Работы над улучшением штурмовика Ил-2 с целью увеличения его бомбовой нагрузки, а также оборонительного и наступательного вооружения начались ещё в 1940 году. Тогда, после успешного завершения испытаний штурмовика, и было принято решение в опытно-конструкторском бюро С. В. Ильюшина начать разработку тяжёлого штурмовика для выполнения более широкого спектра задач. Но с началом Великой Отечественной войны все эти работы пришлось свернуть.
Разработка нового штурмовика была возобновлена лишь в начале 1943 года. Тогда коллектив ОКБ С. В. Ильюшина получил задание разработать как раз именно такой самолёт, который задумывался ещё до войны, в 1940 году. Разработка нового штурмовика, получившего название Ил-8, шла с большой скоростью, и уже к середине 1943 года первый опытная образец совершил свой первый полёт. Одновременно с разработкой Ил-8, основной целью которой было создание тяжёлого штурмовика с увеличенной бомбовой нагрузкой, шла работа и над улучшением лётных характеристик штурмовика Ил-2. Именно этот, второй путь разработок и привёл в конечном итоге к созданию Ил-10.
В скором времени многие характеристики Ил-10 стали превосходить характеристики его «старшего брата» – тяжёлого штурмовика Ил-8. Так, некоторые конструкторские решения, которые были применены при разработке Ил-10, успешно «перекочевали» и в конструкцию Ил-8 при исправлении некоторых недочётов последнего.
После того, как испытания Ил-8 затянулись ввиду серьёзных проблем с двигателем и небольших неполадок, самолёт Ил-10 уверенно вырвался вперёд по прогрессу разработки. Однако первый полёт машины был осуществлён лишь в апреле 1944 года – примерно через год после первого полёта опытного образца штурмовика Ил-8. Тем не менее, именно Ил-10, пройдя государственные испытания за феноменально короткий срок (всего две недели), уже в конце мая 1944 года был пущен в серийное производство. Примечателен тот факт, что в процессе испытаний был проведён учебный воздушный бой между Ил-10 и лучшим на то время отечественным истребителем Ла-5ФН.
Всего к маю 1945 года в действующую армию было направлено немногим более шестисот штурмовиков Ил-10.
Участие штурмовика ИЛ-10 во Второй Мировой войне
Первые штурмовики Ил-10 поступили на вооружение 1-й запасной авиационной бригады (заб), базировавшейся в городе Куйбышев. Этот город для дислокации подразделения был выбран неслучайно: именно здесь располагался главный учебный центр по подготовке лётчиков штурмовой авиации, здесь же производилась и подавляющая часть штурмовиков Ил-2, а затем Ил-10. Вначале переподготовку на новую технику проходили инструктора, которым предстояло переучивать на новый штурмовик затем уже лётный и технический состав действующей армии.
Осенью 1944 года переподготовка личного состава бригады была начата. Однако, ввиду несовершенства конструкции и частых несчастных случаев (наиболее распространённым было возникновение пожара на борту самолёта), приводивших к трагическим последствиям, серийное производство Ил-10 было приостановлено до устранения неполадок. В это время занятия проводились лишь на земле, так как подвергать опасности жизни опытных лётчиков-инструкторов никто не хотел.
В ноябре для переподготовки на новый штурмовик в Куйбышев прибыла первая строевая часть — 78-й гвардейский штурмовой авиационный полк (гшап), а в январе начались практические тренировочные занятия личного состава.
Стоит, однако, сказать, что времени на практическую подготовку отпускалось весьма мало, так что лётный состав 78-го гшап к концу переподготовки имел в среднем почти час налёта на Ил-10 и 6 посадок, чего было явно недостаточно. Неудовлетворительными были признаны и результаты учебного бомбометания, а ведь это были опытные экипажи, мастерски владевшие штурмовиком Ил-2. Тем не менее, за январь 1945 года на Ил-10 было переучено два штурмовых авиаполка — кроме упомянутого выше 78-го, ещё и 108-й гвардейский.
В феврале 1945 года на новый самолёт планировалось переучить уже 5 штурмовых авиаполков. Однако этот план потерпел крах, в основном ввиду небольшого времени, отпущенного на подготовку личного состава. Именно фактор недостаточной подготовки и обусловил ряд несчастных случаев и отказов техники. Но справедливости ради нужно отметить, что роль техники в большинстве происшествий вообще не прослеживалась, так как к тому времени коллективу опытно-конструкторского бюро С. В. Ильюшина удалось исправить большинство недочётов конструкции Ил-10.
Принять участие в боевых действиях против Германии Ил-10 успели лишь в составе трёх авиационных полков: 571-го штурмового, 108-го и 118-го штурмовых гвардейских.
571-й штурмовой авиаполк, входивший в состав 224-й штурмовой авиационной дивизии (шад), прибыл на место дислокации на новой технике 9 апреля 1945 года. 108-й гвардейский штурмовой авиационный полк принял участие в военных действиях на новой технике 16 апреля 1945 года. А 118-й гшап, расположенный в Шауляе, осуществил боевые вылеты на Ил-10 лишь 8 мая 1945 года, за день до капитуляции германской группировки на Лиепайском плацдарме, против которого и был развёрнут.
В ходе боевых действий новый штурмовик показал себя одинаково хорошо, как при осуществлении авиаштурмовых атак на живую силу и технику противника, так и при отражении атак истребителей противника. Всего в середине апреля 571-й шап потерял лишь несколько самолётов, при этом нанеся противнику гораздо больший урон. Заслуги полка, а, следовательно, и качества штурмовика Ил-10, отмечаются благодарностью личному составу 571-го шап от командующего 60-й армией генерала П. А. Курочкина. Конец апреля-начало мая 1945 выдались наиболее «жарким» временем для нового штурмовика. Именно на этот период приходится большое количество потерь лётного состава и техники, в основном, конечно, за счёт действий противника. Однако, по отзывам лётчиков, летавших на Ил-10, машина уверенно вела себя в воздухе, а её маневренность, лучшая, чем у Ил-2, не раз спасала лётчика в сложных ситуациях. Всего Ил-10 принимал участие в войне против Германии с середины апреля по 8 мая 1945 года.
Сразу после окончания боевых действий комиссия вскрыла серьёзный износ двигателей самолётов Ил-10, что заставило пойти на серьёзные меры: вылеты самолётов запретили — благо, война завершилась, и обстановка позволяла это сделать.
В период с конца мая по начало августа 1945 года коллектив ОКБ Ильюшина принимал срочные меры по доработке самолёта, а также исправлению неисправностей, вскрывшихся уже в процессе боевого применения Ил-10.
К началу войны с Японией из всех советских авиационных частей на Дальнем Востоке лишь 26-й штурмовой авиаполк был вооружён штурмовиком Ил-10. В первые дни боёв самолёты полка применялись в основном против кораблей противника и их зенитных орудий. Лишь к середине августа 1945 года полк начал действовать против наземных сил врага. Как и на германском фронте, здесь Ил-10 получил высокую оценку своих боевых качеств.
После Второй мировой войны
После капитуляции Японии и окончания Второй Мировой войны серийное производство Ил-10 продолжалось ещё 5 лет. Всего по состоянию на 1950 год было произведено около 4500 самолётов Ил-10 и примерно 280 его учебно-тренировочных модификаций, получивших условное обозначение УИл-10. Также серийное производство штурмовика было налажено в Чехословакии на заводе «Авиа». Там, под наименованием B-33, самолёт производился с 1951 по 1955 годы. Всего заводом «Авиа» серийно было произведено около 1200 самолётов. Именно Чехословакия поставляла B-33 в другие страны социалистического лагеря, например, в Польшу, Румынию и Венгрию.
В 1950 году началась война в Корее. Армия КНДР была оснащена в основном советским оружием. Принимали участие в боевых действиях на стороне Северной Кореи и советские лётчики. Однако ход войны, поначалу удачный для войск КНДР, затем резко переменился в противоположную сторону.
Всего в составе северокорейских ВВС в военных действиях принимало участие 93 штурмовика Ил-10. Однако ввиду отсутствия должного технического обслуживания и в результате противодействия ВВС противника, к осени 1950 года в строю оставалось лишь примерно 20 боеготовых машин.
В связи с событиями в Корее уже в 1951 году штурмовик Ил-10 был доработан, в частности, была усилена броневая защита лётчика, увеличена площадь управляемых поверхностей, а также установлено более прочное бронестекло. Новая модификация получила обозначение Ил-10М. Всего в период с 1951 по 1955 год серийно было выпущено около 150 Ил-10М.
В 1955 году серийное производство штурмовика Ил-10 было прекращено, а годом позже самолёт был снят с вооружения советских ВВС, так как к этому времени появились новые модели самолётов, к тому же реактивные. К тому же предпочтение теперь отдавалось скорее истребителям-бомбардировщикам, чем специализированным штурмовикам.
Краткий обзор самолёта ИЛ-10 и характеристики
Ил-10 представляет собой цельнометаллический моноплан. Экипаж самолёта состоит, как правило, из двух человек – лётчика и стрелка. При разработке Ил-10 всецело была изучена статистика поражения лётчика и стрелка на штурмовике Ил-2. Именно этот факт объясняет и обуславливает основные отличия в конструкциях обоих самолётов. Так, в ходе проектирования Ил-10 было решено включить в бронекорпус, в котором раньше размещалась лишь кабина лётчика, и кабину стрелка. Таким образом удалось значительно увеличить безопасность экипажа и, в конечном итоге, огневую мощь самолёта, не говоря уже о защите задней полусферы.
Также, по сравнению с Ил-2, серьёзно была увеличена и толщина капота двигателя, что существенно повлияло на его защиту. Калибр оборонительного вооружения самолёта Ил-10 был увеличен с 12,7 до 20 миллиметров. Дополнительно нельзя не указать, что маневренность штурмовика была также серьёзно улучшена, чего требовала обстановка.
Характеристики штурмовика Ил-10:
- Размах крыла, м – 13,4
- Длина, м – 11,1
- Высота, м – 4,2
- Площадь крыла, м2 – 30
- Масса, кг:
- пустого самолета – 4650
- нормальная взлетная – 6300
- Тип двигателя – 1 ПД Микулин АМ-42
- Мощность, л.с.:
- полетная – 1 х 1750
- взлетная – 1 х 2000
- Максимальная скорость, км/ч:
- у земли – 507
- на высоте – 551
- Крейсерская скорость , км/ч – 436
- Практическая дальность, км – 800
- Скороподъемность, м/мин – 625
- Практический потолок, м – 7250
- Экипаж, чел – 2
- Вооружение:
- две 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23 (установленные на крыле) и два 7,62-мм пулемета ШКАС;
- одна 20-мм пушка УБ-20 или 12.7 пулемет УБС сзади до 8 РС-82 или РС-132
- Бомбовая нагрузка:
- нормальный вариант — 400 кг (2 ФАБ-100 в бомбовых отсеках и 2 ФАБ-100 на внешних подвесках);
- перегрузочный — 600 кг (2 ФАБ-50 в отсеках и 2 ФАБ-250 на внешних подвесках).
Заключение
Ил-10 «успел» принять участие в боевых действиях лишь на самом завершающем этапе Второй Мировой войны. Однако, будучи разработанным в начале 1944 года и испытанным в максимально сжатые сроки, уже в апреле 1945 года самолёт полностью «окунулся» в боевую работу. Тяжёлые бои в Польше и Восточной Германии стали поистине серьёзнейшим испытанием для штурмовика Ил-10, из которого тот вышел с честью.
После победоносного завершения Великой Отечественной войны самолёт в срочном порядке был доработан с целью исправления неполадок, и уже менее, чем через три месяца, в августе 1945 года, полк, вооружённый штурмовиками Ил-10, творил чудеса в борьбе против Японии, нанося ощутимый ущерб не только наземным силам противника, но и его флоту.
А уже через 5 лет после окончания Второй мировой войны Ил-10 вновь оказался в гуще событий, на этот раз в горниле Корейской войны. И снова этот самолёт показал себя только с лучшей стороны, причём участвуя в боях с более современными американскими машинами.
Будучи углублённой модификацией прославленного Ил-2, штурмовик снискал заслуженную любовь в армии, несмотря на свой капризный поначалу характер. После таких ярких и героических страниц своей биографии Ил-10 по праву занимает почётное место среди действительно великих самолётов, созданных в Советском Союзе.
Источник: militaryarms.ru