Самолеты-разведчики SR-71A и U-2
Современная разведка включает в себя две главные сферы деятельности. Стратегическая ее часть предназначается для создания «большой картины» для высшего политического и военного руководства страны, в то время как функции тактической части заключаются в добывании оперативной и тактической информации для сухопутных войск.
Существуют три разновидности разведки. Агентурная разведка — это та, о которой пишут в шпионских романах. Агенты-нелегалы собирают огромное количество самой разнообразной информации, но она не имеет никакого отношения к разведывательной авиации.
Аэрофоторазведка предполагает получение снимков определенных участков земли с помощью фото, ИК или радиолокационного оборудования. Главными средствами получения такой информации являются авиация и космические спутники. И, наконец, существует широко распространенная радиотехническая разведка, которая включает радиоперехват, электронную разведку и получение телеметрических данных.
ПРОЛИВАЯ СВЕТ…
Как в мирное время, так и в военное, точные разведданные играют очень важную роль. Без них вы похожи на человека, который ищет черную кошку в темной комнате. Вы знаете, что она где-то здесь, но найти ее можно только благодаря случаю. Разведка — это тот свет, который позволяет вам сделать эту работу.
Старый способ войсковой разведки предполагает получение изображения интересующего района. Когда-то наблюдатели, сидевшие в корзинах воздушных шаров с карандашами и бумагой, набрасывали второпях схемы вражеских укреплений. Вскоре их сменили самолеты с фотооборудованием. И в наши дни фотоаппараты, производящие съемку на черно-белую пленку, являются важным инструментом разведки, хотя они, конечно же, совершенно не похожи на те, которые используете вы во время отпуска. Длиннофокусная, высокотехнологичная оптика и сверхчувствительная пленка делают возможным получение снимков с разрешающей способностью 7,6 см с высоты 240 км. Разумеется, это не позволит вам прочитать газету у кого-то из-за спины, но заголовки вы скорее всего различите.
К числу другой аппаратуры, с помощью которой получают изображение, относятся РЛС бокового обзора и оборудование, работающее в ИК-диапазоне. Современные РЛС с синтезированной апертурой обеспечивают получение изображения почти фотографического качества в сложных метеоусловиях и в ночное время суток. Телекамеры используются для передачи информации через спутник на наземные станции, где сотрудники разведки могут следить за происходящим внизу в масштабе реального времени.
ЭЛЕКТРОННЫЙ ШПИОН
Радиотехническая разведка является бурно развивающимся видом разведывательной деятельности, охватывающим сбор информации во всем электромагнитном спектре.
Радиоперехват — это подслушивание радиообмена потенциального противника. В распоряжении многих стран имеются специальные самолеты радиоперехвата, оснащенные аппаратурой для прослушивания всех радиочастот с записью всей информации для последующего анализа.
Изображение залива Сан-Франциско, полученное с борта самолета U-2R из состава NASA
Разумеется, большая часть собираемой информации зашифрована, и поэтому радиоперехват идет рука об руку с дешифровкой. Особой формой радиоперехвата является получение с его помощью сигналов телеметрии в ходе испытаний ракет. Анализ этих данных может дать детальное представление о тактико-технических данных ракеты, что позволяет той или иной стороне получить значительное преимущество при ведении переговоров о контроле над вооружением.
Радиоэлектронная разведка — очень важный вид радиотехнической разведки. Самолеты радиоэлектронной разведки оснащены высокочувствительными приемниками, настроенными на частоты РАС ПВО предполагаемого противника. Их задачей является разработка методов радиоэлектронного подавления или обхода сети РЛС. Большую часть времени они летают в некотором отдалении от чужих границ, но иногда вторгаются в чужое воздушное пространство на незначительную глубину, чтобы вызвать всплеск активности РЛС противника. Такая тактика приносит обычно богатый урожай данных, касающихся чувствительности и радиуса действия средств ПВО, а также скорости реакции ее перехватчиков.
Главной задачей стратегической разведки является обеспечение верховного командования информацией о военном потенциале вероятного противника как в мирное время, так и в условиях войны, если таковая разразится. Деятельность этого рода, ведущаяся непрерывно в течение продолжительного периода времени, характеризуется как наблюдение. Самолеты стратегической разведки должны были за один полет производить разведку максимальной площади территории, и поэтому США в период «Холодной войны» для этой цели применялись высотные машины, такие как Локхид U-2 и фантастический Локхид SR-71.
ЛОКХИД U-2
Этот самолет, несмотря на свой возраст (принят на вооружение в 1957 г.), сейчас является единственным высотным самолетом-разведчиком ВВС США.
На примере этого U-2EPX (патрульный вариант самолета для ВМС США), проект которого был аннулирован, показана модульная полезная нагрузка, обеспечивающая U-2 возможность выполнения самых различных задач.
Разведывательное оборудование – РЛС ASARS-2 и фотокамера SYERS – размещается в сменной носовой части фюзеляжа. С помощью РЛС получаются изображения, подобные фотоснимку. ASARS-2 может работать в режиме движущейся цели и обнаруживать транспортные колонны на марше. Камера SYERS с длиннофокусным объективом производит электронную запись изображения. Самолет несет на борту также станции радиотехнической разведки. Данные могут передаваться на землю для обработки в реальном режиме времени или на спутники посредством специального оборудования, размещенного над фюзеляжем самолета.
«ЧЕРНАЯ ПТИЦА» — SR-71 «БЛЭКБЁРД»
Разработанный в 1959 г. для замены U-2, самолет SR-71 «Блекбёрд» («Черная птица») на высоте 30000 м развивает скорость более 3000 км/ч и во многих отношениях опередил свое время.
Экипажи U-2 и SR-71 в специальных костюмах с наддувом на случай разгерметизации кабины в полете
Его опытный вариант под обозначением А-12 впервые использовался ЦРУ в начале 60-х гг. для полетов над Китаем, уже имевшим полигон для испытания ядерного оружия. Первый полет А-12 состоялся в 1962 г., а затем несколько самолетов этого типа летали на задание с о.Окинава, пока в 1968 г. им на смену не пришли серийные SR-71. Полеты над Китаем прекратились в 1971 г., после того как наметилось сближение Китая с США. К этому времени контроль за проведением таких полетов перешел от ЦРУ к стратегическому авиационному командованию (САК).
Всего было построено 32 самолета SR-71, из которых три являлись учебно-тренировочными машинами с обозначением SR-71B. Одновременно в первой линии находилось от шести до десяти самолетов, которые базировались в Биле (США), Милденхолле (Англия), и Кадене на Окинаве.
Обычно SR-71 совершал разведывательные полеты со скоростью, соответствующей М=3,2, однако это не предел. Его предшественник А-12 «Сигнес» имел меньший вес, и это позволяло развивать ему скорость М=3,56, хотя в операциях эта скорость была ограничена до М=3,3. А-12 мог без труда набрать высоту 27430 м.
С трех баз, находящихся в разных частях света, самолеты SR-71 могли вести разведку любых стратегических объектов или «горячих точек» планеты. С авиабазы Биле в Калифорнии они летали в сторону Кубы и Никарагуа. Машины, базировавшиеся в Милденхолле, совершали регулярные полеты у восточногерманской границы, над Балтикой и у Кольского полуострова. В случае необходимости их посылали также в Средиземноморье. В зону внимания SR-71, дислоцировавшихся в Кадене, входили страны азиатско-тихоокеанского региона: Вьетнам, Китай, Северная Корея и советский Дальний Восток. Самыми дальними были полеты из Кадены в район Персидского залива, а также с восточного побережья США в зону Суэцкого канала. Информация, добытая над Суэцким каналом, помогла израильтянам во время войны Судного дня. Самолетам пришлось летать тогда из США, так как Великобритания запретила американцам использоватъ для этой цели ее базы.
