Совфед предложил компенсировать затраты операторов на автономный Рунет из бюджета и снять с них ответственность за сбои
В Совете Федерации подготовили поправки ко второму чтению законопроекта о суверенном Рунете, также известного как законопроект об изоляции Рунета (полное название — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ (в части обеспечения безопасного и устойчивого функционирования сети «Интернет» на территории Российской Федерации). Об этом говорится на сайте верхней палаты парламента.
По словам соавтора документа, первого заместителя председателя комитета Совфеда по конституционному законодательству и государственному строительству Людмилы Боковой, одно из предложений касается компенсации операторам связи расходов, связанных с установкой и эксплуатацией на их сетях программно-технических средств противодействия угрозам. Сейчас в законопроекте это не предусмотрено.
«Поскольку технические средства, которые планируются к установке, будут приобретаться за счет бюджета, то и обслуживание этих устройств должно также компенсироваться из бюджетных средств», — пояснила Бокова РБК.
По ее словам, одна из целей документа — сделать так, чтобы операторы не несли дополнительных расходов. Ранее соавтор законопроекта сенатор Андрей Клишас заявлял, что на его исполнение в бюджете предусмотрено 20 млрд рублей. Бокова подтвердила, что речь идет о такой сумме, хотя «пока это очень приблизительно».
«Прежде чем включить рубильник — десять раз подумай»
Также предлагается частично освободить операторов от ответственности перед абонентами в случае сбоев из-за работы специальных средств противодействия угрозам. Сейчас в законопроекте закреплена норма, освобождающая операторов от ответственности только перед государством.
«Скорее всего, в законопроекте мы будем предлагать закрепить случаи, при наличии которых оператор связи будет освобождаться от ответственности по договору с абонентом или его ответственность будет ограничена. Но тогда нам следует также определить порядок, как абонент сможет получить компенсацию причиненных ему убытков», — сообщила Бокова.
Если будет предусмотрена возможность компенсации убытков за счет государства, то «чиновники будут задумываться, прежде чем принимать решение о вмешательстве в сеть», добавила сенатор. По ее мнению, это поможет исключить «случаи чрезмерных последствий». «Прежде чем включить рубильник — десять раз подумай, как это отразится на сетях, не пострадают ли чувствительные сервисы — телемедицина, платежи, передача данных, там, где это происходит через интернет», — добавила соавтор законопроекта.
Виды угроз будет «придумывать» правительство
Бокова отметила, что в ходе обсуждения инициативы в Госдуме и в отзыве правительства задавались вопросы, против каких именно угроз целостности российского интернета направлен законопроект. «Поскольку все угрозы в законе прописать нельзя, — они могут меняться, появляться новые, — предлагаем в законопроекте закрепить необходимость принятия акта правительства, в котором будут прописаны порядок выявления таких угроз и их основные виды и модели», — пояснила Бокова.
В законопроекте также готовы напрямую закрепить, что отдельные меры, например, обязанность операторов связи выполнять установленные государством правила маршрутизации трафика, будут применяться только в случае выявления угроз.
Бокова отметила, что споры вызывает вопрос о том, должна ли сохраняться обязанность операторов блокировать запрещенные ресурсы в интернете через реестр Роскомнадзора при наличии установленных на их сетях программно-технических средств противодействия угрозам. В действующей редакции законопроекта такая обязанность с операторов снимается, как только они поставят на своей сети специальные средства.
При этом Бокова признала, что подключение таких средств одновременно на всех сетях невозможно. «В результате операторы связи, у которых будут установлены такие средства, и операторы связи, у которых их не будет, окажутся в неравных условиях. В связи с этим сейчас обсуждается вариант либо полного исключения из законопроекта этой нормы, либо определения особого порядка ее вступления, например, через год после принятия закона», — сказала сенатор.
Роскомнадзора слишком много
Бокова добавила, что сейчас в законопроекте «многое отдано Роскомнадзору», и «очевидно, здесь нужно корректировать». По мнению законодателя, ключевые подзаконные акты должно принимать правительство, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций должно определять технические требования, а Роскомнадзор — разработать регламенты проверок исполнения закона и процедурные вопросы сбора информации.
Госдума приняла законопроект об автономной работе Рунета в первом чтении 12 февраля. Он предусматривает создание инфраструктуры, которая позволит обеспечить работоспособность российских интернет-ресурсов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым интернет-серверам.
Согласно первой редакции законопроекта, в случае возникновения угроз целостности, устойчивости и безопасности функционирования интернета Роскомнадзор сможет брать на себя централизованное управление сетью, а предоставленное им специальное оборудование будет фильтровать весь трафик и блокировать запрещенные в России ресурсы.
Законопроект вызвал резкую критику со стороны общественности, воспринявшей его как угрозу свободе интернета и инструментом цензуры. 10 марта в нескольких российских городах прошли митинги против изоляции Рунета. Дата второго чтения законопроекта пока не назначена.
Источник: