Военно-политическое руководство США традиционно отводит особую роль атомным подводным лодкам (ПЛА) в системе обеспечения интересов национальной безопасности государства. На современном этапе в Соединенных Штатах, ВПК которых проводит полный цикл технологических исследований, разработки (модернизации) проектов и масштабное строительство лодок, активно развиваются подводные силы.
При этом большое внимание уделяется поддержанию требуемого уровня боевой готовности и дальнейшему развитию стратегических ракетных сил морского базирования. Они обладают наибольшей живучестью по сравнению с МБР и стратегической бомбардировочной авиацией, обеспечивая гарантированное поражение расположенных на территории противника важных объектов военно-экономической инфраструктуры и других критичных целей.
Концептуальный облик перспективной ПЛ SSBN(X)
Министерство обороны США предполагает приступить с начала 2030-х годов к замене 14 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа «Огайо» лодками нового поколения — SSBN(X). К моменту планируемого вывода из боевого состава первых продолжительность их жизненного цикла составит более 40 лет.
С учетом того что нахождение перспективных ПЛАРБ в боевом составе американских ВМС предусмотрено до 2070-2080-х годов, к проекту предъявляются повышенные требования по внедрению наиболее передовых, характеризующихся высоким инновационным потенциалом конструкторских решений и технологий в отношении ядерных энергетических установок, гидродинамики, движителей, ракетостроения и в других областях. Так, применение в составе главной энергетической установки (ГЭУ) ядерного реактора с увеличенным до 40 лет эксплуатационным ресурсом позволит исключить из жизненного цикла ПЛАРБ длительную операцию по перезагрузке активной зоны реактора. В том числе благодаря этому командование ВМС планирует обеспечить эффективное решение задач боевого патрулирования сокращенным с 14 до 12 единиц количеством лодок.
В ходе начатых в 2010 году концептуальных исследований по программе ORP (Ohio Replacement Program) принято решение отказаться от варианта создания ПЛАРБ на базе многоцелевой атомной подводной лодки типа «Виргиния» с ракетным отсеком длиной около 30 м (подобное техническое решение было реализовано при строительстве первой американской ПЛАРБ «Дж. Вашингтон» на базе ПЛА «Скорпион»). Это потребовало бы разработки баллистической ракеты подводных лодок (БРПЛ) с уменьшенными по сравнению с существующей ракетой «Трайдент-2» массогабаритными характеристиками и адаптации береговой инфраструктуры ВМБ. При этом по объему затрат переработка проекта ПЛА в стратегическую лодку была бы сопоставима с разработкой нового проекта.
На современном этапе реализации программы в качестве основного принят вариант ПЛАРБ, оборудованной 16 пусковыми установками БРПЛ «Трайдент-2» (данные ракеты будут состоять на вооружении до 2042 года). Перспективную лодку (подводное водоизмещение около 21000 т) предполагается оснастить системой электродвижения, пропульсивным комплексом с движителем турбонасосного типа и Х-образным расположением кормовых рулей с электрическими исполнительными устройствами, гидроакустическим комплексом с широкоапертурной антенной решеткой, автоматизированной системой боевого управления и комплексом связи, создаваемыми на базе систем многоцелевой ПЛА типа «Виргиния» и доработанными с учетом специфических задач стратегической подводной лодки. Необходимо отметить, что военно-техническая политика США в отношении развития ПЛАРБ предполагает углубление сотрудничества с Великобританией, также создающей лодку нового поколения по программе «Саксессор». Разработку базового ракетного отсека CMC (Common Missile Compartment) в интересах обеих стран ведет корпорация «Дженерал дайнэмикс». В его состав может входить до четырех секций по четыре ПУ ракет «Трайдент-2». В отличие от американского варианта британскую лодку намечено оснастить 12 пусковыми установками БРПЛ, что возможно благодаря варьированию количества секций.
На 2014 год финансирование программы ОКР было запланировано в объеме около 1,1 млрд. долларов. Заключение долгосрочных контрактов на закупку конструкционных материалов и элементов ГЭУ намечено на 2017 год. Закладка головного корпуса в серии из 12 единиц на верфи корпорации «Дженерал дайнэмикс» ожидается в 2021 году (продолжительность строительства 84 месяца), а спуск на воду последней лодки — в 2040-м.
По оценкам министерства ВМС (на май 2013 года) суммарные расходы на реализацию указанной программы могут составить около 93 млрд. долларов, из которых доля НИОКР оценивается в 11,5 млрд. Таким образом, затраты на создание и ввод в строй головной ПЛАРБ могут достигнуть почти 12 млрд. долларов, в том числе 4,6 млрд будут направлены на проведение НИОКР и подготовительных мероприятий. По расчетам командования ВМС США, стоимость серийной ПЛАРБ составит около 5,4 млрд долларов (в ценах 2010 финансового года). Продолжается поиск наиболее оптимальных конструктивных решений и выработка организационно-технических мер, направленных на снижение стоимости серийной лодки до 4,9 млрд. долларов и расходов на программу в целом.
Прогнозы контрольно-финансового управления (КФУ) конгресса США отличаются в большую сторону: затраты на головной корпус составят 13 млрд. долларов, стоимость серийной лодки — 7,2 млрд, а программы в целом — до 102 млрд.
Наряду с этим с 1998 года реализуется программа строительства многоцелевых ПЛА типа «Виргиния». Данные лодки, обладающие малой шумностью и заметностью, разрабатывались с учетом особенностей выполнения задач в прибрежных океанских (морских) районах. Они способны с высокой эффективностью обеспечивать скрытное проведение разведывательных и специальных операций на приморских направлениях, наносить высокоточные ракетные удары по наземным объектам, а также решать традиционные задачи борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника.
В боевой состав ВМС начиная с 2004 года введены десять лодок этого типа, еще восемь корпусов находятся в различных стадиях сборки на судоверфях «Электрик боут» и «Хантингтон инголлс индастриз». С 2011 года темпы строительства ПЛА повышены до двух корпусов ежегодно (сохранятся до 2024-го). Закупочная стоимость одной составляет около 2,7 млрд долларов.
Элементы разрабатываемого ракетного отсека: А — секции на четыре пусковые установки каждая; Б — прототип шахтной пусковой установки БРПЛ.
Изначально планировалось строительство первой и третьей ПЛА на судоверфи «Электрик боут», второй и четвертой — на «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг» с последующим выбором одной из них для продолжения строительства всей серии. Позднее для снижения стоимости программы и ускорения темпов ее реализации наиболее эффективным был признан метод распределенного модульного строительства, предусматривающий изготовление на каждой из верфей определенных модулей и их транспортировку к месту окончательной сборки.
Так, фирма «Электрик боут» специализировалась на изготовлении турбинного и энергетического отсеков, центрального поста, отсека со шлюзовой камерой и оболочек прочного корпуса. «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг» создавала секции кормовой и носовой оконечностей, ограждения выдвижных устройств, отсек с жилыми помещениями и отделением вспомогательных механизмов, а также модуль торпедного отсека. Изготовлением реакторного отсека и полной сборкой ПЛА из блоков-модулей, оснащенных оборудованием, верфи занимаются поочередно.
На сегодняшний день сокращение количества сборочных модулей с десяти до четырех при совершенствовании технологии модульно-секционного способа сборки корпусов позволяет снизить затраты на строительство одной лодки на
140 млн. долларов и сократить сроки постройки с 78 (на первых корпусах) до 60 месяцев (в ближней перспективе). Например, сроки проведения работ на десятой в серии ПЛА — SSN-783 «Миннесота» — составили 62 месяца.
Следует отметить, что в американском кораблестроении строительство атомных подлодок большими сериями с поэтапным (как правило, в рамках подсерий) совершенствованием проекта, систем вооружения, радиоэлектронных средств и программного обеспечения традиционно считается наиболее предпочтительным и менее затратным вариантом по сравнению с созданием одного изделия, при разработке которого применяются качественно новые технологии и проектно-конструкторские решения.
Программа строительства ПЛА типа «Виргиния» также реализуется в условиях постоянного внедрения новых проектно-конструкторских решений и систем вооружения в ходе строительства очередных подсерий. На современном этапе значительные изменения внесены в конструкцию лодок третьей подсерий (корпуса с 11 по 18).
Начиная с ПЛА SSN-784 «Северная Дакота» (передача ВМС намечалась на октябрь с. г.) носовая сферическая антенна гидроакустического комплекса AN/BQQ-10 замена на новую широкоапертурную подковообразную антенную решетку со сниженной себестоимостью и увеличенным сроком технической эксплуатации гидрофонов, совпадающим с назначенным сроком службы лодки — 33 года.
Существующая установка вертикального пуска Мк 36 на 12 крылатых ракет морского базирования (КРМБ) «Томахок» заменена двумя шахтными пусковыми установками (ШПУ, диаметр 2,2 м). В них размещаются сменные модули боевой нагрузки, в том числе пусковые контейнеры, апробированные на атомных подводных лодках с крылатыми ракетами (ПЛАРК) типа «Огайо». Каждый модуль обеспечивает стрельбу шестью КРМБ или УР «Сайдвиндер» перспективного зенитного ракетного комплекса «Си Серпент». Последний (разработчик — фирма «Рейтеон») предназначен для самообороны ПЛА от противолодочных самолетов и вертолетов, а также для поражения беспилотных летательных аппаратов и катеров.
Ракету намечено размещать в герметичной всплывающей капсуле (диаметр 0,51 м, длина 6,1 м), что позволит применять ее с глубин до 50 м. Выдачу целеуказания ЗРК планируется осуществлять по данным штатных средств освещения обстановки (гидроакустические, радиолокационные станции, перископы и комплексы радиоразведки). Принятие комплекса на вооружение подводных лодок ВМС США можно ожидать не ранее 2017 года.
Кроме того, актуальным считается дальнейшее совершенствование ПЛА типа «Виргиния», предусматривающее повышение ее боевых (например, увеличение боекомплекта как минимум в 1,5 раза) и других возможностей. Это в значительной мере обусловлено планируемым в 2026-2028 годах выводом из боевого состава флота четырех ПЛАРК. Согласно результатам проведенных исследований, для замены этих лодок и обеспечения условного суммарного ракетного залпа на уровне 616 КРМБ «Томахок», а также для поддержания количества постоянно развернутых в передовых районах подводных лодок на уровне двух-трех единиц потребуется значительно увеличить серию ПЛА типа «Виргиния», что в условиях существующих финансовых ограничений считается неприемлемым. Кроме того, ни одна из таких лодок не может обеспечить выполнение специальных операций на уровне и в объеме задач, решаемых имеющимися ПЛАРК.
Шахтные пусковые установки ПЛА типа «Виргиния» третьей подсерии: А — носовые ШПУ; Б — сменные модули боевой нагрузки с КРМБ «Томахок».
В целях дальнейшего расширения номенклатуры и увеличения боекомплекта ракетного оружия в 2011 году научно-исследовательским управлением ВМС США проведен детальный анализ представленного фирмой «Дженерал дайнэмикс» проекта «Усовершенствованная Виргиния». Согласно результатам исследований наиболее рациональным решением признана врезка в среднюю часть запланированных к постройке ПЛА дополнительного отсека длиной около 21 м с четырьмя шахтными пусковыми установками.
При этом в зависимости от решаемых задач прорабатываются несколько вариантов оснащения ШПУ сменными модулями боевой нагрузки. В частности, в ударном варианте боекомплект ракетного оружия будет включать 40 КРМБ «Томахок» (по шесть ракет в двух носовых ШПУ и по семь в четырех шахтах в средней части корпуса). В многоцелевом варианте перспективная лодка будет способна нести два (размещаемых в ШПУ) крупногабаритных необитаемых подводных аппарата (НПА) увеличенной автономности, КРМБ «Томахок» или зенитные управляемые ракеты «Сайдвиндер». Также прорабатывается возможность размещения в ШПУ подводных средств доставки боевых пловцов существующего типа — Мк 8 мод. 1 и перспективного — SWCS (Shallow Water Combat Submersible), разрабатываемого фирмой «Теледайн браун инжиниринг»). Для этого предусматривается устанавливать в шахте съемное устройство для погрузки, хранения в вертикальном положении, пуска и обратного приема аппарата.
При скрытной высадке и приеме боевых пловцов одним из достоинств предлагаемой схемы является возможность отказа от использования палубных контейнеров DDS, в значительной степени снижающих гидродинамические и маневренные характеристики ПЛА. При проведении специальных операций с задействованием крупного подразделения ССО наряду с двумя НПА вместо ракет в четырех кормовых ШПУ будут размещаться снаряжение, оружие, боеприпасы и буксировщики боевых пловцов.
По оценке КФУ конгресса США, с учетом существующих возможностей кораблестроительной отрасли по окончательной доработке проекта и подготовке производственной базы начало строительства ПЛА типа «Усовершенствованная Виргиния» можно ожидать не ранее 2019 года. Кроме того, реализация новых проектно-конструктивных решений обусловит увеличение ее закупочной стоимости на 13 проц. (350 млн долларов), которая, по оценке министерства ВМС, в таком случае достигнет 3-3,1 млрд долларов. Эти обстоятельства могут привести к увеличению сроков реализации программы приобретения 21 ПЛА и поддержания суммарного количества многоцелевых лодок в составе ВМС США на уровне 41-44 единицы до 2040 года.
Для минимизации негативных последствий одновременно с совершенствованием проекта осуществляется целевая программа «Виргиния — RTOC» (Reduction Total Owner Cost) no поэтапной оптимизации системы государственных закупок и поставок систем подводного вооружения, включая сети коммерческих подрядчиков и поставщиков конструкционных материалов, комплектующих изделий и оборудования, а также по повышению технологичности процессов проектирования и строительства лодок. При этом основные усилия направлены на повышение эффективности капиталовложений, снижение закупочной и в целом полной стоимости владения высокотехнологичными системами подводного вооружения, а также на устранение несвойственных для системы закупок систем вооружения функций.
Реализация программы «Виргиния — RTOC» на первом этапе (2005-2010) предполагала проведение детальных проектных проработок и анализа эксплуатации многоцелевых подводных лодок типа «Виргиния», построенных до 2006 года, включая оценку всех затрат, структуры полной стоимости владения, а также основных факторов и механизмов ее изменения.
В апреле текущего года министерство ВМС заключило многолетний контракт (с фиксированной ценой на период с 2014 по 2018 финансовый год) стоимостью 17,6 млрд долларов на строительство десяти ПЛА четвертой подсерии. Первый корпус (SSN-792) планируется заложить в текущем году, а в 2023-м намечено передать флоту последнюю ПЛА (SSN-801). По оценкам специалистов этого ведомства, переход на новую систему контрактации и закупок десяти ПЛА новой подсерии в рамках пятилетнего соглашения позволит по сравнению с ранее существовавшей системой приобретения каждой лодки в рамках отдельного контракта сократить их суммарную закупочную стоимость на 14,4 проц. (около 4,5 млрд. долларов). Всего до 2028 года намечено построить 30 подводных лодок и затратить на программу около 84 млрд. долларов (в ценах 2012-го).
Таким образом, реализация Соединенными Штатами указанных планов позволит в 2030-2040-х годах оптимизировать по срокам и объемам финансирования процесс перехода национальных подводных сил ВМС на системы вооружения нового поколения с одновременным качественным расширением их оперативных возможностей.
(Капитан 1 ранга И.Белоусов, «ЗВО»)
Факт
В настоящее время в составе ВМС США числится 11 авианосцев, из них 10 – типа «Нимитц» и 1 — «Энтерпрайз». Больше авианосцы типа «Нимитц» строиться не будут. В 2008 году был заложен первый авианосец нового поколения «Джеральд Р.Форд» (CVN-78), который планируется ввести в строй в 2015 году…
Источник: