые и стрельбовые испытания. Между тем командование британской армии решило модер­низировать парк самоходной артиллерии путем установки новых башен на старые шасси. Затем, в 1989 г. был объявлен тендер на новые самоходные гаубицы, который выиграла фирма «Виккерс», получившая заказ на постройку 179 самоходных гаубиц.

Заказ армии Великобритании был вы­полнен в 1992 — 1995 гг. В это время фирма «Виккерс» стала частью консорциума «БАЕ Системз» руководство которого приняло решение о дальнейшем развитии проекта AS-90. Первым результатом стала машина, известная как «Десерт AS-90» — пустынный вариант, на котором была увеличена мощность системы кондиционирования, уста­новлены противопыльные фильтры и ряд другого оборудования, повышающего эф­фективность эксплуатации машины в усло­виях пустынного климата. В 1994 г. прото­тип «Десерт AS-90» проходил климатичес­кие испытании в США в пустыне Аризона, а в 1996 г. в пустынях Кувейта и Саудовской Аравии. Параллельно испытаниям в прессе была развернута мощная рекламная компа­ния, которая успеха не имела – не удалось зак­лючить ни одного контракта на поставку самоходных гаубиц «Десерт AS-90».

Тем не менее, фирма «БАЕ Системз» про­должила работу по модернизации базового варианта самоходной гаубицы. Так было принято решение об увеличении длины ство­ла гаубицы. Обсуждалось дна варианта стволов: длиной в 45 и длиной и 52 калибра. Сравнительные испытания показали преиму­щества орудия с длиной ствола в 52 калиб­ра, Армия Великобритании заказала 96 ма­шин с такими орудиями. Параллельно велись работы по совершенствованию электроники системы управления огнем.

САУ AS-90 на учебных стрельбах в Боснии, 1996 г.

Самоходные гаубицы модернизированного варианта использовались в миротворческих операциях на территории бывшей Югославии, принимали участие в боевых действиях в Ираке. Тем не менее, несмотря на все усилия про­изводителя, данная система массовой не стала. Единственный успех на ми­ровом рынке – заклочение контракта между фирмой «БАЕ Системз» и польским предприятием «Гута Сталова Валя» о лицензион­ном производстве британских самоходных гаубиц в бывшей Польской Народной Республике, ныне известной как просто Польша. Две первых машины были собраны в Польше из ком­понентов британского производства, последующие машины должны быть полностью сдела­ны поляками.

При заключении контракта речь шла только о башнях. Всего было заказано 40 башен. Польское руко­водство выбрало в качестве шасси для них танки Т-72. Данная САУ получила название «Краб», в настоящее время их выпущено 8 штук, а всего планируется выпустить 24. Ранее башни от самоходных гаубиц AS-90 уже устанавливались и испытывались на шасси танков Т-72 в Индии. Еще 16 башен планируется установить на шасси от турецкой САУ T-155 Firtina.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ГАУБИЦЫ AS-90

С технической точки зрения, конструк­ция самоходной гаубицы AS-90 традиционна для второй половины XX века. Моторно-трансмиссионное отделение расположено в передней части корпуса шасси, башня с ору­дием – в задней. Двигатель стоит в правой передней части корпуса — V-образныи 8-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения Камминз VTA-660T с турбонаддувом мощ­ностью 660 л.с. при 2800 об/мин. В едином блоке с двигателем смонтирована автоматическая трансмиссия (четыре передачи переднего хода и одна заднего). Тормоза – гид­равлические. Ходовая часть включает по одному ведущему колесу переднего распо­ложения, шести спаренных опорных катка с резиновыми бандажами и одному ленивцу заднего расположения на борт. Верхние вет­ви гусениц с каждого борта поддерживает по три обрезиненных ролика.

Осколочно-фугасные и дымовые снаряды из боекомплекта AS-90

Отделение управления находится слева от продольной оси в передней части корпуса шасси. Для вождения в ночное время у механика-водителя установлен пассивный ИК прибор ночного видения. В кормовой части корпуса имеется большой двустворчатый люк-дверь. Башня GBT-155 смонтирована в кормовом части шасси. Башня может комплектоваться как стволом длиной 39 калибров, так и стволом длиной 52 калибра. Возимый боекомплект состоит из 48 снарядов, 31 из которых размещен в боеукладке автомата заряжения, осталь­ные 17 – в специальных контейнерах. Автомат заряжения досылает в казенную часть, как снаряды, так и заряды. Первые три выстрела самоходка производит за 10 секунд, следующие шесть – в течение одной минуты, затем стандартная скорост­рельность составляет шесть выстрелов в минуту в течение трех ми­нут. Стрельба выполняется только из стационарного положения. Точная стабилизация ствола отсутствует. Предусмотрена возмож­ность заражения орудия непосредственно из транспортера боепри­пасов, установленного кормой к корме самоходки.

Башня имеет круговое вращение, сектор наведения орудия в верти­кальной плоскости – от -5 до +70 градусов. Разворот башни и наведение орудия в вертикальной плоскости осуществляются электромоторами с питанием от независимых автономных источников. Система управле­ния огнем вырабатывает необходимые для прицеливания данные с учетом начальной скорости снаряда, климатических условий, скорости и направления ветра и пр. Машина оснащена приемником спутниковой навигационной системы GPS. Прицельные данные отображаются на дисплеях командира и наводчика. Дневной/ночной оптоэлектронный прицеп DFSA разработан фирмой «Талес».

При необходимости заряжающий выполняет функции пулеметчика

Для самообороны самоходная гаубица вооружена 12,7-мм пулеме­том, который монтируется на крыше башни. Также на баше установлены дымовые гранатометы.

Броня корпуса и башни устойчива к попаданию пуль калибра да 12,7 мм и мелких осколков, максимальная толщина брони составляет 17 мм.

Самоходная гаубица оснащена системой кондиционирования и фильтро-вентиляционной установкой.

Боевая масса самоходной гаубицы – 42 т, полная длина – 9700 мм, длина по шасси – 7200 мм, высота по крыше башни – 3000 мм, ширина – 3300 мм. Емкость внутренних топливных баков – 750 л. Запас хода – 370 км. Максимальная скорость по шоссе – 55 км/ч. Клиренс – 410 мм. Высота преодолеваемой вертикальной стенки – 880 мм, ширина преодолеваемого рва – 2800 мм, глубина преодолеваемого брода — 1500 мм. Дальность стрельбы обычным снарядом из орудия с длиной ствола 39 калибров – 24700 м, активно-реактив­ным – 30000 м. Из ствола длиной 52 калибра обычный снаряд заб­расывается па дальность 30000 м, а активно-реактивный летит на расстояние 40000 м.

В целом, самоходная гаубица AS-90 является современной и эффективной самоходной артиллерийской системой, созданной тру­дом и талантом всего британского общества. В обозримом будущем замена самоходных гаубиц AS-90 в вооружениях силах Великобри­тании не ожидается.

(Статья подготовлена для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru по материалам журнала «Танкодром». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).

Факт

Увеличение кратности бинокля при прочих равных условиях ведет к потере качества наблюдения в темноте. В бинокль кратностью выше 8-10 наблюдать можно только со штатива, иначе дрожание рук ощутимо «смазывает» картинку.  Оптимальными для полевых условий являются бинокли 6х30, 7х35, 8х40…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE