Часто происходит так, что наибольшую славу получают не самые совершенные образцы боевой техники, а, наоборот, те, которые не смогли проявить себя в полном объеме. К примеру, можно вспомнить самолет Ан-70, на которого возлагали большие надежды, но он так и не начал выпускаться.
Такая же ситуация происходит и со штурмовиками Ильюшина. Легендарный ударный самолет Ил-2 отлично прошел всю войну, штурмовик Ил-10 успел поучаствовать только в нескольких боях, а после войны не использовался вообще. Очень перспективный самолет Ил-16, который по всем характеристикам превосходил «десятый» так и остался полузабытым опытным образцом.
Содержание
История создания и завершения
По замыслу конструкторов новый самолет Ил-16 должен превзойти своего предшественника по скорости и малому весу. Добиться таких качеств предполагалось за счет измененной бронезащиты.
При сохранении той же схемы бронирования, что и на Ил-10, была уменьшена толщина брони на боковых стенках капота двигателя и кабин экипажа. Одновременно были увеличены размеры небронированной части бронекорпуса.
Эти изменения позволили снизить массу машины, и соответственно увеличить скорость.
Улучшили также прочностные параметры конструкции, благодаря чему Ил-16 мог выполнять сложные пилотажные фигуры, что являлось важным качеством при ведении воздушных боев для штурмовика-истребителя.
Особенностью нового штурмовика был двигатель новой модели М-43НВ конструктора А.А. Микулина мощностью на взлете 2300 л.с. и жидкостным охлаждением. Самолет сразу проектировался под него.
Мощный двигатель в совокупности с меньшим весом и размерами машины должен был обеспечить высокие летно-технические качества машины. Согласно расчетам штурмовик на высоте 5 тыс. м должен иметь максимальную скорость не ниже 625 км/час, а у земли – не меньше 560 км/час, время набора высоты 5 тыс.м не должно превышать 6,5 мин, а дальность полета со скоростью 375 км/час должна составлять 800 км.
Разработка нового штурмовика продвигалась в ускоренном темпе, а идентичность схем конструкций и составляющих компонентов обеих машин давала надежду на их быстрый запуск в серийное производство. К началу 1945г. был построен опытный экземпляр самолета Ил-16. В том же году летчик-испытатель В. К. Коккинаки впервые поднял его в небо.
Первый полет показал, что самолету требуются многочисленные доработки. Короткая хвостовая часть в сочетании с мощным двигателем вызывали состояние продольной неустойчивости машины в полете.
Для устранения проблемы увеличили вертикальное оперение и удлинили более чем на полметра хвостовую часть корпуса.
После доработок самолет стал более устойчивым и управляемым, способным выполнять пилотажные фигуры и развивать скорость за 570 км/час.
Однако летные испытания Ил-16 затянулись из-за постоянно возникающих неполадок в двигателе М-43НВ. Довести двигатель М-43НВ к необходимым характеристикам и в установленные сроки так и не смогли.
Кроме того, стало очевидным, что на фронт штурмовик уже не успевает, и летом 1946 г. работы над проектом Ил-16 были прекращены.
К этому времени небо стало завоевываться реактивными самолетами, и вряд ли поршневой штурмовик смог на равных вести с ними воздушные бои.
Кроме того, анализ причин поражений летных экипажей на штурмовиках Ил-2 и Ил-10 привел к выводам, что высокая скорость для машин такого назначения не всегда являлось преимущественным качеством: большая скорость часто не позволяла самолетам выполнять точное прицеливание, а на более скоростном Ил-16 эта проблема проявилась бы острее.
Особенности конструкции
Самолет Ил-16 был сконструирован аналогично устройству предшественника – Ил-10. Подробнее:
- Это был одномоторный цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем из бронекорпуса и хвостовой части уменьшенной длины по сравнению с Ил-10.
- Самолет имел также меньшую массу за счет снижения толщины бронеплит и увеличения площади небронированных частей фюзеляжа.
- Устройство крыла осталось без изменений, но с меньшим размахом.
- Основным преимуществом нового самолета была большая скорость, обеспечиваемая новым двигателем, и лучшая маневренность, обеспечиваемая измененной геометрией корпуса.
- Основным недостатком Ил-16 был двигатель новой модели АМ-43НВ. При всех своих достоинствах, прежде всего, большой мощности, двигатель оставался не обкатанным, как говорится, «сырым», к тому же имел низкую износостойкость, что совершенно не годилось для серийного производства.
Характеристики штурмовика Ил-16
Фактически по своим характеристикам самолет Ил-16 походит на своего «старшего брата» — штурмовик Ил-10. Тем не менее, в конструкциях самолетов имеются и определенные различия.
Так, Ил-16 имеет меньшие размеры по сравнению с Ил-10, а также меньшую массу, что, вкупе с улучшенной прочностью фюзеляжа, позволяло выполнять на самолете фигуры высшего пилотажа. Максимальная скорость самолета составляет 576 км/ч хотя, согласно первоначальной задумке конструкторов, этот показатель должен был составлять около 625 км/ч.
Характеристики штурмовика Ил-16:
- Размах крыла, м – 12,5
- Длина, м – 10,7
- Высота, м – 3,6
- Площадь крыла, м2 – 24
- Масса, кг:
- пустого самолета – 4315
- нормальная взлетная – 5780
- Тип двигателя – 1 ПД Микулин АМ-43НВ
- Мощность, л.с.:
- номинальная – 1 х 2000
- взлетная – 1 х 2300
- Максимальная скорость, км/ч:
- у земли – 529
- на высоте – 576
- Практическая дальность, км – 800
- Скороподъемность, м/мин – 658
- Практический потолок, м – 7600
- Экипаж, чел – 2
- Вооружение:
- две 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23 (установленные на крыле) и 12,7 пулемет УБС с сзади
- до 8 РС-82 или РС-132
- бомбовая нагрузка:
- нормальный вариант — 400 кг
Достоинства и недостатки Ил-16
Как бы ни было трудно анализировать и сопоставлять сильные и слабые стороны самолета, который не был пущен в серийное производство и о котором знают, пожалуй, лишь ярые фанаты авиации, все же имеет смысл попробовать это сделать. Основными достоинствами самолета является большая по сравнению с Ил-10 скорость за счет установленного нового авиационного двигателя и улучшенная маневренность благодаря некоторым изменениям геометрических форм корпуса.
Также, продвинувшись дальше в анализе статистики поражений летчика и стрелка на штурмовиках Ил-2 и Ил-10, в ОКБ С. В. Ильюшина приняли решение увеличить толщину бронезащиты для экипажа Ил-16. Еще одним немаловажным улучшением сравнительно с предшественником является более прочный фюзеляж Ил-16, что существенно увеличивало его надежность.
Основным недостатком Ил-16 стал новый тип двигателя, установленный на этом самолете. Так, АМ-43НВ был еще достаточно «сырым» для того, чтобы быть установленным на серийных машинах, да и для опытных образцов он явно не подходил. Износостойкость двигателя была низкой, что делало длительную эксплуатацию самолета в полевых условиях практически невозможной.
Испытания
Разработка нового штурмовика велась быстрыми темпами, а преемственность конструкции с Ил-10 позволила бы быстро запустить Ил-16 в серию. Прототип совершил первый полет в начале 1945 года под управлением Владимира Коккинаки. И сразу стало ясно, что самолет нуждается в значительной доводке. Сочетание короткого хвоста и мощного двигателя привело к неустойчивости машины.
Для самолета изготовили новый хвост большей длины, с оперением увеличенной площади. В таком виде штурмовик стал устойчивей, при этом показал способность выполнять все фигуры высшего пилотажа, и развил скорость свыше 570 км/ч. Однако, во-первых, было очевидно, что на фронт он уже не попадет, а во-вторых, выявились дефекты двигателя АМ-43.
Доводка двигателя затянулась, а в 1946 году проект закрыли.
Наступала эра реактивных самолетов и надеяться на то, что поршневой штурмовик сможет вести с ними воздушный бой, уже не могли.
В заключении
Ил-16 имел все шансы на повторение успеха Ил-10 и даже, возможно, на больший успех. Самолет имел небывалую для штурмовика тех времен скорость и маневренность, что вполне могло бы сделать ему славу «истребителя-штурмовика». Однако Ил-16 появился уже под самый конец войны, в которой он мог «прославиться» и заслужить такую же любовь, как, например, Ил-2 – в начале 1945 года.
Другим фактором, фактически определившим судьбу этого самолета, стало низкое качество двигателя, который был на нем установлен. Именно по этой причине серийное производство Ил-16 сначала отодвигалось, а затем, спустя год после Великой Победы, и вовсе было отменено.
Тем не менее, штурмовик Ил-16 достоин быть упомянут как шедевр конструкторской мысли и неутомимого труда конструкторского коллектива ОКБ С. В. Ильюшина.
Источники
- https://warbook.club/voennaya-tehnika/samolety/il-16/
- https://gunsfriend.ru/il-16-samolet-sturmovik-konstrukcia-tehniceskie-harakteristiki-istoria-sozdania-ispytania/
- https://gun-35.ru/vidy-oruzhiya/il-16-samolyot-shturmovik-konstruktsiya-tehnicheskie-harakteristiki-tth-istoriya-sozdaniya-ispytaniya.html
- https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/il-16/
Самолеты Автор статьиВиктор ГеннадьевичОтставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.Написано статей482
Источник: