армия и оружие

США подпилили крылья «Черному лебедю»

Как стратег B-1A перестал быть ровней Ту-160

Российский
стратегический бомбардировщик Ту-160 «Белый Лебедь» нередко
сравнивают с американским В-1 Lancer. Они
похожи внешне. Оба с крылом изменяемой стреловидностью. Казалось бы, у них те
же самые задачи – наносить ракетно-бомбовые удары за тысячи километром от
родного аэродрома. Но это только так кажется. На деле с Ту-160 по техническим характеристикам
схож только В-1А, их было произведено всего четыре машины. После этого
бомбардировщик полностью переделали, приспособив его для совершенно других
целей и назвали В-1В

В-1А создавался именно
как замена стратегическому бомбардировщику В-52, который, к слову, уже пережил
свою «замену». В 70-х «Лансеры» планировалось вооружить
ядерными бомбами и ракетами и отправить стирать с лица Земли Советский Союз.
Самолет получился очень быстрым, его максимальная скорость достигала 2300
км/час, это даже больше, чем у Ту-160 с его 2200 км/час. Практический потолок у
В-1 был тоже выше – почти 19 км против 16-ти у «Белого лебедя». Под
крыло они могли взять примерно одинаковое количество ракет и бомб.

Но неожиданно
администрация президента Джима Картера завернула проект В-1А в 1977 году ради
другого очень дорого самолета, до сих пор состоящего на вооружении ВВС США.
Конечно, это В-2 Spirit. Командование
США посчитало, что прорывать советскую оборону ПВО с ее С-200, С-300 и
перехватчиками МиГ-31 слишком опасное занятие, поэтому в Пентагоне решили
инвестировать миллиарды долларов в создание бомбардировщика-невидимки. И
параллельно сконцентрироваться на баллистических ядерных ракетах.

B-1 спас другой президент – Рональд Рейган.
Он одобрил проект, который предполагал превращение самолета из высотного
сверхзвукового стратега в тактический бомбардиоровщик маловысотного прорыва
ПВО. В-1В стал менее мощным, но его эффективная площадь рассеивания (ЭПР) стала
намного меньше, а это означало меньшую заметность на радарах.

Вместо того, чтобы
штурмовать стратосферу, летчикам В-1В полагалось идти на малой высоте с
огибанием рельефа местности, словно какой-то крылатой ракете.

В-1В мог взять больше
бомб, чем В-1А, но ядерного оружия он полностью лишился в 1995 году. США
воевали с противником, которые был значительно слабее, будь то Югославия или
Ирак с Афганистаном, поэтому решение, в целом, оказалось правильным. Тем более,
что В-1В неоднократно модернизировался. На самолет установили новые датчики,
вооружили высокоточными боеприпасами, устновили новую систему прицеливания
Sniper XR.

Кроме того, самолет
получил продвинутые крылатые ракеты большой дальности JASSM-ER и LRASM. Это
отчасти снова приблизило В-1 к Ту-160, который вооружен Х-101. Но мощность В-1А
уже не вернуть.

Ту-160 создавался для
нанесения ядерного удара в начале Третьей мировой войны. С тех пор задачи
самолета мало изменились, разве что бомбардиоровщик получил более совершенные
крылатые ракеты. «Белый лебедь» намного быстрее современного В-1В и
тяжелее его. Использовать Ту-160 как дальний или тем более фронтовой
бомбардировщик нет никакого смысла так как для этого лучше подойдут
соответственно Ту-22 и Су-34. Хотя теоретически «Лебедь» может
атаковать и на небольшой скорости и высоте. Но риск быть сбитым будет намного
больше.

Главный вопрос, правы
ли американцы, что списали со счетов стратегов и сделали ставку на невидимки. В
ближайшие годы планируется отправить в отставку и В-1В – их полностью заменят
новые стелсы В-21.

Здесь мнения
разделились. Ряд экспертов считает, что Ту-160 эффективные и надежные, но все
же устаревшие самолеты, и прорвать многоуровневую оборону ПВО США им будет
крайне сложно. В то время как В-2 и проектируемые В-21 оставят российских
зенитчиков не у дел. С другой стороны, большая дальность ракет Х-101 и Х-102
позволяет Ту-160 не заходить в зону действия комплексов ПВО, а российские и
китайские инженеры постепенно разрабатыват средства, которые в конечном итоге
сделают стелс-технологии малоэффективными.

Александр ИЛЬИН

Источник: utro.ru

LEAVE A RESPONSE