армия и оружие

Саперы: Инженерные войска ВС РФ

Поговорку о том, что сапер ошибается только один раз в жизни, слышали, наверное, все. Однако мало кто знает, чем они занимаются. Еще меньше людей имеют представление об инженерных войсках, в которых и проходят службу саперы. Этот род войск часто путают со стройбатом, хотя разница между ними огромна.

Саперы – это бойцы, всегда находящиеся на переднем крае, они идут в атаку вместе с мотострелками, а иногда и раньше них. Инженерные войска в числе первых получают современную технику и осваивают новые способы ведения боевых действий. Не без помощи саперов в войсках появились радиостанции, автомобильный транспорт, танки и даже самолеты. Практически до конца Первой мировой войны самолетами в российской армии занималось Инженерное управление.

Так, кто такой сапер? Когда появилась эта военная профессия? Чем занимаются инженерные подразделения? Есть ли они в российских армии?

Для чего нужны саперы

Инженерные войска – род войск, выполняющий задачи по инженерному обеспечению театра военных действий. Данное понятие является весьма широким, в него входит:

  • проведение инженерной разведки;
  • оборудование позиций, укрытий, пунктов управления;
  • создание на поле боя инженерных заграждений;
  • закладка мин и фугасов (в том числе и ядерных);
  • проделывание проходов в заграждения противника, обезвреживание вражеских взрывных устройств;
  • разрушение укреплений неприятеля;
  • прокладка линий коммуникации;
  • маскировка войск;
  • строительство мостов, переправ, прокладка и ремонт дорог.

Как видно из этого списка, саперы не имеют никакого отношения к строительным войскам. Эта воинская специальность требует высочайшего уровня подготовки, разнообразных знаний и умений, отличного обращения со сложной техникой. Ну а для работы со взрывными устройствами необходим особый склад психики – ибо подобные «игрушки» ошибок действительно не прощают.

История инженерных войск

Еще в древности было замечено, что даже простейшие полевые укрепления значительно увеличивают эффективность применения войск. А находясь в походе, иногда приходится прокладывать или ремонтировать дороги, разбирать завалы, строить мосты и переправы. Первоначально подобными инженерно-строительными работами занимались рабы или обычные пехотинцы, но позже для этого стали использовать специально подготовленные подразделения.

Оснащение современного сапера

«Землекопные» отряды появились еще в ассирийском войске (XI век до н. э.). Если говорить про античные времена, то наивысшего расцвета военно-инженерное дело достигло в Древней Греции и Риме. Инженеры были в каждом римском легионе. Саперы участвовали в штурмах крепостей, строили осадные башни и орудия, сооружали мосты, подводили подкопы под стены.

Аналогичные функции военные инженеры выполняли и в Средневековой Европе. Часто это было вольнонаемные специалисты, которые поступали на службу на определенный период. Все изменилось с появлением регулярных армий – примерно в конце XVII века в них стали появляться специальные инженерные подразделения.

Первопроходцами в этом деле стали французы. Благодаря им появилось и наиболее известное название военных инженеров – саперы (с фр. sapeur – подкапываться). Первое «официальное» саперное подразделение появилось во французской армии в 1672 году. Вскоре военные инженеры входили в состав каждой пехотной роты. Необычной была форма саперов – они носили кожаные фартуки и пышные окладистые бороды, что сильно отличало их от гладко выбритых военнослужащих других родов войск.

Еще одной отличительной чертой французских саперов были знаменитые топоры, которые они использовали и в качестве оружия, и для выполнения своих прямых функций. С тех пор именно топорики, а не более подходящая военным инженерам лопата, присутствует в символике саперов в большинстве армий мира.

В XVIII столетии инженерные подразделения появились практически у всех европейских армий. Их бойцов называли по-разному: минерами, понтонерами, пешеходами, пионерами. Особенно красноречиво последнее название – они ясно показывает, что саперы всегда шли впереди основных сил армии, прокладывая им дорогу.

Французские саперы фактически спасли отступающую армию Наполеона в 1812 году, в кратчайшие сроки соорудив переправу через реку Березину.

Французские саперы фактически спасли армию Наполеона во время отступления из России

Стремясь увеличить мобильность инженерных подразделений, их стали садить на лошадей – так появились конно-пионерные эскадроны. Они ремонтировали дороги, убирали завалы, ремонтировали мосты, расчищая путь для кавалерии.

Инженерные войска в России

Предшественником саперных подразделений во времена Московского государства была так называемая Посошная рать. Она представляла собой ополчение, которое собиралось во время военных походов или для выполнения тех или иных работ.

Центральная власть давала указания воеводам собирать с территорий определенное количество молодых и здоровых мужчин, желательно обладающих необходимыми навыками в строительстве. Посошная рать содержалась населением. Она привлекалась к строительству дорог, крепостей, наведению переправ, снабжению основного войска. При этом посошные люди были вооружены и могли принимать участие и непосредственно в боевых действиях.

Инженерные подразделения европейского типа появились в России в период царствования Петра I. При нем были открыты две инженерные школы и сформированы две первые саперные роты. В Табели о рангах, который также появился во время первого российского императора, саперные офицеры стояли на один чин выше кавалерийских и пехотных.

В 1817 году в составе российской гвардии появился Саперный батальон, шефом которого стал будущий император Николай I. В дни восстания декабристов ему была доверена охрана Зимнего дворца. Сам же Николай I всю жизнь любил надевать мундир инженерных войск.

Инженерные войска считались элитой армии

Инженерные войска, имевшие в своем составе наибольшее количество грамотных и хорошо образованных специалистов, стало проводником инноваций и новшеств в российской армии. В 1870 году саперами стали телеграфисты и железнодорожники. Каждый железнодорожный батальон имел четыре роты: две из них занимались строительством путей, а две – эксплуатацией и обслуживанием техники.

Телеграф сыграл важную роль во время русско-турецкой войны, что привело к его быстрому распространению. Телеграфными парками также заведовало инженерное ведомство.

В конце XIX российские военные инженеры освоили еще две новых направления – голубиную почту и воздухоплавание. Во время маневров 1903 года была проверена возможность применения воздушных шаров для ведения разведки и корректировки артиллерийского огня. Признав результаты удовлетворительными, было принято решение о развертывании 65 шаров в крепостях на западной границе империи. В 1909 году инженерное ведомство выступило с инициативой о покупке нескольких аэропланов для военных целей.

Инженерные войска построили первые в России аэродром, на котором испытывали самолет Можайского.

Российские военные инженеры были инициаторами создания автомобильных войск. Еще в 1876 году штабс-капитан Маевский предложил проект автомобиля с паровым двигателем. Однако из-за громоздкости и ненадежности силовой установки ему было отказано. В 1908 году инженерное ведомство на военных учениях провело испытания нескольких автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

Никакой миноискатель не заменит чуткий собачий нос

Саперы принимали самое активное участие в русско-японской войне. Если в начале конфликта в военной группировке на Дальнем Востоке насчитывалось около 2,8 тыс. саперов, то к его завершению их количество выросло до 21 тыс. человек.

В ходе ПМВ в отдельные рода войск выделилась автомобильные части и авиация. Общая численность инженерных подразделений к 1916 году увеличилась вдвое. В 1917 году она составляла 6% от общей численности российской армии.

Формирование инженерных войск РККА было завершено к 1929 году. Саперы принимали активное участие во всех значимых сражениях Великой Отечественной войны, а в 1942 году было сформировано десять саперных армий.

В 50-70 годы прошлого века развитие советских инженерных войск шло на основе опыта, полученного во время войны. В середине 80-х годов была проведена реорганизация – в состав фронта была включена штурмовая инженерная бригада.

Саперы в российской армии

Инженерные войска ВС РФ состоят из органов управления, отдельных бригад и бригад центрального подчинения, а также полков, входящих в состав армий.

Современное оборудование и системы вооружения многократно повысили боевую эффективность и возможности инженерных подразделений.

Сегодня саперы России имеют на вооружении большое количество колесной и гусеничной техники для прокладывания дорог, укладывания мостов, создания понтонных переправ. В их распоряжении находятся машины для разминирования, включая роботизированные комплексы типа «Уран» и реактивные установки «Метеорит», а также минные заградители, позволяющие минировать территории дистанционно.

Кроме того, на вооружении российских инженерных войск имеется внушительный парк дорожной и ремонтной техники, включая краны, экскаваторы, буровые установки, станции очистки воды и инженерные танки.

Для обнаружения мин и других взрывных устройств применяются миноискатели и детекторы различных типов. Не следует забывать и об еще одном проверенном «инструменте» для поиска взрывоопасных предметов – собаках. Несмотря на развитие технологий, наши четвероногие друзья остаются незаменимыми помощниками саперов.

Установка дистанционного разминирования УР-77 «Метеорит». В войсках ее называют «Змеем Горынычем»

Несколько лет назад на некоторых сайтах появилась информация о создании новых подразделений в структуре российских инженерных войск – штурмовых ротах. Их уже называют «инженерным спецназом». Предполагается, что эти отряды будут использоваться во время боевых действий в городских условиях.

Подразделения планируют комплектовать исключительно военнослужащими-контрактниками, которые будут проходить специальную подготовку. Бойцов защитят специальными костюмами, способными выдержать попадание бронебойных пуль. В состав оснащения групп, кроме стандартного набора, будет входить лестницы и богатый набор инструментов. Сейчас для штурмовых саперов разрабатываются специальные роботизированные комплексы.

Источник: militaryarms.ru

LEAVE A RESPONSE