Свой современный облик военные флоты ведущих держав начали приобретать после окончания сражений Второй мировой. Вместе с ней кончилась эпоха крупных морских битв, и начался новый, очень важный период мировой военно-морской истории. Кроме вполне возможной ядерной катастрофы «Холодная война» привнесла такие технические новшества, которые вряд ли можно было представить в момент капитуляции Японии.
СОВРЕМЕННЫЕ ВОЕННО-МОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
После «Холодной войны» господство сверхдержав пошло на убыль. Благодаря научно-техническому прогрессу даже небольшие страны обзавелись современными военно-морскими силами, и роль боевых кораблей и военно-морских операциях продолжает меняться. Теперь современные технологии вполне в состоянии уравнять шансы потенциальных противников. В наше время небольшие государства могут позволить себе держать в своих прибрежных водах надёжные военные корабли, обладающие такими возможностями, которые раньше казались просто невероятными. Например, с 1997 года на вооружении военно-морского флота Таиланда имеется легкий авианосец «Чакри Нарубет», современный корабль контроля над морем, который способен бороться с подводными лодками и самолетами, осуществлять спасательные операции, обеспечивать гуманитарную помощь и брать на борт 675 десантников. Не отстают от Таиланда и его соседи.
Модель усовершенствованного универсального вертолетоносца класса «Уосп».
Американской системой «Иджис», когда-то секретной и бывшей предметом повышенного интереса многих стран, сейчас оборудованы японские эсминцы, испанские и новейшие норвежские фрегаты; ожидается, что она будет состоять на вооружении южнокорейских и австралийских кораблей типа эсминцев. В условиях свободного рынка, насыщенного практически любыми видами оружия, Испания, Германия и Великобритания наперебой осаждают Австралию с предложениями построить для нее новые эсминцы.
Фрегаты первого поколения, созданные с использованием технологии «стелс» (например, французские фрегаты класса «Лафайет») может купить любая страна, которая обладает достаточными финансовыми возможностями. Шесть таких судов были закуплены Тайванем, вдобавок заказавшим усиленное вооружение, еще шесть — Республикой Сингапур, три — Саудовской Аравией.
Самым сильным в мире по-прежнему остается военно-морской флот Соединенных Штатов, и в обозримом будущем такое положение не изменится. В 2012 году из состава ВМС США был выведен первый в мире авианосец с ядерной силовой установкой, американский «Энтерпрайз» (CVN-65). Ожидается, что в 2016 году в строй вступит первый авианосец нового класса CVN-21 «Джералд Р. Форд» (CVN-78). Расчетный срок службы всех атомных авианосцев составляет пятьдесят лет, что обусловлено многими причинами, и в частности огромной стоимостью их строительства. Когда первый корабль класса CVN-21 войдет в строй, военно-морской флот США будет располагать двенадцатью тяжелыми авианосцами.
В начале XXI века авианосцы состоят на вооружении девяти государств, и все эти страны, за исключением Соединенных Штатов, предпочитают иметь небольшие многоцелевые суда, несущие самолеты с вертикальным взлетом и посадкой или же самолеты с коротким взлетом и вертикальной посадкой, вертолеты и беспилотные летательные аппараты.
Французский флагманский корабль «Мистраль»
До недавнего времени упор в развитии военно-морских флотов делаелся не на демонстрацию силы, а на использование судов как в военных, так и гуманитарных целях. Считалось, что сейчас военные действия свелись к террористу с сотовым телефоном и руке, и столь же сильно изменился характер военных действий на море.
Призрак колоссального авианосца, бороздящего морские просторы, внушает такой же благоговейный страх, какой внушали линкоры в первой половине XX столетия. Однако характер морской войны по мере глобализации постоянно изменяется. Государства вынуждены идти в ногу с научно-техническим прогрессом и задумываться над тем, какие суда понадобятся им в ближайшем будущем. От современных боевых кораблей ожидают многого, но далеко не все действительно отвечают возрастающим требованиям.
Даже атомные подводные лодки оказались уязвимыми для современного противолодочного оружия и высокочувствительных систем обнаружения, а вот малошумящие субмарины с дизель-электрическими двигателями или топливными элементами способны ускользнуть от лучших систем слежения. В серии учений, проходивших в 2005-2007 годах, шведская дизельная субмарина «Готланд» успешно расстраивала любые планы американских боевых кораблей по ее перехвату и уничтожению, хотя американцы использовали самые современные средства и методы противолодочной борьбы.
В большинстве военно-морских флотов десантные корабли сегодня используются не только для перевозки войск и их поддержки, но и для оказания гуманитарной помощи. Большие десантные корабли несут на борту как самолеты-истребители, не требующие для своего взлета катапульты, так и дюжину хорошо вооруженных вертолетов. Эти суда превратились в своего рода многофункциональные платформы, доказательством чему являются американские корабли класса «Уосп»; усовершенствованные корабли класса «Уосп» (LHA-R) обладают еще большими возможностями.
Фрегат «Сюркуф» класса «Лафайет», в котором используется технология «Стелс».
Три универсальных десантных корабля типа «Мистраль» состоят на вооружении ВМС Франции. А ВМС Испании в 2011 году получили универсальный десантный корабль-авианосец «Хуан Карлос I» (по испанской классификации – корабль стратегической проекции силы). Все эти корабли могут нести на борту единые ударные истребители и другие боевые самолеты и вертолеты. Также на УДК «Хуан Карлос I» имеется посадочное место для конвертоплана V-22 «Оспри».
Линкоры просуществовали всего лишь сто лет, с 1906 по 2006 г., и теперь их нет ни в одном военно-морском флоте. Крейсеры изменились, и из всех тяжелых (водоизмещением 18800 т) и легких (водоизмещением 10000 т) крейсеров середины XX века в американском флоте остались только 22 корабля серии «Тикондерога» водоизмещением 10042 т, оборудованные системой «Иджис». Также крейсеры имеются в составе ВМФ России: один тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» водоизмещением 25860 т, три ракетных крейсера проекта 1164 «Атлант» («Слава») водоизмещением 11380 т.
В мире осталось не так много военно-морских баз (в общей сложности 18), и устаревшие военные корабли уже не ставят, как раньше, на консервацию. Когда судно выводят из состава действующего флота, его демонтируют, используют в качестве мишени для учебных стрельб или превращают в корабль-музей. Большинство старых судов просто невозможно переоборудовать под новую технику и электронику.
СОВРЕМЕННЫЕ ВМФ: КЛАССЫ КОРАБЛЕЙ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Современные военно-морские силы стремительно превращаются во флоты, которые состоят из недорогих многофункциональных боевых кораблей. Современные ВМФ состоят, как правило, из таких типов боевых кораблей, которые, видимо, сохранятся и в ближайшем будущем.
Небольшие многофункциональные авианосцы, которые несут на своем борту самолеты, не нуждающиеся в катапульте; на таком корабле базируется авиагруппа единых ударных истребителей и вертолетов (штурмовых и десантных). Они должны быть экономичными в эксплуатации и способными выполнять широкий круг заданий.
Корабли типа эскадренных миноносцев (эсминец, фрегат, корвет), которые оборудованы новейшей электроникой и вооружением и допускают дальнейшую модернизацию.
Универсальные десантные суда, которые могут быть гладкопалубными или должны быть способными оказывать гуманитарную помощь, высаживать на неприятельский берег десант и выполнять многие другие задания.
«Максимум боеспособности в пересчете на один доллар». Корабль береговой обороны «Индепенденс», созданный компанией «Дженерал Дайнемикс».
Корабли береговой обороны, в круг задач которых входит патрулирование, оперативное реагирование на всевозможные угрозы и демонстрация силы в прибрежных водах.
Подводные лодки, недорогие в постройке и способные успешно противодействовать даже лучшим противолодочным судам, самолетам и вертолетам. Желательно также наличие на борту крылатых или управляемых ракет, а также способность обеспечивать специальные операции.
Сторожевые корабли, способные выполнять различные задания в составе флота или поодиночке.
Многофункциональные суда, способные перевозить снаряжение, боеприпасы, продовольствие и войска, а также оказывать боевую поддержку.
Самым крупным боевым кораблем будущего будет, безусловно, эсминец, чье водоизмещение, в 1920-х гг. составлявшее 1100 т, к началу XXI столетия возросло почти до 10000 т. Авианосцы станут существенно меньше современных, поскольку особой необходимости в огромных кораблях такого класса не просматривается. Со временем в состав все большего количества флотов будет входить по меньшей мере один авианосец, несущий самолеты с вертикальным взлетом и посадкой или с коротким взлетом и вертикальной посадкой. Постройка и эксплуатация такого авианосца обходятся существенно дешевле.
Основным кораблем будет сторожевик, так как требующие вмешательства военные конфликты часто возникают в прибрежных регионах; кроме того, корабли, пригодные для использования в спасательных операциях в районах природных или техногенных катастроф, всегда были и будут востребованы.
По существу, в наше время, когда господству сверхдержав приходит конец, небольшие государства получили возможность обзавестись сильными и современными военно-морскими флотами. Ареной морских сражений стало побережье, и роли различных классов боевых кораблей резко изменились.
Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия» по материалам книги Кит и Кэролин Боннер «Военные корабли. Мощь и сила современного флота». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.
Факт
Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., известной как операция «Буря в пустыне», группировка союзников в среднем ежедневно потребляла: 57 млн. л пресной воды, 95 тонн льда, 687 тыс. л бензина, 456 тыс. л дизтоплива, 198 тыс. л авиационного керосина. Количество вывозимых отходов составляло 145 тонн в день. Все это потребовало беспрецедентных усилий от 22-го командования армии США, занимавшегося тыловым снабжением группировки многонациональных сил…
Источник: