армия и оружие

Самый мощный вертолет: лучшие в мире, летно-технические характеристики, технологические и военного назначения

Еще в 15 веке Леонардо да Винчи рисовал «воздушный винт» – прототип современного вертолета. Его идеи были реализованы в середине прошлого века, начался серийный выпуск вертолетов.

Сегодня вертолеты перевозят пассажиров и грузы, а также используются также для ведения разведки, уничтожения вражеских целей, обработки сельскохозяйственных посевов, поиска полезных ископаемых, монтажа высотных конструкций, даже для рекламы.

Рисунок Леонардо да Винчи – прототип вертолета

Вертолёты плотно вошли в нашу жизнь, и решают множество очень важных военных и гражданских задач.

ТОП-3 самых мощных боевых вертолетов в мире

Боевые или ударные вертолеты предназначены для поражения наземных целей, включая танки, и воздушных целей, включая вертолеты. Действуют самостоятельно или сопровождают транспортные или десантные вертолеты.

Hughes AH-64 Apache

Латинские буквы «AH» в названии модели означают Attack Helicopter – ударный вертолет.

Впервые прототип аппарата, который впоследствии был назван Хьюз AH-64 Апач, компания Hughes helicopters показала в 1975 году. Через год Министерство обороны Соединенных Штатов разместило у Хьюза официальный заказ на разработку. Серийный выпуск машины получил одобрение со стороны Минобороны Соединенных Штатов в 1982 году. Первые аппараты поступили в войска в 1986 году с завода в аризонском городе Меса.

За время существования модели AH-64 компания Хьюз была дважды продана:

  • В 1984 году ее купил Макдоналд-Дуглас;
  • В 1997 году – Боинг.
  • Большинство специалистов как привыкли, так и называют эту модель Хьюз AH-64.

    Модель AH-64 является развитием сыгравшей важную роль во Вьетнаме первой модели ударного вертолета AH-1 Кобра производства компании Белл. Но довольно серьезно от нее отличается. Кобра была предназначена, прежде всего, для борьбы с вьетнамскими партизанами, в то время как Апач разработали в первую очередь для сражений с советскими танками. Апач близок к Кобре по характеристикам: размеру и мощности, но несет существенно больше оружия и электроники.

    Восьмитонная машина с винтом диаметром 14, 6 метра предусматривает рассадку двух пилотов по тандемной схеме: первый позади второго. При этом для обеспечения надлежащего обзора первый пилот сидит на 40 см выше второго. Апач летает со скоростью 270 км/ч на расстояние до 690 км. Для выполнения боевых задач он не только оснащен 30 мм пушкой и подвесными креплениями для установки управляемых или неуправляемых ракет, но также на нем установлена всепогодная оружейная система AAWWS (Лонгбоу) с радаром миллиметрового диапазона.

    Хьюз, он же Макдоналд-Дуглас. Он же Боинг AH-64 Апач. Самый продаваемый ударный вертолет в мире

    Сегодня AH-64 Апач – самая распространенная в мире модель ударного вертолета. Выпущено более 2 000 штук.

    CAIC WZ-10

    CAIC WZ-10 — китайский ударный вертолет. Неплохая модель, недаром в ее разработке принимало участие легендарное Российское конструкторское бюро Камова. Камовцы разработали по заказу Китайской Народной республики эскизный проект. Дальше китайцы действовали сами. И прокололись в типично китайском стиле. Разгорелся небывалый скандал. Дело в том, что компания «Pratt & Whitney» на протяжении многих лет поставляла двигатели для китайских гражданских вертолетов. На военный WZ-10 китайцы тоже, как ни в чем не бывало, установили двигатель Пратт энд Уитни. Они его только чуть-чуть модернизировали: загрузили новую версию программного обеспечения. На этом основании китайцы решили, что Пратт может не просить экспортного разрешения у правительства США. Но в суде было установлено – Китай скрывал, что двигатель предназначен для ударного вертолета. Компания CIAC выдавала программу за гражданский проект. Пратт получил многомиллионный штраф и был вынужден прекратить поставку двигателей в Китай. Сейчас на WZ-10 ставится менее мощный двигатель китайского производства.

    В народной освободительной армии Китая стоит на вооружении свыше 100 единиц CAIC WZ-10.

    Камов KA-52 «Аллигатор»

    Разработка и выпуск ударного вертолета KA-52 является прямым следствием оригинальный боевой концепции его предшественника — ударного вертолета КА-50 «Черная акула», принятого на вооружение в девяносто пятом году. Дело в том, что КА-50 — это машина одноместная. В ней нет члена экипажа, который занимался бы поиском целей и наведением оружия. Концепция использования Ка-50 была очень оригинальной: предполагалось, что целеуказание пилот КА-50 получает от специального вертолета-разведчика.

    Первоначально хотели использовать вертолет КА-60 «Касатка», но в лихие девяностые его разработка практически была остановлена. Камовцы пересмотрели концепцию и возложили целеуказание на двухместный КА-52, который должен был одновременно выполнять две роли:

    • командирской машины;
    • самостоятельного ударного вертолета.

    Так появился КА-52 Аллигатор. Опытный экземпляр взлетел в 1997 году, регулярная эксплуатация началась в 2008 году.

    В отличие от китайского и американского ударных вертолетов, в нашем КА-52 члены экипажа сидят рядом. Каждый из них может как управлять полетом, так и применять оружие. Характерный для вертолетов Камова абрис Черной Акулы с «двухэтажной» колонкой несущих винтов сохранился у Аллигатора: начиная с 18-го шпангоута, корпуса моделей идентичны.

    Разработанный КБ Камова Ка-52. Два соосных винта обеспечивают высочайшую маневренность

    Такая двухэтажная колонка говорит о том, что вертолет построен по «соосной» схеме, когда два винта вращаются на одной оси, но в разные стороны. При этом отпадает необходимость в хвостовом вертикальном винте. Такая схема отличает Ка-52 от всех других моделей в этом обзоре. Она имеет свои преимущества и недостатки. Специалисты отмечают, что соосная схема облегчает управление вертолетом и улучшает его маневренность. Но это делает машину сложнее и дороже.

    Многоцелевые вертолеты

    Многоцелевые (или общего назначения) вертолеты предназначены для решения самых разных задач, как военных, так и гражданских. В зависимости от поставленной задачи многоцелевой вертолет может поливать землю как водой, так и огнем.

    Sikorsky UH-60 Black Hawk

    Буквы UH в аббревиатуре «Черного Ястреба» означают Utility Helicopter. Переводчик Яндекса это словосочетание переводит просто как «вертолет». Таков, на самом деле, точный перевод. Это универсальная рабочая лошадка для военных и гражданских применений. Для перевозки пассажиров и грузов. Как хорошо известный в России Ми-8.

    Эта модель Сикорского была разработана и поставлена на производство в рамках решения задачи авиа-транспортного обеспечения тактических задач армии Соединенных Штатов. Транспортное средство должно было обеспечить доставку 10 вооруженных и экипированных солдат на расстояние в несколько сот километров. При этом высота полета должна была обеспечивать недостижимость для обстрелов со стороны противника.

    Было решено строить вертолеты, а не самолеты, не конвертопланы. Вертолет не требует взлетно-посадочной полосы, ему достаточно расчищенной площадки. А это именно то, что нужно для перемещения на тактические расстояния.

    На конкурс подали заявки Боинг, Сикорски, Локхид Белл Хеликоптер. Сикорски предложил традиционный одновинтовой аппарат с двумя турбовальными двигателями (ТВД) от Дженерал Электрик. И победил. Аппарат был принят на вооружение сначала в сухопутных войсках США, а затем и в военно-морских, и в военно-воздушных силах. Всего с 1977 года было выпущено боле 4 000 машин, и выпуск продолжается.

    Ми-8

    Ми-8, и ничего добавлять не надо. Ни разработчика, ни производителя, никаких индексов упоминать не нужно. И так все понятно – Ми-8 есть Ми-8. Это самый легендарный вертолет в мире. Подлинный шедевр, созданный в 1961 году под руководством великого советского авиаконструктора Михаила Леонтьевича Миля — Героя Соцтруда, лауреата Ленинской и Государственной премии СССР.

    В конструкторском бюро Миля в подмосковных Люберцах было создано несколько шедевров, включая Ми-12, который установил не побитый до сих пор мировой рекорд грузоподъемности – 40 тонн на высоту 2200 метров. Но Ми-8 – самый легендарный. Ми-8, как и Блэк Хок, это подлинный трудяга, безотказный работник на гражданской и ратной службе.

    За все время производства выпущено больше 12 000 Ми-8. Тоже мировой рекорд среди двухмоторных вертолетов. Великий вертолет!

    Разработка КБ Миля. Классическая модель Ми-8 – самый распространенный в мире двухмоторный вертолет

    Интересно, что в период массовой приватизации в девяностые годы прошлого века почти 9 % акционерного общества «Московский вертолетный завод имени М. Л. Миля» купил не кто-нибудь, а глобальный стратегический конкурент Миля как разработчика вертолетной техники «Корпорация Сикорский Интернэшнл Оперейшнз, Инк». В определенном смысле это можно трактовать как возвращение на родину выходца из России Игоря Сикорского. Еще в десятых годах XX века Игорь Сикорский сконструировал первую модель своего вертолета, а после эмиграции в Соединенные Штаты стал одним из пионеров американского вертолетостроения. И вот теперь его детище владеет десятой частью знаменитой российской вертолетной компании.

    Bell UH-1 Iroquois

    Ирокез – это тот самый вертолет, на смену которому пришел UH-60 от Сикорского. Но великий рекорд Ирокеза Сикорский не побил. Белл UH-1 Ирокез разошелся по миру невиданным тиражом в 16 000 экземпляров, во всяком случае, если учитывать все 60 очень различных одномоторных и двухмоторных модификаций. Для своего времени машина была отличная, разошлась по всему миру, много раз принимала участие в боевых действиях и зарекомендовала себя очень хорошо.

    Многие сотни экземпляров последних модификаций Ирокеза стоят на вооружении в армиях десятков стран в Европе, на Ближнем Востоке, в Америке.

    Транспортные вертолеты

    Вертолеты, в основном предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, обычно называют транспортными.

    Sikorsky CH-53E Sea Stallion

    Буквы CH в названии –это Cargo helicopter, то есть грузовой или транспортный вертолет. Sea Stallion означает Морской Жеребец. Семейство CH-53 – это целая группа модификаций. Названия первых из них заканчивались словом «жеребец»: супер или морской. Их делали для корпуса морской пехоты. Первый из Жеребцов — CH-53М проходил испытания в 1970 году. Испытания показали недостаточную грузоподъемность вертолета. Ее надо было повысить на 80%. При этом изделие должно было остаться достаточно компактным, чтобы стартовать с морского судна-вертолетоносца. Сикорский взялся за дело. Инженеры изменили компоновку, добавили третий двигатель. Модификацию назвали CH-53E Super stallion, то есть «супержеребец». Супержеребец имел грузоподъемность 16 тонн при перевозке груза на подвеске. Дальность при этом была 92 км. Первый полет новый вертолет совершил в 1974 году. Серийное производство начали через 6 лет. А в 1981 году корпус морской пехоты США получил первый аппарат CH-53E c грузовой кабиной, где помещаются 55 десантников или 13 тонн груза на семи стандартных паллетах размером 3 х 4 фута.

    В 2012 году серию CH-53 сняли с эксплуатации. Всего произведено было 522 штуки.

    Ми-26

    Тяжелый вертолет Ми-26, разработанный в конструкторском бюро Миля. Это самый мощный вертолет в России. И самый мощный вертолет в мире, выпускаемый серийно. На подвеске он может транспортировать очень большой груз – 20 тонн. По грузоподъемности он заметно превосходит своего ближайшего конкурента CH-53E.

    Ми-26. Рекордсмен мира по грузоподъемности. 20 (Двадцать) тонн

    Свой первый полет МИ-26 совершил в далеком 1977 году. И до сих пор его продолжают выпускать в Ростове. Больше того, конструкторское бюро Миля продолжает его совершенствовать, сейчас готовится к выпуску модификация Ми-26Т2, с новым комплектом бортовой авионики. Жив курилка, хороший вертолет!

    Boeing CH-47 «Chinook»

    Чинук – это индейское племя. Именно так, следуя определенные традиции, инженеры Боинга назвали свой транспортный вертолет. Он отличается запоминающимся профилем из-за особенности конструкции. Аппарат имеет два главных несущих винта. Причем расположены они не соосно — один над другим, что часто встречается, а рядом друг с другом. Один – в передней части фюзеляжа, второй – в задней. Такая компоновка показывает свои преимущества при решении ряда сложных инженерных задач, таких, например, как эвакуация подбитой крупногабаритной авиатехники в места дислокации.

    Ми-24

    Ми-24 можно считать многоцелевым вертолетом с известной долей условности. Хотя в его отсеке действительно предусмотрена перевозка 8 военнослужащих с вооружением и спец-обмундированием, многие специалисты рассматривают Ми-24 как ударный вертолет. Причем как второй ударный после AH-64 по распространенности, и как второй после AH-1 по началу выпуска.

    Летно-технические характеристики

    Летно-технические характеристики (ЛТХ) ударных вертолетов

    ЛТХHughes AH-64CAIC WZ-10КА-52 Экипаж, чел.222 Длина изделия, м17,714,516,0 Диаметр винта, м14,61314,5 Взлетная масса, кг8 0008 00010 800 Энергоустановка2 ТВД «Дженерал Электрик» по 1560 л.с.2 ТВД Zhuzhou WZ-9 по 1285 л. с.2 ТВД АО «Климов» по 1750 л.с. Скорость, км/ч270270260 Дальность, км690700460 Потолок, м6 1006 4005 500 Калибр пушки, мм302330 Внешняя подвеска, шт.446

    ТВД – турбовальный двигатель.

    ЛТХ многоцелевых вертолетов

    ЛТХSikorsky UH-60Ми-8Bell UH-1 Экипаж, чел.332 Длина изделия, м19,725,312,8 Диаметр винта, м16,321,314,6 Взлетная масса, кг7 90711 5004 310 Пассажиров, чел111814 Мощность, л.с.2 х 18802 х 15001 х 1400 Скорость, км/ч296225204 Дальность, км584520511 Потолок, м5 8355 0005 910 Грузоподъемность, кг4 0824 0001 950

    ЛТХ транспортных вертолетов

    ЛТХSikorsky CH-53EМи-24Boeing CH-47Ми-26 Экипаж, чел.3225 Длина изделия, м26,917,530,140,0 Диаметр винта, м22,017,318,332 Взлетная масса, кг16 64410 50022 68049 500 Мощность, л.с.2 х 3 9252 х 2 5002 х 4 1682 х 1140 Дальность, км2534501870800 Потолок, м4 2204 9503 0904 600 Пассажиров, чел3884485 Грузоподъемность, кг3 6292 40012 28420 000

    Достоинства и недостатки

    Достоинства и недостатки вертолетов как типа воздушных транспортных средств хорошо известны.

    Достоинства. Вертолет взлетает и садится на маленькую, буквально в полтора диаметра винта, площадку. Вертолет здорово маневрирует, даже зависает на месте.

    Недостатки. Относительно невысокая скорость, высокий расход топлива, трудоемкость обслуживания и ремонта. Отмечают также высокий уровень шума и значительные вибрации, особенно нежелательные для гражданских машин.

    Китайский CAIC WZ-10 пытался летать на американских моторах Пратт энд Уитни без разрешения правительства США. Не вышло

    В этом обзоре приведены образцы великолепных машин, лучших в своих классах, получивших широкое распространение в мире. Вертолеты Ирокез и Ми-8 — мировые рекордсмены по количеству изготовленных машин, AH-64 Апач – самый продаваемый ударный вертолет в мире, Ка-52 Аллигатор – рекордсмен по маневренности, CH-47 Чинук – чемпион по доставке негабаритов, CH-53E и Ми-26 – рекордсмены по грузоподъемности.

    Достоинства этих аппаратов значительно превосходят их недостатки, позволяют этим шедеврам мирового вертолетостроения успешно решать стоящие перед ними военные и гражданские задачи.

    Источник: militaryarms.ru

    LEAVE A RESPONSE