Несмотря на то что «Черной птице» не угрожала реальная опасность со стороны перехватчиков или зенитных ракет, она, в отличие от своего предшественника U-2, не использовалась для полетов в советском воздушном пространстве. Вместо этого SR-71 совершали полеты вдоль советской границы, просматривая местность с помощью РЛС бокового обзора дальнего радиуса действия.
Даже сейчас, когда все самолеты SR-71 давно уже списаны, их тактика и результаты полетов, которые они выполняли, остаются засекреченными. Однако летчикам SR-71 не запрещено в беседах с представителями СМИ касаться других сфер своей профессиональной деятельности. В состав одного из экипажей входили майор Дуэйн Нолл (пилот) и майор Том Велтри (оператор разведаппаратуры).
«Часто можно слышать, как пилоты жалуются, что им приходится держать в поле зрения одновременно два или три прибора, — рассказывает майор Нолл, — однако в нашем самолете это число приборов возрастает до 6–7, и ваш взгляд постоянно рыскает по кабине. Помимо обычных для реактивного самолета приборов, у нас имеется также система ввода и на ее приборном щитке шесть — восемь шкал…
Когда самолет приближается к объекту, для Тома наступает горячая пора. Ему приходится работать не только с фотооборудованием, но и аппаратурой РЭБ, РАС бокового обзора и ИК датчиками, а также с дублирующими пилотажно-навигационными приборами. Над объектом самолет полностью находится в распоряжении Тома. Я взлетаю, набираю скорость и доставляю его к объекту. Дальше все делает он».
Полеты в непосредственной близости к территории противника требуют точного штурманского расчета, чтобы избежать входа в чужое воздушное пространство. Для этой цели на SR-71А установлена астроинерциальная навигационная система фирмы «Нортроп», позволяющая вести наблюдение за звездами через небольшое окошечко за кабиной и по ним вычислять положение самолета даже в дневное время. Майор Велтри так объяснил главную проблему: «Поскольку мы можем держать на вираже крен только 35°, самолет на сверхзвуковых скоростях разворачивается очень медленно. Чтобы совершить поворот на 360°, необходимо пролететь 200 миль. На скорости М = 3 быстрые повороты исключены, поэтму требуется тщательно следить за тем, чтобы не возникло критических ситуаций».
Несмотря на практическую неуязвимость самолета от всех средств ПВО из-за высотно-скоростных характеристик, на нем установлена аппаратура РЭБ, данные которой засекречены. Поэтому охота, неоднократно устраивавшаяся на него, всякий раз оказывалась безрезультатной. Тем не менее, теоретически его способен был перехватить МиГ-25, или же могли сбить некоторые советские зенитные ракеты. По этой причине SR-71 не совершал полетов в чужом воздушном пространстве, а вел разведку с большой высоты посредством оборудования, которое позволяет заглядывать далеко за пределы государственных границ.
Не касаясь устройства разведывательной аппаратуры, представители ВВС США заявляют, что она позволяет за один час полета произвести разведку территории площадью 260000 кв. км. Не будет ошибкой предположить, что эта аппаратура состоит из трех частей: РАС, оптической и электронной. Аэрофотокамеры могут вести съемку в нескольких направлениях и имеют дистанционное управление, большое увеличение и сверхвысокую разрешающую способность. РАС бокового обзора без труда могут обнаруживать военные объекты и танковые колонны.
Радиоэлектронная разведка являлась третьей сферой применения SR-71. Эта аппаратура была покрыта еще большей тайной, чем РАС и аэрофотокамеры, и могла решать самый широкий круг задач. Наиболее распространенным ее использованием являлось вскрытие и непрерывное отслеживание радиоэлектронной обстановки на театре военных действий с определением дислокации пунктов управления и РАС системы ПВО противника.
Типичная схема полета SR-71 выглядела так. Вскоре после взлета самолет производит дозаправку и поднимается на максимальную высоту. Достигнув границы высотности, SR-71 летит горизонтально и производит разведку нужной местности. После выполнения задания самолет поворачивает назад и на обратном пути снижается, чтобы произвести еще одну дозаправку. В противном случае у него не хватает топлива для возвращения на базу. Обычно самолеты этого типа не нарушают чужого воздушного пространства, так как большая высота полета позволяет им вести наблюдение за объектами, находящимися за много сотен километров от границы. Однако в случае полета над чужой территорией высокая скорость делает SR- 71 малоуязвимым для зенитных ракет противника.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КУБОЙ И ТАЙВАНЕМ
U-2 оставался важным разведывательным средством на протяжении всей «Холодной войны». Самолеты этого типа, принадлежавшие ЦРУ, продолжали летать над Кубой и Китаем после прекращения полетов над СССР и сыграли важную роль во время Кубинского ракетного кризиса. Операции U-2 над Китаем проводились с базы на Тайване, причем самолеты пилотировались как американскими, так и тайваньскими пилотами. Однако, несмотря на их оснащение усовершенствованной аппаратурой РЭБ, шесть машин было сбито китайской системой ПВО.
Китайцам удалось также сбить несколько беспилотных самолетов, полеты которых начались в 1964 г. после перебазирования на Дальний Восток эскадрильи U-2 из состава САК. Эти «светящиеся жучки» — дальнейшее развитие беспилотного Райана «Файр-би» — были попыткой Пентагона найти достойную замену U-2. Запускаемые с переоборудованного транспортного самолета DC-130 «Геркулес», они производили с большой высоты аэрофотосъемку южных и восточных районов Китая. Затем эти машины должны были (в теории) перехватываться вертолетами над территорией одной из дружественных США стран. Идее беспилотных самолетов, несмотря на их успехи, пришлось преодолевать большое сопротивление штабных бюрократов, которые более предпочитали пилотируемые системы.
ВЫРОСШИЙ «ДРАКОН»
U-2R был усовершенствованным и увеличенным в размерах вариантом U-2, поступившим на вооружение в 1968 г. Он летал на электронную разведку из Осана и сыграл важную роль во вьетнамском конфликте. Один U-2R был в 1970 г. переброшен в Акротири для полетов вдоль израильско-египетской линии прекращения огня. После войны Судного дня в 1973 г. он вернулся в этот район для выполнения аналогичной задачи.
В наши дни подавляющее большинство информации, используемой в стратегическом планировании, поступает со спутников, которые регистрируют признаки активизации военной деятельности за счет передислокации значительных контингентов войск или выдают информацию разведывательного характера в экономике, такую, как, например, переход военных заводов на трехсменный, круглосуточный график работы.
Граница между стратегической и тактической разведкой немного размыта. В принципе, тактическая разведка проводится по приказу командира фронтового соединения, и средствами ее проведения являются переоборудованные боевые самолеты. Однако для тактических целей могут также использоваться и стратегические системы. В 1981 г. был принят на вооружение разработанный на базе U-2 тактический разведывательный самолет TR-1 А, который должен обеспечивать непрерывное наблюдение за районами боевых действий днем и ночью, в любых погодных условиях и снабжать командиров полевых частей информацией в реальном масштабе времени. В 80-х гг., перед началом операций войск США на Гренаде, в Ливии и Панаме, над этими странами совершали высотные разведывательные полеты со скоростью М = 3 самолеты SR-71.
СОВЕТСКИЙ ОТВЕТ – ЯК-25РВ И МИГ-25Р
Самолет Як-25РВ с крылом большого удлинения
Советским аналогом американского U-2 стал в то время высотный разведчик Як-25РВ, созданный на основе истребителя-перехватчика Як-25. На самолете сняли вооружение, установили совершенно новое нестреловидное крыло вдвое большего размаха, а кабину выполнили одноместной. Практический потолок Як-25РВ возрос до 20500 м. Этот самолет был принят на вооружение в 1961 г. и совершал полеты над Средиземноморьем и Ближним Востоком. Затем ему на смену пришел МиГ-25Р, который пользовался чрезвычайно высокой репутацией у западных специалистов. МиГ-25Р предназначается для оперативно-тактической разведки и серийно выпускался с 1969 г. (последние экземпляры сняты с вооружения ВВС России в 2013 году).
Впервые он был замечен в Египте в 1970 г., когда регулярно совершал разведывательные полеты вдоль Суэцкого канала и у израильского побережья на сверхзвуковой скорости и большой высоте. Попытки израильтян перехватить его успеха не имели. Он также беспрепятственно летал над Ираном. МиГ-25Р был оснащен тремя сменными комплексами аэрофотоаппаратов. На МиГ-25РБК установили станцию радиотехнической разведки «Куб», а на МиГ-25РБС — РАС бокового обзора «Сабля». Практический потолок всех модификаций самолета составляет 26800 м — лишь SR-71 может летать выше.
САМОЛЕТ RC-135 – ПЛАТФОРМА ЭЛЕКТРОННОЙ РАЗВЕДКИ
Самолет-разведчик Боинг RC-135V
В 1962 г. несколько танкеров КС-135 ВВС США были оснащены РАС бокового обзора, а с 1965 г. был начат серийный выпуск специального разведывательного самолета RC-135 на базе транспортного «Боинга-707». С тех пор эта машина является основной платформой САК для ведения радиоэлектронной разведки. Существует несколько модификаций RC-135, оснащенных сложными системами автоматической разведки РЛС противника, а также аппаратурой обработки данных. На борту находятся одиннадцать операторов, обслуживающих РЭО, а в состав летного экипажа дополнительно включены сменный пилот и второй штурман, необходимые в длительном, напряженном полете вдоль границы в отдаленных районах планеты.
В то время как высотные U-2 и SR-71 поражали воображение публики, самолеты радиотехнической разведки RC-135 были рабочими лошадками «Холодной войны» были самолеты радиотехнической которые ежедневно летали вдоль границ СССР и его союзников, записывая и анализируя электронные сигналы.
В разгар «Холодной войны» RC-135 из 55-го стратегического разведывательного авиакрыла совершали полеты со своей базы в Оффуте, а также с аэродромов Милденхолл в Англии, Афины в Греции и Кадена на Окинаве. Помимо этого несколько переоборудованных для ведения радиоэлектронной разведки RC-135 базировались на аэродромах Айельсон на Аляске и Шемья на Алеутских островах.
Самолеты RC-135 несут службу до сих пор, а их бортовое оборудование постоянно совершенствуется соответственно прогрессу средств ПВО.
ВОЕННО-МОРСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВЕДКИ
Самолет-разведчик МиГ-25Р
Основным средством морской радиоэлектронной разведки базовой авиации США является патрульный самолет Р-3 «Орион». Аналогичные функции на авианосцах выполняли модификации самолетов Дуглас «Скайнайт», Дуглас «Скайуорриор» и в последнее время Локхид «Викинг». В Англии в 70-е гг. на смену самолетам РЭБ типа «Комета» пришли три машины Бритиш Аэроспейс «Нимрод» R.Mk 1, которые дополнялись специальными разведывательными вариантами самолетов Хендли Пейдж «Виктор» и Авро «Вулкан». ВВС Швеции, Франции и Германии также использовали для этой цели переоборудованные авиалайнеры, бомбардировщики или базовые патрульные самолеты с большой дальностью полета.
В свою очередь, Советский Союз вначале отказывался от использования транспортных самолетов в качестве платформ радиоэлектронного разведоборудования. Лишь в середине 70-х гг. специалисты НАТО отметили появление соответствующих вариантов самолетов Ан-12 и Ил-18. Что касается регулярных разведывательных полетов дальних бомбардировщиков для вскрытия средств ПВО противника, то и здесь Советский Союз отставал от Запада лет на десять. В области высотных сверхзвуковых разведывательных полетов отставание было не столь заметным, но все же составляло несколько лет. Все эти отставания были обусловлены, вероятно, отсутствием у СССР высокоэффективного электронного разведывательного оборудования, разработка которого началась в конце 60-х гг.
ПЕРЕДЕЛКА СОВЕТСКИХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ В САМОЛЕТЫ-РАЗВЕДЧИКИ
Трио дальних бомбардировщиков, разработанных советскими конструкторами в 50-е гг., начало появляться в международном воздушном пространстве в конце того же десятилетия. Это были самолеты Мясищев М-4, Туполев Ту-16 и Туполев Ту-95.
Ту-16Р с подвесной кабиной спецоператора и аппаратурой радиолокационной разведки действовал против американских РАС в азиатско-тихоокеанском регионе. В его бомбовом отсеке размещались также аэрофотоаппараты для дневной и ночной маршрутной съемки.
Имевший огромный радиус действия Ту-95РЦ вел наблюдение за флотами западных стран
Вскоре появилась следующая модификация самолета, Ту-16П, оснащенная аппаратурой радиоэлектронной борьбы. Для разведки применялся и Ту-95, который был принят на вооружение в 1956 г. и продолжал серийно выпускаться в течение 35 лет. Очень большая дальность полета без дозаправки позволяет ему находиться в воздухе свыше 20 часов. Ту-16МР был платформой аэрофотоаппаратуры, а Ту-95РЦ, оборудованный РАС бокового обзора, служил в качестве разведчика-целеуказателя, предназначенного для взаимодействия с кораблями. Оснащенный мощной поисковой РЛС, установленной под фюзеляжем, Ту-95РЦ использовался для слежения за военными кораблями НАТО. Он также нес радиоэлектронное оборудование для идентификации и анализа сигналов средств ПВО ВМФ противника и систему ретрансляции информации на КП и корабли УРО.
Впервые западные пилоты познакомились с ТУ-95РЦ в воздухе в 1967 г., когда он совершал беспосадочные полеты из района Мурманска через коридор между Исландией и Британскими островами на Кубу или в Конакри, столицу Гвинеи. Кроме того, он часто летал у восточного побережья Англии, провоцируя перехватчиков RAF, а затем поворачивал на север или восток и уходил в сторону Балтики. У самолетов этого типа был еще один маршрут: с аэродромов на Украине через Черное море и Босфор в Средиземноморье. После патрулирования над Средиземным морем Ту-95РЦ иногда продолжали полет в южном направлении и приземлялись в Адене или Сомали. Они также вели разведку системы ПВО США от Аляски до Пёрл-Харбора, используя построенную в свое время американцами базу Камрань во Вьетнаме.
В отличие от западных стран Советский Союз не располагал сетью баз, окружавших его потенциального противника, и полагался в основном на самолеты дальнего радиуса действия, патрулировавшие над нейтральными водами, и наземные средства сбора информации. Используя немногие базы в Анголе, Гвинее, на Кубе, во Вьетнаме и в Йемене, Ту-95 могли совершать челночные кругосветные перелеты.
(Подготовлено для портала «Современная армия» по материалам книги К.Бишопа «Воздушные войны XX века. 1945-2000»)
Факт
В настоящее время в составе ВМС США числится 11 авианосцев, из них 10 – типа «Нимитц» и 1 — «Энтерпрайз». Больше авианосцы типа «Нимитц» строиться не будут. В 2008 году был заложен первый авианосец нового поколения «Джеральд Р.Форд» (CVN-78), который планируется ввести в строй в 2015 году…
Источник: