Флот «Черных дроздов» обходился как два тактических крыла истребителей
После сообщений о том,
что США создают беспилотного наследника легендарного разведчика SR-71, интерес к самому быстрому самолету на
Земле пробудился с новой силой. Действительно, почему Пентагон, обладая без
пяти минут звездолетом, добровольно отправил его на пенсию?
Согласно официальной
версии, из-за окончания холодной войны и разработки новых
спутников-разведчиков, которые делали абсолютно ненужным риск лететь на высоте
десятков километров, нарушая воздушное пространство других стран.
Но в 1990 году, когда
СССР еще существовал, «Черный дрозд» уже по сути не эксплуатировался.
Между 1995 и 1998 годами по настоянию Конгресса полеты трех SR-71 были возобновлены. NASA использовала самолет до 1999 году в
рамках исследовательских миссий, но затем полеты полностью прекратили.
Формально в ВВС США
заявили, что опасаются за SR-71, так
как русские модернизировали свои С-200 и С-300. По мнению американского
командования, эти ЗРК вместе с перехватчиками МиГ-31 представляли серьезную
опасность для «Черного дрозда».
Но по данным журнала The National Interest, главной, если не
единственной причиной, по которой SR-71
сняли
с вооружения, были деньги.
В отчете бывшего
начальника штаба ВВС США Ларри Д. Уэлча, с которым он выступал в Конгрессе,
указано несколько причин, почему с самолетом так поступили. Во-первых, как уже
было сказано, самолет признали уязвимым перед советскими ЗРК, во-вторых, в
Пентагоне признали преимущества спутников-разведчиков. Но главной причиной
стали непомерные расходы на самолет. Как заявил секретарь ВВС США Эдвард
Олдридж-младший, занимавший свой пост еще при Рэйгане, на деньги, которые были
нужны на содержание флота SR-71,
можно было обслуживать два тактических крыла истребителей. Это шесть эскадрилий
или 120 самолетов.
Один летный час SR-71 с учетом всех эксплуатационных расходов
стоит $200
тыс. Самолет использовал специальное авиатопливо JP-7. В час набегало по $18 тыс. в ценах 1989 года. Заправляли SR-71 специальные KC-135Q. Из-за огромного риска взрыва
топливо разработали безопасным, чтобы оно не сдетонировало при большом давлении
и температуре. Механики, работавшие с SR-71
даже
утверждают, что в луже JP-7 можно
было погасить горящую спичку.
Из-за столь
специфического топлива Lockheed
Martin пришлось
разработать специальную систему химического зажигания на основе триэтилборана.
Разумеется, обслуживание самолета получилось буквально золотым.
Уже на рубеже 2000-х
американцы поняли перспективность разведывательных беспилотников. Одной из
первых «ласточек» стал стелс Lockheed Martin RQ-3 DarkStar, который
«завернули» в 1999 году. Но в 2007 году был разработан Lockheed Martin
RQ-170, а сейчас возможно, уже есть Lockheed Martin RQ-180 – работы над этим
БПЛА засекречены.
Подобные аппараты
вместе с проектируемым SR-72
в
будущем могут полностью заменить знаменитого разведчика, но романтику
«Черного дрозда», они, разумеется, не вернут. Ведь каждый полет на
этом самолете чуть ли не приравнивался к космическому путешествию, достаточно
взглянуть на костюмы пилотов.
Александр ИЛЬИН
Источник: