армия и оружие

Стратегическая воздушная разведка в период «Холодной войны»

Самолеты-разведчики SR-71A и U-2

Современная разведка вклю­чает в себя две главные сфе­ры деятельности. Стратегическая ее часть предназначается для создания «большой картины» для высшего политического и во­енного руководства страны, в то время как функции тактической части заключаются в добывании оперативной и тактической ин­формации для сухопутных войск.

Существуют три разновидно­сти разведки. Агентурная развед­ка — это та, о которой пишут в шпионских романах. Агенты-не­легалы собирают огромное коли­чество самой разнообразной информации, но она не имеет ника­кого отношения к разведыватель­ной авиации.

Аэрофоторазведка предпола­гает получение снимков опреде­ленных участков земли с помо­щью фото, ИК или радиолокаци­онного оборудования. Главными средствами получения такой информации являются авиация и космические спутники. И, нако­нец, существует широко распространенная радиотехническая разведка, которая включает радиоперехват, электронную разведку и получение телеметриче­ских данных.

 

ПРОЛИВАЯ СВЕТ…

Как в мирное время, так и в военное, точные разведданные играют очень важную роль. Без них вы похожи на человека, кото­рый ищет черную кошку в темной комнате. Вы знаете, что она где-то здесь, но найти ее можно только благодаря случаю. Разведка — это тот свет, который позволяет вам сделать эту работу.

Старый способ войсковой разведки предполагает получение изображения интересующего района. Когда-то наблюдатели, сидевшие в корзинах воздушных шаров с карандашами и бумагой, набрасывали второпях схемы вражеских укреплений. Вскоре их сменили самолеты с фотообо­рудованием. И в наши дни фото­аппараты, производящие съемку на черно-белую пленку, являются важным инструментом разведки, хотя они, конечно же, совершен­но не похожи на те, которые ис­пользуете вы во время отпуска. Длиннофокусная, высокотехно­логичная оптика и сверхчувстви­тельная пленка делают возмож­ным получение снимков с разре­шающей способностью 7,6 см с высоты 240 км. Разумеется, это не позволит вам прочитать газету у кого-то из-за спины, но заголовки вы скорее всего различите.

К числу другой аппаратуры, с помощью которой получают изоб­ражение, относятся РЛС боково­го обзора и оборудование, работающее в ИК-диапазоне. Современ­ные РЛС с синтезированной апертурой обеспечивают получе­ние изображения почти фотографического качества в сложных метеоусловиях и в ночное время суток. Телекамеры используются для передачи информации через спутник на наземные станции, где сотрудники разведки могут сле­дить за происходящим внизу в масштабе реального времени.

 

ЭЛЕКТРОННЫЙ ШПИОН

Радиотехническая разведка является бурно развивающимся видом разведывательной деятель­ности, охватывающим сбор ин­формации во всем электромаг­нитном спектре.

Радиоперехват — это подслу­шивание радиообмена потенци­ального противника. В распоряже­нии многих стран имеются специ­альные самолеты радиоперехвата, оснащенные аппаратурой для про­слушивания всех радиочастот с записью всей информации для последующего анализа.

Изображение залива Сан-Франциско, полученное с борта самолета U-2R из состава NASA

Разумеется, большая часть со­бираемой информации зашифро­вана, и поэтому радиоперехват идет рука об руку с дешифровкой. Особой формой радиоперехвата является получение с его помощью сигналов телеметрии в ходе испытаний ракет. Анализ этих данных может дать детальное представление о тактико-техни­ческих данных ракеты, что позво­ляет той или иной стороне полу­чить значительное преимущество при ведении переговоров о конт­роле над вооружением.

Радиоэлектронная разведка — очень важный вид радиотехниче­ской разведки. Самолеты радио­электронной разведки оснащены высокочувствительными приемниками, настроенными на частоты РАС ПВО предполагаемого про­тивника. Их задачей является раз­работка методов радиоэлектрон­ного подавления или обхода сети РЛС. Большую часть времени они летают в некотором отдалении от чужих границ, но иногда вторгают­ся в чужое воздушное простран­ство на незначительную глубину, чтобы вызвать всплеск активности РЛС противника. Такая тактика приносит обычно богатый урожай данных, касающихся чувствитель­ности и радиуса действия средств ПВО, а также скорости реакции ее перехватчиков.

Главной задачей стратегиче­ской разведки является обеспече­ние верховного командования информацией о военном потенци­але вероятного противника как в мирное время, так и в условиях войны, если таковая разразится. Деятельность этого рода, ведущаяся непрерывно в течение продол­жительного периода времени, ха­рактеризуется как наблюдение. Самолеты стратегической развед­ки должны были за один полет производить разведку максималь­ной площади территории, и поэто­му США в период «Холодной войны» для этой цели применялись высотные машины, такие как Локхид U-2 и фантастический Локхид SR-71.

 

ЛОКХИД U-2

Этот самолет, несмотря на свой возраст (принят на вооружение в 1957 г.), сейчас является единственным высотным само­летом-разведчиком ВВС США.

На примере этого U-2EPX (патрульный вариант самолета для ВМС США), проект которого был аннулирован, показана модульная полезная нагрузка, обеспечивающая U-2 возможность выпол­нения самых различных задач.

Разведы­вательное оборудование – РЛС ASARS-2 и фотокамера SYERS – размещается в сменной носовой части фюзеляжа. С по­мощью РЛС получаются изображения, подобные фотоснимку. ASARS-2 может работать в режиме движущейся цели и об­наруживать транспортные колонны на марше. Камера SYERS с длиннофокусным объективом производит электронную за­пись изображения. Самолет несет на бор­ту также станции радиотехнической раз­ведки. Данные могут передаваться на землю для обработки в реальном режиме времени или на спутники посредством специального оборудования, размещен­ного над фюзеляжем самолета.

 

«ЧЕРНАЯ ПТИЦА» — SR-71 «БЛЭКБЁРД»

Разработанный в 1959 г. для за­мены U-2, самолет SR-71 «Блекбёрд» («Черная птица») на высо­те 30000 м развивает скорость бо­лее 3000 км/ч и во мно­гих отношениях опередил свое время.

Экипажи U-2 и SR-71 в специальных костюмах с наддувом на случай разгерметизации кабины в полете

Его опытный вариант под обо­значением А-12 впервые использовался ЦРУ в начале 60-х гг. для полетов над Китаем, уже имев­шим полигон для испытания ядер­ного оружия. Первый полет А-12 состоялся в 1962 г., а затем не­сколько самолетов этого типа ле­тали на задание с о.Окинава, пока в 1968 г. им на смену не пришли серийные SR-71. Полеты над Ки­таем прекратились в 1971 г., пос­ле того как наметилось сближение Китая с США. К этому времени контроль за проведением таких полетов перешел от ЦРУ к стратегическому авиационному коман­дованию (САК).

Всего было построено 32 самолета SR-71, из которых три являлись учебно-тренировочными машинами с обозначением SR-71B. Од­новременно в первой линии находилось от шести до десяти само­летов, которые базировались в Биле (США), Милденхолле (Англия), и Кадене на Окинаве.

Обычно SR-71 совершал разведывательные полеты со скоростью, соответствующей М=3,2, однако это не предел. Его предшественник А-12 «Сигнес» имел меньший вес, и это позволяло развивать ему скорость М=3,56, хотя в операциях эта скорость была ограничена до М=3,3. А-12 мог без труда набрать высоту 27430 м.

С трех баз, находящихся в разных ча­стях света, самолеты SR-71 могли вес­ти разведку любых стратегических объектов или «горячих точек» планеты. С авиабазы Биле в Калифорнии они ле­тали в сторону Кубы и Никарагуа. Маши­ны, базировавшиеся  в Милденхолле, со­вершали регулярные полеты у восточно­германской границы, над Балтикой и у Кольского полуострова. В случае необ­ходимости их посылали также в Среди­земноморье. В зону внимания SR-71, дислоцировавшихся в Кадене, входили страны азиатско-тихоокеанского регио­на: Вьетнам, Китай, Северная Корея и советский Дальний Восток. Самыми дальними были полеты из Кадены в рай­он Персидского залива, а также с вос­точного побережья США в зону Суэцкого канала. Информация, добытая над Су­эцким каналом, помогла израильтянам во время войны Судного дня. Самолетам пришлось летать тогда из США, так как Великобритания запретила американ­цам использоватъ для этой цели ее базы.

Несмотря на то что «Черной птице» не угрожала реальная опасность со стороны перехват­чиков или зенитных ракет, она, в отличие от своего предшествен­ника U-2, не использовалась для полетов в советском воздушном пространстве. Вместо этого SR-71 совершали полеты вдоль совет­ской границы, просматривая ме­стность с помощью РЛС бокового обзора дальнего радиуса дей­ствия.

Даже сейчас, когда все самолеты SR-71 давно уже списа­ны, их тактика и результаты полетов, которые они выполняли, оста­ются засекреченными. Однако летчикам SR-71 не запрещено в беседах с представителями СМИ касаться других сфер своей профессиональ­ной деятельности. В состав одного из экипажей входили майор Дуэйн Нолл (пилот) и майор Том Велтри (оператор разведаппаратуры).

«Часто можно слышать, как пилоты жалуются, что им приходится держать в поле зрения одновремен­но два или три прибора, — рассказывает майор Нолл, — однако в нашем самолете это число приборов возра­стает до 6–7, и ваш взгляд посто­янно рыскает по кабине. Помимо обычных для реактивного самоле­та приборов, у нас имеется также система ввода и на ее приборном щитке шесть — восемь шкал…

Когда самолет приближается к объекту, для Тома наступает горя­чая пора. Ему приходится рабо­тать не только с фотооборудова­нием, но и аппаратурой РЭБ, РАС бокового обзора и ИК датчиками, а также с дублирующими пилотажно-навигационными прибора­ми. Над объектом самолет полно­стью находится в распоряжении Тома. Я взлетаю, набираю ско­рость и доставляю его к объекту. Дальше все делает он».

Полеты в непосредственной близости к территории противни­ка требуют точного штурманско­го расчета, чтобы избежать входа в чужое воздушное пространство. Для этой цели на SR-71А установ­лена астроинерциальная навига­ционная система фирмы «Нортроп», позволяющая вести наблю­дение за звездами через неболь­шое окошечко за кабиной и по ним вычислять положение само­лета даже в дневное время. Май­ор Велтри так объяснил главную проблему: «Поскольку мы можем держать на вираже крен только 35°, самолет на сверхзвуковых скоростях разворачивается очень медленно. Чтобы совершить пово­рот на 360°, необходимо пролететь 200 миль. На скорости М = 3 бы­стрые повороты исключены, поэтму требуется тщательно сле­дить за тем, чтобы не возникло критических ситуаций».

Несмотря на практическую неуязвимость самолета от всех средств ПВО из-за высотно-скоростных характеристик, на нем установлена аппаратура РЭБ, дан­ные которой засекречены. Поэто­му охота, неоднократно устраи­вавшаяся на него, всякий раз оказывалась безрезультатной. Тем не менее, теоретически его способен был перехватить МиГ-25, или же могли сбить некоторые советские зенит­ные ракеты. По этой причине SR-71 не совершал полетов в чужом воздушном пространстве, а вел разведку с большой высоты по­средством оборудования, которое позволяет заглядывать далеко за пределы государственных границ.

Не касаясь устройства разве­дывательной аппаратуры, предста­вители ВВС США заявляют, что она позволяет за один час полета произвести разведку территории площадью 260000 кв. км. Не будет ошибкой предположить, что эта аппаратура состоит из трех частей: РАС, оптической и электронной. Аэрофотокамеры могут вести съемку в нескольких направлени­ях и имеют дистанционное уп­равление, большое увеличение и сверхвысокую разрешающую способность. РАС бокового об­зора без труда могут обнаружи­вать военные объекты и танко­вые колонны.

Радиоэлектронная разведка являлась третьей сферой при­менения SR-71. Эта аппарату­ра была покрыта еще большей тай­ной, чем РАС и аэрофотокаме­ры, и могла решать самый широкий круг задач. Наиболее распространенным ее исполь­зованием являлось вскрытие и непрерывное отслеживание радиоэлектронной обстановки на театре во­енных действий с определением дислокации пунктов управ­ления и РАС системы ПВО противника.

Типичная схема полета SR-71 выглядела так. Вскоре после взлета самолет производит дозаправку и поднимается на максимальную высоту. Достигнув границы высотности, SR-71 летит горизонтально и производит разведку нужной местности. После выполнения задания самолет поворачивает назад и на обратном пути снижается, чтобы произвести еще одну дозаправ­ку. В противном случае у него не хватает топлива для возвращения на базу. Обычно самолеты этого типа не нарушают чужого воздушного пространства, так как большая высота полета позволяет им вести наблюдение за объектами, находящимися за много сотен километров от границы. Однако в случае полета над чужой территорией высокая скорость делает SR- 71 малоуязвимым для зенитных ракет против­ника.

 

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КУБОЙ И ТАЙВАНЕМ

U-2 оставался важным разведы­вательным средством на протяжении всей «Холодной войны». Самолеты этого типа, принадлежавшие ЦРУ, продолжали летать над Кубой и Китаем после прекращения поле­тов над СССР и сыграли важную роль во время Кубинского ракет­ного кризиса. Операции U-2 над Китаем проводились с базы на Тайване, причем самолеты пило­тировались как американскими, так и тайваньскими пилотами. Однако, несмотря на их оснащение усовершенствованной аппарату­рой РЭБ, шесть машин было сби­то китайской системой ПВО.

Китайцам удалось также сбить несколько беспилотных самоле­тов, полеты которых начались в 1964 г. после перебазирования на Дальний Восток эскадрильи U-2 из состава САК. Эти «светящие­ся жучки» — дальнейшее разви­тие беспилотного Райана «Файр-би» — были попыткой Пентагона найти достойную замену U-2. За­пускаемые с переоборудованного транспортного самолета DC-130 «Геркулес», они производили с большой высоты аэрофотосъемку южных и восточных районов Ки­тая. Затем эти машины должны были (в теории) перехватываться вертолетами над территорией од­ной из дружественных США стран. Идее беспилотных самоле­тов, несмотря на их успехи, пришлось преодолевать большое со­противление штабных бюрокра­тов, которые более предпочитали пилотируемые системы.

 

ВЫРОСШИЙ «ДРАКОН»

U-2R был усовершенствован­ным и увеличенным в размерах вариантом U-2, поступившим на вооружение в 1968 г. Он летал на электронную разведку из Осана и сыграл важную роль во вьетнам­ском конфликте. Один U-2R был в 1970 г. переброшен в Акротири для полетов вдоль израильско-еги­петской линии прекращения огня. После войны Судного дня в 1973 г. он вернулся в этот район для выполнения аналогичной задачи.

В наши дни подавляющее боль­шинство информации, использу­емой в стратегическом планиро­вании, поступает со спутников, которые регистрируют признаки активизации военной деятельно­сти за счет передислокации зна­чительных контингентов войск или выдают информацию разве­дывательного характера в эконо­мике, такую, как, например, пере­ход военных заводов на трехсменный, круглосуточный график работы.

Граница между стратегиче­ской и тактической разведкой не­много размыта. В принципе, так­тическая разведка проводится по приказу командира фронтового соединения, и средствами ее про­ведения являются переоборудо­ванные боевые самолеты. Однако для тактических целей могут так­же использоваться и стратегиче­ские системы. В 1981 г. был при­нят на вооружение разработан­ный на базе U-2 тактический разведывательный самолет TR-1 А, который должен обеспечивать непрерывное наблюдение за рай­онами боевых действий днем и ночью, в любых погодных услови­ях и снабжать командиров поле­вых частей информацией в реаль­ном масштабе времени. В 80-х гг., перед началом операций войск США на Гренаде, в Ливии и Пана­ме, над этими странами соверша­ли высотные разведывательные полеты со скоростью М = 3 само­леты SR-71.

 

СОВЕТСКИЙ ОТВЕТ – ЯК-25РВ И МИГ-25Р

Самолет Як-25РВ с крылом большого удлинения

Советским аналогом амери­канского U-2 стал в то время вы­сотный разведчик Як-25РВ, со­зданный на основе истребителя-перехватчика Як-25. На самолете сняли вооружение, установили совершенно новое нестреловид­ное крыло вдвое большего размаха, а кабину выполнили одномест­ной. Практический потолок Як-25РВ возрос до 20500 м. Этот самолет был принят на вооруже­ние в 1961 г. и совершал полеты над Средиземноморьем и Ближ­ним Востоком. Затем ему на сме­ну пришел МиГ-25Р, который пользовался чрезвычайно высокой репутацией у западных специалистов. МиГ-25Р предназ­начается для оперативно-такти­ческой разведки и серийно вы­пускался с 1969 г. (последние экземпляры сняты с вооружения ВВС России в 2013 году).

Впервые он был замечен в Египте в 1970 г., когда регулярно совершал разведывательные по­леты вдоль Суэцкого канала и у израильского побережья на сверхзвуковой скорости и боль­шой высоте. Попытки израильтян перехватить его успеха не имели. Он также беспрепятственно летал над Ираном. МиГ-25Р был осна­щен тремя сменными комплекса­ми аэрофотоаппаратов. На МиГ-25РБК установили станцию радиотехнической разведки «Куб», а на МиГ-25РБС — РАС бокового обзора «Сабля». Практический потолок всех модификаций само­лета составляет 26800 м — лишь SR-71 может летать выше.

 

САМОЛЕТ RC-135 – ПЛАТФОРМА ЭЛЕКТРОННОЙ РАЗВЕДКИ

Самолет-разведчик Боинг RC-135V

В 1962 г. несколько танкеров КС-135 ВВС США были оснащены РАС бокового обзора, а с 1965 г. был начат серийный выпуск спе­циального разведывательного са­молета RC-135 на базе транспорт­ного «Боинга-707». С тех пор эта машина является основной плат­формой САК для ведения радио­электронной разведки. Существу­ет несколько модификаций RC-135, оснащенных сложными си­стемами автоматической развед­ки РЛС противника, а также аппа­ратурой обработки данных. На борту находятся одиннадцать опе­раторов, обслуживающих РЭО, а в состав летного экипажа допол­нительно включены сменный пи­лот и второй штурман, необходи­мые в длительном, напряженном полете вдоль границы в отдален­ных районах планеты.

В то время как высотные U-2 и SR-71 поражали воображение публики, самолеты радиотехнической разведки RC-135 были рабочими лошадками «Хо­лодной войны» были самолеты радиотехнической которые ежедневно летали вдоль гра­ниц СССР и его союзников, записывая и анализи­руя электронные сигналы.

В разгар «Холодной войны» RC-135 из 55-го стратегического разведывательного авиакрыла со­вершали полеты со своей базы в Оффуте, а также с аэродромов Милденхолл в Англии, Афины в Греции и Кадена на Окинаве. По­мимо этого несколько переоборудованных для ведения радиоэлек­тронной разведки RC-135 базиро­вались на аэродромах Айельсон на Аляске и Шемья на Алеутских островах.

Самолеты RC-135 несут службу до сих пор, а их бортовое оборудование постоян­но совершенствуется соответственно прогрессу средств ПВО.

 

ВОЕННО-МОРСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВЕДКИ

Самолет-разведчик МиГ-25Р

Основным средством морской радиоэлектронной разведки базо­вой авиации США является патрульный самолет Р-3 «Орион». Аналогичные функции на авиа­носцах выполняли модификации самолетов Дуглас «Скайнайт», Дуглас «Скайуорриор» и в последнее время Локхид «Викинг». В Англии в 70-е гг. на смену самоле­там РЭБ типа «Комета» пришли три машины Бритиш Аэроспейс «Нимрод» R.Mk 1, которые дополнялись специальными разведыва­тельными вариантами самолетов Хендли Пейдж «Виктор» и Авро «Вулкан». ВВС Швеции, Франции и Германии также использовали для этой цели переоборудован­ные авиалайнеры, бомбардиров­щики или базовые патрульные са­молеты с большой дальностью полета.

В свою очередь, Советский Союз вначале отказывался от ис­пользования транспортных само­летов в качестве платформ радио­электронного разведоборудования. Лишь в середине 70-х гг. специалисты НАТО отметили по­явление соответствующих вариантов самолетов Ан-12 и Ил-18. Что касается регулярных разве­дывательных полетов дальних бомбардировщиков для вскрытия средств ПВО противника, то и здесь Советский Союз отставал от Запада лет на десять. В области высотных сверхзвуковых разведывательных полетов отставание было не столь заметным, но все же составляло несколько лет. Все эти отставания были обусловле­ны, вероятно, отсутствием у СССР высокоэффективного электронного разведывательного оборудования, разработка кото­рого началась в конце 60-х гг.

 

ПЕРЕДЕЛКА СОВЕТСКИХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ В САМОЛЕТЫ-РАЗВЕДЧИКИ

Трио дальних бомбардировщи­ков, разработанных советскими конструкторами в 50-е гг., начало появляться в международном воз­душном пространстве в конце того же десятилетия. Это были самолеты Мясищев М-4, Туполев Ту-16 и Туполев Ту-95.

Ту-16Р с подвесной кабиной спецоператора и аппаратурой ра­диолокационной разведки дей­ствовал против американских РАС в азиатско-тихоокеанском регионе. В его бомбовом отсеке размещались также аэрофотоап­параты для дневной и ночной маршрутной съемки.

Имевший огромный радиус действия Ту-95РЦ вел наблюдение за флотами западных стран

Вскоре появилась следую­щая модификация самолета, Ту-16П, оснащенная аппаратурой радиоэлектронной борьбы. Для разведки применялся и Ту-95, который был принят на воору­жение в 1956 г. и продолжал се­рийно выпускаться в течение 35 лет. Очень большая дальность полета без дозаправки позволя­ет ему находиться в воздухе свыше 20 часов. Ту-16МР был платформой аэрофотоаппарату­ры, а Ту-95РЦ, оборудованный РАС бокового обзора, служил в качестве разведчика-целеуказателя, предназначенного для взаимодействия с кораблями. Оснащенный мощной поисковой РЛС, установленной под фюзеля­жем, Ту-95РЦ использовался для слежения за военными кораблями НАТО. Он также нес радиоэлектронное оборудование для идентифи­кации и анализа сигналов средств ПВО ВМФ противника и систему ретрансляции информации на КП и корабли УРО.

Впервые западные пилоты по­знакомились с ТУ-95РЦ в возду­хе в 1967 г., когда он совершал беспосадочные полеты из райо­на Мурманска через коридор между Исландией и Британски­ми островами на Кубу или в Конакри, столицу Гвинеи. Кроме того, он часто летал у восточного побережья Англии, провоци­руя перехватчиков RAF, а затем поворачивал на север или вос­ток и уходил в сторону Балтики. У самолетов этого типа был еще один маршрут: с аэродромов на Украине через Черное море и Босфор в Средиземноморье. После патрулирования над Сре­диземным морем Ту-95РЦ иног­да продолжали полет в южном направлении и приземлялись в Адене или Сомали. Они также вели разведку системы ПВО США от Аляски до Пёрл-Харбора, используя построенную в свое время американцами базу Камрань во Вьетнаме.

В отличие от западных стран Советский Союз не располагал сетью баз, окружавших его потенци­ального противника, и полагался в основном на самолеты дальнего радиуса действия, патрулиро­вавшие над нейтральными водами, и наземные средства сбора информации. Используя немногие базы в Анголе, Гвинее, на Кубе, во Вьетнаме и в Йемене, Ту-95 могли совершать челночные круго­светные перелеты.

(Подготовлено для портала «Современная армия» по материалам книги К.Бишопа «Воздушные войны XX века. 1945-2000»)

Факт

В настоящее время в составе ВМС США числится 11 авианосцев, из них 10 – типа «Нимитц» и 1 — «Энтерпрайз». Больше авианосцы типа «Нимитц» строиться не будут. В 2008 году был заложен первый авианосец нового поколения «Джеральд Р.Форд» (CVN-78), который планируется ввести в строй в 2015 году…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE