армия и оружие

Строительство атомного подводного флота США

Военно-политическое руководство США традиционно отводит особую роль атомным подводным лодкам (ПЛА) в системе обеспечения инте­ресов национальной безопасности государства. На современном этапе в Соединенных Штатах, ВПК которых проводит полный цикл технологи­ческих исследований, разработки (модернизации) проектов и масштабное строительство лодок, активно развиваются подводные силы.

При этом большое внимание уделяется поддержанию требуемого уровня боевой готовности и дальнейшему развитию стратегических ракетных сил морского базирования. Они обладают наибольшей живучестью по сравне­нию с МБР и стратегической бомбардировочной авиацией, обеспечивая га­рантированное поражение расположенных на территории противника важ­ных объектов военно-экономической инфраструктуры и других критичных целей.

Концептуальный облик перспективной ПЛ SSBN(X)

Министерство обороны США предполагает приступить с начала 2030-х годов к замене 14 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа «Огайо» лодками нового поколения — SSBN(X). К моменту планируемого вывода из боевого состава первых продолжительность их жизненного цикла составит более 40 лет.

С учетом того что нахождение перспективных ПЛАРБ в боевом составе американских ВМС предусмотрено до 2070-2080-х годов, к проекту предъ­являются повышенные требования по внедрению наиболее передовых, ха­рактеризующихся высоким инновационным потенциалом конструкторских решений и технологий в отношении ядерных энергетических установок, гидродинамики, движителей, ракетостроения и в других областях. Так, применение в составе главной энергетической установки (ГЭУ) ядерного реактора с увеличенным до 40 лет эксплуатационным ресурсом позволит исключить из жизненного цикла ПЛАРБ длительную операцию по переза­грузке активной зоны реактора. В том числе благодаря этому командование ВМС планирует обеспечить эффективное решение задач боевого патрули­рования сокращенным с 14 до 12 единиц количеством лодок.

В ходе начатых в 2010 году концептуальных исследований по программе ORP (Ohio Replacement Program) принято решение отказаться от вариан­та создания ПЛАРБ на базе многоцелевой атомной подводной лодки типа «Виргиния» с ракетным отсеком длиной около 30 м (подобное техниче­ское решение было реализовано при строительстве первой американской ПЛАРБ «Дж. Вашингтон» на базе ПЛА «Скорпион»). Это потребовало бы разработки баллистической ракеты подводных лодок (БРПЛ) с уменьшен­ными по сравнению с существующей ракетой «Трайдент-2» массогабаритными характеристиками и адаптации береговой инфраструктуры ВМБ. При этом по объему затрат переработка проекта ПЛА в стратегическую лодку была бы сопоставима с разработкой нового проекта.

На современном этапе реализации программы в качестве основного при­нят вариант ПЛАРБ, оборудованной 16 пусковыми установками БРПЛ «Трайдент-2» (данные ракеты будут состоять на вооружении до 2042 года). Перспективную лодку (подводное водоизмещение около 21000 т) предполагает­ся оснастить системой электродвижения, пропульсивным комплексом с движителем турбонасосного типа и Х-образным расположением кормовых рулей с элек­трическими исполни­тельными устройствами, гидроакустическим ком­плексом с широкоапертурной антенной решет­кой, автоматизирован­ной системой боевого управления и комплек­сом связи, создаваемыми на базе систем многоце­левой ПЛА типа «Вирги­ния» и доработанными с учетом специфических задач стратегической подводной лодки. Необходимо отметить, что военно-техническая политика США в отно­шении развития ПЛАРБ предполагает углубление сотрудничества с Великобританией, также соз­дающей лодку нового поколения по программе «Саксессор». Разработку базового ракетного отсека CMC (Common Missile Compartment) в интересах обеих стран ведет корпорация «Дженерал дайнэмикс». В его состав может входить до четырех секций по четыре ПУ ракет «Трайдент-2». В отличие от американского варианта британскую лодку намечено оснастить 12 пуско­выми установками БРПЛ, что возможно благодаря варьированию количе­ства секций.

На 2014 год финансирование программы ОКР было запланировано в объ­еме около 1,1 млрд. долларов. Заключение долгосрочных контрактов на за­купку конструкционных материалов и элементов ГЭУ намечено на 2017 год. Закладка головного корпуса в серии из 12 единиц на верфи корпорации «Дженерал дайнэмикс» ожидается в 2021 году (продолжительность строи­тельства 84 месяца), а спуск на воду последней лодки — в 2040-м.

По оценкам министерства ВМС (на май 2013 года) суммарные расходы на реализацию указанной программы могут составить около 93 млрд. дол­ларов, из которых доля НИОКР оценивается в 11,5 млрд. Таким образом, затраты на создание и ввод в строй головной ПЛАРБ могут достигнуть поч­ти 12 млрд. долларов, в том числе 4,6 млрд будут направлены на проведе­ние НИОКР и подготовительных мероприятий. По расчетам командования ВМС США, стоимость серийной ПЛАРБ составит около 5,4 млрд долларов (в ценах 2010 финансового года). Продолжается поиск наиболее оптимальных конструктивных решений и выработка организационно-технических мер, направленных на снижение стоимости серийной лодки до 4,9 млрд. долларов и расходов на программу в целом.

Прогнозы контрольно-финансового управления (КФУ) конгресса США отличаются в большую сторону: затраты на головной корпус составят 13 млрд. долларов, стоимость серийной лодки — 7,2 млрд, а программы в целом — до 102 млрд.

Наряду с этим с 1998 года реализуется программа строительства много­целевых ПЛА типа «Виргиния». Данные лодки, обладающие малой шумностью и заметностью, разрабатывались с учетом особенностей выполне­ния задач в прибрежных океанских (морских) районах. Они способны с высокой эффективностью обеспечивать скрытное проведение разведыва­тельных и специальных операций на приморских направлениях, наносить высокоточные ракетные удары по наземным объектам, а также решать традиционные задачи борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника.

В боевой состав ВМС начиная с 2004 года введены десять лодок этого типа, еще восемь корпусов находятся в различных стадиях сборки на судо­верфях «Электрик боут» и «Хантингтон инголлс индастриз». С 2011 года темпы строительства ПЛА повышены до двух корпусов ежегодно (сохра­нятся до 2024-го). Закупочная стоимость одной составляет около 2,7 млрд долларов.

Элементы разрабатываемого ракетного отсека: А — секции на четыре пусковые установки каждая; Б — прототип шахтной пусковой установки БРПЛ.

Изначально планировалось строительство первой и третьей ПЛА на судо­верфи «Электрик боут», второй и четвертой — на «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг» с последую­щим выбором одной из них для продолжения строительства всей се­рии. Позднее для сниже­ния стоимости програм­мы и ускорения темпов ее реализации наиболее эффективным был при­знан метод распределен­ного модульного строи­тельства, предусматри­вающий изготовление на каждой из верфей определенных модулей и их транспортировку к месту окончательной сборки.

Так, фирма «Электрик боут» специализирова­лась на изготовлении турбинного и энергети­ческого отсеков, цен­трального поста, отсека со шлюзовой камерой и оболочек прочного кор­пуса. «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг» создава­ла секции кормовой и носовой оконечностей, ограждения выдвиж­ных устройств, отсек с жилыми помещениями и отделением вспомога­тельных механизмов, а также модуль торпедно­го отсека. Изготовлени­ем реакторного отсека и полной сборкой ПЛА из блоков-модулей, оснащенных оборудованием, верфи занимаются поо­чередно.

На сегодняшний день сокращение количества сборочных модулей с де­сяти до четырех при со­вершенствовании техно­логии модульно-секционного способа сборки корпусов позволяет сни­зить затраты на строи­тельство одной лодки на

140 млн. долларов и сократить сроки постройки с 78 (на первых корпусах) до 60 месяцев (в ближней перспективе). Например, сроки проведения работ на десятой в серии ПЛА — SSN-783 «Миннесота» — составили 62 месяца.

Следует отметить, что в американском кораблестроении строительство атомных подлодок большими сериями с поэтапным (как правило, в рам­ках подсерий) совершенствованием проекта, систем вооружения, радио­электронных средств и программного обеспечения традиционно считается наиболее предпочтительным и менее затратным вариантом по сравнению с созданием одного изделия, при разработке которого применяются каче­ственно новые технологии и проектно-конструкторские решения.

Программа строительства ПЛА типа «Виргиния» также реализуется в ус­ловиях постоянного внедрения новых проектно-конструкторских решений и систем вооружения в ходе строительства очередных подсерий. На совре­менном этапе значительные изменения внесены в конструкцию лодок тре­тьей подсерий (корпуса с 11 по 18).

Начиная с ПЛА SSN-784 «Северная Дакота» (передача ВМС намечалась на октябрь с. г.) носовая сферическая антенна гидроакустического комплек­са AN/BQQ-10 замена на новую широкоапертурную подковообразную ан­тенную решетку со сниженной себестоимостью и увеличенным сроком тех­нической эксплуатации гидрофонов, совпадающим с назначенным сроком службы лодки — 33 года.

Существующая установка вертикального пуска Мк 36 на 12 крылатых ракет морского базирования (КРМБ) «Томахок» заменена двумя шахтными пусковыми установками (ШПУ, диаметр 2,2 м). В них размещаются смен­ные модули боевой нагрузки, в том числе пусковые контейнеры, апроби­рованные на атомных подводных лодках с крылатыми ракетами (ПЛАРК) типа «Огайо». Каждый модуль обеспечивает стрельбу шестью КРМБ или УР «Сайдвиндер» перспективного зенитного ракетного комплекса «Си Сер­пент». Последний (разработчик — фирма «Рейтеон») предназначен для са­мообороны ПЛА от противолодочных самолетов и вертолетов, а также для поражения беспилотных летательных аппаратов и катеров.

Ракету намечено размещать в герметичной всплывающей капсуле (диаметр 0,51 м, длина 6,1 м), что позволит применять ее с глубин до 50 м. Выдачу целеуказания ЗРК планируется осуществлять по данным штатных средств освещения обстановки (гидроакустические, радиолокационные станции, перископы и комплексы радиоразведки). Принятие комплекса на вооруже­ние подводных лодок ВМС США можно ожидать не ранее 2017 года.

Кроме того, актуальным считается дальнейшее совершенствование ПЛА типа «Виргиния», предусматривающее повышение ее боевых (например, увеличение боекомплекта как минимум в 1,5 раза) и других возможностей. Это в значительной мере обусловлено планируемым в 2026-2028 годах выводом из боевого состава флота четырех ПЛАРК. Согласно результатам проведенных исследований, для замены этих лодок и обеспечения услов­ного суммарного ракетного залпа на уровне 616 КРМБ «Томахок», а также для поддержания количества постоянно развернутых в передовых райо­нах подводных лодок на уровне двух-трех единиц потребуется значительно увеличить серию ПЛА типа «Виргиния», что в условиях существующих финансовых ограничений считается неприемлемым. Кроме того, ни одна из таких лодок не может обеспечить выполнение специальных операций на уровне и в объеме задач, решаемых имеющимися ПЛАРК.

Шахтные пусковые установки ПЛА типа «Виргиния» третьей подсерии: А — носовые ШПУ; Б — сменные модули боевой нагрузки с КРМБ «Томахок».

В целях дальнейшего расширения номенклатуры и увеличения боеком­плекта ракетного оружия в 2011 году научно-исследовательским управлени­ем ВМС США проведен детальный анализ представленного фирмой «Дже­нерал дайнэмикс» проекта «Усовершенствованная Виргиния». Согласно ре­зультатам исследований наиболее рациональным решением признана врез­ка в среднюю часть запланированных к постройке ПЛА дополнительного отсека длиной около 21 м с четырьмя шахтными пусковыми установками.

При этом в зависимости от решаемых задач прорабатываются несколько вариантов оснащения ШПУ сменными модулями боевой нагрузки. В част­ности, в ударном варианте боекомплект ракетного оружия будет включать 40 КРМБ «Томахок» (по шесть ракет в двух носовых ШПУ и по семь в четы­рех шахтах в средней части корпуса). В многоцелевом варианте перспектив­ная лодка будет способна нести два (размещаемых в ШПУ) крупногабарит­ных необитаемых подводных аппарата (НПА) увеличенной автономности, КРМБ «Томахок» или зенитные управляемые ракеты «Сайдвиндер». Также прорабатывается возможность размеще­ния в ШПУ подводных средств доставки боевых пловцов существующе­го типа — Мк 8 мод. 1 и перспективного — SWCS (Shallow Water Combat Submersible), разраба­тываемого фирмой «Те­ледайн браун инжини­ринг»). Для этого преду­сматривается устанав­ливать в шахте съемное устройство для погруз­ки, хранения в верти­кальном положении, пу­ска и обратного приема аппарата.

При скрытной высадке и приеме боевых пловцов одним из достоинств предлагаемой схемы является возможность отказа от использования палуб­ных контейнеров DDS, в значительной степени снижающих гидродинами­ческие и маневренные характеристики ПЛА. При проведении специальных операций с задействованием крупного подразделения ССО наряду с двумя НПА вместо ракет в четырех кормовых ШПУ будут размещаться снаряже­ние, оружие, боеприпасы и буксировщики боевых пловцов.

По оценке КФУ конгресса США, с учетом существующих возможностей кораблестроительной отрасли по окончательной доработке проекта и под­готовке производственной базы начало строительства ПЛА типа «Усовер­шенствованная Виргиния» можно ожидать не ранее 2019 года. Кроме того, реализация новых проектно-конструктивных решений обусловит увеличе­ние ее закупочной стоимости на 13 проц. (350 млн долларов), которая, по оценке министерства ВМС, в таком случае достигнет 3-3,1 млрд долларов. Эти обстоятельства могут привести к увеличению сроков реализации про­граммы приобретения 21 ПЛА и поддержания суммарного количества мно­гоцелевых лодок в составе ВМС США на уровне 41-44 единицы до 2040 года.

Для минимизации негативных последствий одновременно с совершен­ствованием проекта осуществляется целевая программа «Виргиния — RTOC» (Reduction Total Owner Cost) no поэтапной оптимизации системы государственных закупок и поставок систем подводного вооружения, вклю­чая сети коммерческих подрядчиков и поставщиков конструкционных ма­териалов, комплектующих изделий и оборудования, а также по повышению технологичности процессов проектирования и строительства лодок. При этом основные усилия направлены на повышение эффективности капи­таловложений, снижение закупочной и в целом полной стоимости владе­ния высокотехнологичными системами подводного вооружения, а также на устранение несвойственных для системы закупок систем вооружения функций.

Реализация программы «Виргиния — RTOC» на первом этапе (2005-2010) предполагала проведение детальных проектных проработок и анализа экс­плуатации многоцелевых подводных лодок типа «Виргиния», построенных до 2006 года, включая оценку всех затрат, структуры полной стоимости вла­дения, а также основных факторов и механизмов ее изменения.

В апреле текущего года министерство ВМС заключило многолетний кон­тракт (с фиксированной ценой на период с 2014 по 2018 финансовый год) стоимостью 17,6 млрд долларов на строительство десяти ПЛА четвертой подсерии. Первый корпус (SSN-792) планируется заложить в текущем году, а в 2023-м намечено передать флоту последнюю ПЛА (SSN-801). По оцен­кам специалистов этого ведомства, переход на новую систему контрактации и закупок десяти ПЛА новой подсерии в рамках пятилетнего соглашения позволит по сравнению с ранее существовавшей системой приобретения каждой лодки в рамках отдельного контракта сократить их суммарную за­купочную стоимость на 14,4 проц. (около 4,5 млрд. долларов). Всего до 2028 года намечено построить 30 подводных лодок и затратить на программу около 84 млрд. долларов (в ценах 2012-го).

Таким образом, реализация Соединенными Штатами указанных планов позволит в 2030-2040-х годах оптимизировать по срокам и объемам финансирования процесс перехода национальных подводных сил ВМС на системы вооружения нового поколения с одновременным качественным расширением их оперативных возможностей.

(Капитан 1 ранга И.Белоусов, «ЗВО»)

Факт

В настоящее время в составе ВМС США числится 11 авианосцев, из них 10 – типа «Нимитц» и 1 — «Энтерпрайз». Больше авианосцы типа «Нимитц» строиться не будут. В 2008 году был заложен первый авианосец нового поколения «Джеральд Р.Форд» (CVN-78), который планируется ввести в строй в 2015 году…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE